Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей

Картотека опытов
с водой для дошкольников
подготовила:
воспитатель первой

Почему стоит проводить занимательные эксперименты с ребятами?

Проведение познавательных опытов с водой и маслом вместе с детьми представляет собой занимательный и интересный способ познания окружающего мира. Эти простые эксперименты помогают детям развивать любознательность, улучшать наблюдательность и понимать основы науки. Что дают ученикам описанные выше эксперименты? Какова их польза для растущих ребят в познании окружающего пространства?

  1. Развитие научного мышления. Проведение опытов с водой и маслом помогает детям развивать научное мышление. Они учатся формулировать вопросы, делать предположения, проводить наблюдения, анализировать результаты и делать выводы. Такие навыки критического мышления очень важны для развития у ребят умения анализировать информацию и принимать обоснованные решения в будущем.
  2. Улучшение наблюдательности. Проведение опытов с водой и маслом требует от детей внимательного наблюдения за происходящими явлениями. Ребята могут замечать различные изменения, связанные со смешиванием и разделением веществ, образованием пузырьков и другими интересными явлениями. Такие наблюдения помогают развивать навыки наблюдательности и восприятия мира вокруг.
  3. Проблемное мышление и творчество. Проведение познавательных опытов стимулирует проблемное и творческое мышление у детей. Во время опытов ученики могут сталкиваться с непредсказуемыми результатами или возникающими проблемами, которые требуют поиска решений и творческого подхода. Развитие таких навыков помогает ребятам становиться более гибкими и креативными в будущем, не бояться проявлять инициативу, искать нестандартные решения возникших проблем.
  4. Учение через опыт. Проведение опытов с водой и маслом позволяет детям учиться через опытную деятельность, что считается (и справедливо) эффективным способом обучения. Ребята, принимающие активное участие в таких безопасных экспериментах, могут непосредственно видеть результаты своих действий и делать собственные открытия. Это помогает закрепить междисциплинарные знания и применить их на практике в дальнейшем.

Проведение познавательных опытов с водой и маслом предоставляет детям возможность развить научное мышление, улучшить наблюдательность, развить проблемное мышление и творческие навыки, а также учиться через практический опыт. Такие эксперименты стимулируют интерес детей к науке и помогают им лучше понять мир, в котором они живут

Важно помнить, что взрослые должны надлежащим образом проводить подобные опыты, обеспечивая безопасность и руководство детей в процессе, обеспечить материальную базу и ознакомить с техникой безопасности

Опыты с водой и маслом предлагают удивительные возможности для маленьких учёных, предлагают познакомиться с различными научными принципами. У ребят есть возможность увидеть, как взаимодействие определенных веществ может привести к разным результатам и научиться интерпретировать наблюдаемые феномены. Участвуя в этих опытах, дети будут также развивать свое умение обнаруживать новые вопросы, строить предположения и проверять их. Ведь наука — это одновременно и забава, и возможность расширить свои знания, а также в будущем совершить открытия, которые улучшат наш мир!

Еще:

  • Что такое «когнитивная стена»
  • Неандертальцы заботились о членах своей общины с ограниченными возможностями
  • Мы во многом похожи на плодовых мушек
  • Опыты по скрещиванию человека и шимпанзе
  • Эволюция в обратную сторону

Слайд 14Опыт № 13. «Замёрзшая вода».Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки,

картинка с изображением айсберга.Перед детьми — миска с водой. Они

обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.• Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга

И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Опыт с водой разной температуры

Для следующего опыта понадобятся четыре стеклянных стакана, краски. Этот эксперимент с водой для дошкольников показывает свойства воды разной температуры.

  1. В два стакана нужно налить холодную воду, в другие два – теплую.
  2. В холодную воду можно добавить желтый цвет, а в теплую – черный.
  3. Один из стаканов с желтой холодной водой поставить в тарелку. А стакан с теплой водой накрыть пластиковой карточкой и перевернуть вверх дном и в таком виде поставить его на стакан с прохладной водой, то есть стаканы с разной водой будут располагаться зеркально, между ними – пластиковая карта.
  4. Затем нужно очень аккуратно вытащить карточку, при этом нужно следить, чтобы стаканы не шевелились, придерживать их в первоначальном положении.

Здесь можно будет увидеть, что холодная и горячая вода не смешалась, это происходит потому, что тепло стремится вверх, а холод – вниз.

Осталось еще два стакана, можно попробовать провести этот эксперимент наоборот – вниз поставить горячую воду, а наверх – холодную. Вода в этом случае смешается.

Легкие опыты для детей в домашних условиях

Давайте превратим ваш дом в научный центр, где каждый уголок скрывает нечто удивительное. В этом разделе мы поговорим о простых, но очень увлекательных экспериментах с водой, которые идеально подойдут для малышей. Эти опыты не только развлекут ваших детей, но и помогут им лучше понять окружающий мир.

Водоворот в стакане с помощью батарейки

Описание фокуса: Создайте свой собственный водоворот в стакане, используя простую батарейку.

Пошаговое выполнение:

  1. Найдите прозрачный стакан и наполните его водой до краев.
  2. Аккуратно положите плоскую круглую батарейку на поверхность воды.
  3. Наблюдайте, как батарейка начинает медленно вращаться, образуя водоворот.
  4. Обсудите с ребенком, почему батарейка вращается и что вызывает движение воды.

Научное объяснение: Батарейка вращается из-за разницы в поверхностном натяжении воды, вызванной её формой и материалом.

Фокус с трубочкой и водой

Описание фокуса: Создайте иллюзию замороженной воды в воздухе.

Пошаговое выполнение:

  1. Наполните стакан водой до верха.
  2. Возьмите соломинку для напитков и погрузите один её конец в воду.
  3. Очень быстро подуйте в другой конец соломинки.
  4. Наблюдайте за тем, как капли воды кажутся висящими в воздухе. Научное объяснение:

Научное объяснение: Воздух, выдуваемый в соломинку, создает пузыри в воде, которые быстро поднимаются на поверхность. Это создает иллюзию воды, замерзшей в воздухе.

Цветные тени на дне бутылки

Описание фокуса: Наблюдайте за созданием удивительных цветных теней в бутылке с водой.

Пошаговое выполнение:

  1. Наполните прозрачную бутылку чистой водой.
  2. Направьте на бутылку яркий источник света, например фонарик или солнечный свет.
  3. Поместите перед источником света цветную прозрачную пленку или стекло.
  4. Наблюдайте за изменением цвета теней на дне и стенках бутылки.

Научное объяснение: Цветные тени образуются благодаря преломлению и отражению света в воде. Цветная пленка изменяет цветовой спектр проходящего через неё света, что и создает удивительные цветные тени.

Таинственный плавающий мандарин

Описание фокуса: Заставьте мандарин плавать и тонуть по вашему желанию.

Пошаговое выполнение:

  1. Наполните прозрачный контейнер или аквариум водой.
  2. Сначала опустите в воду мандарин без кожуры. Наблюдайте, как он тонет.
  3. Затем положите в воду мандарин с кожурой. Наблюдайте, как он всплывает на поверхность.
  4. Обсудите с ребенком, почему происходит такое изменение. Научное объяснение: Кожура мандарина содержит воздушные карманы, которые уменьшают его общую плотность и заставляют плод плавать. Без кожуры плотность мандарина становится больше плотности воды, и он тонет.

Научное объяснение: Кожура мандарина содержит воздух, который помогает ему плавать. Без кожуры плотность мандарина больше плотности воды, и он тонет.

Волшебство скрытых сообщений

Описание фокуса: Напишите невидимые сообщения, которые появятся только при определенных условиях.

  1. Напишите сообщение на листе бумаги, используя бесцветный восковой мел.
  2. Аккуратно покрасьте бумагу водными красками разных цветов.
  3. Наблюдайте, как написанное мелом сообщение остается белым и становится видимым на фоне цветной бумаги.

Научное объяснение: Восковой мел создает водоотталкивающий барьер на бумаге. Когда вы наносите водные краски, мел отталкивает воду, оставляя написанные слова невидимыми. Этот эксперимент отлично демонстрирует свойства водоотталкивающих и водопроницаемых материалов.

Эксперименты с водой для школьников

Для школьников, у которых уже есть базовые знания о мире вокруг, мы предлагаем серию захватывающих экспериментов. Эти опыты не только развлекают, но и углубляют понимание научных принципов, от повседневных явлений до сложных химических реакций. Это отличная возможность для школьников применить теоретические знания на практике и почувствовать себя настоящими исследователями.

  1. Создание Мини-Фонтана химической реакцией

Возьмите небольшую бутылку и наполните её на треть уксусом. Добавьте несколько капель пищевого красителя. В отдельной ёмкости смешайте воду и пищевую соду.

Быстро вылейте смесь соды в бутылку с уксусом. Наблюдайте за образованием пены, вытекающей из бутылки в виде фонтана.

Происходит химическая реакция между уксусом (кислотой) и содой (основанием), в результате которой образуется углекислый газ, создающий давление и выталкивающий жидкость из бутылки.

  1. Волшебная радуга. Создание радуги с помощью бумаги и воды.

Нарисуйте цветными фломастерами полоску на конце полоски бумаги. Опустите противоположный конец полоски в стакан с водой. Наблюдайте, как вода поднимается вверх по бумаге и распространяет цвета, создавая радужный узор.

Капиллярное действие в бумаге заставляет воду подниматься вверх, разделяя чернила на составные цвета.

  1. Гравитационный колодец. Исследование силы гравитации с помощью воды и воронки.

Наполните воронку водой, держа палец на отверстии снизу. Поднимите воронку над миской и отпустите палец. Наблюдайте, как вода вытекает из воронки, создавая эффект гравитационного колодца.

Сила гравитации притягивает воду вниз, создавая поток, который вытекает из воронки.

  1. Солнечный водяной нагреватель. Нагревание воды с помощью солнечной энергии.

Наполните прозрачную бутылку водой и закройте её крышкой. Поместите бутылку на солнечное место на несколько часов. Измерьте температуру воды до и после экспозиции.

Солнечные лучи проникают через прозрачную бутылку и нагревают воду, демонстрируя принцип солнечного нагревателя.

5. Фокус магнитная рыбалка. Изучение магнетизма с помощью создания магнитной рыбалки.

Создайте «рыб» из бумаги с прикрепленными к ним скрепками. Используйте магнит, привязанный к нити, как удочку. Попробуйте «поймать» бумажных рыб, поднося магнит к скрепкам.

Магнит притягивает металлические предметы, такие как скрепки, демонстрируя свойства магнетизма.

6. Фокус «Химический Вулкан». Создание вулканического извержения с помощью химической реакции.

Сформируйте вулкан из песка или глины вокруг стеклянной бутылки. Налейте в бутылку уксус, добавьте пищевой краситель. Быстро добавьте пищевую соду и наблюдайте за «извержением».

Химическая реакция между уксусом и содой создает углекислый газ, который выталкивает смесь вверх, создавая эффект извержения вулкана.

  1. Таинственная вода, которая исчезает» Демонстрация превращения жидкости в твёрдое вещество.

Наполните стакан водой. Добавьте в воду порошок полиакрилата натрия (этот материал часто используется в гидрогелевых подгузниках). Перемешайте содержимое стакана до тех пор, пока вода полностью не абсорбируется и не превратится в гель. Попробуйте перевернуть стакан, чтобы показать, что вода «исчезла».

Полиакрилат натрия — это сверхабсорбирующий полимер, который может впитать воду в количестве, значительно превышающем собственный объём. Когда полимер впитывает воду, он превращается в гель, который удерживает воду внутри своей структуры. Этот эксперимент демонстрирует свойства полимеров и их способность абсорбировать жидкости, что является важным принципом в науке о материалах и химии.

Слайд 6Опыт № 5. «Что бывает с паром при охлаждении?».Цель: Показать

детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды;

на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Доведение до кипения

Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.

Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.

Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае — стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.

Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Слайд 13Опыт № 12. «Тающий лёд».Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой

и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные

формочки.Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Советы по безопасности при проведении экспериментов и фокусов с водой

Безопасность при проведении домашних экспериментов с водой является первоочередной задачей, особенно когда речь идет о детях

Вот несколько основных мер предосторожности, которые помогут обеспечить безопасное пространство для экспериментов:. Подготовка рабочей области:

Подготовка рабочей области:

  • Выберите просторное и хорошо освещенное место для экспериментов.
  • Убедитесь, что рабочая поверхность стабильна и не скользкая.
  • Держите электронные устройства и электрические розетки подальше от места проведения экспериментов с водой.

Использование подходящих материалов и инструментов:

Используйте только безопасные, нетоксичные материалы и химикаты. Проверьте, что все используемые емкости чистые и без трещин. Убедитесь, что у всех участников эксперимента есть подходящие защитные принадлежности (например, фартуки, перчатки, защитные очки).

Наблюдение за детьми:

Всегда присутствуйте во время проведения экспериментов с детьми. Объясните детям правила безопасности и следите за тем, чтобы они их соблюдали. Избегайте использования мелких предметов, которые дети могут случайно проглотить.

Опасности и первая помощь:

Избегайте экспериментов, в которых есть риск ожогов или других травм. Обеспечьте доступ к аптечке первой помощи на случай несчастных случаев. Научитесь основам оказания первой помощи, чтобы быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Послеэкспериментальная уборка:

Тщательно очищайте все инструменты и рабочую поверхность после экспериментов. Утилизируйте все использованные материалы надлежащим образом. Обучите детей правильной уборке после экспериментов, чтобы прививать им ответственность и уважение к порядку.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете обеспечить безопасное и познавательное пространство для экспериментов с водой для детей всех возрастов.

Слайд 2Опыт № 1. «Окрашивание воды».Цель: Выявить свойства воды: вода может

быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем

больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: