Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии
Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.
Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.
Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.
Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.
Коррекция дислексии
В коррекции различных форм дислексии наиболее известен метод Дэвиса. Рональд Дэвис в детстве считался «неспособным к обучению», однако в возрасте 38 лет он сам нашёл способ справиться со своим состоянием, после чего смог стать успешным инженером и бизнесменом. В 1982 году Рон Дэвис вместе с доктором философии Фатимой Али открыл в США Центр по коррекции дислексии, а в 1994 году он выпустил книгу «Дар дислексии». Годом позже он разработал программу по исправлению дислексии, которой сегодня пользуются в 47 странах мира.
Программа состоит из 3-х частей, разделённых на 4 этапа:
- Первичная консультация;
- Интенсивная программа с преподавателем;
- Обучение самоконтролю;
- Последующие встречи.
Первый шаг даёт возможность встретиться с клиентом лицом к лицу, оценить его состояние, определить сильные стороны и способности, которые можно использовать в преодолении слабых сторон. Клиент (или родитель ребёнка) рассказывает о своих сложностях и ожиданиях, а логопед или специалист по коррекции предлагает план, который необходим для достижения поставленных целей.
Интенсивный курс коррекции дислексии предполагает 30-40 часов занятий наедине с преподавателем. Специалист по коррекции помогает клиенту найти способ управлять своим состоянием и уверенно распознавать символы. Он объясняет ему методы контроля над стрессом и способы улучшить координацию, помогает развить ясность мышления и речи, обогатить словарный запас. Коррекция дислексии у дошкольников и младших школьников основана на удовлетворении их природного любопытства и занимательных упражнениях и играх.
Поскольку основные проявления дислексии вызваны неуверенным распознаванием символов, то задача преподавателя состоит в том, чтобы научить клиента различным способам фокусировки внимания и помочь ему запоминать буквы. слова и цифры иным способом – не только визуальным. В частности, в программах Дэвиса используется глина – пластичный материал, который позволяет придавать смысл и физическую форму абстрактным символам. Глина помогает проявлять творческие способности и получать удовольствие от процесса.
По окончании курса преподаватель обучает клиента (и родителей, если речь идёт о ребёнке), как действовать дальше и как закрепить свои навыки. Клиентам предлагается индивидуальный набор упражнений и методики, которые необходимы для устранения проблем с буквами или словами.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Прогноз и профилактика
Дислексия охватывает настолько широкий круг людей и имеет настолько различные признаки и степени проявления, что прогноз можно дать только после длительного общения с клиентом. Как правило, прогноз бывает благоприятным, если дислексия обнаружена в раннем возрасте, а рядом с человеком есть семья и друзья, которые его поддерживают. Целеустремлённость и сила воли тоже имеют не последнее значение. Хорошим примером в данном случае является Рон Дэвис, который научился контролировать своё состояние только в 38 лет, но это не помешало ему сделать впоследствии отличную карьеру.
Поскольку это состояние обусловлено наследственными причинами, для него не существует мер профилактики, как для ОРЗ. Однако ранее выявление и своевременно предпринятые меры по коррекции могут дать прекрасные результаты и избавить человека от многих проблем в будущем.
Существует ряд методик, которые могут помочь дислексикам преодолевать трудности с чтением и письмом:
- Индивидуальные занятия или занятия в небольших группах;
- Психологическая поддержка дома и в школе;
- Задействование большего количества органов чувств (лепка букв из глины, вырезание их из бумаги, проговаривание вслух и т.п.);
- Использование различных компьютерных программ для обучения фонематическому распознаванию.
Прогноз и профилактика
Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.
В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно.
Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр
Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи
Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.
Причины возникновения и симптомы нарушений письменной речи
Нарушение письменной речи может проявляться в двух направлениях:
- Дислексия – это частичные нарушения письма, вызывающее трудности в прочтении, написанного текста, заключающиеся в возникновении ошибок при соединении букв в слоги, а слогов в слова, что искажает смысл написанного.
- Дисграфия – это частичные нарушения письменной речи, проявляющиеся в пропускании букв и слогов при написании, замене их местами, неправильном построении предложений и звукового состава слова.
Замечание 1
Нарушение письменной речи обусловлено неправильно функционирующим фонематическим слухом ребенка и искажением его восприятия.
Современная логопедия определяет ведущие причины нарушений письменной речи, требующей вмешательства специалистов и проведения коррекционной логопедической терапии:
- Строение полушарий головного мозга определяет особенности протекания мозговой деятельности и психических функций. Мозг каждого ребенка имеет свои особенности строения, что приводит к специфике развития познавательных процессов, функционирования речевого аппарата и освоения навыков устной и письменной речи;
- Задержка мозгового развития в целом или его отдельных функций. Это может привести к проявлению нарушений в письменной речи в различной степени;
- Особенности функционирования сенсомоторных функций ребенка;
- Условия окружающей среды и организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход в процессе обучения реализуется в настоящее время в неполной степени. Это приводит к тому, что в школе предъявляются повышенные требования к учащимся. Дети просто не способны к выполнению тех заданий, которые им предлагаются в силу специфики своего развития: мозговых процессов и психической деятельности. Это приводит к тому, что ребенок перестает стремиться к пониманию того, что он делает, не желает развиваться, исправлять свои ошибки и т.д.;
- Нарушение звукового анализа у детей. Это приводит к пропуску букв в словах или их перестановке местами при их написании;
- Неврологические нарушения, приводящие к нарушению памяти, внимания, восприятия, ощущения.
В современном обществе выделяют несколько основных степеней проявления дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая – ошибки при письме связаны с нарушениями устной речи. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Ребенок может заменять звуки в словах, пропускать их.
- Акустическая дисграфия – буквы заменяются в словах на близкие по звучанию фонемы. Это возникает из-за нарушений в фонемном распознавании.
- Аграмматическая дисграфия – нарушение грамматического строя письма из-за недостаточно сформированного лексического запаса и овладения грамматическим строем речи. Ребенок может использовать неверную морфологическую структуру слова, изменять падежи, количество существительных, слова могут быть написаны в несогласованном порядке, возникают нарушения синтаксиса.
- Оптическая дисграфия – отсутствие навыков анализа и синтеза, искажения пространственных представлений. В этом случае буквы могут прописываться в зеркальном порядке, быть пропущенными или неправильно располагаться в слове.
Что такое дислексия?
Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.
- Фонематическая дислексия может быть связана:
- с проблемами распознания важных признаков фонем языка. Например, мягкости и твёрдости, звонкости или глухости буквы. Таким образом, малыш не будет понимать почему «коса» не может читаться как «коза», и не видеть разницу между словами «мел» и «мель»;
- искажение структуры слова пропусками букв или добавлением лишних, например, из «марки» может получиться «мака», а «росла» измениться в «росала»;
- Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
- Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
- Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
- Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».
Симптомы и причины дислексии
Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:
- нарушение координации, неуклюжесть, плохая способность планировать движения;
- плохое запоминание слов и рифм, даже с которыми только что столкнулся;
- часто не понимает того, что прочитал (при этом общее интеллектуальное развитие не страдает);
- имеет Синдром Дефицита Внимания, плохо планирует деятельность и понимает (выполняет) просьбы;
- ребёнок при чтении может тереть глаза, косить, теребить книжку, близко подвигать её к глазам, прикрывать один глаз, жаловаться на плохое зрение (при объективно диагностируемой норме);
- при чтении быстро устаёт, жалуется на головную боль;
- под любым предлогом пытается избежать чтения;
- имеет так же проблемы с выделением похожих геометрических фигур.
Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.
Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).
Где учатся дети с дислексией и дисграфией
Дети с дислексией могут учиться в общеобразовательной школе. Чтобы их диагноз не отражался на успеваемости, нужно принести справку от врача, в которой врач подтверждает это заболевание.
Однако и дисграфия, и дислексия могут сильно мешать ребенку учиться в обычной школе, и его родителям могут порекомендовать перевести ребенка в коррекционную школу. Но этот вариант остается на усмотрение родителей, и заставить перевестись никто не может.
Если родители для своего ребенка с дислексией или дисграфией выбрали обучение в обычной школе, то нужно понимать, что ребенок будет учиться по обычной учебной школьной программе. Однако вполне возможно, что учителя будут относиться к таким детям снисходительнее.
Основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи
Преодоление нарушений письменной речи у детей может проводится разнообразными методами и технологиями. Все зависит от степени нарушения, индивидуальных особенностей развития ребенка, его возраста.
Целесообразно организовывать систематическую работу по коррекции нарушения, построенную на взаимодействии педагогов, логопедов, родителей и медицинских специалистов при необходимости.
Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:
- Упражнения и занятия на развитие моторики пальцев рук. Моторные функции напрямую связаны с функционированием речевого аппарата ребенка. Можно использовать разнообразные пальчиковые игры, дополняя их чтением стишков, скороговорок, потешек, а также выполнять стандартные гимнастические упражнения для разработки кистей рук.
- Организация действий с различными предметами в игровой форме. Эти занятия ориентированы, также, на развитие моторных функций организма ребенка. Дети могут выполнять действия с крупами, пуговицами, зерном, собирать мозаику.
- Творческая деятельность. Сюда входят уроки рисования, выполнение разнообразных поделок из природных и иных материалов.
- Физкультминутки. Они ориентированы на развитие кистей рук, а также выполняют функцию перерыва в учебном занятии. Упражнения кистями можно проводить на каждом учебном занятии по три-пять минут.
- Упражнения, направленные на ликвидацию ошибок, связанных с неразвитостью аналитических способностей. Сюда включаются упражнения по придумыванию предложений по картинкам или отдельным словам, определению количества слов в предложении, определению места, занимаемого словом (по счету).
- Выполнение упражнений на развитие слогового анализа и синтеза. Сюда входят упражнения по выделению гласных букв в слогах, подсчета количества слогов, повторения слов по слогам, составление слова из слогов, нахождение недостающего слога, добавление слогов.
- Коррекция письменных ошибок на уровне отдельной буквы. Сюда входят упражнения на придумывание слов на конкретную букву, отыскание данной буквы в словах, составление слов с данной буквой в начале или в конце слова.
- Коррекция письменной речи на слоговом уровне. Сюда включаются упражнения по составлению слов с конкретным слогом, постановкой данного слога в определенное место слова, схематичное построение слов с цветными фишками, составление таблиц слов из слога.
- Коррекция письменной речи на словесном уровне. В данном направлении применимы упражнения по разделению слова на слоги, схематичное построение слов, графические диктанты, списывание слов, проговаривание слов по слогам.