Алалия: что это такое?

Алалия в 3 года. признаки и лечение.

Особенности и характеристика речи детей с алалией

Раннее выявление данной проблемы увеличивает шансы на улучшение коммуникативных навыков ребенка. И обследование речи детей с алалией проводится в ходе исследования нервно-психической сферы – в соответствии с возрастом ребенка. Оценка может включать любую комбинацию стандартизированных тестов, а также непосредственное наблюдение психолога за игрой ребенка, взаимодействием его с родителями и т.д. 

Функциональная нейроанатомия обработки речи – несмотря на десятилетия исследований – до конца не изучена. И с точки зрения нейроанатомии, при алалии у детей нарушены функции речевых центров коры головного мозга, локализованных в височных извилинах левого полушария. При моторной алалии дисфункцию связывают с зоной Брока (отвечающей за алгоритмы используемых в устной речи систем языка), а при сенсорной – с отвечающей за восприятие и понимание речи зоной Вернике, тесно связанной с первичной слуховой корой височной доли, которая обрабатывает и кодирует слуховую информацию. []

Самая сложная ситуация при поражении обеих зон, которое приводит к импрессивно-экспрессивной или сенсомоторной алалии. Также поражения могут касаться нижней первичной моторной коры головного мозга, коры и подкорки лобно-височных долей, угловой извилины теменной доли, участков белого вещества и др.

Нарушения речи могут быть легкими, средними или тяжелыми (когда ребенок может не разговаривать до пяти и более лет, или его речь невозможно понять).

При различных взглядах на суть восприятия и воспроизведения речи и множестве концепций ее сенсомоторной интеграции, существующих на сегодняшний день (в частности, модели двухпотоковой фонологической, орфографической и семантической обработки речевых сигналов, согласно которой вентральный поток обрабатывает эти сигналы для понимания, а дорсальный отправляет их в артикуляционные сети лобных долей), нейропсихологические механизмы нарушения речи у детей с алалией пока объясняются по-разному.

Однако все сходятся на том, что алалия у ребенка обусловлена глубоким системным нарушением синхронизации различных уровней моторно-речевой системы, хотя когнитивные возможности для ее нормального развития у большинства детей имеются (т.е. патологии слуха и речевого аппарата у детей отсутствуют). Очевидно, все дело в невозможности или нарушениях языковых операций в процессе распознавания звуков (как фонематических коммуникативных единиц), идентификации сенсорной информации и формирования речевого высказывания как совокупности лексической, грамматической и синтаксической составляющих.

Как отмечают специалисты, импрессивная речь при алалии означает наличие у ребенка проблем с восприятием и пониманием смысла того, что говорят (то есть, отсутствием связей слов с обозначаемыми ими объектами). А экспрессивная речь при алалии свидетельствует о недоразвитии механизмов речевого высказывания на уровне речедвигательного анализатора коры головного мозга – в речевой моторной области Брока, где формируются и закрепляются алгоритмы использования всех систем языка.

Симптомы

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым
проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как
недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.

Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков
самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении
точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.

Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти,
восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается
быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения
движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими;
  • выпадение звуков из слова;
  • устойчивое повторение слова или фразы;
  • ограничение словарного запаса;
  • объединение слогов разных слов;
  • замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом
усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного
обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения
слова, неуместному употреблению слов.

Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми
короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка.
У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного,
временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.

В некоторых случаях
при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление
которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Классификация алалии

Разнообразие классификаций основано на различных параметрах, включая проявления, длительность, возрастные группы и другие факторы, предоставляя врачам и исследователям инструменты для более точной диагностики и эффективного лечения.

  1. Классификация по симптомам.
    Одним из важных аспектов классификации алалии является выделение различных форм проявления этого расстройства. В зависимости от характера симптомов можно выделить алалию смешанного типа, где наблюдаются одновременные нарушения связной речи и артикуляции, а также изолированные формы, такие как алалия только с нарушением артикуляции или только с нарушением связности речи.
  2. Классификация по длительности.
    Длительность алалии может быть ключевым фактором при определении стратегии лечения. Выделяют следующие категории: актуальная алалия, которая проявляется в настоящем времени; прошедшая алалия, которая была замечена в прошлом, но может оставаться влияющей на речевые способности; хроническая алалия, сопровождающая пациента на протяжении продолжительного периода.
  3. Классификация по возрастным группам.
    Алалия может влиять на людей всех возрастов, и классификация по возрастным группам помогает выделить особенности заболевания у детей, подростков, взрослых и пожилых. Детская алалия может иметь свои характеристики, отличные от алалии у взрослых, и требует соответствующего подхода к диагностике и лечению.
  4. Классификация по тяжести.
    Разделение алалии по степеням тяжести отражает градацию симптомов и влияние на повседневную жизнь. Выделяются легкая, средняя и тяжелая формы алалии. Легкая форма может проявляться незначительными трудностями в речи, тогда как тяжелая форма может существенно ограничивать способность пациента общаться.
  5. Классификация по этиологии.
    Важным аспектом классификации алалии является учет причин, вызывающих данное расстройство. Это включает в себя алалию, связанную с генетическими факторами, травмами головы, неврологическими заболеваниями и другими этиологическими аспектами.

Определение моментов, когда следует обратиться к врачу, важно для раннего выявления и эффективного управления этим состоянием.

Первые признаки речевых нарушений.
Если у вас или у вашего близкого появились первые признаки затруднений в произношении, связной речи или использовании языка, это может быть сигналом возможного развития алалии
Важно обратить внимание на любые изменения в речевом поведении и не откладывать поход к врачу.

Несоответствие нормам речевого развития у детей.
У детей особенно важно внимательно следить за развитием речевых навыков. Если ребенок не следует общепринятым нормам развития языка для своего возраста, возникают затруднения в артикуляции или формировании грамматических структур, стоит проконсультироваться с педиатром или логопедом.

Ухудшение речи.
Для взрослых любое необъяснимое ухудшение речевых навыков, особенно если оно происходит резко, может быть предупреждающим сигналом возможного расстройства
Трудности в артикуляции, проблемы с формированием четких фраз, а также ухудшение связности речи — все это требует внимания врача.

Смена психосоциального поведения.
Изменения в психосоциальном поведении, связанные с трудностями в общении, могут также являться сигналом для обращения к врачу

Стресс, социальная изоляция, снижение уровня самооценки — все это может стать результатом алалии. Своевременная консультация поможет предотвратить дальнейшие негативные последствия.

Замедление процесса речевого развития.
Любое замедление в процессе речевого развития, особенно у детей, должно привлечь внимание родителей и медицинских специалистов. Раннее выявление и лечение алалии у детей обеспечивает более благоприятный прогноз и эффективность терапии.

Осложнения при алалии

Осложнения при алалии могут оказаться серьезными и многогранными, требуя внимательного вмешательства специалистов и комплексного подхода к лечению.

  1. Социальная изоляция.
    Одним из серьезных осложнений при алалии является социальная изоляция. Трудности в общении и возможные стереотипы восприятия пациента могут привести к его отчуждению от социума. Страх перед непониманием и отторжением со стороны окружающих может существенно осложнить адаптацию пациента в обществе.
  2. Психологические расстройства.
    Алалия может оказать серьезное воздействие на психическое здоровье пациента. Сложности в общении и частые трудности могут вызвать депрессию, тревогу и низкую самооценку. Психологические расстройства могут дополнительно усложнить процесс лечения и реабилитации.
  3. Ограничение профессиональных возможностей.
    Трудности в общении и артикуляции могут создать преграду для полноценной карьеры. Некоторые профессии требуют высокого уровня устной коммуникации, и алалия может стать преградой на пути к определенным рабочим возможностям.
  4. Осложнения образовательного процесса.
    У детей алалия может существенно затруднить образовательный процесс. Трудности в произношении и связной речи могут влиять на усвоение учебного материала, взаимодействие с учителями и сверстниками.
  5. Проблемы семейных отношений.
    Трудности в общении могут вызвать конфликты, а недопонимание со стороны родственников может усугубить психологическое состояние пациента.
  6. Ухудшение физического здоровья.
    Напряжение, возникающее из-за трудностей в общении, может сказаться на физическом здоровье. Стресс и психологические проблемы могут стать факторами, влияющими на общую физическую выносливость.

Терапия в домашних условиях

Терапия в домашних условиях тесно связана с работой специалистов. Нормальное формирование речевых навыков возможно только при условии, что занятия регулярны. Родители по специальным методикам должны побуждать ребенка к общению, не ругать и не наказывать за неправильно произнесенные слова или непонятную речь. Чем раньше начнется лечение, тем более положительным будет прогноз и больше шансов вылечить заболевание. До поступления в школу ребенок может полностью избавиться от дефекта речи. Более подробно об особенностях лечения алалии, можно узнать из видео ниже.

Как лечить?

Лечение заболевания всегда комплексное и включает медикаментозный, физиотерапевтический, логопедический и педагогический подходы.

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия направлена на стимуляцию деятельности и развития мозговых структур. Для этого используют ноотропные препараты:

  • Гаммалон;
  • Когитум (рекомендуем прочитать: препарат Когитум: дозировка и как принимать детям);
  • Кортексин;
  • Цераксон;
  • Энцефабол (рекомендуем прочитать: инструкция по применению сиропа «Энцефабол» для детей).

Обычно назначает какой-нибудь один препарат, по выбору врача. Применяется нарастающими дозами до 3 месяцев. После месячного перерыва лечение продолжается. Одновременно с назначением психостимулирующей терапии проводят курс лечения витаминами — В12 и В15. Рекомендуется соблюдение диеты, насыщенной белками и углеводами, которые принимают прямое участие в питании головного мозга и строении его структур.

Физиотерапия

Физиотерапия направлена на стимуляцию пораженных отделов головного мозга слабыми электрическими импульсами. В некоторых случаях применяется акупунктура (иглоукалывание). Большую роль в реабилитации нервных, истощенных и подверженных частым депрессиям детей играет гидротерапия, которая способствует расслаблению мышц и оказывает тонизирующее воздействие на детский организм.

Логопедические занятия

Логопедическая коррекция заключается в исправлении нарушений в работе речевого аппарата, для чего используется комплекс различных упражнений:

  • на развитие мелкой моторики рук — занятия, во время которых ребенок запоминает новые слова;
  • проведение логопедического массажа со стимуляцией мышц гортани и языка, которые мало работают или не задействованы у ребенка;
  • ребенка обучают вытягивать губки, удерживать язычок у верхнего неба, совершать круговые движения кончиком языка;
  • на обучение произношения сложных звуков.

Педкоррекция

Педагогическая коррекция основана на разработке программ индивидуальных занятий с ребенком, который отстает от школьной программы или испытывает определенные сложности в детском дошкольном учреждении. Специально для больного разрабатываются упражнения по развитию речи, упражнения на запоминание, развитие коммуникативных навыков, совмещения навыков устной речи с навыками письма и чтения.

Формы алалии

Симптоматика речевой патологии неодинакова, ее определяют два вида алалии, развивающихся в зависимости от структуры поражения тканей мозга.

Логопеды выделяют импрессивное (сенсорное) нарушение, когда ребенок затрудняется воспринимать речь, но способен бессвязно и искаженно говорить. Существует экспрессивная алалия (моторная), когда есть понимание услышанного, но самостоятельное произношение невозможно. Помимо сенсорной и моторной форм, выделяют сенсомоторную (смешанную), характеризующуюся наиболее сложным течением.

Лечение назначают с учетом классификации алалии, поскольку без грамотного вмешательства импрессивный тип более вредит развитию ребенка, чем экспрессивный.

Моторная

Экспрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говоришь сам. Ее проявление – нарушение или дефектность аналитического и синтетического функционирования речевого анализатора, в результате чего артикуляционные элементы упрощаются и грубеют. Провоцирующий фактор – пораженное корковое окончание речевого анализатора (центра Брока в области лобной извилины мозга), отвечающего за воспроизведение речи.

Симптомы моторной алалии:

  • дефектность и неразвитость речи (с трудом понимаемый лепет, подражание произношению окружающих);
  • крайне скудный словарный запас (ребенок почти не запоминает новые понятия, в памяти закреплены в основном лишь повседневно употребляемые слова);
  • употребление преимущественно существительных в именительном падеже;
  • соединение слов без предлогов;
  • несвязность речи (больному недоступно последовательное и осмысленное изложение информации, понимание причинно-следственных связей, ориентировка во времени, выделение главных и второстепенных фактов);
  • употребление неправильных звуков в словах либо их слияние;
  • эмоциональная нестабильность (гиперактивность либо заторможенность);
  • быстрое переутомление;
  • слабая память, неумение концентрироваться, нарушенное восприятие окружающего мира;
  • проблемы с координацией движений, неразвитость мелкой моторики;
  • затруднения при самообслуживании.

При моторной алалии в период формирования фразовой речи произношение становится неровным, дерганным, со смазанными интонациями. Высока вероятность появления заикания, когда нарушена премоторная кора в левой части мозга.

Речь при алалии тяжелой степени, когда сильно повреждена кора мозга, отсутствует. Ребенок пытается общаться посредством мимики, телодвижений, размахивания руками.

Сенсорная

Импрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говорят окружающие. Причина – поражение окончания коркового сенсорно-речевого анализатора (центра Вернике, находящегося позади верхней височной извилины), отвечающего за понимание устной и письменной речи. Отсутствует связь между восприятием на слух и смысловой наполненностью слов при здоровом слуховом аппарате.

При сенсорной алалии отмечаются следующие симптомы:

искажение или отсутствие понимания услышанного (при легкой форме ребенок воспринимает отдельные слова и даже фразы, если родитель произносит их постоянно с одинаковой интонацией, при тяжелой патологии у больного нет реакции даже на свое имя);
нарушенный фонематический слух;
заметное торможение интеллектуального развития;
чрезмерная активность речи, говорливость (при этом понять, что произносит ребенок, невозможно, так как это незавершенные слова, отдельные слоги, бессмысленные сочетания звуков);
непонимание, неосознание дефектности собственной речи;
гиперакузия – аномально острое, дискомфортное восприятие на слух некоторых звуков (отмечается не всегда);
затруднения при соотношении услышанного или произнесенного слова с реальным объектом;
избыток мимики и жестикуляции, взбалмошность;
гиперактивность, вспыльчивость, эмоциональные колебания, неумение концентрировать внимание, быстрое переутомление;
эхолалия – невольное, неосознаваемое повторение слов и словосочетаний, сказанных другими людьми.

При тяжелой сенсорной форме алалии возможны поведенческие проблемы, нарушения личности, умственная отсталость. Для такого ребенка затруднительно заниматься любым делом.

Смешанная

Чистая сенсорная форма патологии диагностируется редко, чаще дополняется определенными проявлениями моторного нарушения. Это сенсомоторная алалия, при которой ребенок с запозданием начинает говорить, затрудняется формировать слова и фразы, плохо понимает, о чем говорят окружающие. Словарный запас, даже повседневный, скуден.

Ребенок боится шума, склонен совершать однообразные действия, не способен адаптироваться в социуме, из-за чего трудно отличить сенсомоторное нарушение от аутичного заболевания.

Развитие речи при аутизме

По данным некоторых исследований, у 64% детей может быть нарушено развитие речи при аутизме и расстройствах аутистического спектра – в виде задержки овладения языком. И почти две трети детей с аутизмом могут страдать апраксией – речевым расстройством, при котором затруднена координации использования языка, губ, рта и челюсти для артикуляции речи.

И хотя при первоначальном диагнозе дети с аутизмом часто молчат, но это не поражение речевых зон и не алалия при аутизме. Нарушения отмечаются в виде монотонности речи (из-за проблем с просодией – силой, ритмом, тональностью и артикуляцией произносимых звуков), эхолалии, перестановки слов, грамматической несогласованности предложений (самых простых по конструкции), загромождение речи лишними и явно неуместными словами. []

Речь ребенка с сенсорной алалией

Как уже отмечалось, основная проблема детей с сенсорной алалией – разрыв между звучание слов и их значениями, в результате чего они просто не понимают ни свою, ни чужую речь.

Кроме повышенной чувствительности детей к тихим звукам, среди характеристик их речи: неспособность запоминать отдельные слова, крайне ограниченная лексика, бессвязное повторение услышанных слов и фраз (эхолалия) – с пропусками и заменами, без понимания их смысла, с жестикуляцией и изменениями интонации. Это еще раз подчеркивает наличие диссонанса в вербальной и невербальной структурах мыслительной деятельности.

По словам экспертов, данный тип нарушения развития речи и языка у ребенка нередко сочетается с расстройствами личности и вторичным когнитивным дефицитом. []

Речь ребенка при сенсомоторной алалии

При глубоком недоразвитии речевой функции, которое определяется как сенсомоторная алалия, у ребенка отсутствует возможность говорить и понимать чужую речь. И речевой дефект, затрагивающий все уровни организации речи, сопровождается нарушением моторики, внимания, синдромом гиперактивности.

При сенсомоторной алалии речь у детей изначально отсутствует, такой ребенок не реагирует на голос матери или свое имя; не запоминает названия предметов, не показывает их на картинке, не выполняет самых простых словесных указаний. Произносимые звуки схожи с бессвязным лепетом и никакого смысла не имеют.

Как говорят логопеды, коррекция, то есть запуск и становление речи при алалии, связанной с поражением обеих церебральных речевых областей (Брока и Вернике) часто невозможны. []

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: