Алалии

Алалия у детей: симптомы

Причины патологии

Появляется дефект во время внутриутробного развития и до достижения ребенком трех лет. Поэтому провоцирующие алалию факторы связаны с этапами развития организма малыша.

Во время внутриутробного развития плода патологию могут спровоцировать:

  • угроза преждевременных родов или выкидыша на ранних сроках;
  • перенесенная TORCH-инфекция;
  • гипоксия – кислородное голодание, его причиной являются эндогенные (акушерские) патологии и экзогенные причины – курение будущей мамы;
  • токсикоз и гестоз;
  • травма эмбриона при падении беременной;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у будущей мамы – скачки АД (артериального давления), ишемия, недостаточность сердечной мышцы, сахарный диабет, эндокринные нарушения.

Такие осложнения вынашивания малыша провоцируют развитие речевых нарушений, сопровождающихся расстройством аутистического спектра. Также причиной дефекта может стать черепно-мозговая травма во время родоразрешения, асфиксия или появление на свет недоношенного малыша.
Еще одна причина поражения клеток головного мозга – стремительные естественные или слишком затяжные «сложные» роды. Иногда неправильное использование акушерских инструментов и кесарева сечения может привести к речевому недоразвитию.

Симптомы и признаки алалии.

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы: cлабое развитие движения рук; плохая координация; плохая работоспособность; речь может проявляться только к 4 годам; неспособность выразить свои мысли словами; замена одних слов на другие; неправильно построенные предложения; нежелание говорить; обидчивость, замкнутость, агрессивность. Сенсорная алалия имеет характерные симптомы: нарушение восприятия речи; повторение за кем-то слов; замкнутость; изменение букв в словах; слияние нескольких слов в одно; импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен; отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Причины алалии у детей

Причинами возникновения могут быть разные факторы.

При внутриутробном развитии это:

  • инфекции;
  • стрессы матери;
  • падения;
  • вредные привычки (спиртное, курение);
  • гормональные сбои;
  • отслоение плаценты;
  • гипертонус матки.

В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:

  • использование щипцов;
  • долгое нахождение плода в тазу роженицы;
  • плохая родовая деятельность;
  • отсутствие дыхания после рождения;
  • обвитие шеи ребенка пуповиной.

В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • краснуха;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические заболевания.

Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом, психиатром. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.

Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.

Профилактика

Чтобы предотвратить возникновение болезни у ребенка, нужно:

  • тщательно планировать беременность, заранее пройти проверку на инфекции и при необходимости вылечить их, сделать прививки от опасных вирусных болезней;
  • при вынашивании малыша избегать стрессов, падений;
  • постараться сделать роды максимально успешными – выбрать хороший роддом и нормального врача, своевременно обратиться за помощью, прислушиваться к советам акушера;
  • оберегать малыша от болезней, инфекций;
  • регулярно показывать его педиатру, а при наличии подозрений на нервные расстройства – невропатологу или психиатру.

Если вы знаете признаки данного заболевания, то вам легче выявить их на начальной стадии или хотя бы обратить внимание специалистов и пройти обследование и лечение на начальной стадии. Главное – не сдавайтесь и верьте в свои силы и вашего малыша

Желаю успехов, не забывайте о нас, подписавшись на обновления блога!

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Как диагностировать?

Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.

Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:

  • наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
  • как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.


При осмотре ребенка выясняется тип болезни, его способность слышать речь и желание отвечать на обращенные к нему слова. Наличие патологии со стороны слуха подтверждают с помощью процедур аудиометрии или отоскопии. Результаты исследований тщательно изучаются, чтобы дифференцировать алалию от аутизма, дизартрии, олигофрении, задержки речевого развития.

Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • магнитно-резонансную томография (МРТ).

Что можно сделать в домашних условиях, каков прогноз

Внимательно наблюдайте за занятиями у логопеда, воспроизводите их дома. Ежедневные занятия с логопедом не заменят ответственных родителей, которые готовы к регулярным тренировкам.

Так как основная проблема детей с алалией – в понимании и воспроизведении речи, то самое главное – не молчать.

Мама или папа должны постоянно комментировать свои действия, медленно, громко, четко: «Маша кормит кису. На, киса!».

Слова должны быть короткими, простыми, понятными в соответствующем возрасте. Между предложениями делайте большие паузы, давая время понять.

Старайтесь говорить так, чтобы малыш видел ваши губы – это важно для сенсорной формы нарушения. Если алалик произносит слово, подходящее по ситуации, старайтесь разобрать его и повторить правильно

Например, малыш говорит «нан», глядя на банан – четко повторите несколько раз «банан». Только такие регулярные занятия могут принести пользу.

Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, особенно это актуально для детей с моторной формой. Точки, находящиеся на кончиках пальцев, с помощью нервных импульсов стимулируют речь. Учитесь застегивать пуговички и замочки.

Занятия делайте короткими, замечайте усталость малыша и вовремя прекращайте. Не стоит допускать того, чтобы он нервничал, иначе за занятиями у него закрепятся негативные ассоциации.

Клинико–педагогическая классификация

Виды алалии

Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.

Моторная алалия

это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.

Сенсорная алалия

Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.

Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.

Врачи выделяют три степени болезни:

  • 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
  • 2-я – явные проблемы речи;
  • 3-я – отдельные ошибки в произношении.

Общие особенности детей с алалией

Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).

Параметр
Характеристика
Физическое развитие
Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика
Психическое развитие
Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы
Память
Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности
Внимание
Характерное отставание в формировании произвольного внимания

Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Клинические признаки

Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.

Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).

Второй — речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.

Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)

Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей. Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.

Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.

Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.

Характерные признаки синдрома Аспергера у детей и возможные способы лечения заболевания.

Как распознать шизофрению у ребенка на ранней стадии? Читайте в этой статье о симптомах и лечении болезни.

Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)

В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.

У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.

Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.

При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.

В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.

У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.

При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Лечение моторной алалии

Мероприятия, направленные на коррекцию моторной алалии у детей, носят комплексный характер. Терапия состоит из таких элементов:

Прием ноотропных препаратов, которые стимулируют мозговую активность и способствуют созреванию мозговых структур (например, Нейроксон). Также полезны витаминные комплексы.
Процедуры в кабинете физиотерапевта. При моторной алалии полезны иглорефлексотерапия, электрофорез, магнитотерапия, электростимуляция, лазеротерапия.
Работа с логопедом. Специалист работает со всеми аспектами речи. Цель работы – формирование пассивного и активного словарного запаса ребенка, коррекция фразовой речи и грамматики, звукопроизношения, развитие связной речи

Логопед уделяет особое внимание такому аспекту, как совершенствование коммуникативных возможностей ребенка. Логопедический массаж языка и массаж мускулатуры артикуляционного аппарата при помощи специальных зондов.

Логопедический массаж языка и массаж мускулатуры артикуляционного аппарата при помощи специальных зондов.

Как проходит коррекционная работа при моторной алалии, рассказывает логопед Татьяна Логвиненко:

https://youtube.com/watch?v=oZ7EGa6c55A

В домашних условиях работать с ребенком можно таким образом:

  • Называть разные окружающие предметы и просить ребенка повторять их названия. Чем больше названий выучит ребенок, тем быстрее будет пополняться его словарный запас.
  • Постоянно работать над произношением разных слов.
  • Показывать ребенку буквы, выписанные на отдельных карточках, а затем называть как можно больше слов, которые начинаются с них. После этого просить ребенка, чтобы он показывал букву, с которой начинаются разные слова, и проговаривал это слово полностью.
  • Как можно больше разговаривать с ребенком, у которого была выявлена моторная алалия. Речь должна быть правильной, плавной, понятной.
  • Полезно показывать малышу книги с яркими иллюстрациями – это поможет заинтересовать его и привлечь к чтению.
  • Следует рассказывать ребенку интересные истории.
  • Можно ввести в курс домашней коррекции развивающие компьютерные игры – например, на определение цвета, собирание картинок из отдельных фрагментов в единое целое.

В течение длительного времени у ребенка с моторной алалией сохраняется затруднение в намеренной речи: если он говорит по собственной инициативе, то может делать это довольно долго и свободно, но если у него что-то спрашивают или просят назвать наименование предмета, возникают трудности.

Достаточно долго сохраняется нарушение в структуре слов – от некоторых из них может сохраняться только ритмический рисунок либо контур (звуки «ааа» от слова «рисовать»).

Также в течение долгого времени сохраняется трудность в общении с окружающими. Дети нередко остаются молчаливыми, не вступают в беседы.

Формы заболевания

Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях

Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития?

Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно. Например, он произносит не к месту «Иди спать!»

Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая «Иди спать!»

Или ребенок вдруг произносит невпопад «Ой, упала!» — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами «Ой, упала!». Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.

Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично

Но! Это работает! Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, «заставляя» его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет «осекаться», начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.

Дети очень любознательны и ненавидят рутину. И понятие того, что каждая проговоренная ими фраза имеет визуальное решение, рано или поздно заставит вашего ребенка говорить только по делу.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока

На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями

Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Основные причины

Механизм развития сенсомоторной алалии заключается в поражении участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Патологические изменения возникают во время внутриутробного развития плода или в раннем детстве – до трех лет.

Причин развития нарушения может быть несколько:

Во внутриутробном периоде негативное воздействие на плод могут оказывать инфекционные заболевания матери, иммунологическая несовместимость, токсикоз, а также никотиновая или наркотическая зависимость.

В процессе родов всегда повышается риск родовых травм, гипоксии плода, что приводит к поражению центральной нервной системы плода. Опасность кроется в использовании акушерских щипцов, а также обвитии пуповиной.

В первые годы жизни ребенок подвержен различным заболеваниям, которые могут сильно повлиять на зоны головного мозга, отвечающие за речь. К таким заболеваниям относятся энцефалит, менингит, рахит, мозговые опухоли, а также травмы головы.

Это биологические причины, которые могут повлиять на развитие сенсомоторной алалии. Но есть еще и дополнительные факторы, которые сами по себе не могут считаться причиной этого нарушения, но в совокупности с биологическими факторами они существенно увеличивают вероятность возникновения расстройства.

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Можно ли вылечить сенсомоторную алалию

Только обращение к опытным специалистам и своевременно начатая терапия позволяют компенсировать нарушения речи, предупредить осложнения и помочь ребенку полноценно влиться в социум. Комплексное лечение подразумевает сочетание медикаментозных методов, логотерапию и нейропсихологическую коррекцию.

Рекомендуются к приему препараты с действием, улучшающим работу ЦНС, физиотерапевтические процедуры. Одновременно проводятся занятия с логопедом, в игровой форме ребенок обучается произносить слова и фразы, а затем и логически связанные монологи. Дефектолог помогает развивать мелкую моторику и обрабатывать поступающую сенсорную информацию. Работа с психологом позволит улучшить концентрацию внимания и выработать усидчивость.

Если у вашего ребенка диагноз «сенсомоторная алалия» и вы не знаете, что делать — звоните в центр детской неврологии «Киндер Велт» по телефону в Москве +7 (499) 226-09-91 или оставьте заявку на сайте нашей клиники. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам.

Лечение моторной алалии

Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.

Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.

Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.

Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.

Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Терапия

Дети с сенсомоторным нарушением нуждаются в индивидуальном подходе, обеспечить который в условиях детского сада (городского или частного) практически невозможно. Правильное развитие и социализация возможны только, если лечиться комплексно.

Терапия предполагает:

Занятия с логопедом – индивидуальные или групповые. Результата можно добиться только упражняясь систематически. Дефектолог поможет малышу правильно произносить звуки и фонемы, понимать чужую речь. Для этого используют картинки, игрушки. Также полезны занятия, направленные на совершенствование мелкой моторики – складывание мозаики, конструктора, лепка, рисование.

  • Массаж логопедический выступает дополнением к занятиям с дефектологом. Направлен на укрепление мускулатуры ротовой полости, обеспечивает правильную артикуляцию. Проводится вручную или при помощи зонда. Закрепляется эффект выполнением комплекса специальных упражнений.
  • Физиотерапия проводится курсами. Включает водные процедуры, магнит, воздействие лазера.
  • Рефлексотерапия активизирует отдельные участки головного мозга при помощи электрических импульсов, способствуя формированию новых нейронных связей.
  • Прием медикаментов, стимулирующих мозговой метаболизм, регенерацию клеток мозга (Актовегин, Энцефабол и др.). Также назначают витаминные добавки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: