Необходимость
Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.
Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости
За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:
- Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде — это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
- Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
- Мобилизация внимания учеников.
- Воспроизведение и комментирование потока информации.
- Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
- Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
- Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
- Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
- Усиление мотивации учеников.
Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.
Особенности компетенции
На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.
Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.
Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие — способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте
Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.
В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня — внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.
Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.
Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Организация: МАДОУ №8
Населенный пункт: Московская область, г. Реутов
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», принятой на 2018-2025 год, как одна из приоритетных задач заявлена «Цифровая трансформация». Под «Цифровой транформацией» понимается реализация цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. Помимо этого использование ИКТ технологий в дошкольных образовательных учреждениях является одним из направлений для поставленной задачи.
ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития ДОО. А применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, формирует умение приобретать знания самостоятельно.
Использование презентаций Microsoft Power Point, как одного из инструментов ИКТ, через двустороннее взаимодействие обучающегося и преподавателя способствует улучшению качества образования, ускорению процесса усвоения знаний, повышению мотивации детей к получению знаний. Презентации Microsoft Powr Point — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е
те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка
Ведущая деятельность у обучающегося дошкольного возраста – это игра. Через данный вид деятельности формируется и развивается личность ребенка. Создание презентаций и использование компьютера являются многофункциональными инструментами, способствующие развитию представления, логики, исследовательской деятельности, речи и мышления в целом.
Благодаря совместному взаимодействию воспитателя и обучающегося в процесс развития включаются социально-коммуникативные навыки. Анализ поставленной темы на уроке является вспомогательным инструментом в запуске речи и умении составлять ассоциативную цепочку. Возможность взаимодействовать с текстом и графическими элементами настраивает взаимосвязь теории и практического применения навыков. Самостоятельный выбор анимационных переходов включает зрительную память. А возможность самостоятельного озвучивания презентаций или прослушивание наилучшей композиции помогает воспитателю вовлечь в мыслительный процесс еще два вида памяти у обучающегося: слуховую и моторную.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что презентации Microsoft Power Point являются многофункциональным средством ИКТ, которое способно раскрыть потенциал обучающегося в ДОУ и является одним из главных инструментов для реализации задачи «Цифровой трансформации» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Список используемой литературы:
1. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в ДОУ//Справочник старшего воспитателя. 2009. № 4. С. 32.
2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3.Сизякова, Н. Н. Использование электронных презентаций в образовательном процессе ДОУ / Н. Н. Сизякова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13178/ (дата обращения: 25.11.2022).
Опубликовано: 30.11.2022
Понятие
Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.
Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.
В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.
Эффективные способы использования ИКТ в образовательном процессе
ИКТ оказывает помощь в стимулировании интереса детей к познанию новых материалов. В интернете сейчас имеется очень большое количество разнообразных образовательных материалов. По сути, ДОУ даже могут не создавать учебные материалы, а использовать существующие. Как правило, подобные сервисы имеют соответствие требованиям ФГОС, и создаются совместно с министерством образования или даже по заказу оного.
Воспитателям остается лишь наблюдать за правильным использованием ИТ-технологий, а также обучать детей использовать компьютер и интернет ресурсы.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании имеет ощутимые плюсы:
- Оно может дать детям стимул к познанию интернета, ведь в нем содержится огромное количество полезной информации. Главное — научить детей находить именно полезную информацию, и на это должны быть направлены различные обучающие программы.
- Поможет замотивировать детей к самообучению, ведь этот педагогический метод гораздо эффективнее, нежели обычное обучение, которое, словом, уже начинает устаревать, и общество очень быстро совершенствует его в силу различных достижений науки. Стимуляция подобного самообучения может помочь взять начальный уровень обучения в вузе, и дальнейшее поступление в него может быть более легким.
- Развивает коммуникативные навыки.
- Опыт использования информационных технологий доказывает, что они помогают в аттестации детей.
Важно! Профессии, связанные с информационными технологиями на данный момент развиваются, на большинстве производств происходит автоматизация труда, и люди, готовые использовать компьютерные технологии как средство для решение поставленных задач, очень нужны работодателям. В связи с автоматизацией, требуется большое количество кадров для обработки данных
Поэтому важно, начиная с ДОУ, знакомить подрастающее поколение с компьютерными технологиями
В связи с автоматизацией, требуется большое количество кадров для обработки данных
Поэтому важно, начиная с ДОУ, знакомить подрастающее поколение с компьютерными технологиями
Создание современной образовательной среды в ДОУ
В силу технического прогресса различные ИТ-технологии с каждым годом становятся дешевле, поэтому оборудовать ДОУ не очень много стоит. ИТ-оборудование будет способствовать более быстрому обучению детей. Кроме того, информационные технологии могут помочь самому учреждению в организации различных мероприятий, да и организации курсовой работы самого учреждения в целом.
Интерактивные технологии в ДОУ
Создать образовательную среду можно при помощи различных образовательных программ. Существует большое количество государственных концептов, направленных на подключение образовательных учреждений к интернету.
Интерактивная доска
Интерактивное оборудование для работы с детьми
На сегодняшний день существует большое количество оборудования для создания и налаживания процесса интерактивного обучения детей.
Все эти технологии могут помочь педагогам в создании интерактивных программ обучения. Интерактивное обучение можно проводить с использованием различных развивающих игр. Большинство подобных игр направлены на развитие врожденных качеств у детей, раскрытие и успешное применение креативных способностей чада.
Важность компетенции участников образовательного процесса
На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.
Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.
Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно — нужно нечто большее.
Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации