Постановка и автоматизация звуков «т д»

Постановка звука д т при замене на г. постановка звука ч

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее

Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

  1. Даша и Даня идут в детский сад.
  2. Дети делят дыню.
  3. Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
  4. Дело заделано, надо доделывать.
  5. Не буди медведя – обидит.
  6. Не делю, Люда, неделю.
  7. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  8. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
  9. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  10. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

А именно:

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Ход НОД:

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

-Давайте поделимся добром друг с другом!

-Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети «делятся»)

-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

— Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья — пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

-Во всех словах встречается звук .

-Правильно!Какой это звук? (характеристика звука).

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук – согласный, глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук – согласный, глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков ,

Игра «Расставь по полочкам»

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

-Назовите слова с твердым звуком

-Назовите слова с мягким звуком

-Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

-Тоня, а почему ты такая грустная?

-Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

-Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю:

У меня есть друг. оля.

-Ты хотела сказать Толя?

-Да. (кукла называет слова без звука , потом за детьми повторяет правильно).

.арелка. анцы

.аблица. апки

.уча. уман

.умба. анки

.умба. урист

.ачки. урник

-Спасибо, что научили меня правильно говорить.

-Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

-Какой звук повторяется в этих словах?

-Повторяется звук . Где он находится?

—Звук находится в начале слова.

-Какой это звук?

-Во всех словах встречается твердый звук.

Игра закончи звуком .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть).

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть).

Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул:»Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!»

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть).

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти:

«Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!»

-Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?

Пальчикова гимнастика «Дятел».

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Тук, тук.

-Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

-Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ.

Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

-Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Показать образ буквы:

-На что похожа буква Т? (дети отвечают)

-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.

-Молодцы!

Чтение слогов,слов:

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

-Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Дифференциация звука Т

Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.

Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:

  • Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
  • К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
  • аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».

Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:

  • копать-топать;
  • бот-бок;
  • сода-сота;
  • дом-том;
  • туча-куча;
  • удочка-уточка;
  • плод-плот;
  • кот-код;
  • молот-молод;
  • табак-кабак;
  • точка-дочка.

Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:

  • по комнате летает комар;
  • Даша спит в постели;
  • тетя берет помаду;
  • Катя несет торт;
  • Таня и Коля играют в лото;
  • Тоня идет в кофте;
  • на окне стоит кактус;
  • старик несет тыкву;
  • Тома идет по мосту;
  • дед везет на телеге дрова;
  • кот гуляет в саду;
  • капитан ведет корабль;
  • Катя купила вату в аптеке;
  • Таня ставит на стол букет;
  • тетя надела платок;
  • конфеты лежат на тарелке.

Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести , необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука считается законченной, если ребенок всегда произносит безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

Подготовительный этап

Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.

Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:

На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.

Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».

Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».

На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введения поставленных звуков в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией новых звуков для своего ребенка, они должны убедиться, что звук, над которым они работают, четко выделяется и произносится. Ниже приведен пример упражнения для автоматизации одного звука ‘D’.

  • Да — да — да
  • Да — до — делать
  • Умри — ду — да
  • Делать — делать — делать — умирать
  • ни — да — да
  • dy — до — да
  • Ама — одма — удма
  • адма — одма — удма
  • ydma — edoma — odoma
  • Удома — Адама — Удома
  • одома — адама — удома
  • удма — удма — адома
  • Ад — Одо — Удо
  • удма — одо — ад
  • ede — odo — udo
  • одо — ад — йди
  • одо — эде — уду
  • ydy — udo — hell
  • йды — одо — одо — ад
  • два — два — два — два
  • йды — одо — одо — эде — удо — йды — удо — ад
  • Два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два.
  • Два — два — два — два — два — два
  • Два — два — два — два — два — два

Слово твердый звук ‘Д’ Автоматизация:.

Производство, долг, дуб, дух, дыра, печь, подарок, дар, помидор, ладонь, вода, воздух, бой, работа, помощь, чердак, сандалия, дно.

Фраза твердый звук ‘D’ Автоматизация:.

Давать ягоды, делать домашнюю работу, убирать дом, дальняя дорога, цикл, дождливая погода, вода, Новый год.

  • Ду-ду-ду, ду-ду-ду — я не сплю.
  • Да, да, да, да — о, холодная вода.
  • Дом — дом — дом, дом — дом — дом — дом — дом — дом кошки горит.
  • Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду, я не упаду в лужу.
  • Да, да, да, да, не ходи туда, Вадим!
  • Ду-ду-ду, ду-ду-ду В общем, вот так.

Твердый звук ‘D’ в предложении Автоматический :

В саду дует ветер. В саду есть дрова. Я иду домой. Люда дала Даше несколько апельсинов. На дороге две собаки. Радуга над домом. В ванну наливается холодная вода.

Стих монофтонг ‘D’ автоматический :

— Дайте мне чемодан, дети! — Где он? — На табуретку! (Г. Вель)

Автоматизация твердого звука «Д» в рассказе :

‘ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС и др.’ Здравствуйте, дорогие дети! Вы уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы D. Кстати, должен сообщить, что я долгое время жил у входа в сад на улице Достоевского, 29. В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девочки, дети, дворник Долмидонтик и две собаки. У нас длинная печень — мой дед Дудочкин. Он дожил до 99 лет. У нас есть дрессировщик дельфинов (он тренирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочь тренера Дельфинова. Есть Дима Деточкин, неудачник и боец. Он любит дергать Дашу за косички. Есть двоюродный брат Димы Денешкин, врач и стоматолог. Все обитатели нашего дома живут дружно и относятся по-доброму даже к Диме, неудачнику (когда он не дерется и не издевается над доберманом пинчером). (Л. Камински)

  • ‘Звуки Т, Ть, Д, Дь’. Речевой материал и игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет, О. В. Егорова;
  • ‘Домашние конспекты для логопедических занятий с детьми; звуки Т-Т, Д-Д, Ю.Б Жихарева.
  • «Русский язык. Обучение через игру», В. В. Волина;
  • ‘Воспитание у детей правильного произношения’, М. Ф. Фомичева;
  • ‘Энциклопедия логопеда для дошкольников’, А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Ищете информацию о других звуках? Загляните в библиотеку логопеда и лингвиста!

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.

  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь). Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Причины нарушения произношения

Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого «Д» сопутствуют:

  • отсутствие правильной артикуляции органов речи;
  • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
  • повторение ошибок за окружающими;
  • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического обследования. После сбора подробного анамнеза логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html назначает коррекционные задания. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Артикуляционная гимнастика

Специалисты предлагают логопедическими приемами развивать речевое дыхание (так как Т образуется на взрывном выдохе), тренировать мышцы ротовой полости в игровой форме:

  1. «Чей одуванчик раньше улетит?» — летом на даче ребята срывают одуванчики, стараются за 3-4 раза сдуть все пушинки.
  2. «Воздушные шарики» — дуют на шарики, не давая им опуститься на пол.
  3. «Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.
  4. «Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.
  5. «Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.
  6. «Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.
  7. «Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.
  8. «Трубочка» — максимально вытягивают язык, напрягают его. Стараются свернуть трубочкой, держат 5 секунд.
  9. «Качели» — слегка рот приоткрывают, поочередно тянут язык к носу, подбородку, пытаясь их достать.
  10. «Горка» — сначала сильно прижимают к нижним резцам передний край, затем широкую часть (при этом он выгибается). Фиксируют положение на 5 секунд.

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:

  1. Оглушение.

    Согласный звонкий звук «Д» на разных позициях в словах переходит впарную глухуюсогласную «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».

  2. Открытая гнусавость. Замена звука «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей

группыдошкольников :

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах

для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах

После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения

Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.

Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:

Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.

Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.

Физкультминутка с повторением слов.

Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».

Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:

Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:

Ход занятия:

I. Орг.Момент:

— Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Приветствие учителей и родителей).

Слайд 1

— Какое сейчас время года?

Психогимнастика:

— Как светит солнышко осенью? (Слабо)

— Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.

— Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь. Мы замерзли, съежились. Покажите.

— А теперь дождь закончился. Из-за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы согрелись и расслабились.

— Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.

— Садитесь на свои места.

II.Введение в тему:

Ввод героя — собачка Тошка.

Гер: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тошка! А чем вы тут занимаетесь?

ЛОГ: — Мы с ребятами изучаем грамоту.

Гер: — Ой, я такого не знаю! Что это и с чем едят?

ЛОГ: — Ребята, что мы изучаем на грамоте? (Звуки и буквы)

Гер: — Звуки? Буквы? Это что?

ЛОГ: — Ребята, кто ответит Тошке, что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим)

ЛОГ: — Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем)

ЛОГ: — Какие бывают речевые звуки? (Гласные и согласные).

ЛОГ: — Какие звуки называют гласными? (нет преграды во рту).

Гер: — Почему их так называют? (их можно пропеть)

Гер: — Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, И)

ЛОГ: — Ребята, поднимите руку те, у кого полное имя начинается на гласный звук. Докажите мне, что он гласный. (Ангелина, Иван, Анастасия, Александр).

ЛОГ: — Какие звуки называют согласными? (есть преграда – губы, зубы, язык).

ЛОГ: — Согласные звуки бывают разными. Ребята какими? (тв. и мягк., зв. и глух.)

Гер: — Ой, как интересно.

ЛОГ: — Ребята, назовите мне первый звук в имени Тоша? Расскажите мне об этом звуке?

(Т — согл., тв., глухой)

— Молодцы. А каким кружочком мы его обозначим? (синим закрашенным кругом)

III. «Где звук живет?» Слайд 2

Гер: — Ребята, я принес для вас картинки, посмотрите на доску.

ЛОГ: — Ребята, давайте с вами определим где живет звук Т в словах.

Танк, стол, кит.

Гер: — Ребята, что мы сейчас с вами делали?

IV. Диф-ия .

Гер: — Друзья, у меня есть брат Тишка, но сегодня не смог прийти к вам. А какой звук в его имени первый?

(Т’ — согл., мягкий, глухой)

ЛОГ: — Ребята, каким кружком мы будем обозначать звук Т’? (зеленым, закрашенным кружком).

Слайд 3

Гер: — Друзья, я приготовил так много подарков для Тишки. Помогите мне собрать ему посылку. Давайте в нее положим только те предметы, в которых есть звук Ть. А со звуком Т оставим у меня на полке.

(Т — Тапки, Тыква, самолеТ; Ть — Телефон, телевизор,боТинки)

ЛОГ: — Ребята, вы собрали посылку для Тишки с каким звуком? (Т’)

ЛОГ: — А на полке у Тошки оставили слова с каким звуком? (Т)

Гер: — А почему на посылке был зеленый закрашенный кружок?

V. Физ. Минутка.

ЛОГ: — Молодцы ребята, давайте отдохнем. Встаем со своих мест и выходим на ковер.

(Дети выходят на ковер, физ. мин. С интер. Доски «Фиксики»)

ЛОГ: — Отдохнули, садитесь на свои места.

ЛОГ: — С какими звуками мы познакомились? (Т и Т’)

VI. Знакомство с буквой: (Слайд 3)

ЛОГ: — Ребята, звуки Т и Т’ живут в одном домике, который мы назовем буквой Т. Вот портретик звуков Т и Т’. На что он похож?

(ответы детей)

ЛОГ: — Послушайте про букву Т стихотворение:

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А. Шибаев

ЛОГ: — А теперь давайте напишем букву Т в воздухе.

ЛОГ: — Ребята сделайте букву Т на планшете. (Помощь детям)

ЛОГ: — Покажите друг другу. Отодвиньте планшеты.

Гер: — Ребята, какую вы букву сделали? (Букву Т)

ЛОГ: — Ребята, у вас на столах есть листочки с буквами. Обведите в кружок только буквы Т.

Т У П

П Т

Т И

А Т

О Т П

— А теперь посмотрите, сколько Т вы нашли? (5). Молодцы!

VII. Чтение и звуковойанализ простых слогов:

ЛОГ: — Тошка, наши ребята уже умеют читать слоги. Давайте прочитаем для Тошки. (вместе)

ТА ТУ ТИ ТО

ЛОГ: — Ребята, какой слог можно назвать лишним? Почему? (Слог ТИ лишний, потому что там согласный мягкий, а во всех остальных согласный твердый)

VIII. Итог занятия:

ЛОГ: — Ребята, расскажите мне, что мы узнали о звуке Т?

— А что мы узнали о звуке Т’?

— В какой букве живут оба этих звука?

— На что она похожа?

До свидания!

Виды и причины нарушения произношения

  • Отсутствие — когда ребенок еще не научился произносить звук и просто пропускает его в речи, например, говорит «уш» и «ача» вместо «душ» и «котаж».
  • Искажение — когда ребенок произносит звук между зубами;
  • Замена — например, когда ребенок заменяет звук «Д» на «Т» или «Б» и говорит «вятел» и «том» вместо «дятел» и «дом».
  • Смешение — когда ребенок знает, как произносить звук, но путает его в речи. Например, скажите «трава» вместо «маки» и «данк» вместо «танк».
  • Структурные особенности артикуляционного аппарата ;
  • Неразвитый фонематический слух ;
  • Неадекватный артикуляционный аппарат ;
  • Плохая речь других.

Основные моменты

Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.

Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.

Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.

Специалист занимается развитием:

  • слуха;
  • дыхания;
  • органов речи.

Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.

Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: