Здоровьесберегающие образовательные технологии

Глава 2. здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Формы здоровьесберегающих образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном процессе осуществляется в различных формах:

  1. Медико-профилактическая форма обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
  2. Физкультурно-оздоровительная форма направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:

    • Оздоровительные: закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата, сохранение осанки, повышение функциональных возможностей вегетативных органов, развитие двигательных способностей.
    • Образовательные задачи: формирование основных двигательных умений и навыков; общее физического развитие; формирование и развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
    • Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств личности; умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитания.
    • Несмотря на то, что перечисленные задачи являются самостоятельными, однако они взаимосвязаны между собой, и решение их должно осуществляться комплексно.
  3. Спортивно-досуговая форма направлена на приобщение детей к занятиям физической культурой, потребности заниматься ими ежедневно (зарядка, пробежка и т.д.). Достигается посредством спортивных праздников, соревнования, спортивными кружками и т.п.

  4. Образовательная здоровьесберегающая форма. Данная форма направлена на воспитание у детей валеологической культуры, предусматривающей формирование у детей культуры здоровья, накопления знаний о своем организме и влиянии физических упражнений на его сохранение и укрепление.
  5. Социально-психологическая форма. Предусматривает обеспечение эмоционального комфорта в процессе общения со сверстниками в коллективе, а также со взрослыми в рамках занятий физической культурой и спортом.
  6. Информационно-просветительская форма включает в себя работу с семьей и персоналом образовательного учреждения. Основная задача осуществлять необходимо информирование взрослых, окружающих ребенка, об особенностях его развития, правилах воспитания в детях потребности в ЗОЖ.

На сегодняшний день существует несколько форм реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в рамках воспитательно-образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, какая из форм будет наиболее оптимальна и эффективна для повышения качества образования детей. Однако необходимо отметить, что применение данных форм будет максимально эффективным при их использовании в комплексе.

Вопрос отчётности

Внедрение здоровьесберегающих технологий — это не закрытый процесс. Результаты работы учителя с детьми становятся достоянием методической общественности школы на педсоветах, родительских собраниях. Кроме того, на заседаниях предметной методической комиссии педагоги начальных классов озвучивают задачи внедрения здоровьесберегающих технологий, пути их реализации (другими словами, приёмы, которые можно для этого использовать), а также обсуждают трудности, возникающие на пути методологической работы.

Тема сохранения и приумножения здоровья в начальной школе в последнее время является одной из самых актуальных и для разработки в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года». Таким образом работа по воплощению здоровьесберегающих технологий в жизнь в конкретном классе (параллели) представляется вниманию руководства города и края.

Виды здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности

Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей

Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Виды и направления здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Полезная литература

Несмотря на то, что повышенное внимание к здоровьесберегающим технологиям — отличительная черта организации образовательного процесса последних 5–10 лет, о теме сохранения общего здоровья в школе говорят уже очень давно. Опыт прошлого и наработки современников позволяют составить опорный список полезной литературы, который будет уместным в работе педагога младших классов

  • Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005.
  • Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.
  • Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы М.: Вако. 2004.
  • Лецких А. А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  • Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  • Тукачёва С. И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из важнейших целей существования и процветания любого государства. Школа — учреждение, в котором дети проводят очень много времени и формируются как личности, должна не только давать ученикам теоретические знания, но и прививать практические навыки по формированию здорового образа жизни. В этом образовательном контексте задача учителя — изучать, внедрять, придумывать разнообразные приёмы, претворяющие здоровьесберегающие технологии в реальность.

Что такое здоровьесбережение

Разговор о здоровьесберегающих технологиях следует начать с определения этого понятия. Именно оно определяет актуальность и новаторство этого подхода в отличие от существовавшего ранее принципа сохранения здоровья ребёнка в процессе школьной и внешкольной деятельности. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, то есть ученика и учителя.

Забота о здоровье осуществляется на всех уроках, а не только на уроках физкультуры

Принципы технологий здоровьесбережения

Данные технологии опираются на следующие принципы:

  • приёмы, использующиеся в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированными и не наносить вред жизнедеятельности объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса;
  • забота о здоровье — первостепенная задача. Любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ученика и учителя;
  • непрерывность: принцип, обозначающий проведение работы на каждом учебном занятии;
  • соответствие содержательных компонентов работы по сохранению здоровья возрасту и уровню развития учеников;
  • междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогических кадров, социальных работников, психологов, врачей в работе по сохранению здоровья детей;
  • приоритет удачи — при использовании тех или иных приёмов результаты деятельности оцениваются с положительной стороны. Недостатки учитываются в дальнейшей работе;
  • ответственность за своё здоровье. Осознание младшими школьниками этого — одна из ключевых задач их воспитания. Здоровье необходимо для реализации знаний, умений и навыков, получаемых учениками, в жизни.

Правовые основы

Реализация поставленных задач регулируется Законом «Об образовании РФ» 273-ФЗ, где оговариваются аспекты, связанные с условиями, которые должна создавать образовательная организация для обучения и воспитания детей (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями) в контексте сохранения и укрепления их здоровья. Конкретные детали применения технологий определены ФГОС — федеральными государственными образовательными стандартами. В том числе и учёт образовательных потребностей детей, а также совокупность приёмов, направленных на создание «портрета выпускника начальной школы» в области здорового образа жизни. Основной установкой ФГОС относительно здоровьесберегающих технологий является осознание здоровья как высшей ценности и привитие бережного отношения к нему.

Понятие, цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий

Определение 1

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это искусство, направленное на обучение и воспитание детей способных сохранять и укреплять свое здоровье, имеющих привычку жить по правилам ЗОЖ.

Общая цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить необходимые условия для приобретения детьми знаний, умений и навыков по ЗОЖ, а также научить детей пользоваться данными знаниями в повседневной жизни.

Помимо общей цели выделяют ряд дополнительных целей, на которые ориентируется педагог в процесс реализации здоровьесберегающих технологий:

  • Применительно к детям: обеспечение высокого уровня воспитания культуры здоровья и осознанного отношения ребенка к его сохранению.
  • Применительно к взрослым: осуществление полноценного содействия становления и развития культуры здоровья у взрослых посредством их просвещения.

Задачами здоровьесберегающих образовательных технологий как одного из основных факторов обеспечения качества образования являются:

  1. Выполнение государственного заказа по воспитанию разносторонне развитой и полноценной личности.
  2. Формирование у каждого ребенка ответственного отношения к собственному здоровью.
  3. Формирование умения поддерживать и сохранять свое здоровье.
  4. Организация образовательного процесса, таким образом, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в познании каждого ребенка.
  5. Создание условий по обеспечению сохранения психофизического здоровья всех участников педагогического процесса.
  6. Точное понимание каждым ребенком цели и конечного результата обучения.

Замечание 1

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, направленных на развитие понимания и значения ЗОЖ у детей.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Что такое здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология, как и любая другая, направлена на эффективное достижение результата с помощью комплекса методов и приемов. Ее цель следует из названия — создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья. Причем этот термин понимается широко.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как Состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Все это учитывается в реализации технологии, которая включает в себя: 

  1. мониторинг состояния здоровья учеников (в случае педагога, а не, например, школьного врача — наблюдение);
  2. учет возрастных особенностей учеников при разработке образовательной стратегии; 
  3. создания комфортного психологического климата в учебном процессе;
  4. использование на уроках разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности.  

Можно сказать, что если забота о здоровье ученика становится приоритетом для преподавателя, то он уже применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности

Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей

Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Свойства и элементы здоровьесберегающих образовательных технологий

Основные элементы здоровьесберегающих образовательных технологий связаны со следующими видами деятельности:

  1. Включение здоровьесберегающих образовательных технологий в все формы образовательного процесса.
  2. Создание оптимальных условий для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.
  3. Осуществление координации и управления за реализацией внедрения технологий в образовательный процесс.
  4. Осуществление периодического контроля за выполнением внедренных технологий и эффективности получаемых от их внедрения результатов.

Одним из важных свойств технологии здоровьесбережения является ее оптимальность.

Здоровьесберегающая образовательная технология будет оптимальной, если ее использование:

  • Способствует достижением каждого ребенка необходимого уровня знаний о собственном здоровье.
  • Знания, преподносимые в рамках технологии, научно обоснованы, но при этом понятны каждому ребенку.
  • Результаты внедрения технологии, как промежуточные, так и конечные показывают положительный эффект.

Таким образом, только тогда можно сказать, что внедрение здоровьесберегающей образовательной технологии эффективно, если при его реализации решаются вопросы и задачи по сохранению здоровья как детей, так и взрослых.

Почему здоровьесберегающие технологии — это важно

Исследования показывают, что здоровье детей с 1 к 11 классу ухудшается. Особенно это касается нарушений зрения и работы органов ЖКТ, развития хронических заболеваний. 

Учеба — важный фактор в снижении состояния здоровья детей и подростков, который отмечают и сами дети. Большая нагрузка в школе заставляет учеников чувствовать себя уставшими.

Материалы исследования о нагрузке школьников, проведенного ВШЭ в 2020 году

При выстраивании образовательного процесса преподавателю важно делать акцент на физическое состояние учеников. Для этого самый оптимальный вариант — использование здоровьесберегающих технологий, о которых в контексте педагогической работы стали говорить не так давно

Как реализовать здоровьесберегающие технологии в школе

Это результат работы всех специалистов образовательного учреждения. В их числе те, кто распределяет школьную нагрузку и составляет расписание, школьный врач или медсестра, учителя физкультуры и ОБЖ, а также педагоги, занимающиеся экологическим образованием школьников. 

Соответственно, далеко не все факторы, лежащие в основе здоровьесберегающей технологии могут быть доступны для изменения учителю, особенно предмета, напрямую не связанного с ней. 

Важно не забывать о субъектном подходе, который также лежит в основе технологии. Задача ученика — научиться самостоятельно заботиться о своем здоровье, учитель может лишь направлять школьника и поддерживать его в этом стремлении. 

Чек-лист здоровьесберегающего урока

Занятие проходит в проветренном помещении с оптимальными освещением и температурой без посторонних звуков и шумов.
За урок сменяется 3-7 видов учебной деятельности, каждый вид учебной деятельности длится около 7-10 минут.
Преподаватель использует разные форматы работы с информацией: словесный, наглядный, аудиовизуальный и прочие.
Технические средства на уроке используются уместно, способствуют развитию знаний, умений и навыков учеников.
Преподаватель обращает внимание на то, как сидят ученики.
На уроке проходит физминутка или другая подобная смена деятельности (релаксация, гимнастика): на 15—20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
Преподаватель обращает внимание на мотивацию учеников: поддерживает внешнюю и наращивает внутреннюю.
В материале урока есть связь с темой здоровья, важностью сохранения здорового образа жизни.
На уроке присутствуют эмоциональные разрядки: шутки, смешные картинки, истории и прочее.
Урок завершается спокойно: ученики имеют возможность задать учителю вопросы, преподаватель комментирует домашнее задание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: