Конспект открытого занятия по теме: «звуки м, мь, н, нь»

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных М Н на письме и на слух в слогах словах словосочетаниях предложениях

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

— Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

— Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

— К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

— Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

— Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

— Эти две куклы нам в этом помогут.

— Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

— слоги: ма, на, ам, ан.

— слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

— Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

— Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

— Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

— А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Пальчиковая гимнастика:

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой. )

— Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

— Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

Анализ предложений.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

— Какая картинка получилась?

— Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

— Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Предложения:

из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь — людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска — это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

из 7 — 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков «С» — «Ш» в предложениях при помощи мнемотехники — это наиболее простой способ научить детей различать данные звуки и не смешивать их в речи. Это объясняется тем, что ребенок не только слышит слова, но и видит их. А это во многом упрощает процесс запоминания и воспроизведения.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация свистящих звуков
  2. Автоматизация шипящих звуков
  3. Дидактические игры
  4. Дифференциация звуков
  5. Презентации

Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подбери картинку к цифре»

(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением части тела человека (нос, рот, голова, нога, рука, глаз, туловище)

– На столах цифры – 1 и 2, посмотрите на свою картинку, подумайте и положите её к той цифре, к которой вы считаете нужным.

– Сядьте за этот стол.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

– Сегодня у нас соревнование и вы разделились на 2 команды. За каждый правильный ответ команда будет получать смайлика, в конце занятия мы подведём итог.

2. Упражнение «Угадай»

– Капитанами команд будут герои мультфильмов. Эти герои решили с вами пошутить. Они прислали свою фотографию и покажутся только тогда, когда вы отгадаете, кто они.

(Каждой команде выдаётся по изографу).

– Обсудите командой и дайте правильный ответ.

(Герой одной команды Маша из мультфильма «Маша и медведь», другой – Нюша из Смешариков).

3. Характеристика звуков.

– Маше и Нюше нравятся разные картинки. Найдите, какие картинки нравятся Маше (Нюше)

(На наборное полотно ставятся картинки)

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня поговорим?

– Дайте характеристику звука ().

– Докажите, что звук согласный (звонкий).

4. Игровое упражнение «Дразнилки»

– Маша и Нюша очень любят дразниться. Давайте с ними поиграем.

(Педагог проговаривает слоги, дети повторяют за ним.)

5. Игровое упражнение «Поймай звук»

а) изолированно – «Колокольчики»

(Педагог произносит звуки, дети должны прозвенеть колокольчиком, команда Маши на звук , команда Нюши на звук .

б) в слогах – «Хлопни»

(Вместо колокольчиков хлопают в ладоши.)

в) в словах – «Подними руки»

(Поднимают руки на звуки или .)

6. Динамическая пауза

7. Упражнение «Картинки для Маши и Нюши»

– Маша и Нюша играли и перепутали картинки, помогите Маше выбрать картинки со звуками и , Нюше со звуками и .

(Вносятся картинки: марка, мост, мышка, лимон, бегемот, дом, ком, медведь, миска, мел, пирамидка, скамейка, носорог, носки, нос, банка, карандаш, батон, кулон, Незнайка, нитки, синица, коньки, конь.)

8. Игра «Да-нетка»

Перед детьми картинки: маска, магнит, муха, магнитофон, панама, конфета, ножик.

– Я задумала слово, постарайтесь задать такой вопрос, чтобы убрать как можно больше картинок.

(Например:

– В этом слове есть звук ?

– В этом слове нет звука . Убрать все картинки, в названии которых есть звук. Аналогично, до тех пор, пока не останется одна картинка, которую задумал педагог).

9. Упражнение «Составь предложение» со словами

(Выставить на доску картинки «самолёт», «слон»)

– Команда Маши составляет предложение со словом самолёт, а команда Нюши со словом слон.

10. Игровое упражнение «Живое предложение»

– Распределите между собой слова из вашего предложения, составьте «живое» предложение, «прочитайте» его. Сделайте шаг вперёд те, в чьём слове есть звуки ().

11. Упражнение «Измени слово»

(Вносится схема)

– Что обозначает зелёная полоска?

– Я буду называть разные слова. Вам надо звук заменить на звук и произнести новое слово.

(Расположение буквы М меняется в зависимости от того, где находится звук – в начале, в середине или в конце слова.)

Открытый урок на тему:

Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

Обогащение словаря (слова признаки)

развитие фонематического восприятия и слуха

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика

«Слон» — «Забор»

«Лягушка» — «Зайчик»

«часики»

«Качели»

«Иголка» — «Блинчик»

«Вкусное варенье

«Лодочка – чашечка»

«Маляр»

«Грибочек»

«Лошадка»

Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

Развитие слухового внимания и восприятия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: