Речевые игры для детей: играем и развиваемся

Задания в картинках для развития речи дошкольников 6-7 лет

Развитие речи 5-6 лет

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

1. Верное произношение звуков.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т.

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов

Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

Рекомендации родителям

Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации

  • Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
  • Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
  • Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
  • Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
  • Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.

Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.

Звуковой метод

Звуковая методика относится к традиционной. Ее используют обычно для обучения чтению в начальной школе.

Малыш сначала учится различать, из каких звуков состоит слово. На следующем этапе происходит знакомство с буквами, которые затем соединяют в слоги. После переходят к чтению слов и предложений.

Звуковая методика

Достоинства:

  • развивается фонематический слух, способствующий грамотному произношению;
  • удобен в использовании, не требует дорогостоящих пособий;
  • прошел длительную проверку в традиционных школах и дал хороший результат.

Недостатки:

  • не подходит для раннего развития;
  • требует длительного времени.

Обучение чтению по Жуковой

Метод подходит для дошкольников с 3 лет, в том числе имеющих задержку развития речи. В нем предусмотрен облегченный путь обретения навыка чтения в коротких упражнениях.

Ребенок изучает гласные буквы, при помощи понятного алгоритма учится их правильно соединять в слоги, затем добавляются согласные. Задания усложняются постепенно.

Интересным дополнением служит магнитная азбука автора.

Положительные стороны методики:

  • улучшение устной речи, развитие мышления, памяти;
  • предупреждение ошибок в письменной речи;
  • хорошая скорость чтения.

Отрицательные стороны методики:

метод приближен к фонетическому, наполнен обучающими моментами, игр в нем немного.

Методика Марии Монтессори

Способ обучения построен на переходе от письма к чтению. Приступать к нему стоит примерно с 4 лет. На улучшение мелкой моторики направлено закрашивание трафаретов, обведение рамок, соединение точек в линии.

Прописные буквы вырезаются из негладкой бумаги, чтобы можно было нащупать очертания. Дети произносят звуки вслух и рисуют буквы пальцами (на песке, манной крупе), карандашами. Со временем учатся составлять слоги, слова, предложения, писать печатным шрифтом. В этом помогают подходящие картинки.

Родители на занятии лишь помощники – в начале упражнения рассказывают и показывают, что предлагается сделать ребенку, и далее он выполняет самостоятельно. Занятие заканчивается раскладыванием пособий по местам.

Положительные стороны методики:

  • формирование самостоятельности, улучшение мелкой моторики, логического мышления с помощью упражнений;
  • появление умения быстро читать тексты, писать их.

Отрицательные стороны методики:

  • необходимость изготовления, покупки различных материалов для игр;
  • метод больше рассчитан на групповые, а не индивидуальные занятия.

Занятие по развитию речи детей 6 -7 лет

Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо)– В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно.(Дети собирают картинки – пазл на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы пойдете в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи».

Домашние животные

Продолжи предложение:

Собака любит – Кошка умеет – Лошадка может –

Посчитай по порядку (до 5)

Одна ласковая кошечка – Один домашний кролик – Один стремительный конь – Одна задумчивая корова –

Назови мам и малышей:

Овца — ягненок, Коза – Корова – Лошадь – Кошка – Собака – Свинья –

Корова — коровник Лошадь – Свинья – Кролики – Собака –

Найди самое короткое слово:

Кот, собака, корова, лошадь. Кролик, свинья, бык, кошка. Коза, конь, овца, собака.

Продолжи по образцу:

Много овец — отара Много коров – Много лошадей – Много собака –

Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.

Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?

Продолжи по образцу:

Методика Ольги Соболевой

Способ основан на формировании ассоциаций в увлекательных играх. Подходит для дошкольников раннего возраста.

Для каждой буквы показан образ, помогающий ее легко запомнить. Ребенок делает буквы из различных материалов, смотрит, на какие из окружающих предметов они похожи. Упражнения различаются для малышей, по-разному воспринимающих информацию, чтобы усвоение материала проходило легче.

Положительные стороны методики:

  • воспитание любви к чтению;
  • развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.

Отрицательные стороны методики:

отсутствие системы упражнений.

Обучение чтению дошкольников в игровой форме

 В дошкольном возрасте малышам еще сложно сохранять внимание продолжительное время. Если урок их не увлекает, то они быстро теряют интерес к происходящему, начинают отвлекаться

Но этого можно избежать, если выстроить обучение в игровой форме. В таком случае игра станет не только развлечением, но и мощным инструментом познания, с помощью которого любой материал будет усваиваться намного эффективнее. Малыш будет учиться, узнавать и запоминать новую информацию, не переутомляясь, так как его удастся заинтересовать.

Именно такой подход используется в программах обучению чтению от академии развития интеллекта детей AMAKids. Курс Букварика рассчитан на ребят, которым только предстоит изучать буквы и звуки. Пройдя обучение, дошкольники смогут научиться читать побуквенно, производить звуко-буквенный анализ слов. 

Программа Читарика подойдет для тех, кто уже знает основы грамоты. На занятиях малыши научатся читать слова по слогам, а затем и целиком. Постепенно они улучшат свои навыки и смогут добиться полного понимания текста при беглом чтении. 

 Курсы Букварика и Читарика подойдут для дошкольников от 5 лет и старше, а также для учеников младших классов. Они помогут улучшить качество и скорость восприятия текста, что очень пригодится в дальнейшем. Высокий уровень этих навыков сделает изучение школьной программы намного легче, а также поспособствует пробуждению у ребенка интереса к литературе.

Развивающие задания в картинках для старших дошкольников. Подготовка к школе

Задание №1

Найди предметы, в названиях которых есть буква А.

Задание №2

Среди цифр скрываются буквы. Отыщи их и обведи красным карандашом. Назовите эти буквы.

Задание №3

Обведи согласные буквы синим карандашом, а гласные – красным.

Задание №4

Сколько слогов в каждом слове?

Задание №5

Какие буквы спрятались за книжками? Допиши их.

Задание №6

Соедини слоги так, чтобы получились слова.

Задание №7

Зачеркни лишние слоги, и ты получишь названия животных, которые изображены на картинках.

Задание №8

Соедини линиями названия времён года и месяцев, которые относятся к этим временам года.

Задание №9

Составь их этих букв как можно больше слов. В этом тебе помогут картинки.

Задание №10

Прочитай эти предложения, сначала слева направо, а потом справа налево.

Задание №11

Посмотри на картинки и впиши в клеточки нужные слова – предлоги.

Задание №12

Кто что делает? Посмотри на картинки и впиши в пустые клеточки нужные слова – глаголы.

Задание №13

Допиши буквы.

Задание №14

Раздай названия цветам.

Задание №15

Двигаясь по лабиринту, собери буквы и прочитай пословицу.

Задание №16

Посмотри на картинки и впиши в клеточки названия предметов.

Задание №17

Прочитай скороговорки.

На дворе – трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать,

перевыколпаковать.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Задание №18

Отгадай загадки. Отгадки впиши в пустые клеточки.

Серый, зубастый по лесу рыщет – добычу ищет (волк)

Горячий – ворчит,

а холодный – молчит. (самовар)

По полю ползёт, борону везёт. (трактор)

Задание №19

Разгадай кроссворд

1. Птица, которая поёт красивее всех.

2. Домашнее животное, которое охотится на мышей.

3. Любимое лакомство собаки.

4. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Как назвать эти дни одним словом?

Задание №20

Найди похожие слова и соедини их линиями.

Задание №21

Найди в каждом ряду лишнее слово.

Попробуй объяснить, почему оно показалось лишним.

Задание №22

Замени в словах по одной букве, и ты получишь новые слова.

Задание №23

Правильно расставь буквы в словах.

Задание №24

Разгадай кроссворд и прочитай слово, которое получилось в столбике.

Задание №25

Разгадай ребусы. Отгадки впиши в клеточки.

Задание №26

Пропало несколько листов календаря. Впиши названия недостающих дней недели в пустые клеточки.

Задание №27

Что означают эти выражения?

Задание №28

Подбери к каждому слову пару по образцу.

Задание №29

Найди в рассказе ошибки, исправь их и прочитай текст без ошибок.

Маша и Илья ходили на речку. Там они купались, загорать, играть в мячу. Потом дети пошли домой. По дорога они рассказывали смешные историями.

Задание №30

Рассмотри картинку, а потом выразительно прочитай стихотворение.

На плетень взлетел петух.

Мы бежали во весь дух.

Он такой суровый,

Гребешок пунцовый,

Шпоры жёлтые блестят,

Крылья в воздухе свистят…

Насмешили! Ха-ха-ха!

Испугались петуха!

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищете отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Из вышесказанного получается, что если вы все-таки начинаете учить ребенка читать очень рано (до года) по методике Домана, то имеете все шансы на успех. В пользу этого утверждения говорит масса детей по всему миру, научившихся читать по методике. Однако, прежде, чем вы приступите, стоит обратиться к мнению современных нейропсихологов. Все чаще специалисты сейчас говорят о том, что раннее обучение чтению оказывает негативное воздействие на развитие и психологическое состояние ребенка. У маленьких детей мозг еще недостаточно созрел для того, чтобы воспринимать знаковую информацию. И если мы начинаем ребенка учить чтению рано, его центральная нервная система подвергается повышенной нагрузке. Это может привести к нарушению сна, нарушению эмоциональной регуляции, а впоследствии, в школе, к дислексии и дисграфии (ребенок будет путать похожие буквы, писать их в другую сторону, смешивать звуки при чтении и т.п.).

Принцип Марии Монтессори

Эта методика отличается тем, что обучение чтению начинается с письма и штриховки. Затем следует этап тактильного знакомства с буквами. Дети ощупывают буквы, поверхность которых шероховатая и приятная на ощупь. Малышам нравится это занятие, одновременно идет сенсорное развитие, которое стимулирует умственное.

На следующем этапе мобильный алфавит используется для составления слов. После этого к чтению добавляется письмо. Процесс подготовки идет комплексно.

Методика Марии Монтессори

Достоинства:

  • игровая форма;
  • развивается аналитическое и логическое мышление;
  • развивается мелкая моторика.

Недостатки:

  • требуются дорогостоящие материалы;
  • громоздскость материалов и пособий;
  • дети много занимаются самостоятельно, возможны проблемы социализации;
  • для домашних условий подходит использование элементов, в полном объеме применяется только в образовательных учреждениях.

Методика обучения чтению по Монтессори начинается с простых упражнений и подходит для детей, начиная с 3 лет. Данную методику используют также для обучения чтению на английском языке. Дети работают руками, педагог комментирует действия, используя иностранную речь. На доске пишут новые слова, предназначенные для запоминания.

Звуковой метод

На смену буквослагательному и слоговому методам обучения чтению в XIX веке пришло более прогрессивное звуковое обучение грамоте. Под словосочетанием «Звуковой метод» подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова. 

Главный центр тяжести этой системы лежит в упражнениях над выделением отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем за звуки признаются отдельно как гласные, так и согласные. Изучение звуков начинается обыкновенно с какого-нибудь гласного, напр. у, к которому затем прибавляется какой-нибудь согласный, напр. с, сначала в так называемом обратном слоге ус (причем предписывается «тянуть первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую»), а затем уже в прямом слоге су.

Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Наиболее яркий начинатель и подвижник звукового метода обучения грамоте в России — Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870).

Препятствием к применению чисто звукового метода в обучении чтению служит общее несоответствие звуков с буквами. Число звуков в русской речи (как, впрочем, и во всякой другой) гораздо больше, чем письменных знаков для них, почему одна и та же буква часто имеет разные оттенки произношения, смотря по своему положению в слове.

Главным недостатком звукового метода является то, что согласные, произношение которых по самому их свойству немыслимо без гласных, заставляют тем не менее произносить отдельно, что нередко дает звуки, вовсе не соответствующие естественным звукам речи. 

Со времен К. Д. Ушинского звуковой метод обучения грамоте прошел сложный путь развития и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Учебники слогового метода

В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу», составленные по звуковому методу. Вводя новую систему обучения грамоте, порвав со всеми традициями буквослагательного и слогового методов, Ушинский требует от детей не заучивания всех букв в алфавитном порядке, а усвоения их по степени трудности.

По методу Ушинского, дети выделяли звуки из простейших слов — а у, у а, у с, оса, учились писать буквы, обозначающие их, и читали написанное. Умело сочетая в своём методе анализ и синтез, Ушинский сделал процесс усвоения грамоты сознательным. Он подчёркивал, что задача школы не только в том, чтоб научить детей читать и писать, но ещё и в том, чтоб ознакомить детей с рус. яз., как основой образования и воспитания.

Главным в преподавании родного языка в начальной школе, по Ушинскому, являются беседа и сознательное чтение. «Родное слово» выдержало 147 изданий.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход. Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева, набор KoroBoom, Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д

(Особенно это важно для детей до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка.

Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко). Однако не стоит забывать о том, что раннее обучение чтение — это большая нагрузка на нервную систему ребенка, и прежде чем начать ребенка учить читать в этом возрасте, нужно хорошенько обдумать, стоит ли оно того.

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот со складами уже можно поиграть при желании (методики Зайцева, KoroBoom).

Возраст ближе к 4-5 годам является наиболее оптимальным для обучения ребенка чтению. К этому времени мозг ребенка уже полностью созрел для восприятия знаковой информации. Игровой подход по-прежнему, будет наиболее эффективным, но обучение пойдет заметно легче и быстрее, чем в более раннем возрасте. Наиболее «действенными» также будут игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п. — это методика Зайцева или Программа KoroBoom.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Главное, не забывайте, нельзя давить на малыша и требовать от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Игры для обучения чтению

Другие способы развития речи ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.

К ним относятся:

Хороводные игры и игры с пением

Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.

Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.

Пальчиковая гимнастика

Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.

Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.

Чтение детской литературы

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.

Переходите в раздел «Книжная полка» в нашем блоге: там собраны лучшие книги разных жанров для детей разного возраста!

Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой

Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.

Настольные игры

Lyakhova Evgeniya/Shutterstock.com

Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки

Детские логопеды рекомендуют воспользоваться следующими играми:

1. Для младших дошкольников (3-5 лет):

2. Для старших дошкольников (5-6 лет):

3. Для будущих первоклассников (6-7 лет):

Ещё больше вариантов настолок ищите в материале Настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия

Chubykin Arkady/Shutterstock.com

Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com

Методика обучению письму

Определение 2

Обучение письму – это выработка графического навыка.

Графический навык – это сознательное механическое написание звуков и букв в их правильном соотношении, соблюдение правил орфографии, с целью передачи собственных чувств и мыслей.

Основной целью обучению письму: формирование графически четкого, правильного и достаточно скорого письма.

Методики обучения письму:

  1. Копировальный метод – предполагает обведение контуров букв, которые напечатаны в специальных тетрадях бледными чернилами, точками или написаны учителем карандашом. Кроме того, в рамках данного метода используются приемы написания букв через кальку, прозрачную пленку. Минус этого метода состоит в том, что он основан на механическом упражнении и не ведет учащегося к сознательному овладению навыками письма.
  2. Линейный метод – основан на использовании точных и одинаковых расстояний между элементами букв, соблюдение точных пропорций широты и высоты буквы и ее отдельных частей. С вспомогательной целью часто используется специальная сетка.
  3. Генетический метод – изучение букв и их последующее написание осуществляется с букв простой формы с постепенным переходом к более сложным.
  4. Тактический или ритмический метод – письмо под счет или ритм, который является одинаковым для всех учащихся. В настоящее время используется крайне редко, несмотря на то, что он способствует выработке общей скорости письма в классе.
  5. Метод Карстера – предусматривает прописывание специальных росчерков, каждый из которых способствует развитию движений руки (пальцев, кисти, предплечья). Данный метод формирует умение пользоваться направлением и пространством листа, развивает свободу и легкость движения руки.

Замечание 2

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Особенности развития речи детей 6 – 7 лет

  • Календарь развития ребенка (2)
  • Развиваем речь (2)
  • Ребенок дома (5)
  • Здоровый образ жизни (2)
  • Безопасность и здоровье детей (1)

– Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.

Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

  1. Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
  2. Разучивайте стихи.
  3. Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
  4. Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  5. Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
  6. Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
  7. Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

Особенности речи шестилетних детей

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Отклонения и нарушения речевого развития

  1. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
  2. Скандирование слов.
  3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  4. Трудности различения звуков.
  5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
  6. Смешение звуков.
  7. «Проглатывание» окончаний слов.
  8. Словарный запас менее 3500 слов.
  9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
  10. Неверное построение предложения.
  11. Частая расстановка неправильного ударения.

важноРодителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их. Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения

Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

Развитие словаря детей в возрасте с 6 до 7 лет:

  • Запас слов расширяется.
  • В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Какое слово здесь лишнее? (Журавль – 2 слога, большой размер, перелетная птица.)

Задания для коррекции фонетической стороны речи

Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.

  • Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
  • «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
  • «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
  • «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
  • «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: