Адаптация ребёнка в детском саду

Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?

Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику

Есть понятие «социальный интеллект»: это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.

Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.

Второй уровень развития социального интеллекта — это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.

Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада.

Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.

Конечно же, он будет не один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.

Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей — один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.

Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.

Периоды адаптации в детском саду

Почти у всех родителей рано или поздно наступает момент знакомства своего чада с дошкольным учреждением. Самая волнующая проблема – период адаптации ребенка к детскому саду. Раньше, чем малыш придет в группу, судить о времени привыкания бессмысленно. Необходимо выделить несколько степеней привыкания.

При легкой степени адаптации вливание в коллектив происходит менее чем за месяц, что присуще большинству детишек. Существуют некоторые моменты, по которым можно судить, что адаптация детей к условиям детского сада протекает «безболезненно»:

ребенок адекватно реагирует на замечания и похвалу педагогов;

быстро привыкает к дневному сну и приему пищи в определенное время;

контактирует с другими детьми в группе;

сообщает педагогам, если требуется их помощь;

во время разговора со взрослыми смотрит им в глаза;

некоторое время может чем-то заниматься без привлечения внимания окружающих.

Привыкание в форме средней тяжести проходит более сложно, порой занимает около полутора месяцев. В целом ребенок ведет себя и реагирует на просьбы педагогов адекватно, редко первым затевает ссору. Отличие состоит лишь в нежелании отпускать маму, которая привела его в сад. Плач после ухода родительницы в этом случае может остановить педагог, которому всего лишь требуется отвлечь малыша от страданий и заинтересовать каким-то делом.

Тяжелая форма встречается гораздо реже, но требует пристального внимания специалистов. Продолжительность периода привыкания может колебаться от двух месяцев до нескольких лет. Иногда требуется отстранение таких детей от посещения ДОУ.

Выражается тяжелая форма в некоторых особенностях:

установление контакта со сверстниками невозможно из-за категорического нежелания ребенка;

тяжелое расставание с родителями, слезы, крик;

выраженная агрессивность по отношению к детям и взрослым в группе, в некоторых случаях замкнутость;

отказ от распорядка дня.

Нередко родители тщетно стараются понять, как же сделать период адаптации легче для ребенка. Однако не все сопоставляют привыкание к детскому саду с возрастом малыша. Психологи уверены, что адаптация ребенка в детском саду 3 года проходит значительно легче, чем у детей меньшего возраста. К этому времени формируются определенные навыки, позволяющие некоторое время обходиться без постоянной помощи и внимания взрослых. Ребенок легко заводит новых друзей, будучи социально адаптированным в отличие от детей помладше.

Специалисты отмечают, что смена обстановки для детей от одного года до трех лет может негативно отразиться на психике малыша, в этот период только развиваются отношения родителя с ребенком. В этом возрасте чадо еще не готово даже к непродолжительной разлуке с мамой, и остаться без нее даже на несколько часов – может спровоцировать сильный стресс. Следует помнить, что адаптация в детском саду 2–3 года часто вызывает психологический срыв у ребенка и недоверие ко всем окружающим.

На здоровье малыша нужно особенно заострить внимание. Дети в садике, которые имеют хронические заболевания, ослабленный иммунитет или отставание в умственном и психическом развитии, в большей степени зависят от родителей. Их адаптация также может затянуться, ведь они имеют большую привязанность к родителям и требуют особого внимания, нежели другие малыши

Их адаптация также может затянуться, ведь они имеют большую привязанность к родителям и требуют особого внимания, нежели другие малыши.

Считается, что адаптация ребенка в садике, подразделяется на три этапа:

  • Первый проходит наиболее остро. Возбуждение и напряженность связаны с наивысшей мобилизацией организма к изменившейся обстановке. Может увеличиваться пульс и давление, сложнее противостоять инфекциям.
  • На второй стадии ребенок привыкает к новым условиям. Происходит стабилизация психоэмоционального состояния, снижение возбудимости и улучшение послеобеденного и ночного сна. Однако, в данной фазе, эмоциональность иногда может проявляться небольшими истериками и плаксивостью.
  • На третьем этапе устанавливается стабильное психофизиологическое состояние. В данной стадии возможно приобретение новых навыков и заведение друзей в коллективе.

Характер малыша играет немаловажную роль в прохождении адаптации. Общительному будет гораздо комфортней в новом коллективе, застенчивому нужна помощь и поддержка со стороны взрослых.

Шаг 3. Сократите рабочую неделю

Даже взрослому человеку трудно работать без выходных, а ребенку нужно еще больше времени на восстановление сил. Поэтому психологи рекомендуют разгружать обычную пятидневку, если есть такая возможность. Например, водить ребенка в сад с понедельника по четверг или со вторника по пятницу. Как вариант – устраивать запланированный выходной в среду

Для начинающих детсадовцев это важно, чтобы не накапливалось невротическое напряжение, неизбежное при режиме «жизнь вне дома». Для самых маленьких в идеале стоит начинать приучение к саду с 2–3 походов в неделю

И, возможно, не на полный день.

Что такое адаптация

Под термином понимают период привыкания человека к новой среде. Время характеризуется некоторыми изменениями психики. На них затрачивается огромное количество энергии, организм перенапрягается. В дошкольном учреждении стресс вызывают следующие факторы:

  1. Необходимость подчинения требованиям незнакомых людей.
  2. Отсутствие поблизости родителей.
  3. Необходимость соблюдения строгого дневного режима.
  4. Отсутствие большого внимания со стороны педагога.
  5. Необходимость взаимодействия со множеством незнакомых людей.

Адаптация детей к детскому саду длится 3-4 недели или 2-4 месяца. Чтобы минимизировать стресс, не проявляйте гнев, агрессию

Старайтесь окружить кроху вниманием и заботой, поддерживайте позитивными разговорами о детках и воспитателях

Этапы адаптации к детскому саду

Адаптация ребенка в садике проходит в несколько этапов:

Период дезадаптации

Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, поначалу он все равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребенку трудно расставаться со своими родными, он часто плачет. В этот период могут возникать частые повторяющиеся простудные заболевания.

Адаптационный период

Защитные механизмы психики переводятся в режим ожидания, ребенок начинает общаться с воспитателем и с другими детьми, участвует в играх, но все равно скучает по своим родителям и часто спрашивает о них. Питание ребенка в дошкольном учреждении становится более стабильным, он привыкает к новым блюдам.

Фаза компенсации

Процесс адаптации подходит к концу, ребенок привыкает к своей группе и воспитателям, к своему новому расписанию и спокойно остается без родителей на целый день. Его эмоциональное состояние становится более стабильным, а физиологические показатели приходят в норму.

Помогите ребенку адаптироваться

«Чем старше ребенок, чем более зрелая его нервная система, тем легче протекает адаптация и наоборот», — говорит врач-педиатр Надежда Луковкина

Однако важно понимать, что ее механизм индивидуален у каждого ребенка: в три года ребенок может пойти в сад с легкостью и радостью, а может очень долго заливаться слезами

Адаптация к саду — это большой стресс, но есть несколько простых рекомендаций, которые помогут его минимизировать.

Соблюдайте режим. Для ребенка трех лет это необходимо. «Попытайтесь привести основные события дня к такому же, как в саду, или близкому времени. Например, мы кладем детей спать в час и поднимаем в три, ребенку будет гораздо легче, если до этого дома он всегда спал в это же время», — советует Елизавета Тюрина, воспитатель дошкольного отделения.

Не прогуливайте. Если вы привели ребенка в сад, ни в коем случае не пропускайте дни — от этого процесс привыкания только затянется. Во время адаптации не стоит планировать отпусков или пропускать дни просто потому, что вам так хочется

Помните о важности режима в жизни малыша: чем больше дней подряд ребенок проходит в сад, тем быстрее он привыкнет

Привейте навыки самообслуживания. Умение пользоваться ложкой, пить из чашки, ходить в туалет на унитаз, мыть руки перед едой и после посещения туалета, проситься на горшок и одеваться — все это вещи, без которых ребенку будет тяжело существовать самостоятельно вне дома

При походе в сад нужно забыть также о подгузниках, сосках и бутылочках; важно научить малыша засыпать без укачивания

Познакомьте ребенка с питанием в детском саду. «Некоторые дети не едят пищу, которую им предлагают в саду. И не потому, что она невкусная — просто ребенок к ней не привык», — рассказывает Елизавета Тюрина. Большую часть продуктов в саду варят, тушат и готовят на пару, в такой еде меньше соли — это полезное питание, но детям требуется время, чтобы приспособиться.

Развивайте мелкую моторику. «Если мы не умеем работать руками, мы не умеем работать головой

Ребенок должен постоянно делать что-то руками — не важно, как ему это удается, между мелкомоторными функциями и развитием мозга существует прямая связь», — уверяет Елизавета Тюрина. Собирайте с ребенком конструктор, мозаику, лепите, рисуйте, штрихуйте, играйте с песком, гречкой, мукой, фасолью — для развития мелкой моторики не нужны навороченные игрушки и сгодится все, что есть в доме

Посещайте ГКП. Группы кратковременного пребывания позволят ребенку в удобном ритме привыкнуть к детсадовским будням. Если ГКП в вашем саду нет, договоритесь с воспитателем о возможности приводить ребенка не на полный день, а на несколько часов. Надежда Луковкина рекомендует начинать пребывание с 30 минут, постепенно увеличивая время каждые два дня: на 1 час, на 2, до обеда и только потом на дневной сон. Елизавета Тюрина подтверждает: если время пребывания увеличивать плавно, дети быстро начинают оставаться на полный день.

Оставляйте ребенка одного. Если у вас не получается водить малыша в ГКП, до выхода в сад оставляйте его с родственниками или с друзьями.

Если первый день в саду будет не первым опытом разлучения с мамой, его будет гораздо легче пережить.

Давайте ребенку общаться со сверстниками

Важно, чтобы ребенок постепенно учился выстраивать отношения с другими детьми. «Старайтесь не влезать в каждую ситуацию в детских отношениях, как только она случилась, дайте ребенку попробовать решить проблемы и урегулировать конфликты самостоятельно», — советует Елизавета Тюрина

Говорите о детском саде. Он не должен стать для малыша неожиданностью. Каждый день рассказывайте, что его ожидает в саду, гуляйте с ним недалеко от сада, настраивайте его позитивно, а если ребенок заболел, напоминайте, что его ждет возвращение в группу, что его там очень ждут ребята, игрушки и воспитатели.

Поощряйте. Хвалите ребенка за его успехи — за то, что он сегодня провел больше времени в саду, не плакал утром, подружился с кем-то. Но не стыдите его, если он не сделал того, на что вы рассчитывали — например, оказался не готов остаться на дневной сон.

Будьте на его стороне. Если воспитатель ругает за что-то вашего ребенка, не торопитесь винить во всем малыша. Помните, что ваша задача — защищать его, и сначала разберитесь в ситуации: выслушайте воспитателя, ребенка, если есть возможность — понаблюдайте со стороны, как взаимодействуют между собой дети, как общается с ними воспитатель, как ведет себя ваш малыш. Ребенку будет гораздо проще адаптироваться, если он будет чувствовать себя защищенным от системы, которая на первых порах выглядит враждебной.

Детский сад — начните с себя и соблюдайте режим

От чего зависит адаптационный период

Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:

  1. Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
  2. Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
  3. Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
  4. Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
  5. Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
  6. Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.

Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ

Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.

Этапы привыкания

Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:

Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.

Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера

На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.

Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике

Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.

Возраст имеет значение

Возраст ребенка,в котором он начинает посещать детский сад, имеет значение. Самые маленькие детки от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте очень желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе. Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

  • ребенок умел пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как научить ребенка проситься на горшок?) (пусть с «авариями» – они неизбежны);
  • имел желание идти в сад.

Если малыш отправляется в детское учреждение в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками. Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

Рекомендации специалистов однозначны: нужно постараться заранее подготовить малыша к новому статусу, объяснить ему, что детский сад – веха на пути его взросления. В это время нужно чаще говорить с дочкой или сыном, напоминать ему, что его дома любят

Также важно не избегать физического контакта – обнимать малыша, читать ему перед сном. Вечером стараться ежедневно разговаривать с крохой, спрашивать о том, как прошел день, что интересного или необычного произошло с ним

Шаг 8. Купируйте истерику

Если ребенок – мастер устраивать истерики на входе в группу, учимся мягко приводить его в чувство. Лучше всего помогают крепкие, суперкрепкие объятия. Это ощущение очень хорошо успокаивает на бессознательном уровне. Как следует обняв плачущего малыша, полезно проговорить его страхи вслух: «Ты плачешь потому, что не хочешь оставаться и боишься, что я не приду, так?» А затем убедите его в обратном. Очень помогает при этом громко и глубоко дышать, помогая малышу подстроиться под другой, спокойный ритм.

Если ребенок совсем потерял над собой контроль, нужно сделать что-то неожиданное: сильно подуть в лицо, хлопнуть в ладоши, если есть возможность – побрызгать водой или умыть. Полезно взять его за запястья и с силой (но без боли!) потянуть вниз, заземляя таким образом (любой человек при истерике словно «улетает», и ему надо помочь вернуться обратно в тело). Можно надавить ладонями на плечи или бедра.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик

Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях

Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика

Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как должен вести себя педагог детского сада?

Воспитатель на несколько лет станет для ребенка второй мамой, поэтому и вести себя нужно соответствующим образом. Конечно, это не означает, что педагог обязан исполнять все капризы детей, как нередко это делают родители. Границы никто не отменял. Однако малышу в первые недели адаптации требуется больше внимания и любви, поэтому ребенка нужно приласкать, если он плачет, помочь ему справиться с режимными моментами.

Самое главное – воспитатель должен уметь увлекать ребенка и переключать его внимание с проблемы на что-то иное, позитивное.

Например, при тяжелом расставании с мамой можно предложить малышу: «А пойдем я тебе покажу …» – дальше на что хватит фантазии педагога. Кто-то показывает кошку, которая живет в детском саду, кто-то подводит ребенка к «волшебной» коробочке, в которую прячут плохое настроение.

…и истерикам

 «Самое страшное для ребенка — это потеря значимого взрослого, которым является родитель. И чем младше ребенок, тем больше он зависит от него, ведь взрослый — это гарантия жизни ребенка, залог его безопасности и уверенности в том, что он любим, принят и защищен, — объясняет Екатерина Левина. — И когда мама прощается с малышом в раздевалке, ему может быть очень страшно, особенно если в его жизни был опыт покидания. Отсюда и вопросы: “А ты за мной приедешь? А точно придешь?”. В момент, когда это происходит, поверьте, что для ребенка ваш уход — это сильное переживание

И важно поддержать малыша, не обесценивая его чувства»

Но несмотря на все это, помните, что все скандалы малыш закатывает для родителей, а с воспитателями в группе этого почти не бывает. «Конечно, любой маме трудно видеть плачущим своего ребенка, и тем более оставлять его одного в таком состоянии. Но если потакать ему, то эти слезы не кончатся никогда. — уверяет Елизавета Тюрина. — Более того, и это проверено не на одном десятке детей, стоит уйти маме бьющегося в истерике ребенка, и через полторы минуты он совершенно спокоен и занимается в группе своими делами».

Совершенно не обязательно ваш ребенок будет с трудом вставать по утрам, упираться по дороге в садик, устраивать вам скандалы в раздевалке и страдать от тяжелого адаптационного периода — возможно, он с радостью воспримет эти изменения в его жизни

Но родителям важно быть готовым к тому, что это очень вероятный сценарий. Вот несколько советов тем, у кого адаптация проходит тяжело:

Будьте внутренне уверены в том, что это необходимо. «Если родитель твердо знает, что ему нужно уходить, ребенку будет легче смириться с расставанием. А если родитель тревожится, то метаться будет и ребенок», — уверена Екатерина Левина. Объясните малышу, что вам необходимо уйти, но вы обязательно вернетесь за ним. Уверенности вам несомненно прибавит и осознание того, что вы оставляете своего ребенка в надежных и заботливых руках. 

Помните про кризис 3-х лет. О том, что это такое, вы можете подробнее прочитать здесь. Часто ребенок отправляется в сад в самый разгар кризиса трех лет, и этот факт может усложнить и затянуть период адаптации малыша к саду.

Позвольте ребенку грустить. Ребенок имеет право на свои чувства. «Вместо того, чтобы ругать малыша за слезы, разделите его переживания: “Мне тоже очень грустно, что мы расстаемся, но мы обязательно встретимся вечером…”, или “Мне жаль, что тебе не хочется идти в сад, но это необходимо…», — рекомендует Екатерина Левина.

Заведите ритуал прощания. Оставляя ребёнка в детском саду, постройте с ним планы на вечер, например, вместе сходить на горку или почитать любимую книжку. Обязательно выполните их, а на следующий день придумайте новые.

Попросите кого-то другого. Если истерики долгое время не кончаются, необходимо выключить из процесса того, на кого интенсивнее всего реагирует ребенок: помните, что малыш не оставит попыток воздействовать на вас, если будет видеть, что вы на это откликаетесь. Пусть в сад малыша приводит тот, с кем ребенку легче расставаться. 

Не пугайте малыша садом. «Будешь плохо себя вести — пойдешь в сад!», «Не успокоишься — не приду за тобой!» — так очень часто родители унимают разгулявшегося ребенка. Екатерина Левина предостерегает от этой ошибки: «Задача родителей — показать ребенку сад в позитивном ключе, а не сделать его местом исполнения наказания. Ищите другие способы воздействия».

Выходите из дома пораньше. Не факт, что можно что-либо сделать, чтобы истерика закончилась. Но если вы знаете, что вас ждет в раздевалке сада — выходите из дома раньше, начинайте ее профилактику по дороге. Ведь если времени впритык, и вам некогда пообщаться с малышом, у него создастся ощущение, что вы хотите поскорее избавиться от него. А это вряд ли вам поможет.

Доверьтесь воспитателю. Вы ведь уже общались с воспитателями и заведующим сада, уверены в их профессионализме и без сомнений привели к ним своего малыша. Если ничего не помогает, если на пределе сил уже и вы, и ребенок, просто передайте малыша в руки воспитателя, который найдет способ договориться с ребенком. А в случае, если ему это не удастся, он обязательно позвонит.

Влияние различных факторов на адаптацию

С какими событиями сад лучше не совмещать

Есть некое общее правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. С началом посещения сада лучше не совмещать: выход мамы на работу — как это ни парадоксально звучит, переезд, рождение следующего ребенка, уход няни. Вышеперечисленные события — тоже стрессы первого порядка для ребенка-дошкольника. И для более мягкой адаптации их лучше разделить во времени, если есть малейшая возможность. Сначала пусть ребенок привыкнет к саду (2-3 месяца), а потом, не ощущая себя матерью-ехидной, мама может спокойно выйти на работу, и сердце ее будет не так рваться, и возможностей для маневра будет значительно больше.

Если сад, то какой?

На данный момент детский сад, в который можно приводить ребенка на целый день 5 дней в неделю — это первая ступень образования и единая со школой система. Выпускники детского сада автоматически зачисляются в школу, к которой он прикреплен. И если вы захотите отдать ребенка в школу, с которой сад не связан, совершенно не факт, что там найдется место для вашего малыша, ведь комплектование первых классов может быть завершено за счет «своих» выпускников.

Официального документа на эту тему не существует, но это распространенная проблема, с которой сталкиваются родители, и выбирая детский сад, непременно поинтересуйтесь насчет школы, в которую позднее вам предложат отправиться.

По мнению Екатерины Левиной, детского психолога и экзистенциального психотерапевта, выбор детского сада стоит начинать с воспитателя, а не с программы, оборудования и игрушек в группе, ведь хороший воспитатель способен творить чудеса и найти общий язык с любым ребенком, даже если материальное обеспечение сада не самое лучшее: «Чтобы понять, как воспитатель будет вести себя с ребенком, пообщайтесь с ним, позадавайте вопросы. Прислушайтесь к себе: комфортно ли вам общаться с воспитателем, видите ли вы его интерес к вашему ребенку. Хороший контакт родителя с воспитателями способствует установлению контакта воспитателей с ребенком».

Поговорите с другими родителями, которые уже водят своих детей в ваш садик, их отзывы зачастую самые правдивые. 

Нет колебания и жалости

Очень трудно уходить, оставляя кровинку, когда он виснет на рукаве, ревет, кричит, плачет. Поцелуйте малыша на прощание и старайтесь уходить как можно быстрее. Чем дольше вы находитесь рядом, тем большая надежда у ребенка на перемену вашего решения.

Будьте тверды и позитивны. Ребенка обязательно успокоят профессионалы, помогут влиться в коллектив, познакомят, объяснят, научат. Ваши слезы и жалость добра не принесут, напротив – добавят работы воспитателям.

Всем своим видом покажите малышу, что не происходит ничего страшного. Будьте позитивны и уверенны в том, что ему понравится новый коллектив.

Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: