Сдвг в подростковом возрасте — как лечить расстройство

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. причины, симптомы, лечение

Как лечить СДВГ?

Симптомы СДВГ не лечат, а перерастают. По словам Боровой, если обобщить, то нарушение развития при СДВГ сводится к тому, что некоторые структуры мозга просто не сформировались до средней возрастной нормы и из-за этого не могут идеально функционировать. 

Важно. При этом не нужно путать СДВГ с отставанием в развитии

При СДВГ страдает не интеллект ребенка, а его способность к усидчивым рутинным занятиям, требующим волевых усилий. К ним относятся прописи, следование правилам оформления школьных заданий, необходимость долго находиться в одной и той же позе за партой. 

Нервная система развивается, и значительно легче жить ребенку с СДВГ становится уже лет в 12-13. Практически полностью проявления СДВГ сходят на нет к окончанию средней школы.

«Мозг полностью формируется к 21 году. В этом возрасте СДВГ у людей как такового уже нет, могут остаться только сформированные в детстве паттерны поведения», — говорит Светлана.

СДВГ – это нарушение развития, поэтому синдром проявляется до тех пор, пока центральная нервная система еще не сформировалась. Иными словами, говорить «У меня СДВГ» в 30 лет — не совсем корректно. Во взрослом возрасте СДВГ не существует, уверена Боровая.

При этом человек может избегать рутины и профессий, требующих усидчивости, концентрации на мелочах. Это последствие СДВГ, которое накладывает отпечаток на некоторые сферы уже взрослой жизни.

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

СДВГ — как осуществляется диагностика?

При подозрении на наличие патологии следует обращаться к таким детским специалистам, как психолог и невролог, а также психиатр.

После обычно отправляют на консультации к офтальмологу и эпилептологу, к логопеду и эндокринологу, к ЛОРу.

Естественно, при 1-м визите и осмотре ребенка никто поставить диагноз не сможет (если все-таки поставили – ищите другого врача).

Диагностика СДВГ весьма сложна и длительна: помимо бесед с врачами, проводят наблюдение за поведением ребенка, осуществляют нейропсихологическое тестирование, применяют современные методы обследования (ЭЭГ и МРТ, анализы крови, ЭхоКГ.

Почему важно своевременно обратиться к специалисту? Нужно понимать, что под «маской» СДВГ часто скрываются и другие, порой, весьма тяжелые заболевания. Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование

Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование.

Особенности диагностики синдрома дефицита внимания

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽

Как лечат СДВГ

Лечение СДВГ направлено на уменьшение симптомов, улучшение функционирования и повышение качества жизни. Планы терапии часто разрабатываются с учетом конкретных потребностей человека, его возраста, тяжести симптомов и личных предпочтений.

Основные направления лечения:

Психообразование. Объяснение пациенту особенностей заболевания является первым шагом в процессе лечения. Это предполагает предоставление информации как самому человеку, так и членам его семьи о природе патологии, общих симптомах и доступных вариантах лечения. Специалисты предлагают специальные психообразовательные программы в зависимости от возраста больного и клинической картины.

Когнитивно-поведенческая терапия. Эта форма психотерапии направлена на изменение моделей поведения и разработку стратегий преодоления симптомов расстройства. Она особенно эффективна у детей. КПТ обычно включает в себя такие методы, как постановка четких целей, создание структурированного распорядка дня, положительное подкрепление и стратегии управления временем.

Лекарства. Врачи используют стимулирующие и нестимулирующие психотропные медикаменты для облегчения симптомов СДВГ. Эти лекарства помогают увеличить концентрацию внимания, уменьшить импульсивность и контролировать гиперактивность.

Общая психотерапия. Она нужна для выявления и устранения негативных моделей мышления и поведения
В ней особое внимание уделяется развитию стратегий преодоления трудностей, методов самоконтроля, организационных навыков и методов управления временем

Длительная психотерапия позволяет взрослым с таким диагнозом справиться с проявлениями расстройства в личной и профессиональной сферах жизни.

Обучение родителей и семейная терапия
Поскольку заболевание влияет не только на человека, но и на членов его семьи, важное значение имеет вовлечение родителей и близких в процесс лечения. Программы обучения родителей основаны на стратегиях устранения поведенческих трудностей и получении навыков для поддержки развития ребенка

Семейная терапия требуется для решения внутренних конфликтов.

Групповая психотерапия. Она нужна в качестве платформы для общения, обмена опытом и обучения друг у друга. Групповая психотерапия направлена на эмоциональную поддержку и улучшение социальных навыков.

Не все методы лечения действуют одинаково для всех людей и часто рекомендуется комплексный подход, сочетающий различные направления терапии. Планы лечения должны быть индивидуализированы, регулярно контролироваться и корректироваться по мере необходимости для достижения оптимальных результатов. Регулярное наблюдение у психиатра, психотерапевта и невролога необходимо для обеспечения эффективности лечения и постоянной поддержки.

Симптомы СДВГ у детей

Ниже приведены общие симптомы СДВГ:

1. Симптомы невнимательного вида СДВГ

Ребенок, страдающий невнимательным видом СДВГ, испытывает трудности в усвоении новой информации. Он часто грезит наяву и легко отвлекается

Ему сложно выполнить домашнее задание и сконцентировать внимание на чем-то. 

2. Симптомы гиперактивного вида СДВГ 

Ребенка с гиперактивным видом СДВГ можно узнать по постоянному беспокойству, ерзанию и постукиванию ногами. Он часто говорит без умолку, даже когда с ним не разговаривают.  

3. Симптомы импульсивного вида СДВГ

Ребенок, подверженный импульсивности, перебивает других во время разговора, а также склонен начинать общение в самый неподходящий момент. Ему сложно дожидаться своей очереди.

Профилактика и превентивные меры

Следующие рекомендации помогут детям ослабить симптомы и предотвратить развитие заболевания:

  • Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих
    выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве
    профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и
    коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!
  • Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование
    успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.
  • Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти
    курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как
    можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.
  • Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью
    отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.
  • Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и
    проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому
    родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Лечение СДВГ у детей

К методам лечения СДВГ у детей относятся: 

1. Медикаментозная терапия

Лекарства от СДВГ помогают снизить импульсивность и гиперактивность, одновременно повышая физическую координацию и способность ребенка сосредоточиться на деятельности.

Благодаря регулярному использованию стимуляторов можно увеличить высвобождение химических веществ, таких как дофамин и норадреналин, которые помогают в мышлении и внимании.

2. Поведенческое лечение 

Это разновидность психотерапии, которая помогает человеку и его семье справиться с повседневными проблемами.

Поведенческое лечение также полезно для обучения ребенка самоконтролю и освоения социальных навыков, необходимых для существования в обществе без посторонней помощи.

3. Другие способы лечения

К ним относятся:

  • Избегание пищевых красителей и добавок, которые могут вызывать гиперактивное поведение.
  • Следование гипоаллергенной диете: исключите из рациона ребенка химические добавки, шоколад, продукты, содержащие салицилаты (например, ягоды, яблоки, порошок чили, помидоры и т. д.), а иногда даже молоко и яйца. 
  • Биологическая обратная связь — своего рода нейропатия, измеряющая волны мозга.
  • Посещение ребенком йоги или боевых искусств — тех дисциплин, которые помогают сосредоточиться. 
  • Досуг на свежем воздухе — проведение 20 минут на свежем воздухе в естественной обстановке улучшает концентрацию внимания. 

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм,
  • сдать различные виды анализов (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований),
  • пройти функциональную диагностику (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц),
  • получить всевозможные справки – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий, 
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции,
  • воспользоваться услугами хирургии одного дня или дневного стационара.

Слабая концентрация внимания у ребенка как признак СДВГ

Различия СДВГ у мальчиков и девочек

СДВГ проявляется у мальчиков и девочек по-разному. У девочек чаще выявляется недостаток внимания без гиперактивности, в то время как у мальчиков отмечается сочетание обоих типов. Более того, у мальчиков симптомы проявляются открыто, а у девочек – более скрыто в виде раздражительности, повышенной чувствительности или перфекционизма).  Это может привести к тому, что признаки заболевания ошибочно могут принять за особенности характера, поэтому диагноз может быть установлен позже или расстройство будет вовсе  не диагностированным.

Следует также учитывать, что восприятие и диагностика данного расстройства у мальчиков и девочек могут различаться из-за стереотипов поведения и развития детей

Поэтому важно учитывать эти различия и обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка при постановке диагноза и проведении терапии

В целом, хотя мальчики и девочки могут проявлять схожие симптомы, различия в их проявлении могут повлиять на диагностику, лечение

Поэтому важно быть внимательными и чуткими к потребностям и особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить им адекватную помощь и поддержку

Рис. 2 — Симптомы СДВГ

Что такое гиперактивность и синдром дефицита внимания – классификация СДВГ

В медицине термином «гиперактивность» принято называть невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, постоянную отвлекаемость и избыточную активность. Ребенок постоянно находится в нервно-возбудимом состоянии и приводит в ужас не только посторонних людей, но и собственных родителей.

Активность малыша – это нормально (ну не бывает детей, тихо сидящих все детство в углу с фломастерами).

Но когда поведение ребенка переходит определенные рамки, есть смысл присмотреться и задуматься – просто ли это капризность и «моторчик», или уже пора сходить к специалисту.

Под СДВГ следует понимать синдром повышенной активности (прим. – физической и умственной), на фоне которого возбуждение всегда преобладает над торможением.

Данный диагноз, согласно статистическим данным, ставят 18% детей (преимущественно мальчикам).

Лечение расстройства активности и внимания

Поведенческая терапия. Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.

Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях

Здесь важно участие родителей.

Речевая и языковая терапия. Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.

Трудотерапия

Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.

Диетический контроль. Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка. 

Речевая и языковая терапия

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают: 

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129). 

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей. 

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности

Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций

Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Причины и факторы риска

Точная причина возникновения СДВГ неизвестна. Возможными причинами возникновения нарушений
могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот
    период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление
    наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам
    позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы,
    нарушающие нормальную работу мозга.
  • Длительная терапия (более месяца) парацетамолом во время беременности

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания –
факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Осложнения

Мифы о людях с СДВГ

Симптомы СДВ

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими

Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату)

Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Лечение и коррекция

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено
использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции.
Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и
помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности
заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное
поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его
оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего,
именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

  1. воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не
    следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение
    симптомов.
  2. не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет
    способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия,
нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят
большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и
всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует
ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь
стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но
существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ
включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.
Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и
гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Кортексин, Пантогам, Церебролизин, Пирацетам, Фенибут,
Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем
возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования
зависимости от лекарств.

Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диета
разрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия,
лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего
чада:

Развивать у ребенка самоконтроль и ответственность.

Необходимо поручить ребенку выполнять несложные домашние обязанности: выносить мусор, ходить
в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневничке можно отмечать
детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.

Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать,
заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед
телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.

Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что
нельзя. Дети с СДВГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями,
присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым
сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.

Развивать интерес к занятиям

Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в
себе. Если любимому чаду с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него
высокой успеваемости по всем предметам

Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по
основным из них.

Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям
длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

Причины патологии

Главной причиной возникновения СДВГ у подростков врачи считают органические изменения, происходящие в головном мозге. Темпы созревания базальных ядер и префронтальной коры отстают. К причинам этого можно отнести следующие факторы:

  • Наследственность;
  • Прием алкоголя, психотропных веществ, дефицит витаминов во время беременности;
  • Преждевременные, стремительные роды;
  • Родовые травмы, падения малыша в раннем возрасте;
  • Инфекционные заболевания в младенчестве;
  • Слабо развитый познавательный интерес, когнитивные процессы;
  • Повышенная тревожность, склонность к истерикам;
  • Психические отклонения в развитии, наличие психиатрических патологий;
  • Депрессивные наклонности.

Причинами могут быть и другие факторы.

Гиперактивность — или все-таки просто активность: как отличить?

Подобным вопросом мамы и папы задаются довольно часто. Но возможность отмежевать одно состояние от другого все-таки есть.

Нужно просто понаблюдать за своим чадом.

  • Гиперактивный малыш (ГМ) не может себя контролировать, постоянно в движении, устраивает истерики при усталости. Активный малыш (АМ) любит подвижные игры, не любит сидеть на месте, но при заинтересованности с удовольствием спокойно слушает сказку или собирает пазлы.
  • ГМ часто, много и эмоционально говорит. При этом постоянно перебивает и, как правило, редко дослушивает ответ. АМ тоже говорит быстро и много, но с менее эмоциональной окраской (без «одержимости»), а также постоянно задает вопросы, ответы на которые, большей частью, дослушивает до конца.
  • ГМ крайне сложно уложить спать, и спит он плохо – беспокойно и с перерывами на капризы. Случаются также аллергии  и различные кишечные расстройства. АМ хорошо спит, и проблем с пищеварением не испытывает.
  • ГМ неуправляемый. Мама не может «подобрать к нему ключики». На запреты, ограничения, увещевания, слезы, договоры и проч. ребенок просто не реагирует. АМ не особо активен вне дома, в знакомой же обстановке «расслабляется» и становится «мамо-мучителем». Но ключик подобрать можно.
  • ГМ провоцирует конфликты сам. Обуздать агрессию и эмоции он не способен. Патология проявляется драчливостью (кусается, пихается, бросается предметами). АМ очень активен, но без агрессии. Он просто с «моторчиком», любознательный и бодрый. Спровоцировать конфликт не может, хотя сдачи дать в определенном случае – очень даже.

Конечно, все эти признаки относительны, а дети – индивидуальны.

Категорически не рекомендуется ставить своему чаду диагноз самостоятельно. Помните, что даже один простой педиатр или невролог с опытом поставить такой диагноз в одиночку и без обследований не в силах – нужна полная диагностика у специалистов.

Если ваш малыш впечатлительный, любопытный, подвижный и не дает вам ни минуты покоя – это еще ни о чем не говорит!

Симптомы СДВГ у школьников

Причины СДВГ

К сожалению, пока точные причины возникновения этого заболевания не установлены. Исследователи в этой области называют только косвенные факторы, которые могут быть корнем развития расстройства. Выявлено, что оно возникает в период внутриутробного развития из-за генетических или органических нарушений формирования центральной нервной системы у ребенка, в результате которого появляется дисфункция в работе головного мозга. Она может быть локализована в разных его областях, из-за чего нарушается их нормальное развитие. В результате симптомы и проявления СДВГ у разных людей могут в значительной степени отличаться.

Итак, основными факторами, вызывающими это заболевание являются:

  1. Генетическая предрасположенность считается одной из основных причин развития СДВГ, причем наследование проявляется в первом поколении: если этот синдром или отдельные его проявления были у родителей, то вероятность, что он возникнет у ребенка, крайне высока.
  2. Биологические особенности: патологии беременности, угроза выкидыша, преждевременные роды или наоборот “переношенный” ребенок, осложнения во время родов, резус-конфликт матери и плода, возраст матери (слишком ранний или слишком поздний), вредные привычки у матери во время беременности, прием некоторых лекарственных препаратов, физические травмы.
  3. Нездоровая психосоциальная обстановка во время беременности матери и в период раннего развития ребенка. Негативными факторами являются высокий уровень стресса, экономическая нестабильность, неблагоприятные бытовые условия и атмосфера в семье.

Что такое СДВГ?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: