Виды нарушений речи у детей

Изучение особенностей  речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития

Нормы психофизического развития

До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.

Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.

В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.

В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.

К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.

Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.

Особенности детей с речевыми нарушениями

За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.

Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.

Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.

У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.

Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.

При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.

У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.

У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ

Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием

Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.

Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.

Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.

Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.

Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.

Особенности распространенных речевых нарушений

Определение 1

Речевые нарушения – это разнообразные отклонения от языковой нормы, наблюдаемые в речи ребенка.

Все дети индивидуальны в своем развитии, в том числе и в речевом. Кто-то уже к году начинает разговаривать «без умолку», а кто-то может молчать до 3-х лет. Не стоит пытаться ограничить ребенка какими-то временными рамками речевого развития, однако спускать «на тормозах» развитие речи тоже не нужно. Необходимо четко осознавать, что относится к норме развития, а что является патологией

На основании данных знаний обращать внимание на развитие речи ребенка и своевременно оказать ему необходимую логопедическую помощь

К норме речевого развития относятся:

  • «Говоруны» — характеризуются повышенным интересом к окружающему миру. Дети очень активны, любят разговаривать, задают множество вопросов и рассказывают обо всем, что видели или в чем принимали участие. Психологической особенностью «говорунов» является то, что они легко осваиваются в любой обстановке и налаживают контакт с окружающими.
  • «Молчуны» — это дети, которые склонны к созерцательности, им больше по нраву спокойная обстановка, позволяющая им спокойно наблюдать за предметами и явлениями. Такие дети очень мало говорят, но если говорят, то исключительно по делу, четко и лаконично.

В современной дефектологии принято выделять три уровня речевых нарушений:

  • Первый уровень – наблюдается либо полное отсутствие речи у ребенка, либо частичное присутствие некоторых речевых элементов. Активный словарь представлен звукоподражаниями. Ребенок в основном лепечет, мычит, пытается что-то «сказать» с помощью жестов и мимики.
  • Второй уровень – в речи детей присутствуют развернутые речевые средства, которые представляют собой небольшие «начатки» речи, но как таковая связная разговорная речь отсутствует. Произношение слов искажено, предложения короткие и лаконичные.
  • Третий уровень – речь ребенка развернута, грубые речевые нарушения отсутствуют. Однако отмечаются нарушения в сложных речевых единицах, которые выявляются посредством специальных тестов.

В настоящее время речевые нарушения классифицируют по видам. Классификация позволяет не только своевременно выявлять нарушения, но и осуществлять коррекционную работу по их исправлению, устранению и минимизации.

Дислалия, дизартрия, ринолаллия

Одним из самых распространенных речевых нарушений является дислалия.

Определение 2

Дислалия – это нарушение речи, которое характеризуется дефектом произношения звуков.

Дети, с дислалией имеют хороший слух, обширный активный словарь, общаются посредством развернутых предложений, в целом речь четкая. В зависимости от количества нарушенных звуков, дислалию принято подразделять на:

  • простая дислалия – нарушено произношение одной определенной группы звуков (шипящие, свистящие и т.п.);
  • сложная дислалия – нарушено произношение нескольких групп звуков одновременно (например, одновременно свистящих и шипящих).

Как показывает практика чаще всего встречаются нарушения в произношении шипящих (ж, ч, щ, ш) и свистящих (с, з, ц) звуков, реже отмечаются нарушения таких звуков как «к», «г», «д», «т».

Определение 3

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь ЦНС и речевого аппарата ребенка.

В общем, дизартрия является последствием недостаточной иннервации речевого аппарата ребенка. Данное нарушение характеризуется дефектом произношения практически всех звуков, речь нечеткая, звукопроизношение смазано. Последствиями тяжелого нарушения речи и общей моторики может быть задержка эмоционально-волевого и психического развития ребенка.

Определение 4

Ринолалия – это нарушения в звукопроизношении и тембре голоса, которые обусловлены различными анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата.

Различают следующие виды ринолалии:

  • открытая ринолалия – во время разговора у ребенка струя воздуха проходит через нос, а не как положено через рот (причины – расщепления мягкого и твердого неба и т.п.);
  • закрытая ринолалия – проход воздуха в нос закрыт (аденоиды, искривление носовой перегородки и т.п.).

Как лечат НР разных этиологий

Все основные виды нарушений развития речи можно разделить на требующие специального обучения и те, при которых достаточно небольшого коррекционного вмешательства логопеда.

На ранних сроках развития нарушений рекомендуют посещать коррекционные дошкольные заведения для детей с такими проблемами. Помимо развития артикуляционного аппарата, там проводят занятия по улучшению мелкой моторики, памяти, внимания. К сожалению, в небольших городах таких детсадов может и не быть. В этом случае стоит поискать сад с логопедическими группами или регулярно посещать специалиста в медицинском учреждении.

Школьникам оказывают помощь на логопедической базе школы параллельно с обычными учебными занятиями. Для стойких отклонений создают инклюзивные, коррекционные группы. При сопровождении НР тяжелыми психическими расстройствами рекомендуют специализированные учебные заведения.

Все виды нарушений речи у детей требуют вмешательства логопедов и медицинского обследования. Сами по себе они обычно не исчезают и остаются на всю жизнь.

Нормы речевого развития

Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза

Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика

В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.

К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.

К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.

Первые слова появляются к 1-1,5 годам

В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее

В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.

К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.

К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.

К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Клинико-педагогическая классификация основано на предельной детализации дефектов, их соотношения к видам и формам расстройств. Отклонения речи делят на устные и письменные.

К устным относятся:

1.    дисфония — в анамнезе проблемы с голосовым аппаратом, характеризующиеся видоизменением или расстройством голоса с возможными фонаторными или вокальными нарушениями. Дисфония бывает органической или функциональной

2.    афония — полное отсутствие голоса, больной говорит шепотом из-за поражения гортани, функциональной недостаточности мышечной системы. Афония может быть гортанной, паралитической, спастической, истерической

3.    брадилалия — замедление речевого темпа в речи, письме. Голосовая артикуляция становится нечеткой, монотонной. В зависимости от тяжести патологии, ей присваивают одну из трех степеней

4.    тахилалия — чрезмерно быстрое говорение (20-30 звуков в секунду), не сопровождающееся дефектами лексического, фонетического, логического характера

5.    заикание — логоневроз мышечного аппарата, приводящий к прерывистому ритмическому состоянию речи

6.    дислалия — выраженные проблемы звукопроизношения при нормальном слухе и сохранении связей с центральной нервной системой

7.    ринолалия — искажение артикуляции из-за дефектов строения носоглотки. В просторечии это расстройство называют гнусавостью

8.    дизартрия — ограничение подвижности мягкого неба, языка, губ из-за которого страдает произношение

9.    афазия — отсутствие или дефицит речевых навыков из-за локального поражения головного мозга

10.    алалия — повреждение зон коры головного мозга, органического происхождения, на стадии развития плода и в раннем возрасте. Речь нарушена либо отсутствует.

К письменным нарушениям относятся:

1.    дислексия — при сохранении здоровой обучаемости, наблюдаются сбои в овладении чтением или письмом

2.    дисграфия — повторение специфических ошибок в письме при здоровых интеллектуальных способностях. Например, ребенок путает парные согласные, переставляет буквы местами, пишет зеркально или не дописывает слова

3.    дизорфография — устойчивые, частотные искажения орфографии во время письма.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

Психолого-педагогическая классификация позволяет выделить общую картину проявления патологических проблем. С ее помощью возможно обеспечить специальные программы обучения и воспитания с ориентацией на логопедию.

В этой интерпретации к видам нарушения речи относятся:

●    фонетико-фонематические дефекты — когда проблема возникает из-за дефектов звукового произношения и восприятия

●    ОНР — расстройства, связанные с многосторонними нарушениями звуковой и смысловой систем

●    заикание — иногда сочетается с ОНР, но также может считаться как самостоятельное расстройство коммуникативной функции вследствие логоневроза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: