Как развить логическое мышление у младших школьников?

5 способов развить мышление ребенка

Необходимость развития логического мышления

Логика – особый вид мышления. Она функционирует с помощью правил, логических конструкций, законов и понятий. Логика может быть полезна не только для понимания точных наук, но и в любой сфере человеческой жизни, где нужно проанализировать информацию и принять правильное решение. Также логика является одним из основных критериев оценки коэффициента интеллекта.

Логическое мышление позволяет делать выводы более обоснованными и верными, способствует лучшему изложению мыслей в тексте и на публичных выступлениях. Логика помогает меньше ошибаться и лучше видеть ошибки других людей.

Книги, развивающие логическое мышление у детей

  1. С.В. Щербинина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет».
  2. Т. Образцова «Логические игры для детей».
  3. Женя Кац «Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет».
  4. С. Гордиенко «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей».
  5. «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет».

В завершение хотелось бы напомнить, что развивать логическое мышление можно в любом возрасте – было бы желание.

Не только можно, но и нужно. Потому что, тренируя свой мозг, Вы помогаете выстраивать в нем новые нейронные связи, а, значит, не даете ему стареть. А для чего нужно поддерживать свой мозг (командный пункт организма) в тонусе, думаю, объяснять не нужно.

Желаю Вам Любви и здорового, логического мышления!

Лада

Для чего нужно развивать логику

Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.

Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите  ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Следующие игровые упражнения помогут развить абстрактно-логическое мышление у детей:

Выполнять их с ребенком можно в любом месте и в любое время, будь то прогулка, поездка или скучная очередь в магазине\в поликлинике.

Упражнение “Коллекция предложений”
Придумайте 3 слова, не имеющих смысловой взаимосвязи (например, “река”, “яблоко”, “кот”). Предложите ребенку составить с этими словами как можно больше различных предложений (ребенок может изменять падеж слов и добавлять другие слова). Принимаются совершенно любые ответы, от самых простых (например, “Кот уронил яблоко в реку”) до креативных (“Мальчик пытался перейти бурную реку, держа в одной руке орущего кота, а в другой — кислое яблоко”).

Такое упражнение помогает формировать умение устанавливать различные связи между объектами, даже самые неожиданные, а также придумывать целостный образ из отдельных элементов.

Это упражнение тренирует способность искать в несвязанных явлениях общие признаки, согласованность, а также помогает разобраться в существенности и несущественности признаков объекта.

Упражнение поможет искать интересные связи между различными объектами, а также легко варьировать эти связи, не фиксируя внимание на каких-то из них. С помощью таких тренировок ребенок учится удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, проводя при этом различные операции с ними

Кроме того, такие упражнения показывают, что нет одного верного варианта, следует рассматривать все возможные способы решения задачи.

Упражнение помогает ребенку развить навык концентрации внимания на каком-то одном объекте и манипулирования им, бросая объект в самые невероятные ситуации и раскрывая его самые неожиданные возможности.

Такое упражнение научит искать всевозможные свойства предмета и подбирать к ним противоположные по смыслу.

Развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

Помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

Обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

Позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

Расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Развиваем детскую логику

Существующие методики развития логического мышления у детей включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они как игры, т. к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач.

Обратите внимание на следующие категории заданий и упражнений:

  • Классификации. Дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Например, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, хищники и травоядные и т. д. Чтобы упростить задачу детям 3−4 лет, озвучьте признак, по которому они должны распределить предметы. Дети 5−6 лет могут это сделать уже самостоятельно. Определение закономерностей. Школьникам часто на уроках математики дают задание — продолжить ряд цифр, установив заданную закономерность. Аналогичную задачу могут выполнить и дети до 6 лет, только закономерность должна быть простой. Малышам младше 5 лет можно предложить и другие, более понятные и наглядные задания — определить, что за чем следовало, дорисовать забор или воздушные шарики, используя чередования цветов в определенной последовательности и т. д. Найти лишнее. Предложите ребенку ряд слов и попросите найти одно лишнее слово, не подходящее по классификационному признаку. Вместо слов можно также использовать картинки — этот вариант предпочтителен для детей 3−4 лет, т. к. им проще воспринимать информацию, представленную визуально. Лабиринты. Игры типа «Помоги зайчику найти дорогу к норке» очень полезны для развития образно-логического мышления. Поиск единственно верного пути тренирует концентрацию внимания, память и аналитические способности ребенка. Съедобное-несъедобное. Например, творожок с картошкой съедобен? А если будет творожок с клубникой и абрикосом? Эта детская игра с мячом учит ребенка соотносить слова/образы с конкретным признаком. Вариаций игры множество — можно даже играть в нее без мяча, просто называть разные слова и спрашивать у ребенка, съедобное или несъедобное. Умозаключения. По мере взросления ребенок способен выполнять все более сложные задания. Например, в 6 лет можно предложить ему небольшие математические задачки, в процессе решения которых необходимо проводить анализ имеющейся информации.

