Нормы развития речи у детей от 0 до 7 лет. совет от детского логопеда

 этапы формирования речи в норме (по а.а. леонтьеву).

Игры для развития фонематического слуха у детей старше 3 лет

Игра «Поймай звук в ладошки»

Мама или папа громко и чётко несколько раз произносят отрабатываемый звук, например, звук «Л». Затем взрослый начинает проговаривать цепочку звуков, например такую, «А», «У», «Л», «О», «С», «Н», «Л» и так далее, и когда малыш слышит звук Л, он должен хлопнуть в ладоши. «А», «У», «Л», «О», «С», «Л».

После того как малыш научился выделять звук в цепочке отдельных звуков, игру можно усложнить, предлагая малышу ловить слоги и слова. Например, хлопай в ладоши когда услышишь слог «ЛА». Поехали, «ЛУ», «ЛО», «ЛА», «ЛЫ», «ЛА», «ОЛ». Или, хлопай в ладоши, когда услышишь слова в которых есть звук «Л». Поехали, «Кошка», «Дом», «Ложка», «Ножницы», «Колодец», «Уши».

«Игра в слова»

Хорошо известная с детства всем родителям «Игра в города» тоже подойдёт для развитие фонематического слуха. Мы просто адаптируем эту игру для малышей и просим их называть не города, а любое слов на тот звук, на который оканчивается слово предыдущего участника. Прелесть этой игры в том, что так малыш не только развивает фонематический слух, учась слышать и подбирать слова на определённый звук, но и расширяет свой словарный запас.

Упражнение «Рифмовка-перепутанка»

Малыш внимательно слушает рифмовку-перепутанки и старается правильно заменить перепутанные слова.

  • Жаркий наступил … ПЕНЕК.Маша села на… ДЕНЕК.
  • У Тани голубые …ЛАПКИ.Когтистые у кошки… ТАПКИ.
  • Съел я овощной … ХАЛАТ.А потом надел … САЛАТ.
  • Попал в тарелку черный … ГОЛОС.Но тут раздался громкий … ВОЛОС.
  • От конфет остались … БАНТИКИ.Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
  • Полозку рядом с печкой … КОЛЕНО.И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.
  • Я посуду мою … в КОЙКЕ.Вечером читаю … в МОЙКЕ.
  • Заверну железный … БИНТ.И куплю в аптеке … БИНТ.

Упражнение «Закончи рифмовку»

Малыш внимательно слушает незаконченную рифмовку и старается подобрать подходящее слово. Родители могут заранее подготовить картинки на недостающие слова.

  • БИЛЕТ, БАЛЕТ, ПАКЕТ, БУКЕТЯ тебе задачу дамВсе расставить по местам.В кассе я куплю …И отправлюсь на …У меня с собой …В нем лежит большой …
  • БУТОН, БАТОН, ПИТОН, БЕТОНЯ тебе задачу дамВсе расставить по местам.В булочной куплю …В зоопарке жил …Распускается …Нужен для дорог …
  • КАТОК, ПОТОК, МОТОК, ВЕНОКЯ тебе задачу дамВсе расставить по местам.Что стащил игривый кот? …Таня девочкам плетет? …С гор спускается, течет? …Что за скользкий, ровный лед? …
  • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап», Т.А Ткаченко;
  • «Логопедия», Е. Н. Краузе.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Упражнения для развития речи

Развитие и становление речи начинается с семьи, поэтому родители и близкие люди в силах помочь крохе справиться с этой задачей.

Говорите правильно. Дети подражают взрослым, поэтому больше общайся с ребенком, комментируй все свои действия. Речь взрослого должна быть эмоциональна, так ребенок быстрее запомнит новые слова. Обсуждай с ним бытовые предметы, явления природы и пр.

Читайте книги. В зависимости от возраста, читай малышу сказки, стихи с договариванием, повторяющимися фразами. Читай медленно, четко проговаривая каждое слово. Если малыш просит, прочитай сказку несколько раз. Когда ребенок уже знает буквы, поощряй его желание прочитать какие-то слова самостоятельно.

Задавайте вопросы. Ежедневно спрашивай ребенка, как прошел день, что нового он узнал и т. п. И при этом внимательно слушай, не торопи ребенка и не одергивай! Если сначала у вас не получится полноценной беседы, все равно вопросы будут способствовать развитию речи и умению выражать мысли

Также важно отвечать и на вопросы ребенка, не игнорировать их. Если не знаешь ответа, скажи, что посмотришь в интернете или книге.

Играйте! Хорошо развивают речь и воображение сюжетно-ролевые игры, домашнийкукольный театр, настольные и пальчиковые игры под музыку, лепка и различные виды рисования. Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на речи малыша. Такие игры поднимут ребенку настроение и развлекут, если вдруг станет скучно. А детские песни и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Занимайтесь спортом. Не стоит ограничивать двигательную активность ребенка. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Шустрые малыши имеют больший словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Делайте утреннюю гимнастику, больше гуляйте на свежем воздухе, а в выходные устраивайте семейные вылазки на природу. Особое значение имеют подвижные игры, которые часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом. Текст задает ритм движениям.

Ограничь гаджеты. Просмотр мультиков, компьютерные игрынегативно влияют на развитие речи ребенка. Звуки с экрана не направлены на ребенка и не предполагают ответа, малыш лишь пассивный зритель. К тому же герои современных мультиков порой гнусавят, не выговаривают некоторые звуки. В результате дети говорят мало и с трудом подбирают слова, чтобы выразить свои мысли

Все внимание уходит на восприятие картинки.

Как проверить фонематический слух?

Самый простой способ – проконсультироваться со специалистом. Вопросами нарушения фонематического слуха занимается логопед. Первичная консультация проводится в 3 года. В этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту. В 5 лет ребенок уже должен отчетливо ориентироваться в звуках и правильно говорить (исключение – звук «р»). Если этого нет, нужны специальные занятия по коррекции.

Сами родители могут проверить фонематический слух ребенка при помощи небольшого теста:

  1. Предложить малышу выбрать картинку с изображением мишки (при этом дают два варианта, с рисунком медведя, и миски – тарелки).
  2. Попросить топнуть ногой, услышав слог са. Взрослый произносит в одинаковом темпе: ва-та-за-за-са-ка-за.
  3. Спросить ребенка, чем отличается рак и лак?
  4. Попросить придумать слова на гласные звуки «А», «О», «Е», «И», «У».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Специалисты могут посоветовать игры на развитие фонематического слуха.

Договори слово

Ребенку проговаривают начало фразы, а он ее заканчивает. Например, чтобы рисовать, нужны краски, а чтобы шить, нужна иголка.

Лови звук

Взрослый произносит какое-то слово, а ребенок при проговаривании предварительно назначенного звука хлопает в ладоши. Сначала нужно выбирать слова, которые начинаются на подобранный звук. А затем использовать слова, где звук размещен в середине.

Рифмы

Нужно произносить слово и одновременно кидать ребенку мяч. Он должен его поймать и произнести в ответ рифму. Если малыш не придумал рифму, родитель должен ее сказать сам. Можно использовать самые простые слова, а потом их усложнять.

Основные признаки и причины нарушения фонематического слуха

При дефектах с фонематическим слухом у малыша появляется фонетико-фонематическое нарушение речи. У дошкольников бывают такие проявления:

  • проблемы с проговариванием отдельных звуков, которые не связаны с трудностями артикуляции;
  • ребенок переставляет местами или может просто пропускать гласные и согласные в словах;
  • в речи употребляются твердые согласные вместо мягких или смягчаются согласные, где это не нужно;
  • пропуски слогов в словах и слов в речи.

Если не уделять внимание проблеме, постепенно формируется дислалия. Развитие фонематического слуха требуется при определенных признаках:

  • проблемы с применением  мягких знаков;
  • фонологическое написание;
  • пропуски разных слов и слогов;
  • сложности с определением ударений в словах;
  • проблемы с грамматикой при написании.

При обследовании детей, имеющих подобные нарушения, не редко обнаруживают проблемы с кровоснабжением мозга.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук – .

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Профилактика проблем с речью дошкольников

Общайтесь.

Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.

Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:

  • грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
  • простыми законченными предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
  • с разными интонациями и темпом;
  • выразительно, содержательно и логично.

Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.

Развивайте мелкую моторику.

Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.

Играйте в коррекционные игры.

Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.

Читайте художественную литературу.

Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи

Также улучшается слухоречевое внимание

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной» Произносите слоги, прикрыв рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш. 

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны». 

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов

Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка

Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. 

Состояние звукопроизношения

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;

2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;

3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;

6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;

7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;

9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;

11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев

Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)

Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому — шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия — звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.

Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей

Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.

Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.

Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.

Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.

Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.

Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.

Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.

С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши. Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук

Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Как правильно формировать речь ребенка

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Состояние общей моторики

Работа с проблемными детьми

Занятия по развитию речевого слуха в основном проводятся в игровой форме. Игры на развитие фонематического слуха достаточно просты. Поэтому не только логопед, но и родители могут активно содействовать развитию ребенка.

Развитие слуха для самых маленьких

С ребенком выполняют такие упражнения:

Слова подбираются с наиболее труднопроизносимыми для данного ребенка звуками.

Игры для детей 3-5 лет

С такими детьми можно практиковать более сложные игры:

В процессе обучения задачу усложняют: требуется подобрать предмет с данным звуком в конце, а затем и в середине.

Упражнения для старших дошкольников

Наиболее эффективно влияют на развитие фонематического слуха у дошкольника игры. Есть несколько вариантов:

Проверка эффективности обучения: произносят знакомое ребенку слово с ошибкой. Если он ее обнаружит, значит, работа ведется в правильном направлении.

  • Мотроник онлайн своими руками

      

  • Подарок на день татьяны своими руками

      

  • Как сделать чтобы рыба не пахла при жарке

      

  • Как сделать яблочный табак

      

  • Отрава для ос своими руками

Игровые упражнения для фонематического слуха

Вот несколько примеров игровых упражнений, которые помогут развить фонематический слух:

1. «Угадай звук» — в этой игре взрослый произносит различные звуки, а ребенок должен угадать, какой звук был произнесен. Например, можно произнести звук «ш» или «к» и попросить ребенка назвать его.

2. «Собери слово» — в этой игре взрослый произносит звуки, а ребенок должен их сложить в слово. Например, взрослый произносит звуки «м» — «а» — «ш» и ребенку нужно сложить их и назвать полученное слово «маша».

3. «Звуковая лотерея» — в этой игре взрослый произносит разные слова с определенными звуками, а ребенок должен отметить на карточке, какой звук он услышал. Например, взрослый произносит слово «машина» и ребенок отмечает на карточке, что он услышал звук «ш».

4. «Затерявшийся звук» — в этой игре взрослый произносит слово, в котором один звук заменен на другой звук, а ребенок должен найти и назвать исходное слово. Например, взрослый произносит слово «маслина», где звук «л» заменен на звук «н», а ребенок должен найти и назвать исходное слово «малина».

5. «Звуковая пирамида» — в этой игре взрослый произносит слово, а ребенок должен поочередно добавлять или убирать звуки в слове и найти исходное слово. Например, взрослый произносит слово «лук», а ребенок поочередно добавляет звуки «м» и «а» и находит исходное слово «маляк».

Игровые упражнения помогут развить фонематический слух и улучшить способность ребенка к различению звуков. Постепенно увеличивайте сложность заданий, чтобы ребенок мог справляться с более сложными задачами и развивать свои навыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: