Как быстро развить речь младшего школьника
Если ваш ребёнок уже младший школьник, и он до сих пор коряво строит предложения, затрудняется выражать свои мысли, не может писать изложения и сочинения, плохо пересказывает, то нужно бить тревогу. Но ребенка желательно не заставлять что-то делать, а заинтересовать.
Используйте интересные упражнения, работайте с нейротекстами, составляйте синквейны.
Хорошо работают упражнения с текстами, в которых пропущены имена прилагательные. Подбор эпитетов обогащает речь ребенка.
Для развития связной речи и творческого воображения, я составила рабочую тетрадь, которая в руках ребёнка превращается в его творение — самостоятельно написанную книгу с рассказами собственного сочинения.
Все дети любят мечтать и фантазировать. Это заложено в них самой природой. Если этот талант еще не проявился в маленьком человечке, то его нужно осветить, чтобы он заблистал всеми радужными цветами.
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
Данные задания послужат хорошим подспорьем для уроков развития речи учащихся. Дети научатся не только фантазировать и образно мыслить, но и красиво строить предложения, грамотно оформлять их на письме. После этих упражнений детям гораздо легче будет даваться написание сочинений и изложений.
Тетрадь можно использовать по-разному.
Это может быть индивидуальная работа в течении года с периодическим обменом и прочитыванием работ друг у друга одноклассниками. Дети это очень любят, и одновременно с этим они полностью вовлечены в процесс и схватывают необходимые умения и навыки налету. Самые удачные работы желательно поощрять положительными оценками. Можно организовывать работу в парах или группах. Что тоже вызывает немалый интерес и сближает детей.
В результате у каждого ребенка будет целая написанная им книга с интересными историями, а вместе с тем развитое воображение и более уверенная грамотная речь.
В рабочей тетради есть 22 задания для составления рассказов по заданной тематике, а также есть страницы для свободного творчества, которые, при желании, можно всегда распечатать еще.
Как показывает практика, дети, которые имеет неразвитую речь также плохо читают. Поэтому занятия по развитию речи целесообразно совмещать с упражнениями для увеличения качества и скорости чтения. Для этого великолепно подойдет тренинг со специально написанными текстами и упражнениями.
Книги, написаны таким образом, что по ним можно заниматься не будучи профессионалом. То есть каждый родитель, при желании, может стать для своего ребенка хорошим репетитором. А если вы учитель, то эти разработки будут хорошим подспорьем в вашей работе.
В каком возрасте ребёнок начинает понимать речь?
Многих волнует вопрос: в каком возрасте малыш начинает понимать речь? Это необходимо знать, чтобы следить за его развитием. Ребёнок начинает понимать окружающих людей ещё до года. Однако не стоит ждать от него в этом возрасте многого. Ребёнок до полутора лет понимает речь своеобразно. Он осознаёт не значение конкретных слов, а оценивает ситуацию. Например, кроха может показать маме глаза или нос по её просьбе. Но когда ребёнка просят другие люди – он ничего не делает, потому что не понимает. Это связано с тем, что к выполнению просьбы его побуждают не слова мамы, а выражение лица, действия и интонация. Ребёнок реагирует на взаимосвязи, воспринимая ситуацию в целом.
Со временем малыш начинает понимать речь независимо от того, кто её и как произносит. Фразы начинают приобретать конкретный смысл. Пассивный словарь ребёнка существенно расширяется, когда малыш достигает 2 лет. Сначала он запоминает названия окружающих предметов, потом узнаёт, как зовут родных и друзей, знакомится с игрушками и частями тела. Ребёнок, которому 2 года, знает названия практически всех окружающих предметов.
Если ребенок от 2 лет не понимает слова (самые простые, например, кушать, вода и так далее), то это повод для беспокойства
Родители должны уделить особое внимание развитию малыша. Ребенок должен в 2 года понимать, что от него хотят
Задержки часто вызывают волнение. Что делать, если ребенок не понимает речь? В первую очередь необходимо показать его специалисту. Многие родители стараются избежать проблем. Поэтому всё больше людей интересуются, как научить ребенка словам.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Этапы речевого развития
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
<<Форма курс 1-4>>
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Что влияет на развитие речи
Этапы и нормы развития речи
Многие родители ждут, что первое слово кроха произнесет до года. Но малыш начинает говорить не в один момент. Процесс занимает определенные этапы развития речи:
- малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
- гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
- в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
- период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
- с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях. В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
- в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.
В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.
Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими путями:
- пропуск звука;
- отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
- замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.
Норма и патология развития
В два года отставание в развитии речи не считается критическим. Оно может быть компенсировано в будущем. К признакам патологического расстройства относятся: нежелание разговаривать, невыполнение просьб взрослых повторить слово. В то же время если он говорит, но недостаточно четко, это не считается отклонением от нормы. Помочь ему можно в игровой форме, активируя у него интерес к развитию речи. К причинам отклонений относят патологии нервной системы, нарушение функций головного мозга, сниженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии органов артикуляционного аппарата. Кроме того, это могут быть соматические заболевания (ДЦП и умственная отсталость, аутизм или дефекты слуха).
В последнем случае ребенок погружен в свой собственный мир, поэтому часто не реагирует на речь. Он не воспринимает слова и выражения, не умеет использовать их для обмена полученной информацией, может игнорировать просьбы. Такой малыш изучает окружающие предметы визуально или тактильно. В связи с этим детям-аутистам ставят диагноз сенсорно-моторной алалии. Также аутистическое расстройство устанавливают и здоровым детям, если они не способны ответить на простые вопросы, не откликаются при звуке своего имени. У них, напротив, развита сообразительность: по выражению лица и интонации они понимают ситуацию. В отличие от аутистов они социально адаптированы, могут предугадывать намерения окружающих людей.
Симптомы отклонения:
- если ребенок начал говорить после трех лет;
- неправильное построение предложения из-за неумения склонять слова по падежам и менять их форму;
- маленький словарный запас;
- гиперактивность или малоподвижность;
- агрессивность при попытках общения.
Рецептивное расстройство речи включает в себя полностью весь процесс восприятия и понимания. Дифференциация с аутизмом необходима для составления плана реабилитации ребенка. Правильно и своевременно установленный диагноз является залогом успешного лечения.
И напротив, не стоит зацикливаться на диагнозе аутизм, если ребенок в 3 года не понимает обращенную речь. Для правильной диагностики необходимо знать признаки рецептивного расстройства.
ЗРР или аутизм
Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.
Как отличить аутизм от ЗРР
Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.
Характеристики развития речи при раннем детском аутизме
При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:
- речь полностью отсутствует;
- ребенок не может выражать свои желания и потребности;
- отсутствует реакция на речь окружающих;
- возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
- отсутствует реакция на вербальные инструкции;
- не способен строить и правильно оформлять предложения;
- на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
- речь слишком громкая или тихая;
- наблюдается буквальное понимание речи.
Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки
Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года
Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.
Действия родителей при ЗРР
При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.
Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.
На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.
Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю
Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.
Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Как еще развить речь у ребенка?
Если со здоровьем все в порядке, то развитие речи — дело времени. Но родители могут помочь своему малышу многими способами:
-
Чтение книг. Книги – источник знаний не только для взрослых. Для детей это – настоящий кладезь информации, именно из книг он узнает о животных, которых редко можно увидеть в реальной жизни, о явлениях природы, транспорте и процессе создания разных вещей. Они развивают воображение, фантазию, память и, конечно, речь. Для малышей нужно подбирать простые для понимания рассказы и истории, с большим количеством иллюстраций и рисунков. Можно не только читать текст, но и рассматривать картинки, показывать предметы, попросить ребенка что-то найти и показать. Рисунки помогут представить, как выглядит предмет, и в связке с описанием и воображением малыш быстрее запомнит название.
-
Стишки, песенки, потешки. Все эти формы творчества дают понимание ритмичности речи. Под них можно проводить разные процедуры: купание, массаж, умывание. Есть целое направление – логоритмика, которое занимается развитием речи на основе песенок и стихов.
-
Повторение за взрослым. Малыши с удовольствием повторяют за родителями, в том числе, если их об этом попросить. Так можно выводить слова из пассивной речи в активную.
-
Разговор. С ребенком нужно постоянно разговаривать, и не просто разговаривать, но стараться вовлечь его в диалог. Задавать вопросы, которые предполагают не кивок или отрицательное мотание головой, а относительно, по возрасту, развернутый ответ. Детей постарше можно просить пересказать какую-то ситуацию, например, рассказать бабушке, что произошло на прогулке, описать папе поход в цирк – это тренирует не только речь, но и память, формирует навык пересказа.
-
Договаривание стихов. Еще один прием, который тренирует и речь, и память. Это формат, когда мама говорит начало стихотворной фразы, а ребенок ее заканчивает, или мама говорит первую строчку, а ребенок – вторую и т. п.
-
Игры для развития речи. Маленький ребенок все усваивает лучше именно в форме игры. И таких игр – море: прятки, сюжетно-ролевые игры, различные «угадайки» и т. д.
-
Упражнения на артикуляцию: задувание свечки, надувание мыльных пузырей, цоканье язычком, воздушный шарик (надувать щеки и «лопать» их ладошками, «прятки» с язычком (ребенок высовывает как можно дальше язык, потом как можно дальше его прячет) и т. д.
Как научить ребёнка понимать речь?
Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.
Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.
Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
Сопровождайте «лепетные» слова полными формами
Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять
Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.
Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.
Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить
То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:
- По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
- Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
- Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
- Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
- Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
- Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.
Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.
Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой О.С.
Развитие человеческой речи формируется поэтапно. Важнейшим является дошкольный возраст. Именно в это время дети любопытны и им интересно, узнавать, все новое
Поэтому очень важно создать максимум комфорта, а также верно подавать сведения, для доступного восприятия ее дочкой, либо сыном
К сведению. Помимо этого, на формирование речи оказывает влияние активная деятельность в разных секциях и детсаду.
Основные цели и задачи методики Ушаковой О.С.
Метод Ушаковой по становлению речи несет особую задачу. Поэтому, чтобы решение проблемы было эффективным, первостепенно надо определить причины задержки развития речи. Главной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается грамотный выбор обучающей техники, направленной на такие моменты:
- Расширение запаса слов и умение полноценно ими пользоваться.
- Совершенствование и коррекция звуков.
- Умения понятно изъясняться и формулировать свои мысли.
- Обучение дошкольника грамотной речи.
- Стимуляция четко произносить звуки.
- Совершенствование знаний.
Методика осуществляется поэтапно. В основу метода входят усвоение простого материала и техник, которые в последствие усложняются. Но задачи усложнять крохам надо незаметно. Уже через несколько занятий можно будет оценить позитивный результат.
На заметку. Именно не резко усложненные задачи отлично усваиваются детьми и очень эффективно влияют на становление речи в будущем.
Дошкольник развивает речь
Коротко о технике речевого развития дошкольников
Каждая техника по методике Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности дошкольника, предусматривающие исполнение определенных заданий и упражнений
Так, принимая во внимание психологическое состояние крохи, его достижений возможен позитивный результат. Принимаются в учет причины, по которым малыш имеет те или иные отклонения, не дающие ему нормально развиваться
К факторам можно отнести:
- Дефицит внимания родителей. То есть, с дошкольником мало разговаривают, не читают ему книжки.
- Рассеянность ребёнка.
- Малыш имеет особенности психологии (генетика, врожденная задержка речи).
К сведению. Только индивидуально подобранная техника, дает возможность наладить результативный процесс развития речи. Верная диагностика в разы увеличивает шансы полноценного развития любимого чада.
Заниматься надо в игровой форме, иначе малыш не захочет обучаться. Если дочь или сын устал, то можно отложить выполнение задания
Всем деткам очень нравиться общаться и активно играть, поэтому важно разговаривать, играть — это принесет свои плоды. Силой положительного результата не получить никогда — будет протест, ситуация только усугубиться
Что помогает запустить речь
Если нормы речи сильно разняться со списком выше, то можно отвести ребенка к специалисту. Возможно, есть небольшие отклонения, которые можно устранить на раннем этапе. Консультация со специалистом поможет полноценно оценить возможности ребенка и провести занятие по запуску речи
Выделяют следующие симптомы задержки речи, на которые следует обратить внимание:
- возникновение трудностей при проглатывании пищи;
- слюнотечение из-за открытого рта;
- ребенок отказывается или боится общаться с посторонними людьми;
- не реагирует на просьбы родителей, игнорирует;
- нет контакта с глазами;
- ребёнок произносит слова невнятно, как будто во рту что-то мешает.
Если вы заметили такие признаки, то лучше сразу обратиться к специалисту. Своевременное обращение поможет вылечить недуг и активно развивать речь ребёнка
Самое важно в таком деле — не затягивать, так как каждый день в психике ребёнка могут быть изменения.
Скороговорки. Как решить проблемы с речью?
Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.
Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.
Существует масса различных скороговорок, способных решить проблемы с речью и устранить в ней дефекты. Можете начать совершенствовать речь своего малыша со следующих примеров:
Если все-таки после всех предпринятых вами усилий, ребенок не заговорил в двухлетнем возрасте, активно используя 100-300 слов, у вас есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Если же он не начнет и к 3 годам общаться со сверстниками, используя минимальные фразы, позволяющие детям взаимодействовать – по типу «дай мне лопатку» — «пойдем строить дом», — родителям следует бить тревогу, серьезно заняться поиском причин и путей выхода из ситуации.
Еще немного о том, как научить ребенка говорить:
https://youtube.com/watch?v=8lmJWKmsAPQ
10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях
Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.
Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого
Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное
Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.
Набираем обороты. Как научить ребенка говорить в год – полтора?
Если вы послушаете совета и возьмете за правило, как минимум, раз в неделю отмечать в дневнике новые слова и звуки малыша, то сами заметите, как растут темпы развития речи вашей крохи.
Общая тенденция: малыш пытается сначала подражать речи – таким образом, появляются слова-звукоподражатели, затем усваивает постепенно правильную норму произношения слов.
Сначала, к примеру, «бух» — означающее «упасть», затем «пал», например, как часть правильного слова «упал», и только затем слова «упасть», «упал», «падаю».
Самое банальное, и одновременно самое полезное правило, как научить ребенка говорить правильно – называть всё, что видите, что происходит и т.д., и сразу называть правильно. Не следует поддаваться искушению, говорить с малышом на его «детском языке», не говорите «ням-ням кашу», вместо, «будем кушать кашу». Дома, на прогулке, везде показывайте и называйте предметы и события, которые вас окружают: «это дом маленький, а это дом большой, это грузовик проехал, кошка умывает котят, солнышко вышло из-за тучки, берем лопатку в ручки, пойдем в песочницу играть …».
Научить, правильно говорить помогут несложные фразы, построенные по типу существительное + прилагательное, или существительное + глагол. Если они будут часто повторяться, ребенку проще будет их запомнить. Выученное вчера новое слово, обязательно повторите сегодня и закрепите завтра, постепенно вводя все новые слова, события и понятия.
К примеру, слово «мячик». Для начала добейтесь того, что малыш зафиксировал это понятие в памяти – сам говорил название предмета, когда вы его показываете, называл «мячик» «мячиком». Далее расширяйте знания ребенка об этом предмете: этот мячик красный, а это мячик зленный, далее мячик круглый (кубик квадратный – для сравнения отличий по форме), затем мячик скачет, прыгает, мячик можно бросать друг другу (свойства предмета и действия, которые можно с ним производить). Потом мячик большой и маленький и так далее. Каждый раз обязательно демонстрируйте свойства предмета. Лучше всего обучение облечь в игру. Ребенок вообще, лучше запоминает слова и события, если они подкреплены какими-то действиями: мячик кидаем, цветочек нюхаем, книгу листаем….
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.