«трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

Трудный ребенок определение понятия

Содержание

Трудный» ребенок выделяется среди других плохим поведением, выходящим за рамки установленных правил. При этом, зачастую, такое поведение практически не поддается воздействию окружающих. Общение с таким ребенком (причем не только сверстников, но и взрослых), как правило, сводится к минимуму, ведь оно омрачено непредсказуемостью поведения, агрессией и грубостью.

Трудные» – есть повсюду. Их можно встретить не только в школе, но еще и в семье, на улице. Часто, родители и педагоги отчаиваются в поиске подходящего ключика, который поможет наладить взаимоотношения, оставляя надежды в исправлении хулигана.

Но вот, как и когда непослушный ребенок превращается в «трудного»?

Попробуем разобраться в этом непростом вопросе и определим, что делать с непослушными детьми.

Как домашняя обстановка влияет на поведение ребенка?

Неблагоприятная обстановка дома и невнимание родителей– это очень частая причина плохого поведения подростков. У кого-то родители постоянно ругаются, кто-то подвержен психологическому и даже физическому насилию, а у кого-то мама все время занята домашними заботами и больше ничем не интересуется.. Все это может привести к тому, что подросток начнет присваивать поведение родителей и переносить его в другие сферы жизни: в школу, во двор, во взаимодействие со взрослыми

Когда к психологу проводят подростка с нарушениями в поведении, первый вопрос, который специалист ему задает: “Что происходит у тебя дома?” Начиная с этого, происходит диагностика, проверка когнитивных функций и, если необходимо, ставится психиатрический диагноз.

Все это может привести к тому, что подросток начнет присваивать поведение родителей и переносить его в другие сферы жизни: в школу, во двор, во взаимодействие со взрослыми. Когда к психологу проводят подростка с нарушениями в поведении, первый вопрос, который специалист ему задает: “Что происходит у тебя дома?” Начиная с этого, происходит диагностика, проверка когнитивных функций и, если необходимо, ставится психиатрический диагноз.

Трудные дети

Томский
государственный университет

Реферат
по педагогике

Тема:
«Трудные дети»

Томск-2008

Введение

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и давно
привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный
лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя
детского сада – шумный, подвижный неуправляемый ребенок. А для родителей? В
каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Так кто же все-таки трудные
дети?

Я хочу обратить свое внимание на ту часть трудных детей, чье
поведение принято называть девиантным, то есть не принятым в обществе. Реферат состоит из двух основных разделов

В первом из них я
раскрываю основную проблему – появление трудных детей. Во втором разделе
указываются способы решения этой проблемы – воспитание и перевоспитание трудных
детей

Реферат состоит из двух основных разделов. В первом из них я
раскрываю основную проблему – появление трудных детей. Во втором разделе
указываются способы решения этой проблемы – воспитание и перевоспитание трудных
детей.

1.
Что такое трудный
ребенок?

Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых
в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей
разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно
называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного
ребенка тоже можно считать трудным.

Существуют различные определения понятия отклоняющегося от
нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным
поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной
среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей,
нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных
ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому
человек принадлежит.

Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном
обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей,
социальных групп или организаций. Социальные нормы исторически изменчивы.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что  взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

Слайд 12Первый вариант — выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент

с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого». Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители».Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой), либо готовы жертвовать собой «ради ребенка». Какова опасность такого поведения для ребенка? (трудности общения в коллективе).Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я – сообщение».Активное слушание – «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) «Я-сообщение» — говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.

Варианты исхода конфликтов

Бывают ли наказания безопасными

Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:

  • Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве. Можно посадить ребенка на кровать или стульчик в соседней комнате).
  • Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  • Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  • Воспитательная беседа спокойным тоном.
  • Совместный поиск решений.
  • Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

Как вы видите, вариантов исправления «плохого» поведения достаточно много. Но самым главным из них всегда будет принятие своего ребенка и открытая демонстрация любви и уважения к нему. 

Шаги к исправлению

Принятие своего ребенка

Вы должны понять, что «плохое» поведение — это сигнал о том, что ребенку требуется помощь. Постарайтесь как можно меньше его ругать и как можно больше прислушиваться к нему, чтобы найти истинный мотив поведения. Скажите, что поступок, который он совершил, плохой, но вы его все равно любите и принимаете.

Наказание

Если наказание неизбежно, наказывайте только за конкретный совершенный поступок. Не унижайте своего ребенка способом наказания (бить ребенка — это унизить его, не оскорбляйте его). Не наказывайте в общественном месте.

Придумайте способы исправления ситуации

Если ребенок совершил плохой поступок, то он должен исправить то, что он сделал. Придумайте совместно с ним способы, которые будут ему посильны и не будут его унижать. 

Помогите ребенку добиться своего приемлемыми способами

Выясните, чего добивался ваш ребенок тем или иным «плохим» поступком. Возможно, у него не хватило собственных ресурсов для достижения целей приемлемым для общества способом. Помогите ему найти необходимые ресурсы. 

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» — это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

«Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению».

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

Ошибки взрослого, которые приводят к плохому поведению

1. Гиперопека.

 Постоянные запреты со стороны взрослого приводят к тому, что у ребенка появляется желание их нарушить. Дайте вашему ребенку больше свободы и доверия, если что-то запрещаете, то делайте это обоснованно, и тогда он сможет избавиться от навязчивой идеи нарушить ваш запрет. 

2. Вседозволенность.

Если ребенку все разрешать, то у него не будет четких границ, в рамках которых он будет понимать опасность совершаемых действий. Как и с гиперопекой, здесь необходимо соблюдать баланс между тем, что можно, и тем, что нельзя делать. 

3. Отсутствие наказания за совершенный поступок.

Ребенок должен нести ответственность за совершенное действие – что-то пролил — вытри; разбил вазу — помоги убрать осколки. Так он научится понимать, что каждое действие несет за собой определенные последствия, а приятными они будут или нет, он должен решить сам. 

4. Плохой пример со стороны взрослого.

Если значимый взрослый демонстрирует пример «плохого» поведения, то для ребенка это становится нормой, и он не понимает, почему он должен вести себя иначе. Поэтому, перед тем как ругать своего ребенка за плохое поведение, посмотрите, нет ли у вас или другого близкого взрослого подобного поведения. 

Портрет «трудного» ребёнка

PeopleImages.com – Yuri A/Shutterstock.com

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать своё поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком — он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Причины появления «трудных» детей

Причин, в связи с которыми ребенок становится трудным, а затем и асоциальным, достаточно много, в их числе:

  • напряженность обучения в школе – увеличение объемов и интенсивности занятий, повышение темпов обучения;
  • возросшее давление на неокрепший ум и нервы школьника, вызванное рассогласованием того, что ребенок видит в реальной жизни, и того, чему его учат и что от него требуют в школе;
  • широкий спектр возможных недостатков морального воспитания, начиная непониманием моральных норм и заканчивая нежеланием считаться с ними;
  • интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота у большой доли детей;
  • неблагоприятная наследственность;
  • дефекты самооценки, ее завышение и нежелание признать объективные оценки и считаться с ними;
  • неустойчивые нервные процессы в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
  • отсутствие волевой саморегуляции, проявление импульсивности, расторможенности и несдержанности;
  • асоциальное поведение родителей – пьянство, употребление наркотиков, драки, преступный образ жизни и пр.;
  • абсолютное безразличие к ребенку или напротив, излишний контроль со стороны родителей;
  • подстрекательство со стороны взрослых и втягивание детей в группы асоциального поведения;
  • неблагоприятное течение периодов кризиса в развитии детей, бунт против ограничения их самостоятельности;
  • замедление темпов умственного, социального и морального развития.

В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д

Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Как помочь трудному подростку?

Если родители видят, что ребенок начинает вести себя не так, как раньше, или его поведение не соответствует общепринятым нормам, его нужно срочно показать психологу. Чем быстрее это сделать, тем лучше, так как со многими причинами плохого поведения эффективнее всего работать именно на ранних этапах. Но для начала с подростком нужно просто поговорить и попытаться выяснить, почему он так себя ведет, что является триггером. Возможно, проблему можно решить и без вмешательства врачей. Например, если ребенок не хочет идти в школу из-за учителя или одноклассников, можно просто поговорить с учителем или перевести ребенка в другой класс или школу.

Все зависит от степени нарушений поведения подростка. Прогулы – это одно, а хулиганство – совсем другое. Если ребенок бьет и унижает других, или, например, ворует, в этих случаях лучше всего привести его на психиатрическую диагностику. Обычно дети с такими проблемами страдают расстройством поведения, вызывающим оппозиционным расстройством, СДВГ, или пограничным расстройством личности. В странах, где хорошо развита детская психиатрия и доступны специальные центры помощи таким подросткам, социальные работники, психотерапевты и психологи разбирают с детьми волнующие проблемы и помогают скорректировать их поведение.

Заболевания и расстройства

Как родителю трудного ребёнка позаботиться о себе

Родители очень нуждаются в поддержке, когда не могут найти подход к ребёнку. Предлагаем несколько способов решения проблемы:

  • обратиться к психологу или психотерапевту, работающим с детско-родительскими отношениями;‍
  • возможно, прийти на приём к неврологу или психиатру за медикаментозной помощью;‍
  • устраивать себе отдых, оставляя ребёнка у бабушек и дедушек, меняясь с супругом и уходя из дома попеременно на день, занимаясь своими делами;‍
  • найти группы единомышленников, с которыми можно поделиться своими переживаниями;‍
  • не концентрироваться на чувстве вины;   ‍
  • развивать эмоциональный интеллект. Распознавать эмоции и искренне сочувствовать, понимать, почему ребёнок так ведёт себя, что за этим кроется, суметь разговорить или повести себя экологично в той или иной ситуации. Для этого необходимо анализировать ситуации: что произошло, в чём причина, кто герои истории, какая у вас реакция, почему вы так реагируете.

Какого ребёнка и его поведение можно считать нормальным?

Говоря о трудных детях, мы пытаемся описать и квалифицировать их трудности; также мы говорим и о норме, или здоровье, но описать нормального ребёнка гораздо труднее. Говоря об организме, мы широко представляем, что такое норма. Это означает, что физическое развитие ребёнка в среднем соответствует его возрасту и у него нет серьёзных физических болезней. Мы знаем также, что означает нормальный интеллект. Но физически здоровый, интеллектуально развитый ребёнок, даже с интеллектом выше среднего, может быть ненормально сформировавшейся личностью.

Мы можем, размышляя в терминах поведения, сравнивать одного ребёнка с другим его возраста, но не можем только на основе этого назвать ребёнка ненормальным, потому что существует очень широкий разбег в пределах нормы. Этого даже следует ожидать. Например, проголодавшийся ребёнок плачет, вопрос в том, сколько ему лет. Когда плачет голодный годовалый ребёнок – это нормально. Ребёнок берёт монетку из сумочки матери. И снова – в каком возрасте? Так поступает большинство детей в возрасте двух лет.

Нужно знать, нормально ли развивается ребёнок как личность и правильно ли формируется его характер. Сообразительность ребёнка не компенсирует отставание в формировании личности. Если эмоциональное развитие в каком-то пункте было зафиксировано, ребёнку приходится в соответствующих повторяющихся обстоятельствах и вести себя так, словно он всё ещё малыш. Например, мы говорим, что человек ведёт себя инфантильно, если в раздражении начинает отвратительно себя вести или испытывает сердечный приступ. Так называемая зрелая личность умеет справляться с раздражением.

Исходя из того, что жизнь по своей природе трудна, и ни один младенец или ребёнок не может не демонстрировать последствия этого, можно сделать вывод, что у всех есть симптомы, которые в определённых условиях можно считать симптомами болезни. Даже самая благоприятная домашняя обстановка, полная доброты и понимания, не способна изменить того обстоятельства, что развитие даётся человеку с трудом; ребёнку было бы трудно жить в семье, удовлетворяющей все его потребности, потому что у него не было бы выхода для оправданного гнева.

Таким образом, мы приходим к выводу, что у слова «нормальный» есть два значения. Одно значение полезно для психолога, которому необходим стандарт и который назовёт отклоняющимся от нормы всё несовершенное. Другое значение пригодно врачам, пациентам и учителям, когда они описывают ребёнка, который, вероятно, со временем станет удовлетворительным членом общества; и это несмотря на тот факт, что у этого ребёнка явно присутствуют симптомы поведенческих проблем.

Симптомы и причины трудных детей

Серьезные отклонения в психике имеют от 5 до 15% детей. Среди симптомов обычно встречается длительное сохранение расстройства, некоторые кратковременные страхи, а так же припадки, колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей.

Среди причин девиантного поведения возможны дефекты нравственного сознания, нарушение потребностей личности, особенности характера и эмоционально-волевой сферы. Обычно трудности в поведении ребенка возникают из-за сочетания неправильного развития личности и отрицательно воздействующей окружающей среды, а так же плохого воспитания. Одной из наиболее частых причин трудного поведения у подростков является незавершенность формирования личности, негативное влияние семьи и окружения. Развиваясь в неблагополучном социуме, ребенок усваивает его нормы поведения.  При неправильно сформировавшихся моральных принципах в семье, ребенок может искать их в окружении и брать пример с аморальных форм поведения.

От 7 до 17 лет ребенок проходит некоторые стадии возрастного развития, на каждой из которых изменяются физические и психологические состояния организма. Не все дети в этот момент умеют владеть своими поступками. Часто изменения происходят слишком быстро, и ребенок не успевает адаптироваться к ним, в результате появляется низкая самооценка и неуверенность в себе. Многие дети школьного возраста попадают в категорию «трудных детей».

Как можно договориться с трудным ребёнком

В момент срыва, истерики, гневных реакций, молчаливого протеста не стоит ни о чём договариваться. Всё равно родители не будут услышаны. Стоит успокоиться и успокоить ребёнка, дав ему возможность перед этим чувствовать то, что он чувствует. А потом уже спустя время о чём-то договариваться.

<<Лидген для статьи>>

Когда нужно договориться, стоит это делать из позиции «я — окей, ты — окей», то есть родитель принимает, что с ним всё в порядке, с малышом тоже. Обычно мамы и папы, даже договариваясь, выступают из позиции «я — окей, ты — не окей», при этом активно навязывают своё мнение. Так договориться трудно, и ребёнок учится договариваться, не уважая и обесценивая чужое мнение.

Из позиции «я — окей, ты — окей» даются любовь и забота, а не контроль и гиперопека. Ребёнку нужно дать то, чего он, как ему чувствуется, лишён: совсем маленький может бунтовать из-за того, что устал, хочет есть, не выспался, дети постарше ощущают неудовлетворённую потребность в безопасности и любви, а подростки — в понимании, доверии, принятии факта взросления.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае


Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии

Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность
, плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз , к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина — основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель — вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков — нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Причины непослушания детей

Мотивы, они же причины непослушания детей достаточно просты и примитивны:

привлечение внимания – нехватка любви и заботы вынуждает вести себя таким образом, чтобы взрослые уделили ребенку хоть каплю внимания

При этом неважно в каком ключе оно будет: в позитивном или негативном;
стремление завоевать лидерскую позицию – большое количество детей, особенно в подростковый период, хотят беспрекословного исполнения каждого «хочу». Это проявляется в капризах, непослушании, постоянных спорах;
месть – да, порой, чувство мести встречается и по отношению детей ко взрослым

Случается, что родители не замечают, как сильно ранят детские чувства. Для сына или дочери — это может стать большой обидой и иметь достаточно серьезные последствия;
побег от неудач – отказ от активности на мероприятиях, боязнь посещения новых мест и знакомств являются ключевыми признаками проблем развития личности, а также низкой самооценки ребенка;
кризис – встречается в 3 года, в 6-7 лет, а также в подростковый период. В это время важно принятие ребенка и оказание максимальной поддержки;
физиологические причины – в эту категорию следует отнести психические нарушения и заболевания. Работы родителей в такой ситуации недостаточно, нужна дополнительная медицинская и психолого-педагогическая помощь.

2.1 Принципы воспитания трудных детей

2.1.1 Принцип ориентации на позитив в поведении и
характере ребенка

Этот принцип был сформулирован А.С.Макаренко. Он требует
рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений,
нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде
всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в
себя. Условиями реализации данного принципа являются:  

·  
стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;

·  
формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

·  
постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

·  
доверие к ребенку;

·  
формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных
задач;

·  
учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений,
пробуждение новых интересов.

2.1.2 Принцип социальной адекватности воспитания

Этот принцип требует соответствия содержания и средств
воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного
ребенка. Реализация этого принципа возможна только на основе учета
разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

·  
учет особенностей социального окружения ребенка при решении
воспитательных задач;

·  
координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих
влияние на личность ребенка;

·  
обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

·  
учет разнообразных факторов окружающей социальной среды
(национальных, региональных и т.д.).

2.1.3 Принцип индивидуализации воспитания детей с
девиантным поведением

Этот принцип предполагает определение индивидуальной
траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач,
соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление причин
девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды
деятельности, раскрытие потенциалов личности. Условиями реализации этого
принципа являются:

·  
мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

·  
определение эффективности влияния фронтальных подходов на
индивидуальность ребенка;

·  
выбор специальных средств педагогического влияния на каждого
ребенка;

·  
учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при
выборе воспитательных средств, направленных на его развитие.

2.1.4 Принцип социального закаливания трудных детей

Этот принцип предполагает включение воспитанников в
ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного
воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления,
адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального
иммунитета, стрессоустойчивости. Условиями реализации этого принципа являются:

·  
Включение детей в решение различных проблем социальных отношений
в реальных и имитируемых ситуациях;

·  
Диагностирование волевой готовности к системе социальных
отношений;

·  
Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и
вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: