Презентация, доклад на тему арттерапия

Влияние музыки на развитие ребенка

Слайд 2 Введение. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у

детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства.  Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.  Музыкальное занятие — это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое, нравственно-волевое).Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Слайд 4АРТТЕРАПИЯ – ПУТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЙСРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ТОЛЬКО

ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ, НО И БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О СЕБЕ И О ДРУГИХ ЛЮДЯХ. СТРОЯ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ВЛАДЕЮЩИМИ ЯЗЫКОМ ЗВУКОВ, КРАСОК, ДВИЖЕНИЙ, ТО ЕСТЬ ЯЗЫКОМ НЕСЛОВЕСНОГО ОБЩЕНИЯ, ОН ПОЛУЧАЕТ НОВЫЙ ОПЫТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НЕСТИ В ЖИЗНЬ, ОБЛЕГЧАЯ СВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

АРТТЕРАПИЯ – ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ И МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ВОПЛОЩАЮТСЯ ЧУВСТВА, НАДЕЖДЫ И СТРАХИ, ОЖИДАНИЯ И СОМНЕНИЯ, КОНФЛИКТЫ И ПРИМИРЕНИЯ. ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАК РЕБЕНКА, ТАК И ВЗРОСЛОГО, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ АРТТЕРАПИИ — ЭТО ЕГО РАЗВИТИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЕГО ПРАВ НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ БОЛЕЗНЬЮ ИЛИ ТРАВМАМИ ВПЛОТЬ ДО ИНВАЛИДНОСТИ

Слайд 5АРТТЕРАПИЯ – ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПО-СВОЕМУ ОТВЕЧАЕТ НА ВЕЧНО СТОЯЩИЕ

ПЕРЕД НИМ ВОПРОСЫ: «КТО Я И ЧТО Я? ЧТО ТАКОЕ МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ?» ТВОРЧЕСТВО — ЭТО И ЕСТЬ ПУТЬ, НА КОТОРОМ ИЩУТ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ, И СПОСОБЫ ОТВЕТА И САМ ОТВЕТ. ПЕРЕЖИВАНИЕ МОМЕНТА ТВОРЕНИЯ ДАЕТ СИЛЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ И РЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНФЛИКТОВ

АРТТЕРАПИЯ – КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТТЕРАПИЯ ОСОБЕННО ВАЖНА ДЛЯ ЛЮДЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КОТОРЫЕ В СИЛУ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ ЗАЧАСТУЮ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАНЫ, ОГРАНИЧЕНЫ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТАХ. ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ, РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮТ ИМ БОЛЕЕ АКТИВНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧАСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, РАСШИРЯЮТ ДИАПАЗОН ИХ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА СПОСОБСТВУЕТ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, БОЛЕЕ УСПЕШНО СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Если ребенку не нравится никакая музыка

Если ребенок не воспринимает или испытывает стойкое негативное отношение к музыке, рекомендуется использовать различные стимулы:

  • установить доверительные взаимоотношения с воспитанником;
  • привлекать учащегося к планированию программы, что поможет выявить и развить его интересы;
  • провести несколько индивидуальных занятий;
  • поощрять старания и успехи похвалой.

При обучении в группах важно, чтобы ребенок почувствовал себя полноценным участником коллектива. Поэтому необходимо привлекать его к коммуникации с другими детьми


Опытный воспитатель сумеет заинтересовать ребенка.

Слайд 23 В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДУЕТСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ПРОВОДИТЬ МУЗЫКОТЕРАПИЮ, КОТОРАЯ ПОДБИРАЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕБЕНКА (КОРРЕКЦИОННО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МЕТОДИКА ЦВЕТОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА» — МЕТОДИКА В.М. ЭЛЬКИНА) СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО И ПРЕДЛАГАЕТСЯ МУЗЫКА ДЛЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ (ПРОГРАММА «МАМАЛЫШ» М. ЛАЗАРЕВА). ОДНОВРЕМЕННО И ПЕДАГОГИ В ГРУППАХ ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТУ ПРОГРАММУ ПО МУЗЫКОТЕРАПИИ. МУЗЫКОТЕРАПИЯ СНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЕНКА, УСПОКАИВАЕТ. ПОЭТОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ, СЛУШАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА БУДУТ У РЕБЕНКА АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ДОМОМ, С СЕМЬЕЙ. ЭТО БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОМОГАТЬ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ.

Интересные факты о музыкотерапии

Музыкотерапия не знакома большинству людей, однако сегодня она стремительно развивается и применяется в образовании и клинической медицине.

Можно назвать несколько интересных фактов об этой области знаний, которые могут многих удивить:

  1. Профессия музыкального терапевта официально признана в некоторых развитых странах. Чтобы получить право на осуществление этой деятельности, необходимо иметь степень бакалавра.
  2. Специалисты используют только научно обоснованные методы и гарантируют получение оздоровительного эффекта.
  3. Посетить процедуру вправе любой человек вне зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня образования. От клиента не требуется владеть специальными знаниями и навыками.
  4. Методика эффективна в коррекции нежелательных психологических состояний, лечении патологий нервной и респираторной системы. Кроме того, она облегчает течение сложных болезней.

В России музыкотерапия признана полезной медицинской практикой, но пока вузы не разрабатывают программ по подготовке профессионалов. Ожидается, что это произойдет в ближайшем будущем.

Слайд 16 ПЕРВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДОЛЖНО ФОРМИРОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ВСЕГО

ЗАНЯТИЯ, ПРОЯВЛЯТЬ НАСТРОЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ, НАЛАЖИВАТЬ КОНТАКТЫ И ВВОДИТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ, ГОТОВИТЬ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОСЛУШИВАНИЮ. ЭТО СПОКОЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ РАССЛАБЛЯЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ. ВТОРОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ДИНАМИЧНОЕ, ДРАМАТИЧЕСКОЕ, НАПРЯЖЕННОЕ, НЕСЕТ ОСНОВНУЮ НАГРУЗКУ, ЕГО ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИНТЕНСИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ВОСПОМИНАНИЙ, АССОЦИАЦИЙ ПРОЕКТИВНОГО ХАРАКТЕРА ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ТРЕТЬЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДОЛЖНО СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ ПОКОЯ. ОНО МОЖЕТ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ, РЕЛАКСИРУЮЩИМ ЛИБО, НАПРОТИВ, ЭНЕРГИЧНЫМ, ДАЮЩИМ ЗАРЯД БОДРОСТИ, ОПТИМИЗМА, ЭНЕРГИИ

Музыкальная терапия для детей

Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:

  • восприятие музыки в движении;
  • успокоение и выравнивание дыхания.

Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.

Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.

Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие присуще звукам флейты, скрипки, фортепиано — при условии, что произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

  • установление контакта с малышом, определение его эмоционального состояния;
  • подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
  • уменьшение эмоционального напряжения — применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
  • расслабление и заряд положительными эмоциями — применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

Влияние ритма и тональности на организм человека

Основой музыкального произведения является мелодия, выражающая его главную мысль и образ. Она представляет собой комбинацию ритма и тональности, которые оказывают прямое воздействие на эмоциональное состояние и поведение человека.

Музыкальный ритм увлекает за собой сердечный: чем ниже его скорость, тем реже пульс. В этом случае мелодия будет оказывать на организм расслабляющее действие. Напротив, быстрый ритм сопровождается возбуждающим эффектом и формированием отрицательных эмоций.

С помощью мелодии можно влиять на физиологические показатели: секрецию гормонов и нейромедиаторов, артериальное давление, восприятие боли. Кроме того, ритмичный звук синхронизирует поведение и мышление людей в группе, а тональность является ключевым компонентом в построении взаимопонимания.

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов

Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы

Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Слайд 2ДЕТИ РЕДКО ОСОЗНАЮТ СВОИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КАК ЧТО-ТО МЕШАЮЩЕЕ ИМ ЖИТЬ.

ОНИ ЕЩЕ НЕ УМЕЮТ ЯСНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ, ЗАТО УМЕЮТ РИСОВАТЬ, ЛЕПИТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ. ПОЭТОМУ МЕТОДЫ АРТТЕРАПИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫРАЗИТЬ СВОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕРЕЗ РИСУНОК, СКАЗКУ, ПЛАСТИЛИНОВУЮ ФИГУРКУ, ИГРУ ТАК ХОРОШО ПОДХОДЯТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.МЕТОДЫ АРТТЕРАПИИ ТАК ЖЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПОДХОДЯТ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫМ ТРУДНО ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ СЛОВАМИ

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ:
— ТРУДНОСТИ В КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКАХ И ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ;
— ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА;
— ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОСТИ, ЗАМКНУТОСТИ,  ТРЕВОЖНОСТИ;
— НЕВРОТИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА;
— КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ;
— ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Слайд 22В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ МУЗЫКОТЕРАПИИ, ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, ТАКИЕ КАК

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, АУТОТРЕНИНГ, ГИПНОЗ, ЖИВОПИСЬ ИЛИ ТАНЕЦ. ВЫБОР ТЕХ ИЛИ ИНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ОСНОВАНИИ РАЗНЫХ КРИТЕРИЕВ: В ТАК НАЗЫВАЕМОЙ „АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ“ (ILLING H.S., BENEDICT I. „ENTWICKLUNG UND STAND DER AMERIKANISCHEN MUSIKTHERAPIE“, IN: TEIRICH H.R. (HRSG.) „MUSIK IN DER MEDIZIN“, STUTTGART, 1958) ПРЕДЛАГАЮТСЯ ТАКИЕ ОТРЫВКИ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ (РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, СОЧУВСТВИЕ И Т.Д.);В „ШВЕДСКОЙ ШКОЛЕ“, ОСНОВАННОЙ НА ГЛУБИННОМ АНАЛИЗЕ, ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ МУЗЫКИ СПЕЦИАЛЬНО ИНДИВИДУАЛИЗИРУЕТСЯ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СКРЫТЫХ КОМПЛЕКСОВ

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Как нужно подбирать музыку по темпераменту ребенка

Выбор музыкального произведения должен зависеть от темперамента слушателя. Спокойному, медлительному ребенку рекомендованы композиции с подвижным темпом.

Из классических произведений подходят вальсы или марши, например:

  • «Сон в летнюю ночь» – увертюра Ф. Мендельсона;
  • «Щелкунчик» – музыка из балета П.И. Чайковского;
  • «Аида» – опера Д. Верди и др.

Активному и импульсивному дошкольнику следует слушать мелодии со спокойным ритмом, способствующим расслаблению и стабилизации эмоционального состояния.

Примером таких произведений являются:

  • «Лунная соната» – произведение Л. Бетховена;
  • рождественские церковные песнопения;
  • естественные звуки природы и др.

Слайд 3АРТТЕРАПИЯ – ЭТО НЕ СТОЛЬКО ЛЕЧЕНИЕ, СКОЛЬКО РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ, РАЗВИТИЕ И

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЛЮБЫХ ПРОБЛЕМ.ВЫДЕЛЯЮТ СОБСТВЕННО АРТТЕРАПИЮ (ВИЗУАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА), МУЗЫКОТЕРАПИЮ, ТАНЦЕ-ДВИГАТЕЛЬНУЮ ТЕРАПИЮ, ДРАМАТЕРАПИЮ, СКАЗКОТЕРАПИЮ, БИБЛИОТЕРАПИЮ, МАСКОТЕРАПИЮ, ЭТНОТЕРАПИЮ, ИГРОТЕРАПИЮ, ЦВЕТОТЕРАПИЮ, ФОТОТЕРАПИЮ, КУКЛОТЕРАПИЮ, ОРИГАМИ. СЕЙЧАС ПОЯВЛЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ СТОЯТ НА СТЫКЕ АРТТЕРАПИИ И ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОТЕРАПИИ:  АРТСИНТЕЗТЕРАПИЯ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КИНДЕР-СЮРПРИЗ-ТЕРАПИЯ…

АРТТЕРАПИЯ НЕ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, ВСЕГДА РЕСУРСНА И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОТЕРАПИИ, В ПЕДАГОГИКЕ, В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И БИЗНЕСЕ 

Как используется музыкотерапия в ДОУ

Применение музыкотерапии сегодня является многообещающим направлением дошкольных учреждений. Эта технология помогает эффективно корректировать психофизическое здоровье учащихся в процессе их повседневной деятельности. Педагоги используют музыку для формирования социальных ценностей и созидательных параметров личности у детей раннего возраста.

Основные правила

Ключевым фактором результативности терапии является грамотно составленная музыкальная программа, которая учитывает возрастные особенности и эмоциональное состояние воспитанников.

Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание играет ключевую роль в формировании речевых функций. Также оно является важным фактором полноценного физического развития ребенка: сильные респираторные мышцы обеспечивают эффективный метаболизм и защиту от патогенных микроорганизмов.

Целью дыхательной гимнастики является формирование навыков управления частотой и глубиной дыхания, что достигается благодаря таким простым упражнениям:

  • выдуванию мыльных пузырей;
  • вдыханию цветочных ароматов;
  • имитации голосов животных;
  • вокализации букв, буквосочетаний и др.

Правильное дыхание также помогает приобрести навыки эмоционального самоконтроля: управляя фазами выдоха и вдоха, можно получить успокаивающий или мобилизующий эффект соответственно.

Фонопедические занятия

Высокоэффективным способом развития голоса, слуха и когнитивных способностей дошкольников считается система фонопедических упражнений российского педагога-исследователя В.В. Емельянова.

Его методика основана на преподавании техники вокала и артикуляционных приемах защиты и восстановления голосового аппарата. Фонопедическая гимнастика способствует формированию чувства ритма, правильного дыхания, навыков звукообразования и интонирования.

Система включает несколько типов упражнений:

  • артикуляционную гимнастику;
  • координирующие интонационно-фонетические приемы;
  • активизирующие приемы на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации.


Артикуляционную гимнастику используют на фонопедических занятиях.

Рекомендованные произведения

При подборе музыкальных произведений важно учитывать время суток и характер деятельности детей. Например, в утренние часы воспитанники дошкольного учреждения нуждаются в заряде бодрости, который обеспечивают быстрые и эмоционально насыщенные мелодии

Напротив, перед приемом пищи или сном им необходимо расслабиться, прослушав тихие, медленные композиции.

Утро

Когда воспитанник приходит в образовательное учреждение, он должен ощутить атмосферу благожелательности. Формированию позитивного психологического климата способствуют короткие сбалансированные мелодии, написанные в классическом стиле.

К утреннему прослушиванию рекомендуются такие произведения:

  • «Карнавал животных» – сюита французского композитора К. Сен-Санса;
  • «Петя и волк» – симфоническая сказка советского пианиста С. Прокофьева;
  • «Утро» – сюита Э. Грига;
  • оркестровые композиции П. Мориа;
  • оперы австрийского музыканта В. Моцарта.

Желательно выбирать динамичные и эмоционально насыщенные произведения, чтобы ребенок обратил на них внимание. Продолжительность одной композиции не должна превышать 5 минут

Перед сном

Прослушивание медленных, тихих мелодий перед сном способствует расслаблению и быстрому засыпанию.

Терапевты советуют использовать такие произведения:

  • «Аве Мария» – композиция И. Баха и Ш. Гуно;
  • «Времена года» – фортепианного цикла композитора П.И. Чайковского;

фортепианные соло Р. Клайдермана и др.

Вечером перед уходом

Вечером ребенок нуждается в снятии усталости и психологического напряжения.

В этом ему помогут спокойные, тихие мелодии, например:

  • «Концерт для скрипки с оркестром» немецкого композитора Ф. Мендельсона;
  • «Времена года» – цикл концертов А. Вивальди;
  • органные произведения И. Баха и др.

Слайд 8Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает

детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это  ни в коей мере не  снижает активности воспитателя. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Недирективная медитация

Недирективная медитация — это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции. Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время созерцания развития музыкального содержания.

Во время упражнений на недирективную медитацию музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»)

Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.

Используя музыкотерапевтические упражнения на занятиях, музыкальный руководитель гармонизирует внутренний мир детей двумя способами: физическим — через успокоение дыхания и расслабление мышц, и эмоциональным — через раскрепощение воображения и свободное выражение чувств.

Поэтому музыкотерапия для детей предстает как эффективная система, элементы которой каждому музыкальному руководителю стоит внедрять в свою ежедневную практику.

Практическое применение методов музыкотерапии

Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:

  • рисование под музыку;
  • музыкально-подвижные игры;
  • пантомима;
  • пластическая драматизация под музыку;
  • музыкальная цветотерапия;
  • придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.

Слайд 13ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ: — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ АКТИВИРОВАНИЕ В

ХОДЕ ВЕРБАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: -РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ);  — РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ;  — ПОВЫШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

В КАЧЕСТВЕ МЕХАНИЗМОВ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ УКАЗЫВАЮТ: ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РАЗРЯДКУ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ОБЛЕГЧЕНИЕ ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, КОНФРОНТАЦИЮ С ЖИЗНЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ СРЕДСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ, ОБЛЕГЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И УСТАНОВОК.

Слайд 15Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости

от частей занятия и их задач.Слушание музыки:1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.2. Следит за дисциплиной.3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.Распевание, пение:1. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей.2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

Слайд 12ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ ИЗВЕСТНО С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

ДЕЛАЮТ ЭТОТ МЕТОД МАКСИМАЛЬНО ИНДИВИДУАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. С ОДНОЙ СТОРОНЫ МУЗЫКА, СОДЕРЖАЩАЯ РИТМ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МОЗГОВЫЕ ЗОНЫ И АКТИВИРУЕТ ИЛИ СИНХРОНИЗИРУЕТ РАБОТУ МОЗГА В ЦЕЛОМ, Т.К. КАК НАШ ОРГАНИЗМ РАБОТАЕТ В РЕЖИМЕ ПОДСТРАИВАНИЯ ПОД РИТМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕШНЕГО МИРА. ПОДБИРАЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖНО ДОБИТЬСЯ НУЖНОГО ЭФФЕКТА РАССЛАБЛЕНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ. ВО-ВТОРЫХ, ЛЮБАЯ МУЗЫКА НЕСЕТ В СЕБЕ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ МАРКИРОВКУ, Т.Е. АССОЦИИРУЕТСЯ ЛИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА С КАКИМ-ТО СОБЫТИЕМ, СООТВЕТСТВЕННО ИМЕЕТ ДЛЯ НАС ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭМОЦИИ.

Когда была отмечена эффективность музыкотерапии для детей

Впервые использовать музыкальную терапию в сфере образования предложил в 1940-х гг. американский психолог Эверетт Гастон. Он разработал специализированные учебные программы, которые были утверждены несколькими крупными колледжами и университетами США. Эксперимент оказался удачным, после чего педагоги стали внедрять идеи Э. Гастона в школах.

Спустя всего 10 лет в стране начали работать программы по подготовке специалистов, использующих звукотерапию в детских образовательных и медицинских учреждениях.

В России внедрением методики в образование начал заниматься доктор медицинских наук М.Л. Лазарев. Его оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» в рамках ДОУ стартовала в 1997 г. Основообразующим компонентом проекта стала музыка, в которой, по мнению автора, заложен большой целебный потенциал.


Музыка оказывает оздоровительное действие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: