Мнемотехника

Мнемотехника для детей, советы и упражнения для школьников

Примечания

  1. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б, Зинченко Т. П.. — М.,: Олма-пресс, 2004.
  2. Величковский Б. М. . Большая Российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 9 октября 2023.
  3. Карл Христиан. . тип. Э. Праца (1850). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  4. Йейтс Френсис. (2014). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  5. Румянцева Е.П. . Журнал Информ-образование, Выпуск 2 (27 Декабря 2022). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  6. . ru.stegmax.com. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  7. Екатерина Постылякова. (13.08.2019). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  8. . 4brain.ru. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  9. . 4brain.ru. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  10. . Дата обращения: 28 ноября 2023.
  11. . (31 мая 2023). Дата обращения: 28 октября 2023.
  12.  (англ.). Международный клуб рекордсменов мира. Дата обращения: 28 ноября 2023.

Мнемотехника для дошкольников

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемотехника для детей

За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.

В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.

Выразительность исполнения развивает технику речи ― дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

Владимир Козаренко – автор книги «Мнемотехника шаг за шагом». Козаренко не просто разработал приемы запоминания информации, этот учебник мнемотехники развивает феноменальную память.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить

Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду

Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома

Известные рекордсмены

Рекорд: Запомнил и воспроизвёл последовательность случайных карт, состоящую из 54 карт, за 25,63 секунды.

Дата: 10 февраля 1993 года.

Дэйв Фэрроу:

Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 59 колод (3068 карт) с 1 ошибкой.

Дата: 2007 года.

Пратик Ядав:

Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 148 исторических дат за 5 минут.

Дата: 2019 год.

Раджвиру Мина:

Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 70 000 цифр числа Пи после запятой за 9 часов 27 минут.

Дата: 2015 год.

Кейти Кермод:

Рекорд: Запомнила и воспроизвела 105 лиц и имён за 5 минут.

Дата: 2017 год.

Яньяа Винтерсоул:

Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 145 случайных слов за 5 минут.

Дата: 2018 год.

Где и кому пригодится мнемотехника

  • Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
  • Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
  • Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.

Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.

Упражнения для дошкольников

Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка. Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию ― шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы ― идет дым из трубы»), потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).

Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.

Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша ― мы гуляем не спеша; шу-шу-шу ― дам малинку малышу; ши-ши-ши ― где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.

Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.

Упражнения для начинающих:

  1. «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.
  2. Игра «Сравни кубики». Задача ― научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.
  3. Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно ― один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.
  4. Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры ― подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.
  5. Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.
  6. Игра «Волшебники» ― помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов ― стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.

Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.

Советы по использованию мнемотехники

Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные

Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку

Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.

Литература

  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М., 2005 — Т. 3. — 360 c. ISBN 9785991694810.
  2. Блонский П. П. Память и мышление.: Изд. 2. —М.: Editorial URSS, Ленанд, — 2018. — 204 c. ISBN 978-5-9710-4840-4.
  3. Величковский Б. М. Когнитивная наука : Основы психологии познания: в 2 т. —Т. 1. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 448 с. ISBN 5-7695-2984-9.
  4. Айзенк М., Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: «Новое знание», — 2002. — 832 с. ISBN ISBN 985-6516-51-Х.
  5. Дружинин В. Н. ,Ушаков Д. В. Когнитивная психология. — М.:ПЕР СЭ, 2002. — 480 с. ISBN 5-9292-0034-3.
  6. Нуркова В. В. Память, 3 том, Издательство — Академия, — М., 2006. — 320 с. ISBN 5-7695-2420-0.
  7. Roediger H. L., III, & McDaniel, M. A. «Make It Stick: The Science of Successful Learning.» Harvard University Press. — 2014. — 336 р. ISBN 978-0674729018.
  8. Foer J. «Moonwalking with Einstein: The Art and Science of Remembering Everything.» Penguin Books. — 2011. — 414 р. ISBN 9781594202292.
  9. Buzan T. «The Mind Map Book: Unlock your creativity, boost your memory, change your life.» Penguin Books. — 2010. — 217 р. ISBN 978-1-4066-4716-7.
  10. Anderson John R. «Cognitive Psychology and Its Implications.» Worth Publishers. — 2015. — 560 р. ISBN 978-1-319-06711-3.
  11. Grady Cheryl L., McIntosh, Anthony R., Rajah, M Natasha, and Craik, Fergus I.M. «Neural Correlates of the Episodic Encoding of Pictures and Words, Proceedings of the National Academy of Sciences», Mar. — 1998, 95 (5), 2703—2708.

Основные методы мнемотехники

Метод «Дворец памяти»

Этот метод применяется для эффективного запоминания больших объёмов информации, особенно во время подготовки к экзаменам. Его суть заключается в создании ментальной карты, связывая информацию с неподвижными объектами в воображаемом пространстве, таком как комната. Для использования метода необходимо представить себе определённое помещение и «привязать» нужные факты к статичным предметам в этой комнате. При этом следует двигаться по часовой стрелке, запоминая последовательность расположения объектов, чтобы затем легко восстановить информацию в нужный момент. Если необходимо запомнить следующие английские слова внутри вашей гостиной:

  • Apple (яблоко): Визуализируйте стол в центре комнаты. На столе лежит красное яблоко.
  • Book (книга): Переместитесь к книжной полке в углу комнаты. Вы видите интересную книгу на полке.
  • Car (автомобиль): Теперь представьте себе, что ваши удобные кресла стали частью автомобиля. Они являются частью вашего «кресломобиля».

Двигайтесь взглядом слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Визуализация этих слов внутри одного помещения делает процесс более компактным и связанным, что облегчит запоминание. При воспоминании каждого слова вспоминайте детали комнаты и ассоциированных с ними объектов.

Цифро-буквенный код


Мнемотехника для запоминания количества дней в месяце.

Цифро-буквенный код представляет собой метод запоминания длинных чисел, таких как номера телефонов или банковских карт. В данном подходе каждой цифре от 0 до 9 присваивается соответствующая согласная буква:

· 0 — Н;

· 1 — Р (раз);

· 2 — Д;

· 3 — Т;

· 4 — Ч;

· 5 — П;

· 6 — Ш;

· 7 — С;

· 8 — В;

· 9 — М (много).

Для применения этого метода, предположим, что вам необходимо запомнить следующий номер телефона +7 (495) 341-98-17. За исключением «+7», который обычно легко запоминается, разбиваем на пары остальные цифры: 49-53-41-98-17, что соответствует буквенному коду: МС (ЧТ) ТРР НБ-МВ-ПР-РС. Связное предложение на основе буквенного кода:

«Маленький СЧастливый ТиРРан НеБольшого МаГазина ПеРеодевается Ряженый Солдат».

Акронимы и аббревиатуры

Этот метод основан на создании акронимов или аббревиатур, где каждая буква представляет собой ключевое слово или понятие, которое нужно запомнить. Это помогает сжимать объём информации и делать её более легко запоминаемой. Пример:

Для запоминания порядка планет в солнечной системе вы можете использовать акроним «МВЕМЖУСН» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Запоминание имён и лиц

Проблема запоминания имён новых знакомых встречается довольно часто, и отношения с теми, кто проявляет внимание к нашему имени, часто складываются более приятными. Для эффективного запоминания имён и лиц в рамках мнемотехники существуют следующие техники:. Проявление интереса:

Проявление интереса:

  • Этот метод предполагает проявление внимания к новому собеседнику и активное использование его имени в разговоре.
  • Принципы метода включают в себя проявление искреннего интереса к человеку, что даёт дополнительную информацию для создания ассоциаций.
  • Рекомендуется неоднократно повторять имя, улучшая тем самым процесс запоминания.

Ассоциация с известными личностями:

  • Этот метод предполагает связывание имени нового знакомого с именем хорошо известного лично вам человека.
  • Примеры ассоциаций включают совпадение имени с вашим собственным, именами ваших родителей или близких друзей.
  • В случае отсутствия подобных ассоциаций, рекомендуется использовать имена известных личностей, таких как актёры, политики или музыканты.

Модификации имени:

  • Этот метод включает в себя рассмотрение различных вариантов и модификаций имени нового знакомого.
  • Например, для имени «Александр» могут использоваться вариации, такие как Саша, Сань, Шура.
  • Рекомендуется при встрече активно применять различные модификации имени в разговоре.

Эти методы не только способствуют эффективному запоминанию имён, но также могут быть включены в энциклопедическую статью как часть практических методов мнемотехники.

Истории и ассоциации:

Этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию в наглядные истории или образы. Создание связей между ключевыми словами и элементами визуальных образов делает информацию более запоминающейся. Если вам нужно купить молоко, яйца, хлеб и мёд, вы можете представить себе картину:

корова (молоко) стоит на яйце (яйца), а всё это лежит на куске хлеба (хлеб), с которого стекает густой мёд. Такая наглядная ассоциация поможет вам запомнить список.

Научные аспекты

Мнемотехника, как область исследования, занимает важное место в психологии памяти и когнитивной психологии. Современные исследования в этой области позволяют более глубоко понять процессы, лежащие в основе памяти и способы их оптимизации:

Исследования в области мнемотехники помогают расширить наше понимание механизмов, протекающих в человеческой памяти. Они позволяют узнать, как информация кодируется, хранится и извлекается из памяти, а также какие факторы влияют на эффективность этого процесса.
Мнемотехника стала одним из ключевых объектов изучения в психологии памяти. Её исследования обогащают наше представление о различных типах памяти (краткосрочной, долгосрочной, оперативной и декларативной) и способах их улучшения.
Изучение мнемотехники способствует разработке более эффективных методов обучения и тренировки

Понимание того, как люди лучше всего запоминают и удерживают информацию, позволяет преподавателям и тренерам разрабатывать учебные программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся и способы их памяти.
Мнемотехника также имеет важное значение в исследованиях нейропсихологии. С помощью современных нейроимиджинговых методов, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), учёные изучают активность различных участков мозга, связанных с процессами запоминания, и выявляют, какие методы мнемотехники активируют определённые мозговые области.
Исследования в области мнемотехники находят практическое применение в различных сферах, включая образование, медицину, спорт и технологии

Современные методы мнемотехники могут быть использованы для создания обучающих приложений, помогающих студентам и профессионалам улучшить свои способности запоминания и обработки информации.

По мнению многих когнитивных психологов и специалистов с сфере образования, мнемотехника является мощным инструментом, который имеет богатую историю и остаётся актуальной в современном мире. Она находит применение в самых различных сферах жизни и деятельности, способствуя улучшению памяти, организации информации и обучению. Эффективное использование мнемотехники требует практики и развития специальных навыков, что может привести к значительным улучшениям в личной и профессиональной жизни.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для школьников

Современный ученик получает огромное количество информации по разным дисциплинам ежедневно. Запомнить полученный материал в таком объеме очень сложно. Здесь помогут навыки мнемотехники, которые дают возможность накапливать и сохранять информацию.

Мнемотехника для развития памяти ― это сильная тренировка внимания и мышления. Максимально запомнить полученную информацию помогут следующие техники:

  1. «Придумай свою историю». Как запомнить список несвязанных между собой слов? Самое простое ― это придумать историю. Например, словарные слова на букву «л»: – лабиринт ― на аттракционах мы запутались в лабиринте; – лаборатория ― он проник тайком в секретную лабораторию; – лагуна ― голубая лагуна сверкает солнечными бликами. Далее ученик читает получившийся текст и пересказывает. Таким образом он запоминает нужные слова.
  2. Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.
  3. Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.
  4. Еще один проверенный способ запомнить информацию ― это попробовать зарифмовать ее. Необходимо составить несколько строк нужных сведений, зарифмовать их. Таким образом должен получиться небольшой стих. Далее несколько раз повторить.
  5. БЦК ― буквенно-циферный код. Техника применяется для шифрования чисел и цифр в слова.

Эффективное запоминание с помощью мнемотехники

Организация: МБДОУ детский сад № 42

Населенный пункт: Московская область, г. Кубинка

Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти. Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников является мнемотехника.Мнемотехника — это совокупность методов и приёмов для запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их мышления и речи

Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и облегчает процесс запоминания и воспроизведения.

Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно  в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память  и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.

Первое,  большое внимание надо уделить развитию у дошкольников зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия

Для тренировки этих чувств на занятиях можно  использовать разнообразные игры и упражнения.

Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Второе, для формирования навыков запоминания любой информации  наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж — это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.  

Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» — дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать.

метод, использующий образное мышление, этот способ основан на предположении о том, что существует люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

— Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию, совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

— Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов, «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.

  • метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод превращения или трансформации.  Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги – тепло – лето – солнце – небо)

Третье, нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания

Например,  «Найди отличия»,  «Лабиринты», «Найди и вычеркни».

Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами — работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Ёжик (какой?) — колючий

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например, «Подскажи словечко», «Найди пару»

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов — работа с мнемодорожками.

Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

О мнемотаблицах подробнее поговорим в следующей статье.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 26.05.2020

История мнемотехники

Мнемотехника охватывает тысячи лет истории человечества.

Древняя Греция

Один из наиболее ранних примеров использования мнемотехники относится к древней Греции. Античные ораторы, такие как Горгий из Леонтини (около 485—380 год до нашей эры), Исократ (около 436—338 год до нашей эры), Сократ (около 469—399 год до нашей эры) искусно применяли метод мнемотехники для создания и запоминания своих речей. Они использовали так называемые «палитры» или «метод мест», создавая воображаемые места и яркие образы в своем уме

Это помогало им лучше организовать свои размышления, легко воспроизводить речь перед аудиторией и удерживать внимание слушателей.

Средневековые монастыри и университеты

В эпоху Средних веков, когда наука подвергалась преследованиям со стороны религиозных институтов Европы, особенно инквизиции, область мнемотехники, тесно связанная с умственной деятельностью, переживала период забвения. Только Роджер Бэкон, выдающийся английский мыслитель XIII века, воскресил этот забытый аспект. Он не только сам применял мнемонику, но и делился ею с публикой. Его последователи серьёзно изучили механизмы памяти, разработав пошаговую систему, которая послужила основой для современных методик.

Лейбниц, одна из выдающихся фигур нового времени, теоретически расширил область мнемотехники. Его последователь Ревентлов заслужил известность практическим применением этого искусства. Биография Ревентлова представляет интерес, так как сам он является примером того, как мнемотехника может принести пользу. Изначально страдая полной потерей памяти и ужасной рассеянностью, даже не закончив университет, Ревентлов обратился к мнемотехнике. С помощью трудов предшественников и собственных упражнений, он сделал свою память феноменальной. После этого он успешно закончил университет и посвятил всю свою жизнь этому методу, проводя сеансы в различных странах Европы. Учёные стремились воспользоваться его советами, в то время как обыватели считали его волшебником или иллюзионистом.

Эпоха Возрождения

В период Возрождения интерес к мнемотехнике продолжился. Философы и учёные, такие как Джулио Кампанелла, разрабатывали новые методы и техники для улучшения памяти и обучения. Их труды способствовали развитию мнемотехники как научной и практической области.

Современность

В России до 80-х годов XIX века не существовало ни одной брошюры, посвященной мнемотехнике и написанной отечественным автором. Публиковались только переводы. Приезжавшие из-за границы мнемонисты проводили сеансы на своем родном языке. К концу XIX века появились первые брошюры, написанные отечественными специалистами. Начало XX века характеризовалось ростом интереса к мнемотехнике.

В современных исследованиях памяти и когнитивной психологии мнемотехника продолжает занимать важное место. С помощью современных методов исследования мозга и памяти, таких как нейроимиджинг и психофизиологические измерения, учёные расширяют наше понимание процессов, связанных с запоминанием и воспроизведением информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: