Коррекционные работы
Как проявляется алалия?
Различают три формы алалии:
- Моторная (экспрессивная) — ребенок слышит и понимает речь взрослых, но сам не говорит или говорит очень плохо.
- Сенсорная (импрессивная) — при нормальном слухе малыш не понимает речь других людей.
- Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная) — страдает как понимание, так и активная речь, при этом обычно наблюдается преобладание того или иного нарушения.
Моторная алалия — обусловлена поражением центра Брока. В раннем возрасте нередко сопровождается отсутствием лепета. Возможно полное отсутствие речи, использование отдельных слов, непонятных для окружающих («матяка яля» — «машинка у Лены») или развернутая фразовая речь с незначительными отклонениями: сокращениями, заменой или нарушением порядка слов. При этом ребенок понимает, что говорят взрослые, например, может выбрать нужный предмет или показать правильную картинку. Характерной особенностью при восприятии речи является непонимание предлогов, приставок и окончаний. Из-за этого малыш не различает фразы типа «лежит кошка» и «лежат кошки».
Наряду с нарушениями речи часто выявляется неврологическая симптоматика:
- неловкость,
- нескоординированность движений,
- слабо развитая моторика рук.
Дети не могут научиться шнуровать ботинки, плохо застегивают пуговицы, испытывают выраженные трудности при складывании мозаики и т.д. Возможна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти и восприятия, излишняя расторможенность или, напротив, малоподвижность. Если интеллект первично не нарушен (как при умственной отсталости), то тогда интеллектуальное развитие страдает вторично, из-за отсутствия нормальной коммуникации, и восстанавливается по мере развития речи.
Сенсорная алалия — обусловлена поражением центра Вернике. Встречается реже моторной и тяжелее поддается коррекции. Речь не развивается, потому что ребенок не понимает смысла сказанных слов и не связывает эти слова с конкретными предметами. Часто наблюдаются эхолалии — повторение фраз, сказанных окружающими. Самостоятельная речь бессвязна, состоит из бессмысленных звуков и обрывков слов. Наблюдаются пропуски слогов, замена звуков, навязчивые повторения слогов или звуков и объединение частей различных слов в одно слово.
У детей с сенсорной алалией часто предполагают наличие нарушений слуха, расстройств аутистического спектра, умственной отсталости. С целью проверки слуха необходима консультация сурдолога и проведение диагностических мероприятий с использованием специальной аппаратуры.
Диагностика
Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:
- МРТ головного мозга.
- Рентген головы. Электроэнцефалография.
- Нейросонография
Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.
Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.
Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:
- понимание речи и ее восприятие на слух;
- способность повторять звуки и отдельные слова;
- реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
- развитие других коммуникативных навыков;
- динамика развития речи с течением времени.
Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения
Речь при сенсорной алалии
У пациентов с сенсорной алалией доминирует нарушение речевого гнозиса. Имеется неправильный звукоанализ, услышанная речь не воспринимается, отсутствует связь между звуковым образом и соответствующим предметом. Таким образом, ребенок слышит, но не понимает, не воспринимает того, что ему говорят (присутствует так называемая слуховая агнозия).
Характерно для сенсорной алалии многословие (иначе называют логореей). Это интенсивная речевая активность, обогащенная сочетаниями звуков, но непонятная для других. Многие дети делают неконтролируемые повторы – эхолалии. Если же попросить ребенка целенаправленно повторить определенное слово, то ему это сделать не удастся.
У малышей нарушается процесс соотношения явления или вещи с обозначающим словом. В результате отмечается замена букв или их пропуск, неправильный выбор ударной гласной и пр. Со временем неправильное проговаривание приводит к отсутствию сформированной экспрессивной речи, происходит общее речевое недоразвитие.
Причины развития сенсомоторной алалии у детей
Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:
- Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
- Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
- Влияние различных внутриутробных инфекций.
- Получение грудничком родовой травмы.
- Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
- Недостаточность развития плаценты.
- Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.
Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:
- вредные привычки у матери;
- ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
- сильный токсикоз;
- гестоз;
- получение физических травм матерью в результате падения и не только.
В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.
Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.
В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности
Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички
Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.
Методы диагностики и лечения алалии
Коррекция и лечение алалии
Моторная алалия: симптомы
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Причины алалии
Речевая карта для неговорящих детей с алалией
После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.
Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.
Что обязательно включается в речевую карту?
- Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
- Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
- Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
- Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
- Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
- Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).
В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []
Возможные осложнения и последствия
Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.
Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.
Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.
Профилактика алалии
Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.
Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.
Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами
Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры
При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование. При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков
При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.
Речевой негативизм при алалии
О речевом негативизме говорят, когда ребенок просто отказывается говорить, что значительно затрудняет проведение коррекционных мероприятий.
При алалии выделяют два вида речевого негативизма:
- При активном негативизме малыши бурно реагируют на просьбы что-либо сказать: они открыто демонстрируют свое недовольство, топают, шумят, сбегают, закатывают истерику, дерутся, кусаются.
- При пассивном негативизме дети упорно молчат, прячутся, иногда «отвечают» молчанием и жестами, либо пытаются максимально делать все самостоятельно, чтобы не просить взрослых о помощи.
Любая из форм негативизма при речевых нарушениях появляется преимущественно на начальной стадии алалии, хотя случаются и исключения из правил. Многое зависит от окружения малыша: чем большее давление оказывается на ребенка, тем больше риска появления негативизмов. Проблема чаще обнаруживается у пациентов с моторной алалией.
Риск появления негативизмов на фоне речевых нарушений значительно повышается:
- при излишне требовательных подходах к детской речи, без учета ограниченных возможностей ребенка;
- при избыточной опеке и жалости со стороны близких.
Негативизмы легче устраняются на ранних стадиях их появления. С годами ситуация усугубляется, патология закрепляется, и избавиться от нее становится все сложнее.
Как заниматься дома самостоятельно
Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители.
Рекомендуется:
использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.
можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.
Лечение
Какие врачи помогут?
- логопед (занимается звукопроизношением, развитием понимания речи, учит произносить слова, составлять фразы и предложения);
- дефектолог (врач, задачей которого является помочь ребенку адаптироваться в жизни, в социуме, он занимается развитием памяти, логического и критического мышления, способности обобщать информацию и выделять главное);
- детский психолог;
- детский невролог;
- детский невропатолог.
Какие методы используются для коррекции сенсомоторной алалии?
- логоритмика (отработанные движения и речь под музыку);
- фонетичская ритмика (проговаривание и заучивание слов сопровождается движениями);
- артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- сказкотерапия;
- игровая и песочная терапия;
- арт-терапия;
- нумикон (математика в игровой форме, ускоряющая сенсорное развитие);
- глобальное чтение (изучение слов с помощью карточек с картинками);
- система ПЕКС (общение с неговорящим ребенком посредством карточек с картинками);
- АВА-терапия;
- Флортайм (развитие и обучение, основываясь на интересах и поведении ребенка);
- лечение пением;
- остеопатия;
- ЛФК.
- лазерная терапия;
- магнитотерапия;
- гидротерапия;
- рефлексотерапия (точечное воздействие на рефлексогенные зоны, например, акупунктура, магнитопунктура, электропунктура);
- электрофорез (введение лекарственных веществ через кожу, используя ток);
- дециметроволновая терапия (высокочастотная электротерапия);
- транскраниальная микрополяризация (эффективная и безопасная процедура, воздействие токами сверхмалой частоты);
- транскраниальная электростимуляция.
О лекарствах
- Глиатилин;
- Энцефабол;
- Пантокальцин;
- Пантогам;
- Цереролизин;
- Кортексин;
- Глицин;
- Пантокальцин;
- Ноотропил;
- Когитум;
- Гаммалон.
- аллергическая реакция;
- кариес;
- моторное перевозбуждение.
Коррекция и лечение алалии
Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.
Как правило, лечение является комплексным:
- физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
- логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
- прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
- консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
- рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.
При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?
Сенсорная алалия: симптомы
Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.
Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).
Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.
Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.
Симптомы
Ребенка с проблемой речевого развития видно сразу. Алалию определить можно, если ребенок не реагирует, когда к нему обращаются по имени, не произносить слов и отдельных фраз, не способен выполнить элементарные просьбы
В этом случае специалист составляет план комплексного лечения, в процессе которого крайне важно, чтобы родители прикладывали много собственных усилий. Симптомы нарушений помогут определить психологи и неврологи, а также педиатр
Психолог может выделить такие признаки заболевания как:
проблемы с памятью;
неспособность задерживать внимание;
гиперактивность (но может быть и прямо противоположное явление — малая подвижность);
высокая скорость утомления;
агрессия без причины;
нервная возбудимость.
Ребенку, который не понимает, что ему говорят, довольно сложно адаптироваться в социуме. Это вызывает ряд сопутствующих проблем (со здоровьем, адекватными реакциями, поведением).
Формы алалии
Мама будет логопедом
Каждый ребенок развивается в своем темпе и не всегда вписывается в стандартные нормы развития
Но, тем не менее, есть ряд тревожных факторов, на которые следует обратить внимание:. 1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами
1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами.
1 год и 3 месяца — не смотрит на игрушки, не показывает по называнию родителям предметы и людей (в норме 5-10).
1 год и 5 месяцев — все еще нет первых слов.
1 год и 6 месяцев — ребенок не говорит «папа, мама», не может выполнить простую инструкцию (улыбнись, подними руку и т.д).
2 года — не показывает части тела, в речи менее 20 слов.
2 года и 5 месяцев — не отвечает на вопросы, не использует двухсловные предложения (Пример: мама идет, пойдем гулять).
3 года — не понимает предлоги и многие глаголы, не может выполнить двухступенчатую инструкцию (Пример: возьми машинку, а теперь дай ее папе), в речи менее 200 слов.
Если у ребенка есть похожие нарушения, то следует как можно скорее обратиться к специалисту, т.к. возможно, у него задержка речи по типу алалии.
Моторная алалия у ребенка
Этиология возникновения
Алалия может быть диагностирована в раннем младенческом возрасте. В таком случае она возникла еще в период внутриутробного развития. Факторами риска считаются инфекции матери при вынашивании плода, кислородное голодание, тяжелый токсикоз, не до конца вылеченные хронические заболевания. Также причиной речевой дисфункции могут стать механические травмы во время родовой деятельности. В то же время, при нормальном течении беременности алалия возникает, как следствие обвития пуповиной, асфиксии плода, интоксикации в перинатальном периоде, в результате преждевременных родов, из-за внутричерепных повреждений во время операции кесарева сечения.
Однако, чаще всего это расстройство речи диагностируется в период от 1 до 3 лет. Оно может быть спровоцировано такими состояниями:
- воспалительными заболеваниями головного мозга;
- тяжелыми соматическими нарушениями;
- черепно-мозговыми травмами;
- тяжело протекающими вирусными заболеваниями;
- рахитом.
Как и в случае с рядом других нарушений речи, отмечается влияние генетического фактора. Поэтому, если у одного из родителей диагностирован подобный недуг, малыш нуждается в наблюдении специалистов. У некоторых детей с алалией имеется врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с диспраксией
Чтобы предотвратить развитие дефекта, родители должны обеспечить ему правильный уход и окружить вниманием. Нельзя пропускать плановое медицинское обследование
Способы диагностики алалии
Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.
Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.
Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.
Афферентная и эфферентная алалии
Афферентная моторная алалия связана с нарушением, локализованным в постцентральной зоне мозговой коры (нижней теменной зоной левого полушария), ответственной за кинестетическую оценку и выработку раздражителей, ощущений, которые поступают к головному мозгу в речевом процессе, а также за кинестетические схемы речи. Если происходит поражение данного отдела, то развивается кинестетическая артикуляционная апраксия. Малышу сложно найти отдельные артикуляции, в речи отмечаются замены артикуляционно-спорных звуков. Сложности появляются и при воспроизведении, повторе слова или словосочетания. Закрепление правильной артикуляции затруднено.
Появление эфферентной моторной алалии связано с поражением премоторной мозговой коры (задней трети нижней лобной извилины – так называемого центра Брока). Эта область обычно несет ответственность за последовательность и формирование сложных сочетаний моторных схем. У пациентов с эфферентной моторной алалией может отмечаться кинетическая артикуляционная апраксия: нарушается переход между коартикуляциями, малыш испытывает трудности включения в движение, ему сложно сделать ряд последовательных движений. Присутствует искажение слоговой словесной структуры, наблюдаются персеверации.
Сопоставительный анализ афферентной и эфферентной моторной алалии в таблице
Разновидность моторной алалии |
Область поражения мозговой коры |
Проявление дефекта |
Афферентная (кинестетическая) алалия |
Теменная зона возле постцентральной извилины (нижние области возде постцентрального отдела). |
Основным дефектом выступает расстройство проприоцептивной кинестетической афферентации моторного акта. |
Эфферентная (кинетическая) алалия |
Нижние зоны премоторного отдела (нарушается автоматизация различных психических функций). |
Расстройство последовательной временной организации моторных актов в результате сбоя динамического праксиса в процессе запоминания и выполнения двигательной схемы (может наблюдаться моторное застревание или выпадение). |
Симптомы алалии
Клинико–педагогическая классификация
Прогноз
Каков будет результат лечения, во многом зависит от выраженности органического поражения мозга. Если разрушенная зона небольшая, то структура нервных тканей позволит другим участкам ЦНС выполнять ее функцию. Если поражение коры обширное, результативность терапии низкая.
Еще прогноз при алалии определяется степенью искажения речи, запущенностью патологии, грамотностью, своевременностью, полнотой лечебных и восстановительных мероприятий. Если логопед приступил к работе с 3-4-летним ребенком, использует полный комплекс упражнений, то можно надеться на быстрое восстановление речевой способности.
При моторной форме алалии прогноз позитивней. При сенсорном и смешанном нарушении восстановление идет гораздо медленнее.
Если лечение начато с запозданием, когда ребенку исполнилось 5-6 лет, мозговая активность восстанавливается медленно, высока вероятность сохранения некоторых симптомов. При игнорировании медицинской помощи и попытках самостоятельного лечения ребенка есть риск развития осложнений.
Игнорирование необходимости терапии приводит к развитию дислексии и дисграфии, поскольку формирование навыков письма и чтения тоже контролируется речевым центром мозга. В результате обучение ребенка в общеобразовательной школе становится фактически невозможным.
Прогноз и профилактика
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии
Причины сенсомоторной алалии
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.