Изменение речи

Что такое дизартрия:  формы, причины, лечение. коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Симптомы стертой дизартрии

3 Диагностика

Диагностика этого заболевания осуществляется неврологом/детским неврологом и логопедом

Важное значение имеют инструментальные методы исследования (электроэнцефалография, электромиография, электронейрография, магнитно-резонансная томография головного мозга). Логопед в процессе осмотра пациента оценивает выраженность речевых и невербальных нарушений

Письменная речь изучается через выполнение пациентом заданий на списывание текста и письма под диктовку. Логопед анализирует чтение отрывков и осмысление прочитанного. Специалист учитывает клинические проявления моторной афазии, дислалии (нарушение звукопроизношения) и алалии (отсутствие или недоразвитие речи), чтобы верно поставить диагноз.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
  • генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
  • травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Лечение дизартрии — препараты, массаж и коррекция

Лечение дизартрии в игровой форме, фото

Эффективное лечение дизартрии у детей включает лечебно-педагогический комплекс воздействия – медикаментозная терапия, логопедическая коррекция, ЛФК, массаж и дыхательная гимнастика.

Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально с учетом фоновой патологии. Включающей:

  1. Препараты для сосудов мозга — «Циннаризина», «Кавинтона», «Инстенона» или «Глиатилина» и «Стугерона».
  2. Нейрометаболические стимуляторы – «Энцефабола», «Пантокальцина» и «Пикамилона».
  3. Метаболические средства, в виде «Актовегина», «Церебролизина» и «Церебролизата».
  4. Психотропные препараты – из серии «Ново-пассита», «Персена», «Тенотена».

Логопедическая коррекция включает артикуляционные упражнения и восстановительную гимнастику:

  • для постановки правильных дыхательных функций;
  • для развития речевого слуха, остроты памяти и внимания;
  • для стимуляции координации моторики и артикуляции.

Логопедический массаж, при лечении дизартрии у ребенка, направлен на расслабление и стимуляцию губ, неба, языка, что поспособствует восстановлению артикуляции.
Сеансы массажа корректируются логопедом. В него входят легкие разминания, прямое, волнообразное и спиралевидное поглаживание, растягивание губ и пощипывание.

Упражнения ЛФК и дыхательная гимнастика подбираются индивидуально и включают множество различных методик для разных возрастных групп – классические формы и игровые. Основная направленность – восстановление функции моторики и правильного дыхания.

Дизартрия у детей // Симптомы дизартрии у детей // Лечение дизартрии #нейроспектр #дизартрия

Как проводится диагностика и лечение дизартрии

Перед тем, как начать лечение, необходимо определить проблему. Обследование детей с дизартрией направлено на классификацию дефекта с учетом симптоматологии, тяжести протекания заболевания, локализации поражения.

В неврологической практике наиболее распространена топическая классификация дизартрии, в соответствии с которой выделяют следующие формы:

  1. Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия. Развивается вследствие поражения нервных подкорковых узлов.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей. Наиболее распространенный диагноз. Эта форма может быть спастической и паретической.
  3. Мозжечковая дизартрия. Развивается при повреждении мозжечка, у детей практически не встречается.
  4. Бульбарная дизартрия у детей. Возникает при поражении ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Встречается достаточно редко.
  5. Корковая дизартрия. Признается у детей не всеми исследователями, развивается из-за очаговых изменений моторных корковых областей.

Кроме формы, специалисты во время диагностики определяют выраженность симптомов — степени дизартрии у детей. Самой легкой формой считается стертая речевая дизартрия у детей, для нее характерны неточные артикуляционные движения, легкие нарушения фонетики и слухового восприятия. Поражения средней степени характеризуются множественными и выраженными дефектами звукопроизношения, тихим назальным голосом, малопонятной речью. Наконец, самая тяжелая форма — анартрия, для нее характерна нечленораздельная речь или полное ее отсутствие.

Обследование маленького пациента, кроме консультации со специалистом и проведения специальных логопедических проб, включает в себя МРТ, ЭЭГ, электромиографию, трансканальную магнитную стимуляцию, электронейрографию.

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Другие записи журнала

  • Аддикция
  • ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)
  • Болезнь Альцгеймера
  • Головная боль напряжения
  • Имбецильность
  • Депрессия и тревога
  • Деперсонализация личности

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым

Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Почему развивается патология

При диагностике данной патологии дальнейшие перспективы пациента зависят не только от своевременности начатого лечения, но и от причины отклонения. У взрослых оно вторично, проявляется, как правило, после инсульта, перенесенной травмы головы, органического заболевания головного мозга. К факторам риска относятся:

  • ЧМТ;
  • инсульт;
  • онкология;
  • клещевой энцефалит;
  • операции;
  • сифилитическое поражение мозга;
  • синдром Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • туберкулез центральной нервной системы;
  • рассеянный склероз.

В детском дошкольном возрасте дизартрия может являться следствием ДЦП на фоне поражения нервной системы. К перинатальным причинам возникновения дефекта можно отнести токсикоз, резус-конфликт, травмы в родах, тяжелую гипоксию плода, недоношенность. В раннем послеродовом периоде в зоне риска дети, перенесшие менингит, средний отит, тяжелые интоксикации.

Способы терапии

Коррекция включает в себя комплексное лечение с помощью медикаментов, занятий у логопеда, физиопроцедур. Монотерапия лекарственными препаратами не исправит ситуацию, в лучшем случае только купирует симптомы. Положительным терапевтическим эффектом обладают массаж, иглоукалывание, принятие лечебных ванн. Среди нестандартных методов: дельфинотерапия, рисование, лепка, игры с песком.

Лечение на первых этапах должно проводиться под контролем специалиста (логопед, невролог), в дальнейшем после закрепления положительного эффекта можно продолжать заниматься в домашних условиях. Можно самостоятельно проводить пощипывание и поглаживание щек, языка. Работая перед зеркалом, вы научите больного контролировать свою мимику.

Артикуляционная гимнастика, как одно из средств логопедии, включает движения на открывание и закрытие рта, фиксацию челюсти, сворачивание губ трубочкой. Совсем маленькому пациенту понравится игра с конфеткой на палочке. Он должен удерживать ее одними губами, а родители будут стараться вытянуть ее изо рта. Для развития мелкой моторики можно использовать как специальные игрушки, так и подручные средства. Основной принцип терапии – системность и комплексный подход.

Медикаментозно лечат только по рекомендации врача. Назначают лекарственные препараты для улучшения мозгового кровообращения и процессов метаболизма. У взрослых при возникновении дизартрии вследствие инсульта или инфекционного заболевания первоначально устраняют причину. Восстановление речи после инфаркта мозга является прерогативой афазиолога. Терапия может длиться длительное время, так как потребуется создание новых связей между нервными клетками вместо погибших вследствие кровоизлияния или ишемии.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Причины дизартрии

По этиологии выделяют две формы дизартрии: первичную и вторичную. Первичная форма – детская. Она не является следствием искажения или потери речевой способности, а отмечается у детей с определенными врожденными заболеваниями, чаще всего с ДЦП.

Если ребенок не паралитик, то причинами, спровоцировавшими проблему, могут быть:

  • патологические явления в период внутриутробного развития (скачки артериального давления, судороги, сильный токсикоз);
  • гипоксия плода в материнской утробе;
  • беременность с конфликтом резус-факторов;
  • алкогольная или наркотическая зависимость беременной женщины;
  • травмы или удушение плода при родовом процессе;
  • гемолитическая анемия у младенца;
  • билирубиновая энцефалопатия у новорожденного ребенка;
  • инфекционные патологии, перенесенные матерью в начале беременности;
  • олигофрения.

Дизартрия у детей бывает не только врожденным, но и приобретенным в возрасте до 2 лет заболеванием. Провокаторами нарушения речи могут стать:

  • менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • тяжелое инфекционное кишечное заболевание;
  • повышение внутричерепного давления.

Приобретенная форма – взрослая. У взрослых людей патология характеризуется резким проявлением симптомов, поэтому не заметить ее невозможно. Приобретенная форма отмечается при:

  • инсульте;
  • травмах мозга;
  • энцефалите;
  • рассеянном склерозе;
  • болезни Лу Герига;
  • сирингобульбии;
  • паркинсонизме;
  • токсоплазмозе;
  • туберкулезе центральной нервной системы;
  • нейросифилисе;
  • миастении.

1 Дизартрия: описание заболевания

Дизартрия — стойкое речевое нарушение, которое сопровождается расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. В результате человек теряет внятность и членораздельность речевой функции. Этот недуг возникает у детей и взрослых. Дизартрия встречается у людей, страдающих рассеянным склерозом, болезнью Альцгеймера, церебральным атеросклерозом, олигофренией и нейросифилисом.

Распространенность этого заболевания у детей составляет 3-6%. В большинстве случаев дизартрия сопутствует ДЦП (детскому церебральному параличу ). Причинами возникновения этого недуга являются гипоксия плода, токсикозы беременности, резус-конфликт, соматические заболевания матери, имеющие хроническое течение, родовые травмы и асфиксия. У взрослых людей такая патология речи возникает на фоне инсультов, травм черепа, операций, опухолей головного мозга. В раннем возрасте этот недуг возникает по следующим причинам:

  • нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • гнойный отит;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговые травмы;
  • интоксикации.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Диагностика дизартрии

Обязательный врач, который будет вести ребёнка с таким диагнозом — это детский невролог. Но одним неврологом не обойтись, обязательно нужно посещать логопеда и возможно даже логопеда — дефектолога. Для начала им предстоит поставить верный диагноз. Невролог назначит пройти ЭЭГ (электроэнцефалографию), МРТ головного мозга, электронейрографию. Логопед отдельно обследует ребёнка, оценивает речь, фонематическое восприятие, когда ребёнок начал говорить, проверяет речевые мышцы, языка, щёк, и по всему этому составляет характеристику болезни.

Ha ocнoвaнии peзультaтoв oбcлeдoвaния нужно определить точный диагноз, дизapтpии это, мoтopная aлaлия, мoтopная aфaзия, или диcлaлия. Так как по своим признаком они могут быть одинаковы, поэтому только специалист поставит точный диагноз.

После заключения невролог и логопед назначают лечение. Обязательно лечение дизартрии требует комплексного лечения. Невролог может назначить:

  • Медикаментозное лечение ноотропными лекарствами (Семакс, Глицин, Энцефабол, Кортексин и т. д.),
  • Физиотерапию
  • Физкультуру с лечебным уклоном (ЛФК)
  • Лечебные ванны
  • Массаж воротниковой зоны

А логопед может порекомендовать логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, он даст рекомендации родителям для занятий, чтобы регулярно заниматься с ним дома

Обязательно нужно будет родителям делать артикуляционную гимнастику с ребёнком, а также уделить внимание развитию речевого дыхания

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: