Педагогическая технология

Технология и содержание образования

В настоящее время в педагогике утвердилась идея единства содержательных и процессуальных компонентов системы образования: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

В процессе совершенствования и вариации педагогических технологий их компоненты проявляют разную степень консерватизма: чаще всего меняются процессуальные аспекты обучения, а содержание меняется лишь по структуре, дозировке, логике.

В то же время содержание образования как сущностная часть педагогической технологии во многом определяет ее процессуальную часть, хотя радикальные изменения в методах влекут за собой глубокую трансформацию целей, содержания и форм.

Таким образом, процессуальная и содержательная части образовательной технологии адекватно отражают друг друга.

Между ними есть еще один опосредующий компонент — важнейшее дидактическое средство — школьный учебник, который играет решающую роль в определении содержания образования и процессуальной части технологии, в реализации их единства.

В последние годы в нашей стране создано большое количество разнообразных учебников, что в сочетании с многообразием выбора педагогических технологий теоретически позволяет еще более повысить качество образования.

Содержание

Технология — это совокупность последовательных методов и приемов, применяемых в определенных отраслях человеческой жизнедеятельности. Согласно этому определению, основу понятия «образовательная технология» составляет деятельность педагога, построенная на базе конкретного целостного алгоритма. Структурированность образовательного процесса позволяет достигать нужного результата и предсказывать его характер.
Образовательные технологии направлены на то, чтобы:

  • стимулировать активность учащихся;
  • развить в них навыки самостоятельной работы;
  • раскрыть творческие способности учащихся;
  • мотивировать их к учебе за счет индивидуализации и интерактивности обучения.

Первостепенная цель педагогов состоит в использовании новых инструментов и современных методов, предполагающих последовательный процесс развития личности учащихся. В отличие от традиционной системы образования, основанной исключительно на обязательном усвоении понятийной базы и знаний о мире, образовательные технологии учитывают индивидуальные потребности и способности учеников. Этот подход позволяет повышать эффективность учебного процесса за счет участия самих учащихся, поддержки педагогом проявленной инициативы и обсуждения актуальных вопросов.

Образовательные технологии в школе — Понятие «технология», «образовательная технология» и «педагогическая технология

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и средняя, и высшая школа смогут эффективно решить задачу передачи накопленного опыта молодому поколению: научить методам работы с информацией, методам создания новых знаний и, прежде всего, методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.

Поэтому, чтобы любой учитель и ученик овладели процессами «преподавания» и «обучения», «желательно владеть тремя языками»: Родной язык, язык науки, язык техники», и рассматривать их как основу профессиональной деятельности.

Технология происходит от греческих слов teshple (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «Технология — это совокупность знаний о методах и средствах производственных процессов (металлы, химия…).

Технология преобразует интеллектуальную информацию в практические решения. Технология — это и способ выполнения работы, и способ участия людей в этой работе. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. Он начинается с искусства и заканчивается технологией, так что весь процесс может начаться заново.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая парадигма образования. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, которая способствует самореализации и самоосуществлению личности. Термин «образовательные технологии» является более полным, чем «технологии обучения», поскольку подразумевает также воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств учащихся.

В самом общем виде технология — это обоснованная система того, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретном виде продукта или его компоненте». Для примера назовем несколько вариантов определения технологии из научно-методической литературы:

Современный подход к обучению заключается в том, чтобы строить его на технологической основе. Ниже приведены общие принципы и правила технологии обучения:

Прямое обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить другие, не менее важные особенности и положения технологии обучения. Для более детального изучения предмета рекомендуем учебник «Технология обучения» В.М. Коротова (Самара, 1998).

Пока нет технологий, на первый план выходит индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого является технология.

Слайд 9Компоненты воспитательной технологииСубъект-объектный компонент признается основным в модели воспитательной технологии. Под

ним понимается лицо или группа лиц, осуществляющих воспитание, а также лицо или группа лиц, в интересах которых организуется воспитательное взаимодействие.Направленность воспитательной технологии в ее модели представляется целевым компонентом, содержание которого формируется на этапе целеполагания. Содержательный компонент также выступает одной из составных частей модели воспитательной технологии и отражает то, какие личностные качества должны быть сформированы у воспитуемых. Он обязательно соответствует целевому компоненту.Весьма важным в модели воспитательной технологии является деятельностный компонент. В зависимости от различных педагогических ситуаций он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.Заключительным компонентом модели воспитательной технологии выступает результативный компонент. Он характеризует ту или иную воспитательную технологию по степени достижения поставленных целей воспитания.

Структура педагогической технологии

Из этих определений следует, что технология в максимальной степени связана с процессом обучения — деятельностью учителя и ученика, его структурой, средствами, методами и формами.

Следовательно, структура педагогической технологии включает в себя:

а) концептуальную основу;

б) содержательную часть обучения:

цели обучения — общие и конкретные;

содержание учебного материала; в) процессуальную часть — технологический процесс:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы учителя;
  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения учебного материала;
  • диагностика учебного процесса.

Терминологические нюансы

В литературе и школьной практике термин педагогическая технология часто используется как синоним понятия педагогическая система. Как отмечалось выше, понятие системы шире понятия технологии и включает в себя, в отличие от последней, как субъекты, так и объекты деятельности.

Понятие педагогической технологии на конкретном и локальном уровнях практически полностью совпадает с понятием методики обучения, разница между ними заключается лишь в акцентах. В технологиях в большей степени представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, а в методах — целевые, содержательные, качественные и вариативные стороны.

Технологии отличаются от методов своей воспроизводимостью, стабильностью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…). Смешение технологий и методов приводит к тому, что иногда методы являются частью технологии, а иногда, наоборот, та или иная технология является частью методов обучения.

Происходит также использование терминов, ярлыков, не совсем корректных с научной точки зрения, утвержденных для некоторых технологий (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и т.д.).

К сожалению, не всегда удается избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание.

Современные образовательные технологии

Инновационные требования к педагогике формируют современный процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:

  1. Дистанционное обучение —  беспрерывное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн-режиме. 
  2. Развивающее обучение — использование потенциальных талантов учащихся для развития в них качеств, необходимых для самостоятельного обучения.
  3. Проблемное обучение — это технология, при которой преподаватель дает лишь часть материала, чтобы путем решения проблем и обсуждений вместе с учащимися освоить весь материал на практике.
  4. Разноуровневое обучение — поддержка и вовлечение в рабочий процесс педагогом и слабых, и сильных учеников.
  5. Групповое обучение — развитие навыков работы в команде.
  6. Здоровьесберегающие технологии — чередование умственной и физической деятельности.
  7. Технология обучения в сотрудничестве — преподаватель строит подачу материала, опираясь на особенности учащихся.
  8. Игровое обучение —  материал подается в виде игры.

Классификация

В современной литературе представлено множество классификаций образовательных технологий, отвечающих различным условиям систематизации. Приведем наиболее известную и общую классификацию, принадлежащую знаменитому автору по педагогике Г. К. Селевко, который выделял 6 категорий классификации:

  1. Уровень применения:
  • общепедагогические;
  • предметные;
  • модульные.

    2. Философская основа:

  • материализм и идеализм;
  • наука и религия;
  • гуманизм;
  • прагматизм и т. д.

    3. Ведущий фактор психического развития:

  • биогенные технологии;
  • социогенные;
  • психогенные;
  • идеалистские.

    4. Научная концепция усвоения опыта:

  • гештальттехнологии;
  • развивающие;
  • бихевиористские и т. д.

    5. Характер содержания и структуры:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • индивидуальные;
  • групповые и т. д.

    6. Организационные формы:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические и т. д.

Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:

  1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
  2. Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).
  3. Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
  4. Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
  5. Здоровьесберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
  6. Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
  7. Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.
  8. Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
  9. Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
  10. Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
  11. Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
  12. Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.

Подходы к определению понятия «педагогические технологии»

Подходы к определению понятия «педагогические технологии»

В настоящее время в традиционной педагогике понятие «технология обучения» не является общепринятым. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

Технология – «это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В. М. Шепель).

Технология обучения – «это составная процессуальная часть дидактической системы» (М. Чошанов).

Педагогическая технология – «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология – «это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология – «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М. В. Кларин).

Педагогическая технология – «содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов» (Г. К. Селевко)

Педагогическая технология есть «комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний» (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США)

Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом:

Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать).

Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление разноуровневого обучения.

Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт».

Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, «погружение» и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.

Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.

Слайд 15Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы)Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Идеал воспитания

– самовоспитание. Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Школа как воспитательная система В.А. Караковского. Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера… Воспитательная система Международного детского центра «Артек».

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

  1. Общедидактический уровень – включает общепедагогические технологии, отражающие работу целостного процесса образования в стране, регионе, определенном учебном заведении, на конкретном этапе обучения. В данном случае педагогическая технология отражает сущность педагогической системы.
  2. Предметный уровень – включает педагогические технологии частного характера, отражающие частную, предметную методику реализации конкретного содержания учебно-воспитательной работы в области одной дисциплины, одного коллектива, одного педагога.
  3. Модульный уровень – применение педагогической технологии для отдельных компонентов реализации учебно-воспитательной деятельности.

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

Какие существуют педагогические технологии

Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.

Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.

Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:

  • Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
  • Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
  • Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.


Фото: MT-R / Shutterstock

Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:

  • Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
  • Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
  • Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.

Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.

Слайд 16Частнометодические воспитательные технологииВыявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной

деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова). Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана. Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы). Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я — человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996) Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко). (Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999) Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: