Почему не говорит ребенок

Гиперопека или безразличие со стороны родителей

Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.

Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.

Что может спровоцировать подростковую истерику?

Истерики как защитный механизм всегда имеют под собой, помимо возрастных особенностей, еще и психологическую подоплеку. Как бы ни был возбудим подросток в целом, что-то является триггером, который запускает эмоциональную реакцию.

Чувство несправедливости

Если подросток, с его точки зрения, столкнулся с несправедливым отношением к себе, у него может быть нервный срыв. Несправедливость в глазах подростка — это не то, чего он ожидает, опять же с его точки зрения, по праву. Чаще всего он ожидает много прав выбора: друзей, форм поведения, внешнего вида, распоряжения своим телом и т.п. Запреты родителей и ограничения — это типичные триггеры.

Как предотвратить? 

Придерживаться правил семьи, но корректировать их с учетом норм социального круга подростка. Он считает несправедливым не столько то, что вы не отпускаете его гулять по ночам, сколько то, что других отпускают, а его — нет. По возможности учитывайте этот фактор и идите на встречу там, где вы себя не будете ломать, соглашаясь с нормами его окружения.

Чувство одиночества 

Подросткам правда кажется, что их никто не понимает. Просто пока что многие из них не научились различать “понимать” и “соглашаться”. Если вы не разделяете взгляды подростка, для него это признак непонимания, поскольку в подростковой среде дети чаще всего объединяются по принципу солидарности: слушают одну и ту же музыку, придерживаются моды, говорят о темах, которые интересны.

Как предотвратить?

Слушать подростка и не обесценивать его переживания и мысли. Обесценивать — это значит считать неважными, незначительными. Да, вы знаете, что все, что его волнует сейчас, обязательно пройдет и забудется, но не надо говорить ему об этом. И уж тем более подчеркивать, что ваши дела и проблемы — настоящие и важные, а его заботы — ерунда и мелочи.

Переутомление

Вне зависимости от того, что случилось во внешнем мире, человек, который недосыпает и сидит на жесткой диете, чтобы похудеть или спасти всех животных мира, обычно эмоционально неустойчив и теряет контроль даже без внешнего триггера.

Как предотвратить?

Не давить в вопросах сна и питания, а предлагать варианты. Не срочно начать есть бабушкины котлеты, а помнить, что для нервной системы необходимы жиры и белки и выбрать их источники, которые нравятся подростку. Не отбирать телефон или выключать компьютер, а договориться о том, от чего стоит отказаться исходя из реальных приоритетов ребенка и разумных требований ребенка. И да, лучше выбрать часть домашней работы, которая помогает освоить материал, и не делать ту, которая не помогает понять программу. Даже если учитель требует. Очень часто неадекватные требования учителя обусловлены даже не желанием добиться высоких результатов, а . Разговаривать с такими учителями должны родители, будучи на стороне ребенка.

Причины, по которым ребенок не говорит

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;
  • в 3 года не произносит простые предложения.

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он гиперактивен, не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев. Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе. Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.

Отклонение от нормы

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Как справляться с тревогой

В ходе эволюции выживали самые тревожные виды: они реагировали на внешние импульсы быстрее всех и могли быстро принимать решения. В тревоге нет ничего плохого, но иррациональная тревога снижает качество жизни. Есть техники, которые позволяют справляться с переживаниями. Они не универсальные, поэтому предлагаем ознакомиться с ними и адаптировать их для себя.

Не выбирайте негативный сценарий. Чтобы защититься, психика начинает детализировать тревожащее событие. Так человек пытается вернуть себе контроль над ситуацией, а мозг добавляет конкретику. Однако катастрофизация лишь обостряет панику нереальными картинами, это когнитивная ловушка. Лучшее средство, которое поможет справиться с навязчивой мыслью, — представить, как вы прогоняете её, будто рассеивается туман. Не додумывайте леденящие душу события, которые могут произойти с вашим малышом.

Понаблюдайте за дыханием. Когда человек нервничает, его дыхание становится поверхностным и прерывистым: в минуту тревоги активно работает симпатическая нервная система, которая отвечает за реакцию на стресс и опасность. Медленное контролируемое дыхание повышает активность парасимпатического отдела нервной системы, противоположного симпатическому, и возвращает спокойствие. 

Самая распространённая дыхательная техника — «4–7–8»: вдох через нос в течение четырёх секунд, задержка дыхания на семь секунд, выдох через рот в течение восьми секунд. Есть приложения, в которых можно найти готовые дыхательные практики и медитации, чтобы помочь себе успокоиться: Insight Timer; Meditopia: Сон и Медитация; Мо: Медитация и Сон и другие.

Признайте чувство тревоги. Не воспринимайте тревогу как паразита в организме, от которого нужно срочно избавиться радикальными методами. У некоторых людей тревога — часть личности, при этом они живут счастливо. Осознание тревожности помогает положить конец борьбе, высвободить время и энергию, чтобы приобрести позитивный опыт. Тревога также может выступать зеркалом ваших потребностей: например, если вы переживаете, что ребёнок будет проводить с вами меньше времени, можно найти решение и проработать своё желание быть вместе чаще. 

Остановитесь в моменте. Когда человек нервничает, его разум будто отделяется от физической оболочки

В такой момент важно восстановить связь с материальным миром, так как эволюционно тело помогает нам справиться со страхами и вернуть контроль над ситуацией. Если тревога невыносима, прикоснитесь к предметам вокруг и опишите ощущения: «Деревянный стол гладкий», «Мой джемпер плюшевый»

Это поможет вернуться в своё тело и успокоиться.

Занимайтесь спортом и йогой и медитируйте. Вы замечали, как после похода в спортзал становится эмоционально легче? Во время занятий спортом организм вырабатывает серотонин — нейромедиатор, который подавляет центры мозга, связанные с обидой, грустью, разочарованием. Во время йоги и медитации повышается уровень эндорфинов — гормонов хорошего настроения, которые помогают организму выстоять под напором стресса. Занимайтесь физическими нагрузками вместе с ребёнком и наполняйте досуг. 

Попросите помощи у близкого. Человек — социальное существо, которое способно глубоко сопереживать другому, примерять чужие проблемы на себя и поддерживать в минуту стресса. Если вам плохо, эмоционально более стабильный человек послужит вам опорой. Позвольте близкому пожалеть вас и успокоить. Некоторым людям не хочется взваливать личные проблемы на других — в таком случае можно обратиться к психологу. 

Погрузитесь в монотонную работу руками. Кто-то делает генеральную уборку, чтобы отвлечься от стресса. Во время рутинных повторяющихся действий человек возвращает себе контроль над жизнью и мысленно погружается в другие задачи. Попробуйте хобби, где нужно работать руками, например, займитесь керамикой или вязанием. Такой досуг также может стать отличной семейной традицией.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами «Я сам», а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный «бесеныш» станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • «Не замолчишь, любить не буду…»;
  • «Не перестанешь плакать, не дам игрушку…».

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • «Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться…»;
  • «Уйду из дому, если будешь ругать за двойки…».

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Как еще помочь организму справиться с болезнью?

Поскольку наиболее часто температура повышается при острых респираторных заболеваниях, есть способы помочь организму справиться с инфекцией быстрее. Одним из таких средств является иммуномодулятор ИРС19. Это препарат, в состав которого входит смесь лизатов бактерий (фрагментов клеток микроорганизмов), которые чаще всего вызывают респираторные инфекции6.

Лизаты не могут вызвать болезнь, но стимулируют иммунитет (то есть вызывают ускоренную реакцию как специфических, так и неспецифических факторов иммунитета, особенно местного). К специфическим факторам относится производство антител, которые связываются с конкретным антигеном, разрушают его и выводят из очага инфекции. Неспецифические факторы – это лизоцим, интерфероны, клетки-фагоциты, которые одинаково защищают от любых проникших в слизистую чужеродных агентов8.

Методы лечения

Психотерапия – это основной метод лечения панических атак. Она может проводиться индивидуально или в группе и направлена на улучшение психического и эмоционального состояния. Одна из распространенных форм психотерапии – это когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая основывается на том, что наше мышление, поступки и физические ощущения взаимосвязаны друг с другом и могут влиять на формирование панических атак.

Во время сессий КПТ пациенты учатся управлять своими мыслями и эмоциями, находя причины своих страхов. Кроме того, проведение КПТ может помочь пациенту стать более осознанным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое назначает врач-психиатр. Лекарства могут быть назначены в сочетании с психотерапией или как единственный метод лечения, если пациент не может или не хочет ходить на терапию.

Одним из наиболее распространенных классов лекарств, используемых для лечения этого расстройства, являются анксиолитики. Они уменьшают чувство тревоги и страха, увеличивают уровень гамма-аминомасляной кислоты, которая помогает успокоить нервную систему. Однако, как и при любом другом лекарственном препарате, анксиолитики могут иметь побочные эффекты и быть противопоказаны для некоторых пациентов. Необходимо четко следовать инструкциям и рекомендациям врача.

Физическая активность может помочь расслабиться и снять напряжение, что уменьшит чувство тревоги и улучшит настроение. 

Расслабляющие техники, такие как медитация, йога и глубокое дыхание, могут помочь контролировать тревогу и улучшить психологическое состояние. Эти техники помогают сбалансировать работу нервной системы и регулировать внутренние процессы в организме.

Проведение регулярных занятий творческой деятельностью также может помочь ребенку или подростку контролировать его эмоции.

Рис. 4 — Панические атаки у ребенка

Причины

На разных жизненных этапах на исчезновение речи могут влиять разные факторы. Если карапуз неожиданно перестал разговаривать не спешите вести его к неврологу, сначала подумайте возможно имела место смена обстановки или другая причина, для решения которой не нужен врач.

  1. Ребенок в год перестал говорить после того, как уже имел небольшой словарный запас. Такое состояние может быть вызвано надменным желанием мамы повысить речевые навыки малыша. Известны случаи, когда родители хотят ускорить события и делают все, чтоб ребенок поскорее заговорил, смог изъясняться целыми предложениями. Они начинают учить карапуза, просят, чтоб он повторял слова, ребенок не готов к таким нагрузкам, его сильно утомляет желание родителей, что и приводит к тому, что он попросту перестает говорить.
  2. Период адаптации. Малыш может резко замолчать, если его перевести в чужую, неизвестную ему обстановку. По сути, это является стрессом для детского организма.
  1. Следствие наличия в организме инфекционного недуга, особенно это касается органов дыхательной системы. Так, например, во время ларингита у малыша запросто может пропадать голос именно поэтому он и перестанет разговаривать. Высокая температура также может сопровождаться отсутствием речевой активности, особенно у самых маленьких детей.
  2. Ребенок перестал говорить слова в присутствии незнакомого человека – это естественная реакция организма. А, если незнакомец был слишком неприятным или страшным для малыша, то молчать он может еще несколько часов после расставания с ним.
  3. Сильный стресс, например, смерть близкого родственника, авария, в которой пришлось побывать малышу, частые ссоры и конфликты в семье, нередко заканчивающиеся разводом. Возможно, его что-то напугало, например, злая собака или перед вами резко, со свистом затормозила машина. Такие случаи не редко приводят к потере речи, иногда и к полному замыканию ребенка. Родители должны понимать, что в подобной ситуации без консультации психолога не обойтись. Бывают случаи, что со временем карапуз начинает говорить, но как следствие пережитого — появляется заикание.
  4. Отклонение неврологического характера. Резкое молчание может являться симптомом психической патологии, например, шизофрении или истерии.
  5. Гиперопека или непонимание родителей также может привести к тому, что ребенок перестанет говорить, но чаще это проявляется именно по отношению к родителям, а, например, в детском саду малыш может вести себя, как прежде.
  6. Поражения мозга вследствие травмирования, нарушения мозгового кровообращения, развития опухоли или возникновения энцефалита.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1021

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

5 способов справиться с истерикой у ребенка. Советы психолога

Вы пришли с ребенком в магазин, вышли на прогулку, гуляете по торговому центру, стоите в очереди в поликлинике. И вдруг неожиданно на ребенка что-то накатывает, он начинает истошно орать, что-то требовать, может упасть на пол и бить ногами… Вам хочется провалиться под землю от стыда. «Летидор» выясняет у психолога Анны Хидирян, что делать в такой ситуации?

5 способов справиться с истерикой у ребенка. Советы психолога

Вы пришли с ребенком в магазин, вышли на прогулку, гуляете по торговому центру, стоите в очереди в поликлинике. Светит мирное солнце над головой, и все хорошо. И вдруг неожиданно на ребенка что-то накатывает, он начинает истошно орать, что-то требовать, может упасть на пол и бить ногами… Женщина чувствует, что прохожие смотрят на нее и осуждают: ты плохая мать, а ребенок – невоспитанный. Хочется провалиться под землю от стыда. А в это время ребенок исходится в крике… «Летидор» выясняет у психолога Анны Хидирян, что делать в такой ситуации?

1. Оставаться спокойной

У ребенка истерика, но нужно постараться не «заразиться» происходящим. Сохраняйте спокойствие. Речь не идет о том, чтобы оставаться невозмутимым истуканом. Совсем нет. Нужно постараться сдержать раздражение, не терять голову, не отчаиваться и в то же время не быть равнодушной и отстраненной.

Некоторые мамы начинают суетиться и оглядываться на окружающих. Вторые со злостью и раздражением шипят на ребенка: «Ну-ка вставай, хватит меня позорить». Другие могут начать кричать, чтобы ребенок прекратил. А еще рядом с вами могут быть знакомые, которые скажут: «А ты оставь, пусть лежит. Все равно встанет и пойдет за тобой». Или начнут в происходящее вмешиваться какие-нибудь участливые прохожие, что еще больше усложнит ситуацию.

Ваша цель – не сбиться, не начать паниковать, не впадать в раздражение и смотреть на происходящее «своими» глазами, а не взглядом осуждающего прохожего. Сохраняйте голову, оставайтесь спокойной, как бы это не было трудно.

2. Поддержать ребенка

Да-да, поддержать. Вам трудно, вы раздражены, но и ребенку плохо. Достаточно посмотреть на раскрасневшегося, орущего двухлетнего малыша, чтобы понять, что он себя не контролирует, ему хочется кричать, плакать, злиться одновременно. Вам нелегко и ребенку нелегко. Чтобы поддержать ребенка, нужно наклониться к нему, смотреть глаза в глаза, можно взять за руки, обнять, погладить.

И попробовать спокойным, умиротворяющим голосом поговорить с ним. Так вы ребенку передаете послание поддержки: «с тобой что-то происходит, тебе плохо, но мы разберемся, я с тобой»

Важно «быть» с ребенком в его состоянии столько, сколько необходимо, не бояться криков, слез, не стремиться сразу их остановить и прекратить

3. Попытаться понять смысл истерики ребенка

Это должно происходить параллельно с поддержкой

В истерике ребенка есть всегда определенный смысл, и маме важно понимать его. Например, вы в магазине, ребенок просит что-то, чего ему нельзя или чего вы не хотите ему покупать

Он начинает орать, требовать, надеясь, что вы все-таки выполните его желание. Другая ситуация – кажется, все хорошо, но вдруг ребенок начинает истерить, бросаться игрушками, и трудно понять, что происходит. Ребенка стоит спросить, почему он так поступает, чего он хочет. Обычно дети постарше могут довольно внятно ответить, что с ними случилось.

С теми, кто помладше, иногда приходится догадываться самой. Для этого нужно восстановить контекст. Например, возможно, ваш ребенок просто голоден, устал, не выспался, не хочет уходить с прогулки, не хочет отвлекаться от интересной игры. А может быть, весь день он ощущал ваше пренебрежение, или вы ему предпочитали сиблинга, и какое-то ваше слово или действие стало последней каплей.

Если у вас есть какие-то догадки и объяснения, то стоит попробовать спокойно донести их ребенку. Ребенок младшего возраста часто не понимает, что с ним такое, и правильные слова и действия матери могут помочь начать успокаиваться. Например, это могут быть такие фразы: «Я понимаю, как тебе хочется эту игрушку, но сегодня мы ее не будем покупать»; «Кажется, ты устал, и тебе нужно отдохнуть»; «Кажется, тебе не хочется уходить с прогулки, расставаться с друзьями, но нам пора домой, тебе пора обедать» и т. д. Нужно реагировать спокойно и строго.

Как понять, что ребенок находится в кризисной ситуации?

Если родителям удалось сформировать и сохранить доверительные отношения с ребенком, то он наверняка поделится своими переживаниями и мыслями, попав в кризисную ситуацию. Можно спросить самим – аккуратно и ненавязчиво. Если ребенок не хочет об этом разговаривать, не стоит настаивать, давить. Лучше просто сказать, что вы рядом и он может поговорить с вами, когда почувствует, что это необходимо.

Попав в сложную ситуацию, дети замыкаются в себе, становятся инфантильными или, наоборот, проявляют агрессию

Не стоит устраивать слежку за ребенком, но важно быть в курсе, что происходит в его жизни, какие возникают ситуации – уже зная об этом, зачастую можно распознать кризис

Также нужно обратить внимание на поведение ребенка. О том, что у него не всё в порядке, расскажут некоторые симптомы:

  • подавленность, депрессивное состояние;
  • нарушение сна и аппетита;
  • повышенная тревожность, беспокойство, пугливость;
  • плаксивость, раздражительность, капризность;
  • уход в компьютерные игры и другие зависимости;
  • проявления аутоагрессии: ребенок может обгрызать ногти, выдергивать волосы, наносить себе повреждения;
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • отказ от общения;
  • любое необычное, резко выбивающееся из нормы поведение;
  • постоянная усталость;
  • снижение успеваемости в школе;
  • нередко возникают физические симптомы в виде головных болей, желудочных и кишечных расстройств.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Почему поднимается температура?

Точные механизмы повышения температуры еще изучаются. Однако можно сказать, что это один из защитных процессов в организме, который развивается при прямом или непрямом воздействии определенных раздражителей (пирогенов) на центр терморегуляции.

Вещества-пирогены делятся на две категории:

  • Эндогенные (внутренние или лейкоцитарные) – воздействуют непосредственно на центр регуляции теплообмена, связаны с иммунными клетками – нейтрофилами, макрофагами, эозинофилами.
  • Экзогенные (поступающие извне) – под их действием вырабатываются эндогенные пирогены, могут быть бактериальной (вирусы, бактерии, грибы) и небактериальной природы (некоторые лекарственные препараты, гормоны, желчные кислоты, аллергены).

При каких условиях повышается температура тела:

  • Раздражается центр терморегуляции в гипоталамусе.
  • Происходит разбалансировка между выработкой тепла и теплоотдачей.
  • Нарушается способность организма адекватно отдавать тепло.

Самая частая причина повышения температуры – это инфекция. На нее приходится до 75% всех случаев жара. Это одна из мер, которые предпринимает организм, чтобы справиться с возбудителем заболевания. В некоторых случаях жар может быть проявлением неинфекционных воспалительных заболеваний, теплового удара, поствакцинальной реакции1.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от многочисленных факторов, которые могут также повлиять на общее состояние. В большинстве случаев специалисты попытаются выявить и устранить причину панических атак, чтобы ребенок или подросток мог вернуться к нормальной жизни.

Меры профилактики возникновения панических атак у детей и подростков включают в себя:

  • снижение стрессовых ситуаций
  • сокращение времени, проведенного перед экраном монитора
  • улучшение здорового образа жизни
  • регулярные физкультурно-оздоровительные занятия. 

Часто рецептом успеха является простая прогулка на природе, занятие творчеством или же любимое хобби.

Детская истерика: почему нужно успокаивать себя, а не ребенка

Истерики в маленьком возрасте – это нормальное проявление незрелости нервной системы. Когда ребенок 2-3 лет сталкивается с фрустрацией, его психика не в состоянии это переварить, у него нет еще стратегии совладения, его затапливает эмоция. И сделать с этим ничего нельзя и не нужно.

Почему они происходят?

Детская истерика – это не плохое воспитание. Это просто период развития нашего мозга, когда еще нет структур, которые могут контролировать эмоции. Да, не все дети впадают в истерики – это зависит исключительно от того, с какой нервной системой родился человек.

Как реагировать родителю?

Я не рекомендую любой ценой предотвращать истерику – ничего страшного в ней нет. Если истерика уже началась, то ничего уже не сделать, ее нужно просто переждать. Успокоить ребенка не получиться, Нужно успокаивать себя, а не накручивать: что это не конец света, что ничего плохого не происходит, что вы не плохая мать, что ваш ребенок не издевается над вами, а просто его эмоционально затопило. А вот когда и он успокоится, тогда с ним нужно восстановить контакт, пожалеть. Например, можно использовать такие слова: «Ты так сильно хотел эту игрушку, а я не смогла купить. Я понимаю, как тебе было обидно». Обязательно нужно обнять

Есть дети, которых любое внимание еще глубже погружает в эмоционально затопление. Тогда их нужно огородить от тех, кто в этот момент будет пытаться успокоить

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: