Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала
Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Упражнение “Лезгинка”
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
- Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
- Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
- Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
- Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук — горький, резкий, противный и пр.
- Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Нейробика — упражнения для мозга для пожилых людей и не только
Ниже я приведу 7 упражнений, выполняя которые Вы:
- Улучшите память, причем как долгосрочную, так и краткосрочную. Смысловую, образную, эмоциональную, двигательную. Это происходит, потому что одинаково активными и слаженно работающими становятся различные участки мозга обоих полушарий.
- Заметно улучшите структурность речи, четкость изложения мыслей. Такую речь приятно слушать. В ней все по делу и понятно. Без лишней воды и долгих утомительных отступлений. Значительно снижается количество слов паразитов.
- Восстановите двигательные возможности. Улучшите состояние суставов и позвоночника. Выполняя регулярно упражнения, приведенные ниже, мозг восстанавливает биологические процессы, свойственные здоровому опорно-двигательному аппарату.
А пока
Развитие критического мышления
Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Что же такое критическое мышление?
- Мышление самостоятельное, а обладатель ставит свои идеи, оценивает ситуацию, имеет свои убеждения независимо от других.
- Получение информации – только начало, а концом будет обработка, то есть. порождение сложной мысль, как вывод. Очередная мысль подвергается критическому осмыслению.
- Такое мышление начинается с вопросов и определения проблем.
- Критическое мышление – это убедительные аргументы, доказательства, вывод.
- Такое мышление помогает производить обмен мнениями, точками зрения.
Как развивать критическое мышление?
- Оценивайте реальность. Реальность – это мир независящий от ваших желаний. Ваше мышление будет наиболее эффективным, если вы научитесь понимать и «переводить» эту реальность.
- Массовые увлечения. Какое-либо понятие становится популярными большое количество человек принимают его, то есть создают толпу. И речи быть не может там о критическом мышлении, а только лишь о согласованности. Думайте до того, как присоединитесь.
- Проводите параллели между наблюдением и выводом.
- Не судите ситуацию или человека, пока не удостоверитесь в вашей информации.
- Не теряйте чувство юмора.
- Будьте любознательны. В мире много неизвестных, интересных, шокирующих вещей. Наличие любопытства говорит о наличии ума. Любопытный человек ищет новые пути, пути решения проблем, например, что дает ему новые возможности.
- Не давайте волю эмоциям, потому что они способны помутить разум. Ярким примером может послужить гнев, под воздействием которого можно сделать вещи, о которых будете сожалеть.
- Не завышайте самооценку.
- Научитесь слушать людей.
- Пользуйтесь своей интуицией, не игнорируйте. Потому что подобные мысли могут прийти вам в голову на подсознательном уровне. Это результат когда-то принятой информации, о которой вы уже, наверное, и не помните.
Задания на развитие мышления
1) Какое число скрыто под автомобилем?
2) Найти лишнюю фигуру. Только 15% людей могут справиться с этой задачей.
3) Куда едет автобус?
1. 87, просто переверните фото.2. Ответ -1, потому что она является эталоном, ибо остальные фигуры ее модификации, изменена либо форма, либо цвет, либо рамка.3. При том, что автобус едет вперед и движется по правой стороне, как принято, он движется влево. Потому что двери не видно.
Развитие скорочтения
Быстрое чтение всегда позволит читать больше интересных и полезных книг, а также отлично разовьет мышление. Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней. Мы научим вас не только быстрее читать, но еще и быстрее мыслить, понимать и запоминать текст, так как это основные требования к процессу чтения.
Устный счет
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Деньги и мышление миллионера
Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.
Упражнения для развития правого полушария мозга
Правая часть головного мозга заведует целостным восприятием реальности, усиливает интуитивное постижение действительности, творческие способности. Поэтому развитию этого полушария способствуют: прослушивание музыкальных произведений, визуализация, погружение в мечты, медитация, рисование. В общем, все действия, связанные с оперированием целостными образами.
Результативные упражнения для развития правого полушария мозга – сочинение стихотворений, пение, танцы, создание литературных произведений, пусть даже это будет ведение дневника или блога. Главное, чтобы эти виды деятельности были непосредственно связаны с функциями, за которые отвечает данное полушарие.
В качестве примера можно посоветовать популярные сейчас курсы правополушарного рисования. Специальная техника, применяемая при срисовывании изображения, учит отходить от шаблонных стереотипов мышления и как можно реалистичнее воссоздавать на бумаге нужный предмет. Такие занятия позволяют расширить границы сознания, взглянуть на привычные вещи другими глазами, по-новому оценить окружающий мир и развить воображение.
Чем она полезна
Как же применять нейропластичность в повседневной рабочей жизни? Представьте, что ваш мозг — огромная энергосистема. Каждый раз, когда вы думаете, чувствуете или делаете что-либо, активизируются миллионы связей.
Нейропластичность предполагает построение новых связей и в то же время укрепление существующих. Это помогает не только быстрее обрабатывать информацию, но и предотвращать умственное переутомление. А значит, вы будете испытывать меньше стресса и реже совершать ошибки.
«Посмотрите на мозг как на мышцу», — предлагает доктор Линда Шоу, психолог и когнитивный нейробиолог, а также член Королевского сообщества и научный сотрудник Британского психологического сообщества. Она считает, что, подобно работе над мышцами, правильная и регулярная тренировка мозга делает его сильнее.
По словам экспертов, нейропластичность приносит еще большую пользу во время удаленной работы, поскольку смена обстановки требует выработки новых привычек и ритуалов. Доктор Шоу считает, что начальникам следует стимулировать адаптацию сотрудников инновационными и креативными способами.
Как работают упражнения для мозга
Головной мозг — это сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающий за конкретные виды деятельности. Правое контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам. Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а ещё отвечает за речь и логику.
Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело, представляющее собой разветвлённую систему нервных волокон. Задача мозолистого тела — связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.
Иногда случается так, что в работе мозолистого тела случаются сбои. Тогда какое-то одно полушарие берёт на себя основную нагрузку, пока другое находится как бы в состоянии спячки. В том числе по этой причине у детей могут случаться разнообразные нарушения: плохая память, невнимательность и рассеянность, проблемы с ориентацией в пространстве.
Учёные определили, что укрепление связей между полушариями происходит в разном возрасте: до 7 лет у девочек и примерно до 8,5 лет у мальчиков. И чем раньше начать выполнять упражнения нейрогимнастики, тем быстрее полушария мозга гармонично разовьются и станут взаимодействовать между собой слаженно.
Начинать выполнение упражнений для мозга рекомендуется в дошкольном возрасте (4-5 лет). Постепенно тренировки можно усложнять, добавляя более специфичные и интересные движения.
Как рождаются идеи
Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.
Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.
Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.
Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.
Каковы последствия?
Представление — это часть процесса восприятия. Восприятие не только ментальный процесс, в нем принимает участие всё тело. Вернее, мир и наше восприятие активно создают друг друга во взаимодействии. Если восприятие — часть одной динамичной системы со средой, то восприятие можно рассматривать еще и как культурный процесс, ведь среда бывает не только природная. Французская исследовательница Катрин Малабу в своей книге «Что нам делать с нашим мозгом?» доказывает, что мозг не машина. Он пластичен, а потому легко поддается влиянию среды. Социальная среда влияет на наш мозг, выстраивая его по своим законам. И для Малабу это имеет политические последствия.
Коротко о мозге человека
В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось установить, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, мозг можно развивать. Это значит, что есть ответ на вопрос, как тренировать мозг. И в этом нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.
Есть несколько методов развития мозга. Но американские исследователи Гейл и Пойл Деннисон пошли дальше своих коллег и разработали целую программу интеллектуального развития – нейрогимнастику, то есть гимнастику для мозга.
Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум». Нейрогимнастика расскажет вам, как развивать мозги.
Как сохранить свой мозг молодым в любом возрасте
Ранее считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в начале 21 века ученые доказали, что нейроны могут обновляться в течении всей жизни. Это происходит благодаря нейропластичности мозга. Чтобы процесс регенерации нейронов продолжался до самой старости надо постоянно давать нагрузку умственной деятельности, причем чтобы одинаково хорошо работали оба полушария головного мозга.
Для этого очень хорошо подходит Нейробика – тренировка мозга, для развития и синхронизации обоих полушарий. Она тренирует память, логику и воображение. Сейчас разработаны десятки упражнений. Они помогают в реабилитации после инсультов и различных травматических повреждений мозга. Тренируя здоровый мозг, Вы улучшаете свое здоровье всего организма и увеличиваете продолжительность жизни. Мы живем пока развиваемся. А наше развитие, это, прежде всего развитие мозга, так как именно он является координатором всех процессов и частей нашего организма.
Причина старения мозга и отмирания нейронов кроется в истощении дендритов – отростков нервных клеток. Чтоб этого не происходило, их нужно постоянно стимулировать. Если этого не делать, то они попросту атрофируются. Одни и те же рутинные ежедневные действия формируют шаблонное поведение. Формируются привычки и автопилотная монотонность. Для поддержания этого процесса уже не требуется гибкость мышления и нахождение новых решений. Новым нейронам незачем появляться. Вот они и отмирают.
Но наш мозг состоит из тканей подобных тканям эмбриона. Он всегда открыть к развитию и обучению. Если мы этим не занимаемся, то его функция остается не востребованной, и он дряхлеет. Если же мы его постоянно задействуем на новые непривычные задачи, то мозг с радостью развивается и наполняется новой жизненной силой.
Для поддержания здоровой работоспособности нашему мозгу, как и телу, необходима физическая зарядка. Такой зарядкой для мозга и является Нейробика.
В чём опасность феномена и как его используют против тебя
Любое умение может быть использовано как во благо, так и с корыстной целью, и нейропластичность не остаётся в стороне от этого наблюдения. Эта особенность человеческого устройства активно используется маркетологами, рекламщиками, аферистами и вымогателями.
Фото Robina Weermeijer on Unsplash
Учитывая небольшую скорость восстановления и регенерации нейронов, для достижения нужного результата среди взрослой аудитории действует правило повторения. Подумай, можешь ли ты ответить, сколько раз за день ты видела рекламу чая (минеральной воды, туристических туров, бытовой химии – объект не так важен, как регулярность повтора).
Между тем, по телевидению определённую рекламу повторяют несколько раз и с определённым интервалом времени. В итоге, почти наверняка ты захочешь попробовать этот товар, даже если для этого тебе придётся изменить свои вкусовые привычки.
В выигрыше при этом всегда остаются производители этого товара, а вот ты можешь совсем не оценить его качество или соответствие заявленной рекламе.
Аналогично твой мозг будет реагировать на людей, просящих милостыню. Примелькавшиеся просители инстинктивно будут вызывать жалость и желание помочь. Чем чаще ты будешь их видеть, тем сильнее будут эти ощущения. В итоге ты подашь милостыню уже не задумываясь над тем, реально ли твои деньги пойдут на ужин бедняге или он найдёт им менее достойное применение.
Наши мысли способны влиять на наши гены
Мы склонны думать, что наше так называемое генетическое наследие, то есть, своеобразный генетический багаж нашего организма, это материя неизменная. По нашему мнению, родители передали нам весь тот генетический материал, которые сами когда-то унаследовали – гены облысения, роста, веса, заболеваний и так далее – и теперь мы обходимся лишь тем, что получили. Но на самом деле, наши гены открыты для влияния в течение всей нашей жизни, причем, на них влияют не только наши действия, но и наши мысли, чувства, вера.
Новая развивающаяся область науки под названием «эпигенетика» изучает внеклеточные факторы, которые влияют на экспрессию (выражение) генов. Вы должно быть слышали, что на генетический материал можно повлиять посредством изменения рациона питания, образа жизни, физической активности и так далее. Так вот сейчас вполне серьезно изучается возможность такого же эпигенетического эффекта, вызванного мыслями, чувствами, верой.
Как показывают уже многочисленные исследования, химические вещества, на которые влияет наша умственная активность, способны вступать во взаимодействие с нашим генетическим материалом, вызывая мощный эффект. На многие процессы в нашем организме можно повлиять таким же образом, как и при изменении режима питания, образа жизни, среды обитания. Наши мысли способны буквально выключать и включать активность определенных генов.
О чем говорят исследования?
Доктор наук и исследователь Доусон Черч (Dawson Church), посвятивший много времени исследованиям, многое рассказал о взаимодействии, которое оказывают мысли и вера пациента на экспрессию связанных с болезнью и исцелением генов. «Наше тело читает в нашем мозгу, — говорит Черч. – Наукой установлено, что мы можем иметь лишь определенный фиксированный набор генов в наших хромосомах. Однако какие из этих генов влияют на наше субъективное восприятие и на течение различных процессов, имеет большое значение».
В результате одного из исследований, проведенного в Университете Огайо (Ohio University), был наглядно продемонстрирован эффект влияния умственного напряжения на процесс излечения. Исследователи провели такой эксперимент среди семейных пар: каждому участнику опыта на коже оставляли небольшое повреждение, приводящее к появлению маленького волдыря. Затем разным парам предлагалось в течение получаса либо пообщаться на нейтральную тему, либо поспорить на какую-то конкретную тему.
Затем на протяжении нескольких недель ученые определяли уровень трех определенных белков в организме, которые влияют на скорость заживления ран. Оказалось, что у тех спорщиков, которые использовали в своих спорах наиболее язвительные и жесткие замечания, и уровень этих белков и скорость заживления были на 40 процентов ниже, чем у тех, кто общался на нейтральную тему. Черч объясняет это следующим образом: наше тело посылает сигнал в виде белка, активирующий определенные гены, связанные с заживлением ран. Белки активируют гены, которые, используя стволовые клетки, создают новые клетки кожи для лечения ран.
Однако когда энергия организма истощается тем, что затрачивается на выработку стрессовых веществ, таких как кортизол, адреналин и норадреналин; таким образом, сигнал, который поступает к вашим исцеляющим раны генам, значительно слабеет. Процесс восстановления длится намного дольше. В то же время, если организм человека не настраивается на борьбу с какой-то внешней угрозой, его энергетические ресурсы остаются нетронутыми и готовыми для выполнения излечивающих миссий.
Почему это очень важно для нас?
Нет сомнений, что тело практически любого человека с рождения укомплектовано генетическим материалом, необходимым для оптимального функционирования в условиях ежедневных физических нагрузок. Однако наша способность сохранять так называемое умственное равновесие оказывает огромное влияние на возможности нашего тела использовать свои ресурсы. И даже если вы полны агрессивных мыслей, определенная активность (такая как медитация) помогает настроить ваши нейронные проводящие пути на поддержку менее реакционных действий.
Лучшие упражнения для детей
Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.
Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно
Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой
Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.
Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.
Улучшайте душевное здоровье
А как насчет йоги? Помогает ли она при стрессе? При возникновении тревоги повышается уровень напряжения, ускоряется сердцебиение и снижается концентрация внимания. Реакция организма на стресс, которая носит название «бей или беги», является автоматической, но это не значит, что ее совсем нельзя контролировать.
Йога учит контролю движения и дыхания с целью включения режима «релаксации» тела. Появляется все больше научных подтверждений пользы от йоги. Например, в ходе исследования 2010 года участники ежедневно занимались йогой и медитацией в течение 8 недель. Помимо снижения уровня стресса, сканирование мозга показалоуменьшение в размерах миндалевидного тела, области мозга, которая играет большую роль в появлении стресса, страха и беспокойства.
Физические упражнения также кажутся многообещающим способом борьбы с депрессией. Мета-анализ 2013 года позволил сделать осторожные выводы, что физические упражнения – аэробные и на сопротивление – были «умеренно эффективными» в устранении симптомов депрессии. Упражнения оказались такими же эффективными, как антидепрессанты и психологические методы лечения, но авторы исследования считают, что эта область требует более тщательного изучения.
Как развить менее активное полушарие
Улучшить продуктивности отдельного полушария возможно благодаря простым упражнениям. Для левшей подойдёт выполнять все каждодневные дела правой рукой. Например, застегивать рубашку, держать ложку, расчёсываться, открывать дверь, по возможности учитесь писать. Вначале выполнять повседневные действия другой рукой будет тяжело, и ведущая рука будет брать инициативу на себя. Но со временем, другая рука будет развивать моторику и её навыки улучшатся, а ваши вместе с ней. Включайте в работу отстающую руку и с её работой будет улучшаться продуктивность полушария.
Повысить эффективность работы мозга, и добиться согласованности функционирования обоих его полушарий позволяет НЛП т.е нейролингвистическое программирование. Это совокупность определенных техник получила широкое распространение в последнее время. Её разработкой заняты передовые учёные со всего мира. И в частности одна из техник НЛП называется “Скорая помощь”
Цель ее в том, чтобы снимая психологическое напряжение и усталость мы повышаем работоспособность, улучшая память и внимание
Доказательства эффективности
В этом исследовании анализируются особенности произвольных и целенаправленных движений, осуществляемых в рамках НРТ с целью восстановления после инсульта. Авторы предположили, что добавление релевантности и функции к традиционным Бобат-техникам увеличит когнитивную стимуляцию и вовлечение. Это очень актуально для эрготерапии, поскольку пациентоориентированность и функциональность являются краеугольными камнями эффективного лечения.
Воздействие пневматических шин Джонстона в сочетании с НРТ на спастичность и кожную чувствительность при церебральном параличе (Mintase, Livanelioglu и Topeu, 2001).
Первоначально пневматические шины Джонстона были конструированы для того, чтобы усилить проприоцептивный входной сигнал через глубокое давление и обеспечить правильное позиционирование конечностей во время проведения занятий по эрготерапии у пациентов с гемиплегией. Также этот подход оказался эффективным при решении проблемы спастичности у детей с церебральным параличом.
Беговая дорожка плюс техники Бобат по обучению ходьбе улучшают паттерн ходьбы в подостром периоде инсульта: рандомизированное контролируемое исследование (Eich H.J., Mach H., Werner C. и Hesse S. 2004).
Применение Бобат-терапии улучшает паттерн ходьбы, что позволяет пациентам передвигаться более эффективно. Когда к этому добавляется ходьба по беговой дорожке (функциональная и целенаправленная деятельность), то эффект становится еще более значительным.
Кинезиология как наука для предотвращения Альцгеймера
В подобных патологиях и сложностях с запоминанием во многом виноваты не столько болезни, хотя и они тоже, сколько отсутствие физкультуры, недостаток разной мозговой деятельности. Если не напрягать себя новыми хобби, изучением языков, чтением книг, заучиванием четверостиший, то будет происходить деградация, которую почти невозможно остановить. Ведь нейроны с большим трудом восстанавливаются.
Особенно врачи уделяют вниманию физкультурной активности. Именно ходьба, бег, прогулки способствуют не только повышению тонуса в организме, но и обогащают мозг кислородом, заставляют его отречься от проблем и перезагрузиться. Таким способом снижается уровень стресса, вырабатывается серотонин, клетки в голове регенерируются и формируются значительно быстрее.
7 лучших упражнений Нейробики для развития мозга и поддержания его в молодом и здоровом состоянии
Старайтесь внести в свою жизнь побольше разнообразия. Активная жизнь активизирует работу мозга и не дает нам стареть и сохранит ясность ума на долгие годы.
Упражнение 1. Вертушка
Соедините подушечками большой и указательный палец одной руки с указательным и большим пальцем другой. Попеременно меняйте положение кистей рук вращаясь на подушечках одних пальцев, размыкая другие, затем соединяя их и вращайте размыкая предыдущие и соединяя. Смотрите в видео.
Упражнение 2. Левша-Правша.
Располагаем перед собой лист бумаги. Лист лучше закрепить, чтобы он не смещался. Берем в левую и правую руки по маркеру, карандашу или ручке. Рисуем одновременно в зеркальном отображении обеими руками синхронно квадраты, затем треугольники, затем круги. Можете продолжать и с другими фигурами, какие только захотите
Важно начинать и заканчивать рисовать фигуры обеими руками одновременно. Фигуры должны быть одинакового размера
Чем правильнее тем лучше.
Упражнение 3. Читаем вверх-ногами.
Возьмите книгу. Переверните ее вверх ногами и читайте. Доведите беглость чтения до обычной вашей скорости чтения книги в нормальном положение.
Упражнение 4. Веретено.
Сомкните обе руки, примыкая подушечками пальцев одной к соответствующим пальцам другой. Вращайте большими пальцами вокруг друг друга в одном направлении, затем в противоположном. Потом переходите к указательным и так далее. Ускоряйте темп.
Упражнение 5. Две орбиты.
Встаньте. Ноги на ширине плеч. Вытяните обе руки перед собой ладонями вниз. Вращайте руками в плечевых суставах так, чтобы руки двигались в противофазе. Например, из положения рук перед собой правая описывает окружность вверх-назад-вниз-вперед, одновременно с этим движением левая описывает окружность вниз-назад-вверх-вперед. Впереди руки должны встретиться. Продолжайте такие движения какое-то время, затем поменяйте направление движения.
Упражнение 6. Пальчик-пальчик.
Соедините кисти рук, прижав ладони и растопыренные пальцы друг к другу. Перекрещивайте попеременно сначала большие пальцы, затем указательные, средние и так далее. Дойдя до мизинцев, продолжите в обратном порядке. Ускоряйте темп.
Упражнение 7. Динамический замок.
Переплетите кисти рук в пальцевой замок. Выпрямляйте пальцы по одному и возвращайте в исходное положение, начиная с больших и до мизинцев, а затем в обратном порядке. Постепенно наращивайте темп.
Эти упражнения хороши тем, что не требуют специальной подготовки, оборудования или спортивной формы. Их можно делать в любое удобное время, даже между делом, будь то на работе, в транспорте, у телевизора, или еще где-то. Занимаясь до 20 минут ежедневно, Вы значительно поможете своим нейронам восстановиться и обновиться. Причем можно делать по несколько минут за раз. Главное регулярность и постоянство.
Совмещайте упражнения с правильным дыханием. Обычно все физические движения лучше начинать на задержке после выдоха, делая так несколько движений, затем столько же по времени вдох и выдох.
Вообще дыхательных практик великое множество. Большинство из них будут способствовать развитию и улучшению вашего здоровья, кровообращения и так далее. Но стоит учесть, что не всякое дыхание полезно
Стоит особое внимание уделить пониманию, с какой физической активностью и деятельностью, какое дыхание сочетается
Распространенные виды дыхательных практик:
- Дыхание волка. Применяется при активных физических нагрузках, быстрой ходьбе, беге.
- Дыхание медведя во время силовых упражнений.
- Дыхание сокола полезно делать перед приёмом пищи.
- Для баланса, успокоения, гармонизации подходит дыхание полоза.
Подробнее о дыхательных практиках читайте в статье: «Пранаяма для начинающих понятным языком: 5 лучших техник дыхания с пошаговой понятной инструкцией». И в курсе «Дыхание Жизни», ознакомится с которым можно по этой ссылке. (ссылка открывается в новой вкладке)
Если Вас заинтересовали практики Нейробики, то рекомендую пройти 5 бесплатных уроков Алексея Лукьянова. Он подробно изучил Нейробику и достиг превосходных результатов. О нем и его методике посмотрите здесь.
Так же почитайте мои другие статьи на эту тему. В них так же представлены видео демонстрации упражнений:
- «Как легко развивать мозг и память взрослому человеку»
- «Как развить оба полушария головного мозга. Простые упражнения»
Положительные эффекты нейрогимнастики
- улучшение восприятия и запоминания новой информации;
- улучшение состояния нервной системы;
- развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
- раскрытие скрытых способностей мозга;
- синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.
Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.