Последствия стресса. Чем он опасен?
В первую очередь, хронический стресс – это прямая дорога к тревожности и депрессии. На начальных этапах проблему можно решить с помощью банального отдыха, физической активности и еще массы способов. Но впоследствии она может зайти настолько далеко, что на вопрос о том, как успокоиться и перестать нервничать, найти ответ становится очень сложно. Могут потребоваться медикаментозные препараты и длительная работа с психотерапевтом.
Вообще, в процессе хронического стресса происходит перестройка работы нервной системы на психическом и биохимическом уровне. И возникают эффекты, прямо противоположные тем, к которым приводит «полезный» стресс:
- Ухудшается память, мышление, концентрация внимания, способность к обучению.
- Перестраивается мировосприятие: мозг человека привыкает к тому, что не произойдет ничего хорошего, кругом угрозы. Человек как бы приучается видеть мир через мрачную призму.
- Доказано, что состояние хронического стресса способствует возникновению психических расстройств (например, той же депрессии), поддерживает их течение и усугубляет симптомы.
- В конечном счете все это снижает общее благополучие, качество жизни, ведет к все большей изоляции от социума. Человека в состоянии запущенного хронического стресса можно сравнить с попавшим в болото или зыбучие пески. Он находится в отчаянном положении, но чем больше сил прилагает, чтобы выбраться из этой ситуации, тем больше ресурсов затрачивает, и его затягивает все глубже.
Но дело не ограничивается только проблемами психологического и психического характера. Хронический стресс влияет и на физическое здоровье. Он ускоряет старение, ухудшает состояние иммунитета, сердечно-сосудистой системы. Стресс влияет на работу пищеварительной системы – как косвенно через изменение пищевых привычек и аппетита, так и напрямую, на процессы всасывания и усвоения питательных веществ. В случае с затяжным сильным стрессом можно во всех красках увидеть действие того, что называют психосоматикой.
Причины возникновения детского стресса
Причин для стресса у детей множество. Рассмотрим те, которые встречаются чаще.
- Адаптация к детскому саду: ребенок вдруг оказывается в непривычной обстановке, среди незнакомых людей, рядом нет значимых взрослых. Стресс после садика – частое явление. Его можно заметить и перед новым днем в коллективе: малышу трудно прощаться с родителями и заходить в группу, он становится капризным, нервным и более тревожным, чем прежде.
- Изменения в семье: отъезд одного из родителей, развод1, смерть близкого родственника или рождение нового члена семьи серьезно нарушают привычный уклад жизни ребенка.
- Большая нагрузка по учебе: школа – это постоянный источник стресса у детей школьного возраста. Большой объем домашних заданий и высокие требования провоцируют у ребенка состояние нервного напряжения.
- Насыщенное расписание: детям необходимо свободное время, но постоянная загруженность дополнительными кружками и спортивными секциями изматывает и не оставляет возможности отдохнуть.
- Проблемы в отношениях со сверстниками: буллинг, или по-другому травля – частая проблема, с которой может столкнуться каждый ребенок. Справиться с такой ситуацией самостоятельно очень сложно, а дети не всегда делятся переживаниями со взрослыми. Поэтому родителям стоит знать, как понять, что у ребенка стресс, чтобы вовремя заметить проблему и помочь справиться с ней.
- Половое созревание: тело подростков меняется, и даже информированные о процессах взросления дети испытывают связанные с этим дискомфорт и переживания. В это же время в их организме происходят серьезные колебания гормонального фона, в разы усиливающие беспокойство и тревогу.
- Частая критика со стороны учителей или родителей: завышенные ожидания и постоянное сравнение с другими наносят урон самооценке ребенка и провоцируют у него психоэмоциональный стресс.
- Отсутствие поддержки и доверительных отношений: взрослые не всегда всерьез воспринимают проблемы детей и нередко предпочитают не вникать в дела маленького человека. Ребенок, не ощущающий поддержки, растет в напряжении.
- Социальные сети и компьютерные игры: интернет-пространство далеко не безопасно – в нем можно столкнуться с пугающим контентом, токсичными пользователями, кибербуллингом и мошенниками. Проблема в том, что игровая и веб-реальность воспринимается многими детьми как личная территория, свободная от родителей, и решать возникшие в ней проблемы они предпочитают самостоятельно, опасаясь, что взрослые их накажут и лишат этой «отдушины».
Ожидания порождают стресс
Как устроена память взрослого человека? В его жизни происходит множество событий, которые он невольно запоминает и связывает между собой. Например, у него был негативный опыт похода к стоматологу. После этого он каждый раз будет испытывать неприятные чувства перед приемом у зубного врача. Даже, если все последующие визиты к врачу были вполне удачные, а лечение зубов безболезненным. У ребенка все по-другому. Он не сопоставляет события между собой до 4-х лет. Дети не ждут от родителей или от жизни чего-то хорошего или плохого. И если мама и папа вносят в жизнь ребенка такие ожидания, они вызывают стресс.
Управление стрессом у детей: Практические советы
1. Создайте поддерживающую среду
Важно создать поддерживающую среду, в которой ребенок чувствует себя безопасно и защищено. Поддержка семьи и близких людей играет важную роль в управлении стрессом у детей
Установите открытую и доверительную коммуникацию с ребенком, чтобы он мог свободно выражать свои чувства и беспокойства.
2. Обучите ребенка эмоциональной регуляции
Ребенку нужно научиться распознавать и управлять своими эмоциями. Помогите ребенку понять, что стресс вызывает различные эмоции, и научите его здоровым способам выражения и управления этими эмоциями. Это может быть через рисование, письмо в дневник или разговор с близким человеком.
3. Поддерживайте здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни может помочь уменьшить стресс у детей. Убедитесь, что ребенок получает достаточно сна, занимается физическими упражнениями и правильно питается. Регулярные физические упражнения помогут снять напряжение и повысить настроение.
4. Учите детей планировать и организовывать время
Чувство беспорядка и неорганизованности может усугубить стресс у детей. Помогите ребенку разработать систему планирования и организации времени. Это может быть в виде ежедневного расписания или списка дел. Организация времени поможет ребенку чувствовать контроль над своей жизнью и справляться с требованиями и ожиданиями.
5. Учите детей расслабляться
Расслабляющие техники, такие как глубокое дыхание, медитация и йога, могут быть полезны для управления стрессом у детей. Учите ребенка простым техникам расслабления, которые он может использовать во время стрессовых ситуаций. Это поможет ему снизить уровень тревоги и напряжения.
6. Учите детей просить помощи
Ребенок должен знать, что он имеет право просить помощи у взрослых. Помогите ему понять, что просить помощи — это не признак слабости, а смелости. Расскажите ему, что взрослые всегда готовы помочь и поддержать его.
Управление стрессом у детей: FAQ1
Что делать, если ребенок испытывает сильный стресс?Если ребенок испытывает сильный стресс, важно обратиться за помощью к профессионалам. Консультация психолога или педагога может быть полезной в таких ситуациях
Они смогут предложить эффективные стратегии и индивидуальный подход к управлению стрессом ребенка.2. Как долго может продолжаться стресс у ребенка?Продолжительность стресса у ребенка зависит от множества факторов. У каждого ребенка индивидуальный опыт и способности справляться с трудностями. Если стресс продолжается в течение длительного времени и существенно влияет на жизнь ребенка, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.3. Какие другие стратегии можно использовать для управления стрессом у детей?Помимо описанных выше стратегий, существуют и другие методы управления стрессом у детей. Некоторые из них включают игры и хобби, вовлечение в творческие деятельности, общение с друзьями и проведение времени на свежем воздухе. Важно найти то, что работает наилучшим образом для конкретного ребенка.4. Какой возраст наиболее подвержен стрессу у детей?Стресс может возникать у детей любого возраста, но способность справляться с ним может изменяться в зависимости от возраста. Например, у младших детей может быть сложнее понять свои эмоции и использовать эффективные стратегии управления стрессом. Важно адаптировать подход к возрастным особенностям ребенка.5. Могут ли родители помочь детям справиться со стрессом?Да, родители играют важную роль в помощи детям справиться со стрессом. Они могут предоставить поддержку, понимание и наставления. Регулярные беседы, вопросы о состоянии ребенка и выражение любви и поддержки — все это способы, с помощью которых родители могут помочь детям эффективно управлять стрессом.ЗаключениеУправление стрессом у детей — это важный аспект их физического и эмоционального благополучия. Помощь детям в развитии стратегий управления стрессом позволит им лучше справляться с трудностями, развивать эмоциональную устойчивость и обретать чувство контроля над своей жизнью. Учтите эти советы и стратегии, чтобы помочь вашему ребенку эффективно управлять стрессом и жить более счастливую и здоровую жизнь.
Хотите развивать эмоциональный интеллект своих детей ? в нашу онлайн-школу эмоционального интеллекта и soft skills и получите первый урок бесплатно.
Распределение ролей
Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.
Родители
В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.
Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым.
Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.
Учитель
Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.
Школьный психолог
Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.
На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей. С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам. Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.
Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата
В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:
- Родительские гостиные;
- Творческие мастерские;
- Диалог поколений и другие.
Школьный стресс: признаки стрессового состояния
Стресс – это реакция организма на обстоятельства, когда в противоречие вступают внутренние чувства человека и объективная реальность. Стрессовые ситуации появляются в раннем детском возрасте. Дети подвержены психологическому давлению. И не всегда могут справиться с обстоятельствами в силу своего возраста. Задача родителей – научить ребенка эффективным способам преодоления стресса – навыкам, которые пригодятся ему в течение всей жизни.
Родители часто не относятся всерьёз к тому, что для ребенка кажется важным. «Какие могут быть проблемы у ребенка?» – думают они. А тем временем то, что для взрослых кажется пустяком, для ребенка имеет первостепенное значение.
Как определить, что школьник пребывает в стрессовом состоянии?
Ведь не всегда родители могут увидеть эти признаки. Школьный стресс проявляется по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его темперамента, особенностей характера. Если по поведению холерика можно увидеть, что он стал раздражительнее, активнее в проявлении своих негативных чувств, то меланхолик, пребывая в стрессовом состоянии, будет замкнутым и закрытым от окружающих. И тем более стресс у младшего школьника отличается от этого же явления у ребенка-старшеклассника.
Признаки пребывания в стрессовом состоянии у детей разные. Но существует ряд симптомов, которые указывают на детский стресс.
Это могут быть физиологические симптомы, не связанные с заболеваниями ребенка:
- першение в горле;
- чувство тошноты;
- нарушения стула;
- влажность рук;
- усиленное потоотделение.
Может присутствовать и психологическая симптоматика, которая проявляется в таких состояниях, как:
- бессонница;
- плохое настроение и капризность;
- демонстративное отрицание любых предложений взрослых;
- головная боль;
- агрессивность;
- раздражительность;
- изменчивость в пищевых пристрастиях и поведенческих реакциях.
Школьный стресс у учеников начальной школы можно распознать по изменчивости настроения, чрезмерной мечтательности. Они как будто «летают в облаках», не замечают очевидных вещей, отвлекаются на мелочи и не могут сосредоточиться на главном.
В среднем звене и старшей школе стресс бывает более сильным и связан, прежде всего, с социальным окружением и школьной нагрузкой. Ребенок не идёт на контакт, ко всему безразличен, его сложно чем-то заинтересовать.
Решение проблемы — технология изменения поведения 7Spsy
Итак, вы заметили у вашего ребёнка повышенную тревожность и наверняка задумались, как избавиться от неё навсегда. В этом случае необходимо поработать над его стрессоустойчивостью. При этом недостаточно просто убрать симптомы — необходимо глубинное изменение устоявшейся модели поведения. Курс изменения поведения 7Spsy поможет избавить ребёнка от тревоги. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к повышенной тревожности, и изменить их на позитивные.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Записаться на консультацию
Работа по курсу проходит дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать профессиональный психолог. Он поддержит при возникновении трудностей на пути к развитию стрессоустойчивости. Благодаря работе по методу 7Spsy ваш ребёнок перестанет переживать по мелочам и научится справляться со стрессом самостоятельно.
- Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., «Уровень тревожности ребёнка» http://www.eti-deti.ru/det-test/75.html
- Игорь Савченко, «Тревожный ребенок. В какой помощи он нуждается» (https://eduface.ru/consultation/psiholog/trevozhnyj_rebenok_v_kakoj_pomowi_on_nuzhdaetsya)
- Марина Осипенко, «Тревожный ребёнок — что делать?» (https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/trevozhnyy_rebenok_chto_delat/)
Помните, что все индивидуально
Бывают сверхчувствительные люди, которые могут переживать событие, что большинству покажется незначительным, как большое испытание. Для одного человека собеседование при приеме на работу – обычное дело, которое вызывает лишь легкое приятное волнение. Для другого то же мероприятие может стать источником сильного беспокойства, неуверенности в себе и причиной того, что измученный человек за десять минут до начала примет решение вообще никуда не ходить!
Поэтому нельзя сказать, что есть универсальные положительные стрессовые факторы.
Если же любой новый вызов только усиливает раздражение и усталость, чувство безнадежности и желание убежать на край света – это плохой стресс, и, вероятно, вы подвергаетесь ему долгое время. Тогда разумно обратиться к специалисту, чтобы получить квалифицированную помощь и понять, как выбираться из ситуации, которая лишь кажется тупиковой.
Будьте здоровы!
Что вызывает стресс у детей?
Переутомление, спешка и перегрузка обязанностей могут вызвать стресс., как у детей, так и у взрослых
Однако есть много других элементов, которые также способствуют повышению уровня стресса, такие как шум, насыщение окружающей среды (стимулы всех видов, конкурирующие за наше внимание) или свет от экранов (компьютеров, мобильных устройств, телевизоров .)
Для детей, которые, как правило, более восприимчивы к шуму и другим физическим раздражителям, повседневные стрессоры часто усиливаются., что делает необходимость тихого простоя еще более важной. Если мы добавим к этой школе и внеклассным занятиям необходимость добиться успеха, семейные изменения или конфликты и другие факторы, которые могут вызвать стресс, мы получим идеальный рецепт для того, чтобы иметь ребенка, находящегося в стрессе
Более того, снижение физической активности, с которой сталкиваются дети, тоже не помогает. Более того, ребенок, который не занимается спортом, теряет один из основных инструментов управления стрессом. В этом смысле следует отметить, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует: дети занимаются один час в день. Сокращение этого времени вредит не только вашему физическому, но и психическому здоровью.
Почему мы подвержены стрессу?
Что же происходит с современным обществом? В первую очередь изменился ритм жизни: реальность несется вперед, как локомотив, и за ней нужно поспевать, чтобы не остаться на обочине. С такими скоростями не справляется ни физиологическая, ни психологическая часть человека. И дело вовсе не в том, что мы, люди, какие-то не такие. Мы от природы не приспособлены к такому ритму жизни, как и не приспособлены изначально жить в многоэтажках, ютиться всей семьей в небольшой однокомнатной квартире, обитать в «каменных джунглях», совсем не контактируя с природой, проводить большую часть дня, глядя в экраны компьютеров и гаджетов. Корни этой неприспособленности лежат гораздо глубже, чем принято считать.
Во-первых, в человеке изначально заложен инстинкт внутривидовой агрессии. В современных условиях реализовать его невозможно, деться ему некуда. Во-вторых, когда человек жил в другом ритме, в других условиях, его психика была настроена на другой формат жизни. У человека был простор для того, чтобы жить и применять заложенные в его психике механизмы. Сейчас все меняется и психика, конечно же, старается адаптироваться, но с каждым годом она получает все новые и новые вызовы и просто не успевает подстроиться. Если раньше ей приходилось адаптироваться к изменениям, шаг которых мог составлять десятки или даже сотни лет, то сейчас зачастую психике необходимо приспосабливаться к переменам, которые могут сменять друг друга менее чем за год.
Человеческой психике крайне сложно адаптироваться к скорости перемен
Изменилась и сама структура стресса, он почти перестал находить выражение в физическом плане. Когда на нашего далекого предка нападал пещерный медведь, тот убегал или бросался в схватку со зверем. Гормоны, выделявшиеся в его организме, находили выход. Но источники стресса для современного человека не связаны с прямой физической опасностью, не предполагают немедленного бегства или борьбы. Чаще всего это финансовая нестабильность, высокая загруженность, конфликты в семье и рабочем коллективе, отсутствие полноценного сна и отдыха, долгая работа за компьютером. Если начать громко кричать или вступить в драку с обидчиком в современном мире – это грозит серьезными последствиями, цивилизованные люди так не поступают. В итоге для стрессов «нового типа» не находится адекватной разрядки, они постепенно накапливаются в организме и подтачивают его. Как же бороться со стрессом и тревогой в современных условиях?
третья стадия стресса — стадия истощения,
— она может привести к различным болезням и даже смерти.
Представьте, что маньяк с топором нападает на вас каждый день. Вы не знаете, в какое время и откуда он появится, хватит ли у вас сил, чтобы спастись бегством в этот раз. Сколько дней или недель вы продержитесь, постоянно ожидая нападения? Скорее всего, недолго.
Стресс, который кратковременно воздействует на организм и помогает ему приспособиться, называют эустрессом, приставка «эу» означает «хороший, правильный». Стресс, который разрушает организм, называют дистрессом, «дис» — «нарушение, расстройство».
При дистрессе тело постоянно находится в напряжении, повышен уровень гормонов коры надпочечников, организм всегда готов к бою, мозг ощущает тревогу.
Проявления негативного стресса
Специалисты выделяют разное количество фаз стресса – от трёх до пяти. Например, колумнист издания Inc. приводит следующий сценарий:
- Мобилизация организма. В этот момент щитовидная железа и надпочечники начинают работать более интенсивно. Если проигнорировать эти незначительные изменения в работе организма, то вслед за ними повышаются сердцебиение, артериальное давление, снижается кратковременная память, появляется чувство страха и тревоги.
- «Ремонтно-восстановительные работы». Организм пытается сохранить тот же уровень работоспособности, попутно борясь со стрессом, именно поэтому в процессе выделяются гормоны, помогающие сохранить самообладание – адреналин и кортизол.
- Восстановление. Ваше тело делает всё возможное, чтобы вернуться в состояние покоя. Чтобы окончательно восстановиться, нужно отдохнуть, выспаться, уменьшить нагрузку.
- Адаптация. Если проигнорировать необходимые для восстановления меры, то организм перестаёт бороться со стрессом и начинает приспосабливаться к нему.
- Выгорание. После того как ваш организм поработает некоторое время на износ, ему всё равно понадобятся отдых и восстановление. В данном случае вы почувствуете полную неспособность действовать и принимать какие-либо решения.
Чтобы диагностировать стресс на раннем этапе, нужно всегда помнить о том, как вы чувствуете себя в благоприятной рабочей обстановке. Сравнивая своё текущее состояние с нормальным, вы сможете сформировать свою индивидуальную «шкалу стресса» и уловить дискомфортное состояние.
Проявления стресса можно на несколько групп. Они могут по-разному сочетаться у разных людей.
Эмоциональные симптомы:
- фрустрация;
- избегание других людей;
- недовольство собой;
- чувство перегруженности.
Физические:
- постоянная сонливость;
- головные боли;
- сниженный иммунитет;
- звон в ушах;
- мускульная боль при отсутствии тренировок.
Когнитивные симптомы:
- постоянное беспокойство;
- забывчивость и неорганизованность;
- неспособность сфокусироваться;
- не свойственный обычному состоянию пессимизм.
Поведенческие индикаторы:
- изменение аппетита;
- прокрастинация и избегание ответственности;
- злоупотребление алкоголем, наркотиками или сигаретами.
В следующей статье мы расскажем вам о том, как побороть любые проявления стресса и заботиться о своём ментальном здоровье правильно. А пока – пообещайте нам поменьше нервничать
Подготовлено по материалам курса «Стресс — как сделать его своим союзником» системного бизнес-терапевта Михаила Минина. Полную видеоверсию курса вы можете посмотреть в приложении Unigram на iOS и Android.
Пониманию стрессовых ситуаций и других эмоций сотрудников посвящен отдельный курс «Эмоциональный интеллект и эмпатия» на факультете управления персоналом GeekUniversity.
Чем стресс может быть полезным
Как формировать высокую стрессоустойчивость в детей и подростков (советы родителям)
Доверительное общение
Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.
Говорите о чувствах
Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».
Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка
Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.
Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».
Делайте вместе «бесполезные» дела
Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет.
Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее.
Конечно, если мы говорим о детях и подростках, просто необходимо упомянуть о том, как развивать стрессоустойчивость в школьных стенах.