Сегодня логические упражнения для детей легко можно найти на образовательных сайтах. Также можно подарить ребенку книжки с задачками и игрушки-головоломки — лишь бы ему самому было интересно заниматься.

Развивать логическое мышление следует и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребенку историю-небылицу — он должен найти в рассказе несоответствие. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам — он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку.

Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребенка к логике. И помните, что ребенку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор, получая ежедневно новые интересные знания.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать

Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие. Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление

Игры на развитие мышления у дошкольников

Следующие пять игр объединяют навыки логического мышления в одну игру и способствуют развитию логического мышления у младших школьников. Представляя новую игру, помните, насколько ваш ребенок интересуется этим занятием, и сохраняйте игровой тон и настрой. Если ваш ребенок все еще не готов к урокам логики для детей 6, 7, 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.

Башни-близнецы

Для этой игры вам понадобятся кубики, цветные кубики или Лего. Поставьте ребенка перед собой на пол или на стол и поместите между вами высокий ящик или сумку, чтобы ребенок не видел, что вы строите на его стороне.

Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Сможешь построить такую ​​башню, как моя? Я дам вам несколько идей. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, например «синий блок внизу» и «другой блок вверху».

Если ваш ребенок успешно строит Башню-близнеца, попробуйте усложнить подсказки, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ находится сверху». Понимание этого типа подсказок требует другого уровня мышления и может быть ошеломляющим. Если да, держите подсказки простыми и понятными, а вместо этого добавьте сложности, используя несколько блоков разных цветов и строя более высокие башни.

Прятки с изюминкой

Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или мягкую игрушку где-нибудь в доме, а вы задаете вопросы о том, где она спрятана. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте такие вопросы, как «Он прячется в комнате, в которой кто-то спит?» «Он прячется, где кто-то сидит?» «Он прячется у стены?» Это требует, чтобы ваш ребенок обдумал каждую подсказку и подумал, правда она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.

Младшие дети не всегда дадут вам правильные ответы, поэтому следите за тем, какие вопросы им задают. Когда предмет найден, избегайте исправления любых ошибок в подсказках и вместо этого просканируйте их вслух: «О, он был спрятан там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ спрятан там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок все еще не отвечает правильно, вы используете словарь логического мышления, весело проводя время!

Линия игрушки

Эта игра требует, чтобы ваш ребенок подумал о порядке и атрибутах. Для игры вам понадобятся четыре или пять игрушек или мягких игрушек, а для дополнительного удовольствия — ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, выстраивайте игрушки или животных, как если бы они собирались куда-нибудь. Когда игрушки будут в порядке, сделайте снимок на свой телефон. Затем переместите игрушки с их позиций.

Теперь спросите своего ребенка: «Хотите загадать загадку?» Попросите ребенка выстроить игрушки или животных в соответствии с вашими указаниями, используя предложения, требующие большего обдумывания, чем «сначала, затем, последний…». Например, вы можете сказать: «Я сначала поставлю игрушку на колесиках». «Пятнистое животное — последнее в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и тд

В награду за успех покажите ребенку сделанное фото и сравните его с композицией. В конце концов, ваш ребенок может быть счастлив поменяться ролями и указывать вам направление.

Двусторонняя игра «Форма и цвет»

Эта деревянная головоломка не только подчеркивает форму и цвет. Он требует от игрока использования навыков последовательности, причинности и вывода и обладает большой универсальностью. Это можно ввести как настраиваемое действие, и когда ваш ребенок будет готов, с ним будут играть два игрока. Эта игра, также популярная среди дошкольников, развлекает все навыки логического мышления.

Методики развития

Развитие абстрактного мышления – это длительный и трудоемкий процесс. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы развить этот тип мышления, человеку достаточно всего два-три раза в неделю уделять час или полтора на решение логических задачек, головоломок. Это очень увлекательный процесс, и вы не успеете оглянуться, как это станет вашим любимым хобби! В современном мире достаточно печатных изданий для развития логики, так же упражнения и задания можно найти в интернете. Это значит, что найти подобную информацию не составит труда. К примеру, существует популярный сайт, на котором представлены задачки разной сложности.

Этот вид мышления берет свое начало на Востоке еще со времен древнего мира. Оно возникло как раздел логики. Логика сама по себе – это способность мыслить и рассуждать, делать выводы о вещах и их сущности. Абстрактное мышление позволяет строить теоретические схемы.

При регулярных занятиях результаты не заставят себя долго ждать. Уже через несколько недель можно будет заметить, что стало проще мыслить, строить перспективные планы, решать вопросы, которые раньше вызывали затруднение.

Дети

Маленький человек является открытой книгой, в которую можно написать все что угодно! Дети более восприимчивы к обучению и развитию любых способностей. Способности малыша, нужно развивать играя. Современная индустрия игрушек предлагает богатый выбор игр для раннего развития. К примеру, это могут быть небольшие пазлы, мозаики, банальная пирамидка. В более взрослом возрасте, чтобы научить ребенка мыслить, предложите ему рассмотреть картинки в книгах, объяснить свое понимание происходящего на них.

Учить ребенка абстрактно мыслить очень важно. Абстрактное мышление является не только залогом его творческого развития, но так же это способность ставить все под сомнение, добиваться всего опытным путем. Развитое мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами

Развитое мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на
секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно
оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо
полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет
принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного
поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит
будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически
мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Формируем логику у детей от двух годиков до семи лет

В этот период малыш продолжает совершенствовать свои навыки разговора. Ребенок уже имеет хорошее воображение. Чтобы представить происходящее в сказке или книге, ему уже не нужно использовать картинки.

Самым эффективным упражнением на формирование логики в этом возрасте является обсуждение книги. Это нужно делать сразу же после того, как вы ее прочитали.

Можете попросить малыша:

  1. Пересказать прочитанное.
  2. Ответить на вопросы. Спросите у него об определенных ситуациях, пусть объяснит, почему они случились. И что было бы, если бы эти события не произошли.
  3. Пофантазировать. Предложите ему придумать различные варианты развития сюжета. Пусть скажет, что было бы, если бы конкретный персонаж поступил иначе. И то, как бы это отразилось на основном сюжете.

В этом возрасте ребенок уже ориентируется во временных рамках. Он различает, что такое прошлое, а что такое – будущее. С помощью этих знаний ребенок сможет понять, что такое причинно-следственные связи. Но только если вы ему это объясните на примере.

Расскажите малышу, что у каждого поступка есть причина. И что люди поступают определенным образом не потому что они плохие или хорошие. А из-за того, что их вынудила сделать это конкретная ситуация.

Но в периоде с двух до семи лет есть один минус. Мышление ребенка в этом возрасте развито недостаточно хорошо. Он пока не может проявлять эмпатию (сочувствовать), и ставить себя на место других людей. Ребенок может воспринимать определенное событие только опираясь на свой жизненный опыт.

Если вы хотите развить у ребенка эмпатию, то рекомендуем уделить этому вопросу как можно больше времени. Начните играть с дитем, и моделируйте различные ситуации. В них малыш должен играть роль другого человека. И учиться подстраиваться под возникшую ситуацию, испытывая те эмоции, которые испытал бы человек, которого они «играют».

В период от двух до семи лет ребенок уже может решать некоторые задачи. Но когда он это делает, то основывается не на логике. А поступает по интуиции. И это плохо.

Давайте разберем на примере. Возьмите 20 кубиков и разложите их на две кучки по 10 штук в каждой. Одну из них разместите на полу равномерно, а вторую – навалите друг на друга. И дайте задание ребенку решить, какая из них больше. Скорее всего, он остановит свой выбор на тех кубиках, которые свалены в кучу. Потому что со стороны кажется, что их больше за счет размера.

Также, вы можете воспользоваться различными обучающими печатными материалами. Их обычно публикуют в журналах для детей.

Что такое логическое мышление

Древнегреческое слово «логика» можно перевести как «способность рассуждать», что как нельзя лучше отражает суть понятия. Человек с развитой логикой мыслит доказательно, рассудительно и непротиворечиво, для этого он использует логические понятия и конструкции.

Развитое логическое мышление позволяет:

  • быстро выделять основное в огромном потоке информации; находить причинно-следственные связи; делать обоснованные умозаключения и обобщения.

Говоря другими словами, логика представляет собой инструмент для четкого формулирования мыслей и принятия взвешенных решений.

Почему важно развивать умение логически мыслить

Логика помогает быстрее обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать вопросы и делать выводы. Это основа успеха в учебе и построении профессиональной карьеры.

Человек с развитым логическим и абстрактным мышлением шире мыслит. Он способен нестандартно решать сложные задачи и предлагать варианты, которых не видят остальные. Логика подразумевать гибкость и пластичность ума. В век стремительно меняющихся технологий умственные навыки помогают всегда оставаться в тренде и быстро осваивать новые компетенции.

Навыки логического мышления нужны каждому человеку независимо от рода его занятий. На нас со всех сторон наваливаются огромные потоки противоречивой информации, разобраться в истинности и ложности суждений и мнений может только тот, кто умеет оперировать логическими конструкциями.

Как развить мышление и сообразительность у ребенка

Логические задачи для «растяжки»

11 задача

Отец решил задать своему сыну-школьнику каверзный вопрос: назови самое большое число. Ответ сына ошеломил отца, возразить было нечего.

Для программиста это дело лёгкое, правда? Но что сказал школьник?

ОтветТридцать первое. Предполагается число месяца.

12 задача

Воинственное племя захватило странника. Вождь хотел смерти страннику и позволил ему выбирать. Страннику разрешалось озвучить одну фразу. При правдивости фразы его сбросят с отвесной скалы. Окажись фраза лживая, и его отдадут львам на растерзание. Но странник подобрал такую фразу, которая подарила ему свободу.

Отгадайте, что это за фраза?

ОтветФраза: «Меня растерзают львы». Тогда, если бы вождь отдал странника львам на растерзание, то сказанная фраза стала бы правдивой, и его полагалось бы бросить с отвесной скалы. Но если странника сбросят со скалы, то фраза окажется лживой. Вождь посчитал, что исключительно правильным исходом будет подарить свободу страннику.

13 задача

После гулянки мужчина направлялся домой слегка навеселе. Он шёл по центру песчаной проселочной дороги. Путь не освещался лунным светом. К тому же, на дороге отсутствовали фонари. Одежда мужчины была чёрной. Вдруг на дорогу выехал автомобиль с выключенными фарами. В конце концов, водитель заметил мужчину и свернул.

Как ему удалось увидеть пешехода?

ОтветНа улице стоял день.

Зачем развивать логику?

Логика и логическое мышление не даются нам просто так с самого рождения — их нужно тренировать и развивать, применяя самые разнообразные методики и приемы. Работать над своим логическим складом ума людям необходимо всю жизнь, но именно в раннем детстве закладываются те самые основы, на которые ребенок будет опираться в более взрослом возрасте. Ребенок, у которого с малого возраста развито мышление, будет успешнее и с большей легкостью осваивать новые знания в детском саду и школе, а также решать все задачи — как учебного, так и бытового характера. Именно поэтому каждый заботливый родитель стремится к тому, чтобы как можно раньше начать развивать у своего ребенка логику и мышление, заботясь о его будущем.

Логическое мышление — это основа человеческого разума. Именно на развитой логике в будущем будет базироваться широта интеллекта ребенка.

Развиваем логику и мышление у детей

Подбирать развивающие упражнения, задачи и игры нужно только в соответствии с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и изначальным уровнем подготовки. Все виды занятий на развитие логического мышления делятся по своеобразным группам, каждая из которых подходит ребенку определенного возраста и склада ума.

Развитие логического мышления у ребенка до 2 лет

Малыши в совсем раннем возрасте учатся познавать окружающий их мир через физическое взаимодействие с ним. Так что все игры и занятия должны иметь наглядный вид. Отдайте предпочтение таким игрушкам и играм, которыми можно управлять: это могут быть рамки-вкладыши с фигурками, конструкторы-сортеры, пирамидки, кубики, сенсорные карточки с поверхностями из разнообразных материалов и даже самые обыкновенные матрешки.

Дайте ребенку возможность проверить свои силы в “работе”с этими игрушками. Не расстраивайтесь, если у малыша не получается с первого, а то и второго и третьего раза собрать нужный конструктор. Любой опыт, даже не самый успешный, пойдет ему на пользу: используя в занятиях метод проб и ошибок, он сможет делать определенные простейшие выводы о своей деятельности. Например, о том, что маленькая матрешка помещается в большую, а не наоборот, а конструктор-пирамидка завершается самой маленькой фигуркой.

Вы заметите, как с возрастом ребенок научится различать цвета, формы, размеры. К двум годам начинает активно развиваться речь — это приводит к тому, что активизируется развитие символьных операций. Значит, пора переходить к расширению словарного запаса — как активного, так и пассивного. Для этого используются простые книжки, снабженные красочными и понятными картинками: читайте их своему малышу вслух, вместе рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их. Для лучшего усвоения можно использовать игрушки, с помощью которых можно объяснять смысл текста.

Развитие логики и мышления у детей от 2 до 7 лет

В этом возрасте у вашего чада постепенно начинает развиваться способность мыслить логически. Язык осваивается все больше, а значит и символы с образами играют все большую роль в представлении окружающего мира.

Поскольку вы уже имеете опыт в чтении сказок вашему ребенку, можно начинать более детальную работу над прочитанным текстом, которая будет заключаться в пересказе, обсуждении и анализе истории, описанной в книге, а также в важной части занятия — фантазировании и додумывании на определенную тему: например, можно попросить ребенка поразмышлять над тем, чтобы случилось, если бы главный герой рассказа поступил по-другому?  

Ребенок наконец начинает осознавать наличие прошлого и будущего времени, а в общении и играх появляется такое понятие, как “понарошку”. Теперь можно начинать объяснять малышу простые причинно-следственные связи между тем, как он поступает и тем, к чему эти поступки приводят. Но не забывайте, что ребенок любую ситуацию будет рассматривать исключительно со своей стороны — ведь побывать на месте другого человека ему пока еще трудно. Именно поэтому нужно придумывать такие игры, в которых дитя сможет побыть в нескольких ролях.

В дошкольном возрасте можно привнести в досуг ребенка простые головоломки и настольные игры, которые так любят все дети. Популярных игр, которые подойдут для развития детской логики и мышления, довольно много. К самым доступным из них относятся:

  • тетрис;
  • домино;
  • судоку для детей в красочном варианте;
  • крестики-нолики;
  • крупные пазлы с интересными детскими картинками и др.

Почему важно развивать умение логически мыслить

Логика помогает быстрее обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать вопросы и делать выводы. Это основа успеха в учебе и построении профессиональной карьеры.

Человек с развитым логическим и абстрактным мышлением шире мыслит. Он способен нестандартно решать сложные задачи и предлагать варианты, которых не видят остальные. Логика подразумевать гибкость и пластичность ума. В век стремительно меняющихся технологий умственные навыки помогают всегда оставаться в тренде и быстро осваивать новые компетенции.

Навыки логического мышления нужны каждому человеку независимо от рода его занятий. На нас со всех сторон наваливаются огромные потоки противоречивой информации, разобраться в истинности и ложности суждений и мнений может только тот, кто умеет оперировать логическими конструкциями.

Логические операции

Любой мыслительный процесс состоит из набора логических операций, дополняющих друг друга и позволяющих получить нужный результат:

  • сравнение – выявление общих и отличительных характеристик предметов и явлений;
  • абстракция – умственная деятельность, позволяющая отделить те или иные свойства предмета или явления от других. Например, разделить главное и второстепенное;
  • анализ – мыслительный процесс, разделяющий рассматриваемое явление или предмет на составляющие части;
  • обобщение – объединение схожих признаков, явлений, применяемое для выявления закономерностей;
  • синтез – процесс составления или воссоединения целого из отдельных элементов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: