Теоретические основы построения индивидуального логопедического занятия

Обобщение и распространение опыта работы по теме:«совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Из опыта работы учителя — логопеда в комбинированной группе ДОУ

Проект реализовывался в течение 3 месяцев (декабрь 2022 – февраль 2022 года). Периодичность проведения мероприятий – 1 раз в неделю, длительность 30 минут.

Цель проекта – создание условий для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ.

Задачи:

Способствовать развитию социально-коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.

Формировать лексико-грамматические средства языка в процессе совместной деятельности детей ОВЗ с детьми условной нормы.

Развивать у детей навыки связной речи разных видах детской активности.

Для реализации проекта был составлен календарно – тематический план мероприятий. При составлении плана я руководствовалась «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», автор Нищева Н.В. и образовательной программой своего дошкольного учреждения. Было составленокалендарно — тематическое планирование в едином образовательном контексте

. Тематика мероприятий, педагогические задачи, используемые методы и приемы, лексический и наглядный материал заранее обсуждался и прорабатывался с воспитателями групп, для уточнения актуальных потребностей, интересов, предпочтений детей в рамках проживаемых тем. А если таких потребностей или предпочтений нет, то воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждающую детей обратиться за помощью. Учитель – логопед и воспитатели работают в рамках одной лексической темы, используя при этом разные игры, упражнения и задания для решения различных педагогических задач. Таким образом, выстраивалась интеграция и преемственность не только в работе с детьми, но и педагогами.

Основным инструментом в реализации проекта является система мероприятий, которых индивидуальные занятия предшествуют досугу и являются его своеобразной основой. Мероприятия планируются вконтексте тем Образовательной программы МБДОУ №165 и комплексно – тематического планирования учителя логопеда. Индивидуальные занятия проводятся традиционно, основными задачами является обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Тематический досуг в комбинированной группе – моя педагогическая находка. Это мероприятие, включающее в себя отдых, развлечение, элементы игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, способствующее развитию речи детей. В тематическом досуге принимают участие все дети группы, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс таких мероприятий нацелен на развитие социально — коммуникативных способностей ребёнка с ОВЗ. Все усвоенные им языковые системы на индивидуальных занятиях включаются в разные виды детских активностей в ходе проведения досуга. По моим предположениям, полученные навыки, расширенный словарный запас, материал, усвоенный на индивидуальных занятиях должны служить своеобразным инструментом для коммуникации и способствовать успешной социализации в ходе тематического досуга. Дети с ОВЗ будут чувствовать себя увереннее, если предлагаемая деятельность будет основана на уже знакомом материале.

Доклад на педагогический совет из опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста»

Доклад на педагогический совет из опыта работы

« Развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила : Гилева А.С.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Мояработа

с детьми строится по модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Приработе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание: шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю: артикуляционную гимнастику, чистоговорки, хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации.

Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка). Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин.(2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя

. Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин.(2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя.

План проведения: рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения.

Развитие речи связано с развитием

мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков(например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких)

. Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильногоречевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку,и т. д.

По формированию словаря могу предложить следующие формы работы

: пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственномопыте ; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т. д., время суток, слова синонимы (весёлый — радостный, слова антонимы (белый — чёрный, слова с обобщающим значением(стол, стул, шкаф — мебель.)

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Обобщение опыта работы учителя логопеда

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии.

В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; — развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; — формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); — способствуют развитию речи ; — развивают творческие способности.

Выкладывание букв из различных материалов серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребёнок копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда ученик с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, счетные палочки, проволоку. Из проволоки дети делают элементы букв, а потом и сами буквы. Этот вид работы увлекает не только малышей , но и ребят постарше.

Обрывная аппликация. Этот способ доступен самым маленьким детям, так как не требует специальных технических умений. Но и старшие дети с удовольствием пользуется этой техникой для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, лохматый медвежонок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение. Дети могут усложнить технику: не просто рвать, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок более тонкими и целенаправленными движениями.

При устранении предпосылок оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза провожу работу над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. А также много времени уделяю работе над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения мы их соотносим с какими-либо сходными предметами и изображениями

При знакомстве с новой буквой, я обязательно рассказываю о правильной артикуляции для произнесения этого звука, мы выделяем этот звук в ряду других звуков. После этого знакомлю со зрительным изображением самой буквы и мы вместе подбираем буквы, которые имеют схожие элементы. Например, «В этой букве нет угла, оттого она кругла» (Это буква О, есть общий элемент с буквой Ю и если у буквы О убрать часть, то увидим букву С и т.д.). На занятиях использую различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание с образца, нахождение букв в зашумлённых и наложенных изображениях.

Заключение

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Индивидуальные логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Но повторения очень важны, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду, в прямом смысле этого слова, приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Таким образом, можно сделать вывод, что при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения необходимы индивидуальные занятия, структура, содержание и форма построения которых — основа положительного результата логопедической работы.

Список литературы 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 11-23 2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64 с. 3. Основы теории и практики логопеда. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. — С. 7-30. 4. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М.: 1971.- С. 5-15 5. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: 1959. — С. 5-14 6. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова — М.: 1997. — Ч. I, II. Размещено на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: