Формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений брюховских людмила александровна

В статье раскрыты вопросы нормативного и нарушенного развития лексической и грамматической стороны речи у детей с дизартрией

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность 
исследования. Человек должен владеть
интонационным богатством языка, важным
не только для формирования культуры речи,
но и для культуры общения

Поэтому очень
важно начинать работу по формированию
интонационной выразительности речи еще
в дошкольном возрасте, так как эта работа
стимулирует развитие связной речи, позволяет
избежать таких недостатков высказывания
как нечеткость дикции, монотонность,
нерасчлененность речи, замедленный или
убыстренный темп, влияющих на понимание
содержания и эмоционального смысла высказывания

     Особенности
интонационной выразительности 
речи у детей в онтогенезе рассматривались 
психологами, лингвистами, педагогами
(C.JI. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова,
О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.).

     Преодоление
расстройства интонационной выразительности 
является необходимым элементом 
полноценного развития речи, подготовки
детей к успешному школьному 
обучению, профилактики школьной дезадаптации
различных категорий детей.

     У
большинства детей с нарушениями речи,
по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой,
E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской,       
Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического
строя речи, в той или иной степени отмечается
неспособность оформлять свою речь просодическими
элементами языка. Речь детей часто мало
выразительна, монотонна, интонирование
речевых высказываний затруднено. Для
них характерно нарушение процессов восприятия
и воспроизведения интонационных структур
предложения. Все это затрудняет не только
речевую активность детей, но и достаточно
негативно сказывается на общении с окружающими,
задерживает формирование познавательных
процессов и в связи с этим препятствует
полноценному формированию личности.

     В
то же время подробное изучение особенностей
овладения различными типами интонации
и их восприятием, знание затруднений,
которые при этом дошкольники с тяжелыми
нарушениями речи испытывают, учет выявленных
особенностей просодики у данной категории
детей позволит определить целенаправленно
и дифференцированно строить работу по
воспитанию правильной интонации как
важнейшего компонента нормированной
речи.

     Все
вышесказанное обусловливает необходимость 
детального теоретического и практического 
изучения нарушений просодической 
стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией и определение наиболее
оптимальных путей повышения эффективности
методов и средств коррекционного воздействия
в процессе логопедической работы по преодолению
выявленных нарушений.

     Объект 
исследования:
интонационная сторона
речи у детей старшего дошкольного возраста
со стертой формой дизартрии.

     Предмет
исследования
: технология развития
и совершенствования интонационных компонентов
речи у старших дошкольников с дизартрией.

     Цель 
исследования
: теоретически обосновать
и разработать основные направления логопедической
работы по развитию интонационной стороны
речи у дошкольников с дизартрией.

     В
соответствии с целью, объектом и 
предметом были поставлены следующие
задачи исследования
:

     1.Определить
основные подходы к изучению и коррекции
нарушений интонационного оформления
высказывания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.

     2.
Выявить характерные особенности нарушения
интонационной стороны речи детей старшего
дошкольного возраста со стертой формой
дизартрии в сопоставлении с нормально
говорящими детьми.

     3.Раскрыть 
последовательность и содержание логопедической
работы по коррекции интонационных возможностей
речи у старших дошкольников с дизартрией.

     В
процессе решения поставленных задач 
применялись следующие методы
исследования:

    • библиографический
      поиск;
    • теоретический
      анализ литературы в свете проблемы исследования;
    • констатирующий
      эксперимент;
    • качественный
      и количественный анализ полученных результатов.

     Практическая 
значимость исследования:
полученные
данные могут быть полезны в процессе
дальнейшей разработки методических рекомендаций
формированию просодической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией.

     Структура
и объем работы.

Курсовая работа состоит из введения,
трех глав основной части, заключения,
библиографического списка и приложений.
 
 

Виды дизартрии

Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:

  1. Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
  2. Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
  3. Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
  4. Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
  5. Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Речевая симптоматика

У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных , , .

Дизартрия — это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других — замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Сравнительный анализ результатов исследования сформированности пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с нормальным речевым развитием и школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Психолого-педагогическое исследование младших школьников с нормальной речью и школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии выявило различия в уровнях сформироваїпюсти пространственных представлений, понимания логико-грамматических структур языка. Полученные данные позволяют повести сравнительный количественный и качественный анализ между группами детей: I группа — младшие школьники с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи IV уровня. Средний балл сформироваїпюсти пространственного гнозиса в этой группе составил — 1,36; средний балл понимания логико-грамматических структур языка — 1,40.

II группа — младшие школьники с нормальным речевым развитием. Средний балл сформироваїпюсти пространственного гнозиса- 1,94; средний балл понимания логико-грамматических структур языка — 1,96.

Сравнительные данные по уровням сформированности

пространственных представлений у школьников двух групп представлены на

гистограмме 8 и в приложении 9 (таблица 5, гистограмма 7).

Из гистограммы и таблицы видно, что сформированность соматопространственного гнозиса и ориентация в схеме собственного тела соответствуют оптимальному уровню у школьников с нормальным речевым развитием. У школьников с дизартрией — ориентировочному: соответственно 2,0 балла и 1,45 баллов.

Результаты, полученные при исследовании зрительно-пространственной ориентации ниже у школьников с дизартрией. Школьники II группы без труда определяли пространственные соотношения элементов графических изображений. Для части школьников I группы эти задания составили определенную трудность, что свидетельствует о снижении зрительно-перцептивной деятельности.

Показатели уровня сформированности умения устанавливать пространственные отношения у учащихся I группы резко снижены по сравнению с результатами школьников II группы: 1,28 и 2,0 баллов, что соответствует ориентировочному и оптимальному уровням. Прослеживаются значимые различия между I и II группами в уровнях сформированности умений обозначать в речи пространственные отношения: 1,05 и 1,94 баллов, что соответствует ориентировочному и оптимальному уровням.

Уровень развития зрительно-конструктивной деятельности у младших школьников с нормальным речевым развитием можно определить как близкий к оптимальному (1,65 балла). У школьников с дизартрией — как ориентировочный (1,19балла). У учащихся I группы выявлено сочетание расстройств симультапности, целостности восприятия, дефицит в звене развертывания программы рисунка, сличения результата с образцом. У них преобладал двухмерный тип изображения.

Ошибки в письме, чтении свидетельствуют о сохранности данных видов психической деятельности у школьников II группы и специфических нарушениях в группе школьников с дизартрией, у них выявлены оптико-пространственные ошибки, в том числе и зеркальное написание букв.

Данные признаки у учащихся с дизартрией не могут рассматриваться как явления возрастной гетерохронии и индивидуально-типологических особенностей, они носят устойчивый системный характер и обусловлены дисфункциями задних отделов как правого, так и левого полушария коры головного мозга.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, подвергались статистической обработке. Для их количественной обработки использовался пакет прикладных программ корпорации STAT Soft ink. -SPSS 10,5 для среды WINDOWS. Статистический анализ с использованием критерия Фишера подтвердил достоверность результатов: ф = 1,164, при р 0,05 (по таблице критических значений).

Сравнительные данные по уровню сформированное понимания логико-грамматических структур языка у школьников двух групп представлены на гистограмме 9 и в таблице 2, а также в приложении 9 (гистограмма 8).

Из данных гистограммы и таблицы видно, что в среднем уровень понимания сравнительных конструкций у школьников обеих групп оптимальный. Но в отличие от школьников II группы, средние результаты задания 2 серии 1 у школьников с дизартрией намного ниже: (1,5 балла), что свидетельствует о взаимозависимости между уровнем выполнения заданий и степенью их условности.

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Искажение речи при дизартрии

Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.

Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата. Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга. Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.

В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:

  • подъязычный;
  • языкоглоточный;
  • лицевой;
  • тройничный.

При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.

Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.

Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.

Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные. Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.

Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.

Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь – монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.  

За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.

Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.

Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:

  • неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
  • затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
  • неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
  • трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.

Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.

Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» — поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» — поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: