Упражнения на развитие ощущений и осязания
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей
В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.
Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Развивают тактильные способности пальчиковые игры для детей.
Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.
Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи
Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики
Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка
Массаж, игры с крупами и контрастный душ
Ежедневно делайте ребёнку массаж всего тела – поглаживание чередуйте с лёгкими надавливаниями. Можно использовать для массажа разные тактильные мячики – выпуклые, колючие, мягкие. Уделите время пальчиковому массажу, где находится большое количество рецепторов.
Организуйте пространство для сенсорных игр с разными крупами – манка, гречка, рис, горох. Ребёнок может пересыпать крупу, прятать в ней различные вещи и предметы.
Родители могут приобрести специальные массажные коврики, тактильные дорожки с разными текстурными поверхностями, которые отличаются степенью воздействия на стопы ребёнка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки.
Предоставьте ребёнку возможность поиграть с водой разной температуры. В одну ёмкость налейте холодную, в другую – тёплую. Дайте малышу губку для мытья посуды, пускай опускает её в разные ёмкости с водой, затем отжимает. Для игры можно использовать игрушечную пластиковую посуду.
Творческие игры – лепка из пластилина, рисование пальчиковыми красками, аппликации. Это также стимулирует тактильное восприятие ребёнка. Не ограничивайте чадо в этом процессе, если у него есть желание порисовать у себя на руке, ноге – пускай рисует. Краски смоются, а полученный тактильный опыт останется.
Хорошо развивает тактильную систему игра на губных музыкальных инструментах – губная гармошка, дудочка, флейта, музыкальный свисток.
Родители могут приобрести для ребёнка различные текстильные рамки-застежки, которые предназначены для манипуляций: открывания и закрывания. Рамку нужно открыть, а для этого нужно расстегнуть пуговицы, кнопки, липучки, шнуровки.
Рекомендуем использовать для игр сенсорные мешочки или сшить их самостоятельно, наполнить мешочки разными на ощупь наполнителями: рисом, фасолью, семечками. Детям нравится играть с тактильными игрушками-мякишами, которые можно гладить, прижимать и прятать.
Предложенные выше педагогом Центра игры помогут ребёнку получить необходимый тактильный опыт для развития его сенсорной системы. Каждая мама может легко освоить методику их использования, а результат не заставит себя долго ждать.
Нам всем нужна «Вера»!
Центр помощи «Вера» работает только на деньги/пожертвования неравнодушных людей. Вы вносите пожертвование 1, 5, 10 рублей, а мы имеем возможность помогать тем, кто нуждается в поддержке — детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелобольным детям и взрослым, бездомным, инвалидам, престарелым.
Поддержите «Веру»!
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность
Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки
Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя
Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Признаки наличия нарушений тактильного восприятия
Дети с гиперчувствительностью к тактильным ощущениям проявляют негативную реакцию на прикосновения – избегают спонтанного физического контакта, не любят одеваться и раздеваться, могут не переносить прикосновений к голове и волосам, испытывают неприятные ощущения от прикосновений к разным текстурным материалам, избирательны в еде.
Когда ребёнок плохо осознаёт границы собственного тела, не проявляет должной реакции на болезненные стимулы – может ударяться, кусать себя или царапать, не осознаёт, когда к нему прикасаются другие люди – всё это сигналы для родителей о наличии гипочувствительности тактильной системы.
Скорректировать имеющиеся у ребёнка нарушения родители могут самостоятельно при помощи правильных игры и упражнений.
Вопрос-ответ:
Тактильное восприятие как познавательный процесс
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
Тактильный контакт между партнерами
Prostock-studio/Shutterstock.com
Огромную, чуть ли не главенствующую роль в отношениях между мужчиной и женщиной играет тактильный контакт.
Сложно представить себе отношения между партёрами, в которых он бы отсутствовал совсем, да и частичное отсутствие указывало бы на нарушение гармонии в этой паре.
Естественно, что при общении между мужчиной и женщиной может возникнуть симпатия. Но чтобы отношения получили дальнейшее развитие, в будущем необходимы прикосновения.
Когда мужчина касается женщины, то ощущает гладкость кожи, её тепло и энергетику. Поцелуи, объятия, касания кожи — всё это способствует в дальнейшем желанию снова быть рядом с человеком, ещё раз его обнять, поцеловать. В том числе и через тактильную связь формируются более глубокие чувства, которые могут трансформироваться в сильную привязанность к другому человеку.
Не следует забывать, что отношение к понятию «Тактильный контакт» разниться у представителей различных культур и национальностей.
К примеру, представители стран Южной Европы, Латинской Америки более контактные. А вот представители таких стран, как Япония, Великобритания, США могут воспринимать тесный контакт как угрозу, агрессию.
Отношения к интенсивности и частоте прикосновений зависят не только от культуры, но и от пола, характера, социального статуса. Или если в паре один из партнёров кинестетик, а другой — аудиал или визуал.
Без тактильного контакта сложно представить развитие человечества в целом. Касания необходимы каждому из нас. Они помогают новорождённому адаптироваться в новом мире, устанавливают доверие между детьми и родителями, способствуют правильному развитию отношений между партнёрами.
Не забывайте дарить прикосновения своим родным и близким, ведь они — прямое доказательство вашей любви!
1
Актуальность
Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает малышу узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения
Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.
Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют на развитие навыков речи у ребенка.
Развитие тактильной чувствительность у самых маленьких
Уже с первых дней жизни малыши всей кожей чувствуют и различают прикосновение взрослого: более нежные или более сильные, более теплые или более прохладные, сухие или мокрые, легкое поглаживание или более интенсивное разминание. И также ощущают кожей свойства поверхности, на которой они лежат, и тканей одежды: теплое, прохладное, жесткое, мягкое, гладкое, пушистое.
В дальнейшем, когда ребенок уже может удерживать что-то в руке, материалом для развития его осязания в первую очередь становятся разнообразные игрушки. Поэтому ребенку нужно давать игрушки, имеющие различные видами поверхности – гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Это те игрушки, которые можно держать в руках – в первую очередь это конечно же погремушки и прорезыватели, для более старших детей – кубики, колечки от пирамидки, резиновые фигурки, мягкие игрушки, матрешки, массажные мячики с игольчатой поверхностью. Предлагайте ребенку игрушки из различных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, картонные тканевые, мягкие с пушистым ворсом.
Есть и игрушки, специально направленные на развитие тактильной чувствительности – это книжки со страничками из различных материалов, развивающие коврики и панели. Трогая пальцами, поглаживая различные виды материалов, ребенок изучает и запоминает их свойства.
Также на развитие тактильной чувствительности благотворно влияет массаж, который мы делаем малышу.