Девиантное поведение у подростков

Девиантное поведение у подростков

Симптомы девиации у подростков

Девиантное поведение формируется постепенно: единичные случаи аморального поведения учащаются, а затем становятся нормальной моделью. Поэтому врачи не выделяют стадийности в формировании девиации у подростков. У каждого человека скорость прогрессирования патологии индивидуальна. У некоторых пациентов девиация формируется на протяжении нескольких лет, а кому-то для закрепления аморальной модели достаточно нескольких недель. 

Подростки с девиантным поведением имеют плохую успеваемость в школе. Это обусловлено не только рассеянностью и низкой концентрацией внимания, но и частыми прогулами. Причиной отсутствия интереса к учебе могут быть конфликтные ситуации, а также приверженность к «плохим» компаниям. Пациенты с девиацией часто уходят из дома, пытаются отвлечься от реальности за счет погружения в компьютерные игры и виртуальную реальность. Также они часто сталкиваются с изменчивостью интересов: большинство дел остаются недоведенными до конца. 

Важной особенностью является инфантилизм («детскость») в поведении подростка. Это проявляется низким уровнем ответственности, неспособностью организовать быт и контролировать свое поведение

Человек с эмоционально-волевыми нарушениями становится неряшлив, непунктуален и т.д. Эмоциональный фон пациента нестабилен, лабильность настроения может стать причиной конфликтов с окружающими. Расстройства этой сферы также могут проявляться агрессией, импульсивностью, фобиями и т.д. Пациенты с социальной девиацией часто имеют низкую самооценку. При этом подросток становится замкнутым, прячет эмоции за маской равнодушия и некоторой жестокостью. 

Расстройства социальной адаптации — не единственный симптом девиантного поведения. Многие подростки страдают от сопутствующих физических расстройств. Вследствие нарушения пищевого поведения у пациентов может изменяться масса тела как в большую, так и в меньшую сторону. Из-за срыва адаптационных механизмов повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям и склонность к функциональным расстройствам (головные боли, колебания артериального давления и т.д.). У ряда подростков наблюдаются психосоматические расстройства. Девочки подвержены нарушениям менструального цикла и часто сталкиваются с дисменореей. 

Отдельная группа — это одаренные и гениальные подростки. Несмотря на то, что поведение таких детей выходит за рамки общепринятой нормы, они чаще всего не нуждаются в оказании врачебной помощи. Однако для того, чтобы предотвратить развитие патологических симптомов, необходимо организовать специальные условия развития для такого ребенка. В этом родителям помогают специальные учебно-воспитательные учреждения. 

Что такое поведение в общем смысле

Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.

Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.

В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.

Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.

Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.

Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.

Профилактика девиантного поведения

Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание на:

  • семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье;
  • психологическую атмосферу, окружающую их ребенка в школе или детском саду.

В отношении семейного окружения постарайтесь:

Создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности.
Обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено.
Сформировать (в первую очередь для себя) ясное представление о том, на основе каких принципов вы воспитываете своих детей. Каких целей пытаетесь достичь

Эффективны ли ваши способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред.
Важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям. Ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных

В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.

В отношении взаимодействия в школе (и шире — за пределами дома):

  • Выясняйте и учитывайте мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания. Особенно тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
  • Постарайтесь обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.
  • Для развития эмоционального и социального интеллекта ребенка разъясняйте эмоциональные состояния свои и других людей в ситуациях взаимодействия. Например, что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше. А значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать некорректным способом.

Виды девиантного поведения

Отклонение может быть двух видов.

  • К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, поскольку она является усложнением следующей.
  • Второй вид — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки.
    Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Причины девиантного поведения подростков

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

Социальные факторы связаны с:

  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Лечение патологии

Лечение девиантного поведения требует комплексного подхода. Невозможно ограничиться только медикаментозной терапией, пациенту требуется психокоррекция, а также психотерапия. После первичной консультации врач-психиатр разрабатывает для подростка индивидуальную схему лечения. В нее входят: 

психокоррекция. Данная методика направлена на стабилизацию состояния пациента. В ходе занятий у него развивается мышление, внимательность, эмоции приводятся в состояние баланса. Одним из критериев успешности психокоррекции является повышение уверенности в себе, улучшение самооценки. Многие подростки начинают проявлять интерес к учебе. Это становится хорошей почвой для социальной реабилитации;
психотерапия. Психотерапевтические методики направлены на то, чтобы подросток научился понимать особенности своего характера и контролировать их

Важно помнить о том, что сеансы психотерапии должны проводиться не только для подростка, но и для его семьи. Даже если специалист прорабатывает с ребенком проблемное поведение, то неправильное поведение родственников может снизить эффективность лечения или усугубить ситуацию;
медикаментозная терапия

В отличие от большинства заболеваний, девиантное поведение лечится преимущественно психотерапевтически. Лекарственные препараты являются лишь вспомогательной методикой, которая позволяет быстрее стабилизировать состояние. Фармакотерапия эффективна в лечении девиации с органическим субстратом, однако в настоящее время не разработано специфической методики лечения. Применение медикаментов без психотерапии и психокоррекции абсолютно неэффективно;
педагогическое воздействие. С проблемными подростками должны работать не только врачи, психологи и родители, но и педагоги. Если ребенок не может обучаться в обычной школе, то ему предлагается перевод в специализированную. Там деятельность ведут социальные педагоги, которые помогают подростку ориентироваться в обществе. 

Одним из самых эффективных способов реабилитации пациентов с девиантным поведением является групповая психотерапия. В ходе этого взаимодействия подростки учатся видеть последствия своих действий, а также обучаются методам эффективной и здоровой коммуникации с окружающими. Ролевые игры в ходе психотерапии позволяют пациентам научиться лучше понимать себя и остальных членов группы. 

Профилактика

Основная профилактика девиантного поведения детей и подростков проводится в семье. Ребенка нужно научить ценить повседневный родительский труд. Для этого стоит доверить ему посильные бытовые обязанности. Они вырабатывают ответственность и повышают самооценку.

Правила порицания продумываются заранее. Никому на пользу не идут крик и разговоры в оскорбительном тоне. Физические наказания не приемлемы. Создавать препятствия для общения с друзьями — недопустимая мера. Тем более не используется она в качестве наказания.

От вредных привычек спасает личный пример родителей. Действуют доступные разъяснения о последствиях табакокурения и алкоголизма.

Организм подростков нуждается в стимуляции адреналином. Избежать перевозбуждения нервной системы позволяют совместные просмотры фильмов ужасов.

Малозначительные на первый взгляд проблемы подростка требуют тщательного разбора. В то же время свои сложности подробно обсуждать с детьми психологи не рекомендуют.

Дети, которым хватает внимания в семье, не ищут его в альтернативных группировках и сектах. Если детская психика все-таки преподносит неприятные сюрпризы, поручите устранить их профессионалу.

Список литературы:

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

7 480

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Семейные конфликты.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Причины девиантного поведения подростков​

Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.

Физиологические и психологические причины

1. Кризис подросткового возраста

Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.

2. Половое созревание

Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.

3. Раннее половое созревание

В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.

4. Недостаток сна и отдыха

Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.

5. Особенности созревания мозга

В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.

Внешние причины

1. Выученная беспомощность

Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:

  • у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
  • ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
  • ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.

2. Сексуальное насилие

Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.

3. Девиантное поведение в семье

Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.

4. Асоциальное поведение в окружении

Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.

5. Школьное образование

Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.

Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.
Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут , поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений

Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями.

Стратегии коррекции

Первичная встреча позволяет выявить необходима ли семейная терапия или будет достаточно лишь психологической работы с ребенком в случае недостаточного развития у него социальных навыков.

Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками. Обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.

В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.

Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека адаптироваться к социальным правилам и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Особенности девиантного поведения

Девиантное поведение проявляется через агрессию, садизм, воровство, лживость, бродяжничество, тревожность, депрессию. Подростки с такой линией поведения часто целенаправленно изолируются от общества, совершают попытки суицида, страдают от различных фобий и имеют нарушения пищевого поведения.

Виды девиаций в психологии рассматриваются в качестве отдельных психических расстройств и в качестве симптомов определенного синдрома или болезни. Диагностику выполняют с помощью клинических и психологических методов, а процесс лечения состоит из использования медикаментов, психокоррекции и терапии, социально-реабилитационных мероприятий.

В целом категория «девиация» представляет собой определенное «отклонение». Девиантное поведение — это отклоняющееся поведение или социальная девиация. Это поведение присуще 40 — 64 % от общего числа подростков, что можно объяснить особенностями психики, характерными для этого возраста (социальная, физиологическая и психологическая незрелость).

В большей степени поведенческим отклонениям подвержены юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, они воспитываются в неблагоприятных социальных условиях, имеют наследственную отягощенность (психические расстройства, наркомания, алкоголизм и др.).

Как помочь ребёнку и себе пережить подростковый кризис​

Есть несколько советов, которые, надеемся, облегчат вашу жизнь с подростком:

  1. Детям приходится очень нелегко в этот период. Меняются они сами, меняется восприятие реальности. Задача родителей — помочь, найти решение, которое устроит обе стороны, а не просто подавить бунт.
  2. Ваш ребёнок — не ваш враг. Вы в одной лодке, и у вас общая цель — наладить отношения. Даже если сейчас подростку кажется, что это не так.
  3. Учитесь говорить на равных, не соревнуйтесь в громкости крика. Ваш подросток скоро станет взрослым, не мешайте ему вылететь из гнезда.
  4. Помните о возрастных особенностях и просите только то, что подростку действительно по силам.
  5. Уделяйте подростку больше внимания, признайте за ним право на эмоции и чувства, не обесценивайте их. То, что для вас кажется ерундой, для подростка может быть крушением мира.
  6. Подумайте над тем, что вы можете поменять в своём поведении, чтобы улучшить отношения.

Эти советы помогут в первую очередь вам принять те изменения, которые происходят с вашим ребёнком. Невозможно быть идеальными родителями, и мы многое упускаем из виду в процессе воспитания, но подростковый возраст — тот период, когда ещё можно наверстать упущенное. Полезно не только принять потребности подростка, но и дать ему рабочие инструменты, с помощью которых он сможет сам контролировать своё поведение, научится вести себя осмотрительно и благоразумно.

Самостоятельно помочь ребёнку может быть сложно, поэтому обратите внимание на современный способ — развить у ребёнка уважительного отношения к окружающим поможет курс 7Spsy. За достаточно короткий период, от 2 до 6 недель, ваш ребёнок сможет изменить свое поведение так, чтобы перейти во взрослую жизнь без потерь

Подросток получит навыки самоконтроля и саморегуляции.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Дополнительный плюс программы — дистанционная работа, благодаря чему заниматься можно дома в удобное время. У подростков часто нет желания открывать душу и рассказывать «этим непонятливым взрослым», что их беспокоит. Пройти онлайн-тест для них привычнее и проще. А про занятия по программе не узнают одноклассники и учителя в школе.

Технология 7Spsy поможет не только решить проблемы, но и послужит прекрасной профилактикой девиантного поведения. Вы сможете уберечь своего ребёнка от ошибок, которые в будущем будет сложно исправить.

И последний важный совет: не забывайте любить и поддерживать своих подростков, нескладных и вредных, упрямых и вспыльчивых — они очень в этом нуждатся.

  1. Источники Н.А. Рождественская. «Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие».

Типология девиации

Типология поведения, несовместимого с принятыми в обществе нормами, нашла отражение в трудах американского социолога Роберта Крола Мертона, известного своими исследованиями по этой проблеме. Его типология основана на определении девиации как разрыва между одобряемыми обществом целями и методами их достижения. Ученый выделил 4 типа девиации.

  • Инновации. Люди признают социально одобряемые цели, но отрицают законные способы их достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие ученые).
  • Ритуализм. Социальные цели игнорируются, но принимаются традиционные, одобряемые обществом пути их достижения (бюрократ).
  • Ретритизм – бегство от реальности. Выражается в отказе от социально одобренных целей и всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  • Бунт. Отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционер).

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. Подросток становится агрессивным, жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: