Буллинг

Буллинг: что это такое, определение, причины и последствия травли, что делать

Как помочь ребёнку, если он столкнулся с буллингом

О том, что ребёнок стал жертвой школьной травли, можно узнать по некоторым признакам. А именно:

боли в животе и груди без видимой причины;

плохая успеваемость и отсутствие желания ходить в школу;

грустный вид, беспокойство, тревожность;

нарушенный сон, кошмары;

длительное подавленное состояние;

склонность к уединению, закрытость и нежелание общаться;

отсутствие аппетита;

излишняя уступчивость, кротость и осторожность.

Буллинг в школе может принести неприятные последствия для всех его участников. Школьники, которые подвергаются травле, длительное время находятся в депрессивном состоянии, из-за чего у них могут развиться психические расстройства с последующими попытками суицида.

Если ребёнок стал жертвой буллинга, родители могут испытывать чувство стыда, боли, вины и бессилия. Поэтому вместо поддержки и помощи могут обрушиваться с наставлениями и обвинениями: «Почему ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!» или «Сам виноват».

В этом не виноват никто, в особенности сам школьник. Если родители понимают, что сами не могут справиться с ситуацией, стоит обратиться к квалифицированному специалисту. Так вы убережёте не только психику ребёнка, но и свою.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

  1. «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что он может вам довериться.
  2. «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это говорит о том, что вы разделяете его чувства.
  3. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что он не одинок, что другие его сверстники тоже сталкиваются с разными видами агрессии.
  4. «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам за помощью.
  5. «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ребёнку почувствовать себя под защитой.

Важно наладить с детьми доверительные отношения и поддерживать их. Тогда они будут знать, к кому можно обратиться за помощью в экстренных ситуациях. 

Что такое буллинг?

️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

Признаки жертвы в школьном буллинге – как понять, что ребенка травят другие дети?

Далеко не каждый ребенок признается родителям, что он стал жертвой буллинга

И сберечь ребенка от моральных страданий и глубокой психологической травмы поможет только внимание родителей к малейшим изменениям его состояния

Как правило, о травле ребенка в школе могут сказать следующие симптомы:

  • Ребенок часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение.
  • Ребенка часто обижают, оскорбляют, высмеивают.
  • Ребенок не способен защититься в драке или споре.
  • Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление.
  • Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков.
  • У ребенка нет друзей.
  • На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей.
  • Ребенок боится выходить к доске.
  • У ребенка нет желания идти в школу или на внеклассные занятия.
  • Ребенок не ходит в гости к друзьям.
  • Ребенок часто находится в стрессовом состоянии, плохом настроении. Может огрызаться, грубить, или замыкаться в себе.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, мучается от головной боли, быстро устает и неспособен на концентрацию внимания.
  • Ребенок стал хуже учиться.
  • Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть.
  • В школу ребенок ходит разными маршрутами.
  • Карманные деньги часто пропадают.

Конечно, эти признаки могут означать не только буллинг, но если все этим симптомы вы находите у своего чада – срочно принимайте меры.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.

Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Профилактика школьного буллинга

Standret/Shutterstock.com

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию

Кроме того, необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон»

Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме — это не слабость, а мудрое решение.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключение — видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать…

Кто участвует в травле

Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

Буллинг и группа сверстников

Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге

В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу

Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.

Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.

Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.

Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.

Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.

Жертва: подвергается травле.

Подростковый буллинг

Нынешние подростки, молодежь, являются активными пользователями социальных сетей. Большое количество групп, игр, заведенные знакомства не всегда вписываются в нормальные стереотипы. Они часто разлагают моральные и нравственные основы закладываемые родителями. Детская психика сильно уязвимая, не всегда выдерживает увиденное.

  • Переписка с незнакомыми людьми часто груба, безнравственна, провоцирует насилие;
  • Большинство интернет игр порождают насилие, учат убивать, угнетать, преследовать;
  • Общение в группах тоже содержит много грубости и насилия;

Дети не готовы к адекватному восприятию такой информации, принимают ее за нормальное явление в жизни, используя и отрабатывая увиденное на своих сверстниках. Каждый родитель просто обязан объяснить своему чаду, какой хаос вносит в его голову социальная сеть. Дать понять, что примерять на себя чужие роли крайне опасно и для него, и для его друзей.

Буллинг ответственность и наказание

Законодательство РФ не предусматривает наказания за буллинг. Могут быть взаимосвязанные статьи, к ним относятся нанесенные побои, зафиксированные угрозы, оскорбительные выражения. Наказаны могут быть дети достигшие 16-ти летнего возраста. Если же ребенок в возрасте 14-ти лет нанес материальный ущерб, избил ребенка и побои зафиксированы, понесут криминальную ответственность.

Дети, не достигшие 14-ти летнего возраста, не могут быть притянуты к ответственности. Но, на сегодняшний день разработаны поправки к закону, в которых предлагается понизить граничный ответственный возраст до 12-ти лет.

Признаки буллинга

Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение

Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

Причины

Психологи утверждают, что буллинг всегда начинает один человек, который старается утвердить свой авторитет, просто развлечься, выместить злобу или получить выгоду

.

Окружающие, наблюдая за этими действиями, либо пытаются вмешаться, либо игнорируют их.

Если жертва не сопротивляется, а преподаватель не пресекает травлю, остальные дети чувствуют себя беспомощными, и сочувствие к человеку может перейти в равнодушие и даже раздражение. Они не испытывают особого удовольствия от того, что травят слабого, однако подключились за компанию, чтобы буллинг не коснулся их.

  • Чаще всего с подобным проявлением жестокости сталкиваются дети в школах

    , где уважительное отношение к другим не является нормой, а оскорбление не считается тяжелым нарушением. Обычно жертвами буллинга становятся слабые и скромные ученики. В некоторых случаях подвергаются психологической травле успешные и целеустремленные люди. Это объясняется завистью окружающих.
  • Те же самые причины толкают коллег

    на занятия буллингом. С его помощью люди скрывают свою несостоятельность, неполноценность и слабости. Травля на работе обычно возникает в плохих условиях труда, когда не хватает рабочих мест, слишком тесное помещение.

Как выглядит буллинг в школе?

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

  • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
  • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
  • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

  • словесные оскорбления;
  • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
  • отбирают или портят вещи жертвы;
  • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
  • толкают жертву, кидают в неё предметы.

Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:

«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».

«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».

«Весь класс обзывал меня „хипстером“ и „бомжом“, некоторые писали это на двери моей квартиры. Мне пришлось закрыть все соцсети, прекратить со всеми любое общение и держаться обособленно».

Как поддержать ребенка

— Внимательно выслушайте ребенка, дайте понять, что он больше не один на один с этой проблемой;— Присоединитесь к чувствам, окажите эмоциональную поддержку;— Озвучьте, что травля – это ненормально;— Сделайте акцент, что на месте жертвы мог быть любой ребенок, с ним все в порядке, и проблема не в нем;— Скажите, что приложите все усилия для решения данной проблемы;— Расскажите, какие шаги планируете предпринять, и озвучьте, что обязательно все свои шаги обсудите с ним.

После получения информации от ребенка важно:

1. Обратиться к классному руководителю и сообщить ему о травле, назвать конкретные факты;

2. Договориться о том, когда будут предприняты с его стороны действия по защите вашего ребенка и прекращению травли, и какие действия и мероприятия будут реализованы;

3. Когда оговоренные сроки пройдут, спросить ребенка и классного руководителя о проделанной работе и полученном результате;

4. Если проблема остается актуальной и ничего не меняется, обратитесь к директору школы. Если это не помогло, вы можете обратиться за помощью в вышестоящие органы – Департамент образования, Рособрнадзор, Прокуратуру. 

Так как буллинг создает небезопасную атмосферу для всех детей и вызывает много тяжелых эмоций и психологических последствий, важно не ждать, что ситуация сама по себе разрешится, и предпринимать действия для изменения ситуации и прекращения травли

Что делать ребенку, если он столкнулся с буллингом

1

Так как агрессоры часто ждут от жертвы сильной эмоциональной реакции, то важно стараться эмоционально отстраниться от ситуации и показывать всем своим видом, что происходящее к тебе не имеет никакого отношения

2. Ребенку – жертве травли – довольно быстро начинает казаться, что с ним что-то не так. На самом деле проблема в совершаемом насилии, ответственность за которое лежит на агрессоре.

Слова и действия обидчиков характеризуют их самих, но не тех, на кого они направлены.

3. Можно защищать себя словами, например: «я рад, что вам весело», «можешь так думать», «да, я знаю, что тебе нравится такое говорить», «тебе хочется так думать?».

4

Очень важно пробовать останавливать обидчиков, говоря им: «Стоп! Мне это не нравится», «Не делай так»

5. Если угрожает физическая опасность, необходимо соблюдать дистанцию, например, отойти подальше. 

6. Обязательно нужно обращаться за помощью к родителям, учителям и психологу.

Если ребенок подвергается травле, психотерапевт помогает ему прожить негативные чувства, валидирует происходящее, дает понять, что с ребенком все в порядке, не в порядке то, что происходит вокруг него. Так как частыми последствиями травли являются тревожность, страхи, снижение самооценки, утрата доверия к окружающим, психотерапевт помогает преодолеть эти негативные явления и восстановить доверие к миру. Также работа может быть направлена на тренировку социальных навыков и поиск эффективных поведенческих стратегий в ситуации направленной на ребенка агрессии.

7. Если очень плохо и не с кем поговорить, можно позвонить на горячую линию психологической поддержки Травли NET 8 800 500 44 14 (10:00-20:00 по Мск; звонок бесплатный) или написать на почту psy@zhuravlik.org.

Скидка 25 % по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT  

Записаться на сессию

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

Виды буллинга

В зависимости от вида воздействия на обидчика разделяют две основные формы буллинга:

️Психологическая. Чаще применима к девушкам. Такой вид травли подразумевает собой негативное социальное отстранение жертвы. Основными его проявлениями являются издёвки, порицание, оскорбления, отрицательные слухи, прямое выражение отвращения со стороны общества.

️Физическая. Такая форма буллинга наиболее распространена по отношению к мальчикам. В основе своей она подразумевает физическое насилие над жертвой: избиение, физические угрозы. Нередко такой вид травли комбинируется с психологической, например: запирание жертвы в изолированном помещении, либо игра в «собачку» (когда у человека, подвергшегося травле, забирают личную вещь и передают её по кругу между обидчиками, для того чтобы жертва не могла её забрать).

Формы травли также могут отличаться и в зависимости от возрастной группы. К примеру, детский буллинг редко в своей форме использует физическое насилие. В своей основе он берёт психологическое давление на жертву путём клеветы, угроз и издёвок. Такой вид травли легко распознать в группе детей, так как они даже не пытаются скрыть своё пренебрежительное отношение к жертве. Да и зачастую дети сами рассказывают родителям о том, что над ними издеваются в надежде получить поддержку и защиту, которую они не могут обеспечить себе сами.

Гораздо сложнее определить подростковый буллинг. Подростки в силу возраста обладают нестабильной психикой, которая может быть нарушена любыми внешними проявлениями. Вдобавок ситуация усложняется тем, что всё, что с ними происходит, они расценивают как личные неудачи. Поэтому подростки редко обращаются к другим за помощью, в том числе к родителям либо старшим. Это делает такой вид травли очень опасным, так как последствия могут быть очень печальными, вплоть до самоубийства. При этом определить, что ребёнок подвергается насилию, очень просто. Наиболее частым признаком является нежелание идти в место травли – школу. В таком случае стоит задуматься и постараться выявить причину нежелания.

Для достоверной оценки происходящего можно обратиться к классному руководителю для того, чтобы он проследил за активностью класса и выявил признаки травли:

  • Систематические психологические нападки;
  • Изолированность (ребёнок сидит одни);
  • Отсутствие заинтересованности в жизни класса.

В том случае, когда классный руководитель не проявляет интереса к проблемам ребёнка и намеренно скрывает реальное положение дел, стоит самостоятельно понаблюдать за происходящим. Даже один визит в школу может помочь. Главное, наблюдать за всем издалека, чтобы дети не скрывали своих эмоций и желаний.

Если удалось установить, что травля присутствует, следует выявить причину травли среди класса. Это необходимо для адекватной оценки ситуации и оказания своевременной и главное, – правильной помощи.

Виды буллинга

Буллинг – это широкое понятие, и в психологии принята определённая классификация данного процесса. В первую очередь можно сказать, что травля подразделяется на прямую и косвенную. Прямой буллинг происходит при непосредственном контакте агрессора и жертвы: физическое насилие и откровенные оскорбления или насмешки. Косвенная травля проявляется в распространении слухов, игнорировании или других действиях, направленных на снижение авторитета человека в коллективе.

Также выделяют виды буллинга по специфике самого процесса:

  1. Физический. Все насильственные действия, применяемые по отношению к жертве, относятся к данному виду травли. Это могут быть как обидные толчки, плевки, так и серьёзные физические увечья. Проявляются они обычно не сразу, а после долгого и планомерного унижения. Так агрессоры проверяют устойчивость жертвы и её способность или неспособность дать отпор.
  2. Вербальный. Все словесные попытки опустить человека ниже плинтуса можно отнести к вербальному буллингу. Оскорбления, обидные прозвища и другие унижения иногда гораздо труднее вынести, чем физические проявления травли. Однако чаще всего оба эти вида агрессии обрушиваются на жертву одновременно.
  3. Скрытый. Шепотки за спиной, бойкоты, подстрекательство против человека также характеризуют буллинг. Подобные явления характерны и для взрослых, и для детских коллективов, и вызывают у жертв очень сильный стресс. Человек не может понять, что происходит, и постоянно оказывается в неловких ситуациях.
  4. Виртуальный. На дворе XXI век, и агрессоры стали гораздо изобретательнее. Теперь можно изводить нападками людей через интернет, взламывать страницы и красть личные фотографии, выставляя их на посмешище. К сожалению, такие агрессивные действия тоже заставляют людей понервничать. Последствия кибербуллинга такие же, как и от непосредственной травли, но бороться с агрессорами в этом случае гораздо сложнее.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: