Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания

Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания

Особенности воспитания в нынешнее время

Личность человека формируется в семье. Если участие в воспитании ребенка не принимают, самыми близкими становятся друзья и приятели, брать пример с которых далеко не всегда хорошая идея. Нельзя доминировать над ребенком, подавляя его волю, интересы и желания. Нередко в современном мире взрослые пытаются привлечь к воспитательному процессу посторонних людей. Так происходит в силу обстоятельств (занятость, работа, отсутствие опыта и желания его приобретать).

Но не допускать постоянного нахождения малыша вне дома

Важно самим знать, что вкладывается в ребенка, а не доверять это другим людям

Также отдельного внимания заслуживает ответственность родителей. Зачастую ребенок растет, предоставленным самому себе. Родители уверены, что нужное воспитание он может получить в детском саду и в школе. И их обязанности заключаются только в проверке дневника. Это большое заблуждение. Семья является первоначальным источником воспитания. Об этом нужно помнить

Важно участвовать в жизни детей, независимо от возраста, знать об их интересах и увлечениях, где он проводит свободное время, с кем дружит

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья живет детской жизнью

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья всецело живет детской жизнью, отличается тем, что помещает всех в одну «песочницу». Тут уж ни о каком дистанцировании детей нет речи, наоборот, семья очень слитна, объединена вокруг детских интересов. Мама, папа, бабушки и дедушки становятся заложниками потребностей ребенка. На практике это проявляется в том, что нельзя сделать ничего, что ущемляло бы интересы ребенка. Нельзя слушать музыку для взрослых, готовить еду, которую не ест ребенок, пойти в кафе, где нет анимации для детей, остановиться в отеле, если в нем нет отдельных увеселений для детей. Нельзя выйти на работу или, не дай бог, поехать отдыхать без ребенка.

Интересно, что при таких семейных отношениях родителей и детей количество времени, проведенного с ребенком, совершенно не гарантирует насыщенного душевного общения с ним. Часто при очень тесном контакте с ребенком общение сводится к обслуживанию его повседневных нужд (возить на занятия, кормить, купать). Настоящего же эмоционального общения при этом не происходит, ребенок, и мать как бы параллельно движутся в одной реальности. Таким образом, получается парадоксальная ситуация, когда ради общения с ребенком родитель отказывается от своей жизни, однако в самом этом общении ни он, ни ребенок не получают достаточного удовольствия и чувства удовлетворенности.

Когда семья всецело живет детской жизнью, так называемая жизнь в «песочнице», часто негативно воздействует, прежде всего, на взрослых членов семьи, делая их заложниками детей. Для ребенка взрослый при этом не представляет удачной модели общественного развития. Например, мать, сама не являясь состоявшейся в социальном отношении, требует от ребенка отличной учебы, вкладывая в него все свое время и силы. Частично мать реализует собственные амбиции, которые не нашли применения в ее взрослой жизни. Ребенок при этом чувствует противоречие между тем, что требуется от него (развитие и обучение), и тем, как живет ближайший взрослый (в отсутствии профессиональной реализации).

Иметь сиблингов — это преимущество, а не недостаток

Jacob Lund/Shutterstock.com

Дети, которые растут в окружении братьев и сестёр, получают колоссальный опыт общения и взаимодействия с равными. Они учатся решать конфликты, договариваться, заботиться и слушать. Если мы говорим о разнополых детях, то это опыт партнёрских отношений, которые впоследствии могут стать хорошей опорой в построении взрослых супружеских отношений.

Дети учат друг друга, совместно осваивают новые навыки, младшие тянутся за старшими, старшие учатся заботиться о других. Это интересный симбиоз, позволяющий стать более адаптивным и социализированным.

Особенности детско-родительских отношений

Фото автора Elina Fairytale: Pexels

У счастливой мамы вырастет счастливый ребенок

Неважно, как часто ты устраиваешь генеральную уборку или на сколько дошкольных занятий ты его записала – важно, чтобы ты была «достаточно хорошей матерью». Этот термит ввел Д

Винникотт.

Достаточно хорошая мать:

  • слышит и понимает потребности своего ребенка;
  • находится с ним в эмоциональном контакте;
  • помогает ему справляться с переживаниями и вербализировать свои чувства;
  • может поставить себя на место ребенка и понять, что он испытывает;
  • становится психологической опорой для ребенка;
  • позволяет ему быть самостоятельным по мере взросления.

По сути, главное, что нужно ребенку в первые годы жизни – чтобы мама была рядом, чтобы смотрела на него, замечала, что с ним происходит, утешала, поддерживала, позволяла познавать мир и проявлять инициативу.

Ребенок находится в полной зависимости от своих родителей. Он еще не умеет управлять своими эмоциями и поведением. Весь процесс познания происходит через родителей. Он подражает их поведению, их эмоциям и их отношению к вещам, обязанностям, другим людям.

У ребенка еще не сформировано критическое мышление, а родители являются безусловным авторитетом. Все, что они говорят воспринимается как истина. Ребенок верит им безоговорочно.

Если ребенок испытывает какие-то проблемы с самооценкой, у него повышена тревожность, он ведет себя «плохо», враждебен, или, как часто говорят родители «неуправляем», то причины такого поведения нужно искать не в самом ребенке, а в первую очередь в детско-родительских отношениях. Потому что поведение ребенка и его самоощущение – это отражение тех переживаний, которые он испытывает дома.

Отношения вместо воспитания

Так уж сложилось, что при слове «родитель» у многих из нас в сознании возникает некий строгий образ и фразы: «Нельзя», «Ты должен», «Делай так…», «Надо», «Не…» (различные запреты) и др. И этот образ мы часто вкладываем в свои отношения с ребёнком, ставя основной целью как следует воспитать его.

Какие ошибки мы допускаем в погоне за ограничениями и запретами?

  1. Воспитывать по принципу «Надо». Печально, когда отношения родителей и детей превращаются в некий свод правил, в котором нет места чувствам, желаниям и мечтам.
  2. Постоянно говорить: «Слушайся», «Понял меня?» и т. д. и совершенно не поощрять своё чадо к общению, самовыражению и проявлению инициативы (например, фразами: «Расскажи…», «Попробуй», «Хочешь…?») Должно быть полноценное взаимодействие, а не игра в одни ворота.
  3. Добиваться авторитета у ребёнка, вызывая у него страх. Расхожее утверждение: «Боится – значит, уважает» в отношениях в семье между детьми и родителями не работает. Ведь нередко встречается такое явление: в присутствии родителей ребёнок выполняет все их поручения и указания, а если их нет рядом, то может вести себя противоположным образом
  4. Не учитывать индивидуальные особенности детей, опираться сугубо на «авторитетные» источники (мнения, чужие примеры, книги, статьи).
  5. Сравнивать с другими детьми. Никогда не делайте этого ни по отношению к малышу, ни по отношению к взрослому ребёнку. Вместо того чтобы он следовал «идеалу», который ставится в пример, у него может развиться комплекс неполноценности. Нередко также возникает обида на родителей и желание делать всё наперекор.
  6. «Ломать» ребёнка. К сожалению, некоторые родители пытаются жёстко искоренить нежелательные черты характера и его привычки, полностью подчинить его своей воле, заставляют выполнять все свои требования, не слушая никаких объяснений. Да, многие дети под влиянием страха будут выполнять все указания и беспрекословно слушаться. Но о доверии к родителям с их стороны в таком случае говорить сложно. И довольно часто, став взрослыми, они побыстрее стараются создать свою семью, чтобы наконец-то вырваться из-под родительской власти и пелены непонимания.
  7. Многие не считают нужным (а хуже всего – даже вредным) сообщать ребёнку о своих чувствах. А ведь именно на чувствах основана тесная связь между родителями и детьми. Здоровая привязанность формируется в раннем детстве на основе любви и заботы, которыми должно быть пропитано родительское отношение к ребёнку. Но даже во взрослом возрасте детям всегда приятно слышать, что мама и папа любят их, доверяют им и радуются их успехам и достижениям.

Конечно, процесс воспитания никто не отменял, и определённые запреты и ограничения всегда должны быть. Как-никак, правила всё-таки устанавливают родители

Но важно помнить следующее:

  • Всегда нужно объяснить, почему вы (как родитель) так считаете и почему именно так следует поступить. Недостаточно простого приказа: «Ты обязан так делать!» или «Потому что я так сказала!» Подобные фразы только усилят сопротивление детей и желание защищаться.
  • Чем больше ограничений для ребёнка в старшем возрасте создают родители, тем слабее связь между ними и менее доверительные отношения. Наличие запретов обычно указывает на недостаточно тесный контакт и взаимопонимание между поколениями.

Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны

Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы

Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

История создания

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной, то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной — родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей — и нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью. Все родители — жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам:

  • симпатия,
  • антипатия,
  • уважение,
  • неуважение,
  • близость,
  • отдаленность,
  • инфантилизация,
  • инвалидизация,
  • социальная инвалидизация,
  • кооперация,
  • доминирование,
  • потакание,
  • автономия.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Благоприятные и неблагоприятные типы детско-родительских отношений

Несмотря на сложность и неоднозначность современных детско-родительских отношений, все же родительские позиции можно классифицировать и выделить типичные профили. В качестве критерия в данном случае может выступать их отношение к детям (осознанное или неосознанное).

Благоприятные профили родительского отношения

Понимающие родители

Такая родительская позиция характеризуется хорошим знанием своего ребенка. Родители реально оценивают его и поступки, которые совершает ребенок. На различные ситуации взрослые реагируют адекватно и гибко. Они способны встать на позицию ребенка или принять его точку зрения. Понимающие родители – те, кто принимают ребенка таким, какой он есть. Они часто с ним разговаривают, умеют слушать. Обычным является и совместное переживание сложных ситуаций. Родители защищают свое чадо при любом ходе событий. Согласитесь, такое отношение встречается не часто.

Покровительствующие родители

Как и понимающие родители, они хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно при этом реагируя на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимая диалог. Свою точку зрения покровительствующие родители считают единственно правильной. Не случайно в такой семье дети многое чего скрывают от своих родителей.

Безразличные родители

Такие родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Они чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживания ребенка. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо. Часто такие родители заняты решением каких-то своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе. Главным правилом таких родителей является “одет, сыт, что еще надо”.

Родительские позиции неблагоприятного профиля

Подавляющие

Эмоциональное отвержение ребенка у родителей подавляющего типа проявляется в наибольшей степени. Такие родители очень много запрещают и приказывают ребенку. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно затрудняются предсказать его поведение в различных ситуациях. При такой родительской позиции отношения с детьми характеризуются напряженностью и носят скачкообразно изменяющийся характер.

Тревожные

Представители этой родительской группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, достаточно эмоциональны по отношению к ним. Но они не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения с детьми у таких родителей характеризуются неустойчивостью и двойственностью.

Отстраненные

Родительская позиция отличается крайней негибкостью, косностью. Наблюдается полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком. У родителей имеются повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большей привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка

Они не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, преобладает элемент отвержения

Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Несмотря на то, что они плохо знают своих детей, представления о них достаточно адекватны.

От чего зависит тип детско-родительских отношений

Характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от различных факторов. Вот несколько из них.

1. Особенности личности родителя и личности ребенка, а также форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей.

3. Нравственно-эмоциональная атмосфера в семье.

4. Применяемые родителями средства воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи.

6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения в семье.

Качество детско-родительских отношений зависит не только от отдельных факторов, но и от их совокупности. Все это оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, на социальную адаптированность ребенка, на установки в общении на стадии взрослости.

Дополнительно рекомендуем: “Тип родительской позиции. Тест”

Влияние семьи на личность ребенка

Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.

Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

  1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
  2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

Формирует чувство безопасности.
Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.

Показывает фундаментальную модель поведения.
Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя

Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:
попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;

попытки курения приведут к формированию зависимости;
полный отказ от пробы сигарет.
Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Передает знания, учит навыкам и умениям.
Семья – первый источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний. Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей

Образованный человек может вырасти в семейном кругу, где принято посещать общественно-культурные учреждения и мероприятия. Также немаловажное значение имеет отдых на природе. У всесторонне развитого человека больше шансов на успешное преодоление жизненных трудностей.

Вырабатывает самодисциплину.
Сначала ребенок беспомощен и не может самостоятельно взаимодействовать со средой. Однако, по мере взросления маленький человек учится самодисциплине. Самостоятельность основывается на приемлемых и неприемлемых способах поведения. Малыш с помощью родителей начинает усваивать, что делать можно, а что – нельзя. И дальше понимает, как себя вести самостоятельно.

Прививает нравственные ориентиры.
Взгляды, моральные нормы, установки формируются благодаря семейному общению. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда в семье есть нравственные ориентиры.

Создает условия для развития и обеспечивает экономическое благополучие.
Казалось бы, любовь – главное для развития ребенка. Однако, еще лучше, когда у семьи имеется материальный достаток. Ведь в современном капиталистическом мире крайне мало бесплатных кружков, секций, детских клубов.

Демонстрирует образец сохранения семейных взаимоотношений.
Ребенок наблюдает за отношениями между членами семьи. Он видит, как близкие конфликтуют и справляются с неизбежными кризисами. Также учится сохранению близости во взаимоотношениях при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Формирует самооценку и самоуважение.
Где еще, если не в семье, формируются первые зачатки самооценки и самоуважения? Ведь оценивание себя самого происходит после оценки действий со стороны значимых взрослых людей. Затем уже на развитие первичной самооценки влияют остальные люди.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: