Трудности воспитания ребенка школьного возраста
Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.
В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам
Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей
Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью. В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций. Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.
Развитие ребенка школьного возраста в старших классах
Характеристика школьного возраста в этом периоде заключается в окончании физического развития человека и завершении первого периода полового созревания. Что касается мозга, то в этот период продолжается активное развитие коры больших полушарий.
На фоне общего созревания организма индивид вырабатывается четкую стратегию мировоззрения и осознает необходимость жизненного самоопределения. Старший школьник имеет развитую способность к самоанализу, и это дает ему возможность определиться с желаемой профессией и искать все новые пути самореализации
Особенности развития и воспитания детей школьного возраста на данном этапе заключаются в поиске школьником своего места в социуме и проектировании на себя различных социальных ролей
Стремление выразить свою индивидуальность и привлечь внимание сверстников может привести к началу еще одного кризиса школьного возраста
Похожие термины:
-
гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п
-
гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр
-
так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си
-
гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол
-
audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ
-
семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
-
формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.
-
организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.
-
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование
-
гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на
-
Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется
-
имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство
-
форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени
-
(от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных
-
естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома
-
направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,
-
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.
-
следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.
Воспитание ребенка 7 лет: с чего начинать «взрослую» жизнь?
Родителям младших школьников необходимо объяснять малышу правила поведения в стенах школы, разницу в общении с преподавателями и со своими сверстниками. Ребенку нужно загодя рассказать о том, что представляет собой урок, что такое перемена, как себя правильно вести в это время. Психология детей школьного возраста требует обязательной и регулярной похвалы ребенка, когда у него получается что-либо и помощи, когда в обучении и общении возникают трудности.
Воспитание ребенка 7 лет – сложная задача. И в первую очередь потому, что первое время школьного обучения для любого ребенка — достаточно тяжелый адаптационный период к новым условиям, к новому коллективу, а ту еще и усваивать знания необходимо.
Конечно у деток, которые в свое время посещали детсад, адаптация происходит гораздо легче, так как они уже успели приобрести навыки общения в коллективе, со сверстниками, воспитателями, и достаточно хорошо понимают, что в школу они пришли учиться. Воспитание школьника, проведшего дошкольный период с родителями дома, много сложнее, им трудно адаптироваться к обучению, так как их, прежде всего, интересуют игры, они увлечены общением со сверстниками, которого им так недоставало дома.
Воспитание ребенка 7 лет предполагает, что родители помогут сформировать правильное отношение к школе у ребенка, объяснят ему, что обучение – это не только полезно, но и очень интересно, убедить, что он в любую минуту может рассчитывать на помощь и поддержку от вас. Главное, что должен понять малыш – это то, что он учится для себя, а не для вас или кого-то еще, что это поможет ему в жизни, пригодится в будущем, обеспечит такую жизнь, которую малыш сам себе представляет. Воспитание детей младшего школьного возраста обязывает родителей приложить все усилия, чтобы настроить школьника позитивно, избавить его от страхов, что он может с чем-то не справиться.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать
Младший школьный возраст (7-11 лет)
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) дети начинают овладевать основами научных знаний.
Приобретение знаний со слов старших сменяется учебными занятиями, требующими самостоятельных размышлений и систематических усилий.
В это время особенное внимание необходимо уделять развитию в ребёнке стремления к самостоятельному, активному приобретению знаний.
В различных предметных кружках, в краеведческих походах, на станциях юных натуралистов, юных техников учащиеся приобретают знания и умения, значительно дополняющие сведения, получаемые в школе.
Главная ценность внеклассной и внешкольной работы состоит в том, что она стимулирует развитие творческих способностей детей.
Сложнее обстоит дело с детьми, которые до школы не приобрели навыков самостоятельной работы и качеств, необходимых для учения и жизни в детском коллективе (классе). Им, как правило, требуется особая помощь родителей, учителя.
Некоторые родители понимают эту помощь превратно, считая, например, что они должны делать за ребёнка его домашние задания. Помощь в занятиях школьнику бывает нужна лишь в особо затруднительных случаях.
Полагаясь на свои собственные силы, он научится внимательно относиться к урокам и постепенно приобретёт навыки самостоятельной учебной работы.
Трудовое воспитание, начатое в раннем детстве, продолжается в школе, где изучение основ наук соединяется с трудовым обучением.
Трудовое воспитание препятствует проявлению у ребёнка лени, стремления к существованию за счёт родителей и всего общества.
Уже с младшего школьного возраста важно приучать детей считаться с потребностями всех членов семьи. Дети должны знать о средствах, которыми располагает семья, и не предъявлять родителям требований, непосильных для бюджета семьи.
- Воспитание в самый ранний период (до 2 лет)
- Воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте (2-7 лет)
- Воспитание в младшем школьном возрасте (7-11лет)
- Воспитание в подростковом возрасте (12-15 лет)
- Воспитание в ранней юности (15-17 лет)
- Нравственное воспитание
- Воспитание эстетического поведения
- Средства педагогического воздействия
Родители первые воспитатели детей: Подробнее …
- — Воспитание у детей высоких моральных качеств
- — Пример и авторитет старших
- — Труд — основа воспитания
- — Приучение детей
- — Поощрение и наказание детей
- — Требовательность к детям и контроль за их поведением
- — Учет возрастных особенностей детей
Помощь детям в учебе Подробнее …
- — Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий
- — Помощь детям в выполнении домашних заданий
- — Воспитание у детей чувства ответственности за учебу
Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников
Подробнее …
Воспитательный потенциал современной школы
Замечание 1
Воспитательный процесс нацелен на создание условий для позитивной самореализации личности, осознания и принятия самого себя, своей значимости, ценности, способностей и умений. Это является достаточно сложным и многофакторным процессом.
Воспитание начинается в семье и продолжается в стенах школьного учебного заведения
Школьное воспитание оказывает важное воздействие на формирование социально зрелой личности ребенка. Роль и значение школы в воспитании детей очень велико
Именно в школьных стенах происходит формирование характера ребенка, складываются особенности его поведения и развиваются творческие ориентиры.
На сегодняшний день, школа располагает следующими воспитательными возможностями:
- Педагоги осознают и понимают текущие проблемы современного общества, в котором происходит постепенное ослабление нравственных ценностей и моральных норм поведения. Осознание проблемы и ее принятие является важным шагом к разрешению проблемы;
- Формирование личности осуществляется в процессе построения коммуникативных связей. Педагоги должны четко и грамотно выстраивать линию своего педагогического поведения и воздействия на учащихся. Требуется применение индивидуального подхода к каждому учащемуся. Не допускается унижение их достоинства, принуждение. Школьное воспитание должно ориентироваться на разрешение проблем, путем разговора с учащимися;
- Условия современной школы позволяют создать оптимальную образовательную и воспитательную среду, ориентированную на реализацию индивидуального личностного подхода к каждому учащемуся. В школах организуются кружки дополнительного образования по разным направлениям, тематические сообщества, научно-исследовательские центры;
- Школа располагает возможностями для организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на соблюдение прав учащихся и защиту их интересов. Учебно-воспитательная деятельность должна быть построена в форме диалога, оказывать помощь и поддержку учащимся в решении их проблем и затруднений. Иными словами, образовательный процесс должен базироваться на принципах демократии;
- Создание открытого образовательного пространства. В организации воспитания и обучения должна строиться система взаимодействия с семьей, обязательное приобщение родителей к процессу воспитания.
Воспитание в детях чувства собственной значимости
Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.
К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив — пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов. Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами — похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно — если эта похвала родителей.
Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст — это возраст подражательства
Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий — это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.
Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку — сигареты, выпивка, наркотики.
Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле — это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности
Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.
Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.
Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.
В семь-десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.
По традиции Я — Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.
Воспитание детей младшего школьного возраста
В 6-7-летнем возрасте ребенка ожидает одна из самых крупных перемен в его жизни – он становится школьником. Переход на данный этап его развития связан с существенными изменениями в его привычной деятельности, укладе жизни, распорядке дня, характере общения, привычках, что всегда сопряжено с определенным стрессом. Ожидается, что сразу после выпуска из детского сада ребенок автоматически станет более усидчивым, ответственным и работоспособным, однако, данное ожидание имеет мало общего с действительностью.
В младшем школьном возрасте нервная система ребенка только развивается, продолжая совершенствоваться: оттачивается работа больших полушарий головного мозга, улучшаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга, постепенно устанавливается психика школьника – однако, ее деятельность пока неустойчива. Ребенок 6-8 лет отличается неорганизованностью и разбросанностью. Несмотря на то, что его мозг в этом возрасте необычайно пластичен, мышление школьника имеет преимущественно эмоционально-образный характер и только совершает переход к абстрактно-логическому.
Поэтому воспитание детей в начальной школе сводится в первую очередь к формированию культуры внимания, а также сглаживанию периода адаптации для более успешного и безболезненного перехода ребенка на новый уровень. Задача педагога в воспитании школьников – поддержать стремление детей учиться, узнавать новое, развивать свои способности с помощью системы поощрений и без злоупотребления наказанием и порицанием. Воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не на углубленное изучение отдельных дисциплин, а на приобретение разносторонних знаний в гуманитарных и естественных предметах, в искусстве. Занятия спортом в школе призваны компенсировать пассивность, обычно присущую жизни в городе.
Однако основная ответственность за воспитание детей младшего школьного возраста и организацию рабочего процесса лежит, прежде всего, на родителях учащегося. Они (чаще всего мама) формируют режим дня, определяя время для подготовки уроков, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями. Воспитание семилеток в обязательном порядке должно предусматривать также свободное время для ребенка, в которое он может заниматься привычными для себя делами. Соблюдение режима играет важную роль в воспитании детей в начальной школе, когда распорядок дня гармонично сочетает в себе физическую и учебную нагрузки, а также отдых, сохраняя последовательность действий день ото дня, организм ребенка быстро подстраивается под ритм деятельности, новоиспеченный ученик «втягивается» в процесс и становится в состоянии самостоятельно планировать свой день.
Важным моментом в воспитании детей младшего школьного возраста после того, как у них сформируется привычка ходить в школу и готовить уроки, является выполнение посильных обязанностей по дому, которые формируют у ребенка навыки самоорганизации, дисциплины, да и просто не позволяют ему вырасти лентяем.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.
Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения
Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.
Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.
Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.
Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.
https://youtube.com/watch?v=e-Oc7aue-S8
Роль школы в воспитании ребенка
Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.
В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется
С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу
Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения
В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.
Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.
Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.
Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.
В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.
Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.
Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.
Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.
Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности. Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи. Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.
Кто играет ключевую роль в формировании личности дошкольника/школьника?
Роль семьи в воспитании школьника и дошкольника никогда не уйдет на второй план, будь это Древняя Русь с ее патриархатом и диктаторством или современные условия с демократизацией.
Если в детские годы ребенок не мыл руки после улицы, не ел ложкой из тарелки сам, не помогал родителям, не пытался своими зубками начинать грызть гранит науки, не стремился вступать в отношения с окружающими людьми, то в зрелом возрасте этим базовым вещам научить практически невозможно. А чтобы дети были такими, как в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», нужно браться за воспитание ребенка уже с дошкольного возраста
Воспитание школьника также чрезвычайно важно, и ему нужно уделять не меньшее внимание
Воспитание детей в современной России
В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса. В отличие от европейских стран, в России молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги». Чаще всего именно бабушки занимаются воспитанием внуков.
Менталитет российских граждан таков, что ответственность за воспитание ребенка полностью «лежит» на маме. Не все семьи могут позволить себе няню. Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием.
Российские дети посещают детские сады, школу, кружки, студии, секции и т.д. Все ступени образования доступны для детей, а ряд из них являются обязательными.
В основу российского воспитания, особенного семейного заложено такое отношение к ребенку, которое принято называть «кнут и пряник». То есть родители могут наказать ребенка за проступок, иногда достаточно строго, но уже через некоторое время обнять и приласкать его, объяснив, почему нельзя так поступать. «Золотая середина» в данном подходе к воспитанию, встречается крайне редко.
Неоднозначным в воспитании является и отношение к формированию у детей самостоятельности. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.).
Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками, ответить им не только физически, но и словесно. В то время как в ряде стран за такое воспитания предусмотрен суд и лишение родительских прав. Однако в России это обычное явление. Поэтому российские дети вырастают с сильным характером и выносливостью, в отличие от своих европейских сверстников.
Особенности развития нравственных качеств у детей
Обсуждая родительское нравственное воспитание детей в младшем школьном возрасте, необходимо для себя четко уяснить, какие именно положительные качества необходимо родителям формировать в их детях. Известно, что среди многочисленных человеческих качеств искренняя доброта всегда будет на первом месте, ведь она является истинным показателем человечности.
Понятие «добрый человек» одним словом не растолкуешь, настолько оно сложное и многогранное. Добрым можно охарактеризовать того человека, у которого сильно развита искренняя любовь к Родине, близким людям, от него исходят выраженное стремление делать исключительно добро людям, прямолинейность, совестливость, чувство личного долга, справедливость, разумное трудолюбие. Все эти позитивные качества напрямую относятся к фундаментальному понятию нравственности.
Специфика родительского нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс является длительным и непрерывным, а итоги его проявляются не сразу.
Педагогическое нравственное воспитание младших школьников должно на постоянной войти в программу любой образовательной программы. Школа для ребенка должна стать той комфортной адаптивной средой, где царит атмосфера настоящей нравственности, формирующая основные ценности
При этом важно, чтобы действующая воспитательная система активно взаимодействовала со всеми важными компонентами каждодневной школьной жизни: специальными тематическими уроками, переменами, подробными внеурочными часами, насыщала жизнь младших школьников особым глубоким смыслом
Патриотическое воспитание
При решении важных воспитательных задач школе необходимо учитывать только разумные и позитивные качества в человеке, помочь каждому пришедшему школьнику в определении ценностной основы для нравственной жизнедеятельности, почувствовать личную ответственность за необходимое сохранение актуальных этичных качеств общества. В этом ему должны помочь основы традиционного нравственного воспитания, органически соединенные с ежедневным учебным процессом, составляющие важную ее часть.
Сочинение Влияние родителей на становление личности ребенка
Становление личностью — неотъемлемый процесс в жизни любого человека. На формирование личности оказывают влияние различные факторы: школа, окружение, интересы ребёнка. Но самое главное влияние оказывают родители. Именно они закладывают привычки, понятия и мировоззрение ребёнка с ранних лет. В каждой семье свой воспитательной процесс, свои взгляды на жизнь и свои рамки дозволенности. Поэтому та атмосфера, которая присутствует в семье, так или иначе отразится на формировании характера и личности ребёнка. То, что видел ребёнок в семье, отложится в его сознании и повлияет на дальнейшую жизнь, учёбу, работу, отношения.
Если родители снисходительны к детям, беседуют с ними, объясняют все сложности и позволяют иногда ошибаться, то и ребёнок вырастет понимающим и ответственным. А если в семье царит полный хаос и неуважение, никто никого не понимает и не хочет понимать, то и личность ребёнка в такой семье сформируется сложная, проблемная.
Довольно частое наблюдение: различные хулиганы и двоечники, которые прогуливают школу, обычно являются детьми именно из хаотичных семей, возможно, даже асоциальных. Поведение хулиганов довольно ясно, оно отражает отношение родителей к ним самим. В таких семьях родители не сконцентрированы на хорошем воспитании своего чада, они заняты своими делами, скандалами и ссорами. Единственное, что они могут сделать — это отчитать за двойку. Вместо того, чтобы поговорить и выяснить проблему, нанять репетитора или помочь самим.
Отношение родителей также сказывается и на положении детей в школе. Если ребёнка в семье уважают, считаются с его мнением, то и в школе он будет сильной личностью, над которой никто не посмеет издеваться. А если ребёнка часто ругают или отчитывают, не уважают в семье, то есть вероятность, что он станет забитым и стеснительным, над ним будут часто издеваться, зная, что тот не сможет дать сдачу, потому что морально слаб. А слабость может препятствовать дальнейшему счастливому будущему.
Если отец плохо относится к матери, не уважает её и обижает, то и мальчик вырастет с такими установками и будет в будущем обижать женщин. То же правило работает и наоборот.
Моё мнение, что характер и личность ребёнка прямо пропорциональны отношению к нему родителей. И если дети вырастают абсолютно не теми, кем бы их хотели видеть родственники, не нужно обвинять сразу в этом подростков, возможно, упущение было именно со стороны взрослых.