Какие образовательные области в доу предусматривает фгос до

Методы обучения и воспитания дошкольников

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи

В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

Развитие связной речи

Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества

Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок

Ознакомление с художественной литературой

Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей

Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

Чтение литературы

Цели и средства нравственного воспитания

Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

  • научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
  • воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
  • объяснить правила этикета;
  • научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
  • дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
  • развить патриотические чувства.

Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
  • Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).

Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий

Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию

Виды и формы работ по организации правового воспитания

Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:

  1. игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
  2. художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.

Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):

Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.

Право на здоровье и медицинское обслуживание

Закрепление возможно посредством следующих приемов:

рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе;
построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины);
акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей;
знакомства со «Скорой помощью»;
проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.

Право на безопасность

Для закрепления данного права пригодятся:

  • реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее);
  • разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.

Право на имя

Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.

Право на гражданство

В рамках знакомства с правом на гражданство можно:

  • рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
  • провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
  • показать детям главные достопримечательности города;
  • вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
  • познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.

Право быть самим собой

Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.

Право на образование

Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать

Поощрение и наказание

Образование начинается в семье. Традиционная педагогика считает золотыми правилами воспитания поощрение, наказание и личный пример. Наказание и поощрение — базовые правила определения хорошего и плохого в жизни маленького человека. Критерии добра и зла отнюдь не являются врожденными, как утверждали некоторые немецкие философы. Для ребенка добро — это его личное благо, а зло — то, что причиняет ему дискомфорт. В воспитательном процессе он учится абстрагироваться, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, таким образом получая традиционные представления о том, что хорошо, а что дурно.

Поощрения и наказания играют роль помощников в определении зла и блага, давая ребенку возможность по ним ориентироваться в такой сложной окружающей его системе правил. Естественно, поощрение далеко не всегда предполагает торжественную покупку дорогой игрушки в магазине, а наказание — долгое стояние на горохе в углу. Одобрительный взгляд и укоризненное молчание дети чувствуют не хуже, а то и лучше взрослых, более того, зачастую это действует гораздо сильнее материальных подарков.

Особенности дошкольного возраста

Развитие и рост ребенка — процесс неравномерный. Он может протекать сначала медленно затем быстро или, наоборот, но всегда сопровождается периодами переломов. Эти переломы имеют скачкообразный характер и носят название кризисов. Следует отличать возрастной кризис от непослушания. Реакция родителей на такой сложный этап в развитии ребенка должна быть более мягкой. Не стоит сдерживать его естественные порывы к самостоятельности и активности, иначе конфликты и проблемы с малышом будут только нарастать.

Рассмотрим несколько возрастных групп дошкольников и проследим особенности их развития. Малыши от трех до четырех лет характеризуются непроизвольным характером памяти, внимания и мышления. Они испытывают потребность в эмоциональном комфорте. Ситуативно-деловое общение берет верх. Взрослый рассматривается ребенком как партнер по совместной деятельности.

Наглядно-образный характер мышления, который преобладает в этот период, позволяет ребенку манипулировать не только объектами, но и образами, и представлениями. Его познавательная деятельность направлена на окружающий мир. Речь малыша пока ещё находится в стадии становления

Это важно помнить родителям, так как их слова воспринимаются ребенком именно так, как он их услышал. Поэтому требовать от малыша полных и развернутых ответов нет смысла

Дети от 4 до 5 лет все ещё сохраняют непроизвольность психических процессов. Новым этапом этого возрастного периода является выход сознания за границы воспринимаемой действительности и становление активной речи. Общение приобретает внеситуативно-деловой характер. Это говорит о том, что взрослый воспринимается ребенком, как источник познавательной и интересной информации.

В 5–6 лет ребенок уже должен иметь представление об изменениях в количестве или признаках. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с переливанием воды из низкого широкого сосуда в высокий и узкий. На первый взгляд может показаться, что в высоком сосуде воды больше, но это не так. Количество жидкости в обоих сосудах одинаковое. Ребенок должен понимать, что количество воды осталось неизменным.

В 5–6 лет активизируется воображение. Ребенок уже может владеть устным счетом в пределах десятка и решать простейшие арифметические задачи. Благодаря формированию геометрической интуиции малыш может решать простые геометрические задачи.

В этот возрастной период родители должны ценить в ребенке самостоятельную деятельность, а не способность действовать по образцу. Дошкольник должен уметь формировать планы, замыслы и претворять их в деятельности благодаря своему воображению.

Ребенок в ДОУ

В детских садах весь процесс обучения воспитатели осуществляют в форме занятий. При их проведении педагоги взаимодействуют с дошкольниками, формируя у них спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей.

При этом имеют место определенные методы обучения, среди которых:

  1. Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания.
  2. Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций.
  3. Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
  4. Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора.

Методы воспитания Макаренко

В советские времена учителя и родители применяли в своей практике методы воспитания Макаренко – педагога, который, разрабатывая принципы социалистической педагогики, обратил особое внимание на проблему взаимоотношений учителя и учеников, а также разработавшего методику воспитания детей в семьях. Макаренко считал, что воспитание учеников должно базироваться на глубоких товарищеских отношениях с учителем, также им была описана методика воспитания подрастающего поколения в коллективе и труде

Под коллективом автор понимал людей, объединенных для достижения общих целей в общем труде, где у каждого есть свои полномочия и ответственность.

Автор внес немалый вклад в разработку методов воспитания дошкольников в семьях, в которых одним из главных моментов выделял наличие полной семьи. Такую семью он сравнивал с начальным крепким коллективом, в котором каждый родитель выступает авторитетом для своих детей. Он выделил несколько видов родительского авторитета, а именно:

Авторитет подавления – самый страшный вид авторитета, которым в большинстве случаев страдают отцы, приводящий к безвольности и забитости детей;
Авторитет педантизма – чрезмерная опека и внимание со стороны родителей;
Авторитет любви – родители идут на любые уступки, лишь бы добиться послушания детей;
Авторитет расстояния – родители уделяют ребенку слишком мало времени;
Авторитет доброты – родители добиваются через детскую любовь послушания, проявляя устойчивость, мягкость и доброту.

Методы воспитания Макаренко широко применялись родителями и оказались довольно действенными, автору удалось обогатить педагогику не только ценными идеями и методами, но и приемами, также он создал уникальную коммунарскую методику работы с трудными детьми, подростками и беспризорниками.

Поликультурализм

Другим важнейшим запросом современного общества является поликультурное воспитание дошкольников. В России социокультурная среда всегда была полиэтнична, поэтому данный аспект занимает особое место в системе образования. И если задачей этнокультурного воспитания является любовь к Родине, российской цивилизации, то в поликультурализме на первое место выходит толерантность, то есть уважение к другим народам, культурам и их ценностям. Поликультурное воспитание прививает общекультурные качества, которые в будущем позволят гражданам России успешно выстраивать отношения с представителями иных этнических групп и общностей.

От теории переходим к практике

Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.

Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.

Те, у кого еще нет опыта работы и написания конспектов, могут посмотреть готовые расписанные занятия моих коллег. Прекрасные сценарии находятся, если поискать в интернете по словам «нравственное воспитание конспект НОД». Там есть о дружбе, этикете, доброте, толерантности, семье, помощи по дому и многом другом для деток разного возраста. Если делать презентацию для малышей, то обязательно совмещать ее с деятельностью и играми, чтобы не было скучно.

Видела шикарную идею – занятие НОД в форме интервью с журналистом из газеты. Разнообразие игр и материалов впечатлит даже человека с фантазией. Если ребенок не ходит в ДОУ, а обучается дома, многие наработки можно применить. Особенно они эффективны, если дети занимаются по несколько человек – с друзьями и сверстниками. Так они глубже ощущают серьезность момента.

Игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра представляет собой логичный и естественный для ребёнка способ освоения новых знаний, умений и навыков, поскольку в дошкольном возрасте она является ведущим типом деятельности.

Дидактическая игра «Паутинка жизни»

Принимает участие группа детей от десяти и более. Для проведения игры будут необходимы:

  • мягкие игрушки или иллюстрации:
    • животных,
    • насекомых,
    • деревьев,
    • цветов,
    • моря или реки,
  • разноцветные ленты.

Все дети рассаживаются в большой круг, в центре располагается ребёнок, который исполняет роль солнца. Желательно, чтобы малыш, изображающий солнце, был одет в жёлтый костюм. Воспитатель обращается к каждому ребёнку с вопросом: «Кем бы ты хотел быть?». Каждый ребёнок получает игрушечного или нарисованного персонажа, которого он выбрал. Далее, воспитатель задаёт вопрос, обращаясь к каждому герою игры: «Кто нуждается в солнечном свете и тепле? Птицам необходимо солнце, а животным, а растениям?». Ведущий передаёт кончик цветной ленты каждому участнику, который говорит, что ему нужно солнце или другое растение, животное, вода, воздух и т. д., таким образом, между детьми образуется разноцветная паутина жизни, связывающая всех воедино.

Ребёнку предлагается отличить еду на вкус, не подглядывая

Игра с мячом «Назови предмет»

В центре круга — ведущий, он бросает мяч каждому участнику и называет категорию объектов природы: растения, животные, птицы, рыбы и т. д. Ребёнок вступает в игру, когда поймает мяч. Задача игрока — перечислить пять названий той категории, которая ему досталась, например: «Я знаю пять животных» и называет (кот, лиса, заяц, тигр, слон), после чего возвращает мяч ведущему. Следующему ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Цветы» и т. д.

Пластическая игра-имитация «Бегает, летает, плавает»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации животных или птиц, рыб и предлагает детям с помощью телесной пластики изобразить способ движения тех, чьи изображения они видят.

Сортировка мусора — один этапов игры для детей и родителей

Игра «Пищевая цепочка»

Ведущий предлагает игроку соединить ленточкой изображения всех животных, охотящихся друг за другом, выживание которых взаимно зависит от их существования, например, лягушка, комар. Все дети помогают найти правильные иллюстрации.

Значение дошкольного правового воспитания

Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности

Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении

Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.

Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка

Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: