Наглядные методы обучения

Значение и функции наглядности в образовательном процессе

Дидактический материал в ДОУ

Организация: МБДОУ «Детский сад №9»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск, п. Петряевка

В данной статье мы рассмотрим, что же такое дидактические материалы? Цели их применения и какими они бывают для средне-старшего возраста детей дошкольного образования.

Сперва вспомним, что дидактические материалы, образовались от слова дидактика.

Дидактика – это раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения ребенком знаний, умений и навыков, определяет объем и структуру содержания образования.

Теперь перейдем к дидактическим материалам более подробно. Дидактические материалы или иными словами дидактические пособия нужны для того, чтобы игра детей не только радовала ребенка, так как это ведущий вид деятельности нашего дошкольника, но и приносила ему знания, т.е. обучала ребенка во время его игровой деятельности. Для создания обучающей игры и требуются наши дидактические материалы, поэтому их значение очень велико в ДОУ. Пространство, в котором играют дети должно быть не только удобным, светлым, чистым, но и познавательным. Дидактические материалы должны создавать атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое, поэтому дидактические материалы – это вспомогательные материалы, которые используются в процессе обучения и игры детей.

Они являются элементами самой игры и творчества, ограниченно вписанными в деятельность ребенка.

Цели дидактических материалов могут быть следующими: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина), создание положительного эмоционального настроя, развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание) , развитие речевых навыков, обучение счету, грамоте. Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия.

-Натуральные наглядные пособия ( к примеру гербарии, коллекции минералов, чучела животных.)

— Объемно-образные дидактические материалы.

— Объемно-предметные (модели, макеты, муляжи)

-Знаковые дидактические материалы (оформлен в картинках, раздаточный)

-Демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и тд).

-Дидактический материал, выполненный своими руками. (книжка-малышка, игры с геометрическими фигурами, игры по развитию речи, разнообразные карточки для настольных игр, игры- головоломки «Танграм» и многое другое, что можно изготовить своими руками).

А теперь перейдем к дидактическим материалам, сделанные своими руками, которые имеются в нашей группе, их множество.

Дидактические материалы к играм: «Какое время года?» (самодельные карточки времен года», «Отгадай что за растение?» ( самодельные карточки с растениями»), «У кого кто?» ( карточки с животными и их детенышами») «Кто где живет?» ( картинки животных с их домиками) и тд.

Изготовленный собственноручно лабиринт, вырезанные картинки овощей и фруктов для игры «Собери урожай», вырезанная одежда для кукол в разнообразные игры для девочек и тд. Сделанный своими руками фланелеграф и многое другое. В группе присутствуют и сшитые герои из разнообразных добрых сказок и многое другое. На самом деле многое можно сделать из подручных материалов для создания детям игровых ситуаций, главное иметь желание, ведь детям намного интереснее видеть и изучать те предеметы и с помощью тех предметов-игр, которые они еще не видели в магазинах детских игрушек. Нужно уметь заинтересовывать их чем-то новым, полезным и даже самодельным, главное, чтобы труд, который вы делаете, приносил пользу и дарил детям радость!

Подводя итоги и делая вывод, можно сказать, что практически ни один ребенок не усвоит до конца и не получит те знания без дидактического материала, который мог бы предоставить ему педагог, а также родитель с дидактическими материалами, вне дошкольно-образовательного учреждения.

Опубликовано: 26.07.2023

Ознакомление с природой

Воспитатель, планируя занятие, заранее продумывает, какой демонстрационный материал понадобится для усвоения данной темы, ищет в интернете необходимые изображения и отпечатывает нужный элемент. Например, при изучении весенних цветов на занятии можно показать слайды по телевизору или компьютеру с фотографиями, распечатать или нарисовать строение растения: корень, стебель, листья, цветок, плод.

Интерес у детей вызовет проведение игры «Собери растение». К примеру, картинка тюльпана разрезается на несколько частей, и ребенок собирает растение в правильном порядке, по ходу повторяя его составные части.

Развитие восприятия и внимания с помощью наглядных пособий

Наглядные пособия играют значительную роль в обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях (доу). Они помогают детям лучше понять и запомнить материал, способствуют развитию восприятия, внимания и мышления.

Пособия могут представлять собой различные наглядные материалы, такие как плакаты, диаграммы, наглядные предметы и другие объекты, которые помогают визуализировать учебное содержание. Использование наглядных пособий создает благоприятную обстановку для формирования активного интереса к урокам и развития речи детей.

Для успешного использования наглядных пособий в занятиях в доу, необходимо уметь правильно подобрать и применить разнообразные средства наглядного обучения. Они помогают детям легко воспринимать и запоминать информацию, особенно в начале обучения, когда новый материал только усваивается.

Предметные наглядные пособия способствуют формированию представлений о конкретных объектах и явлениях. С их помощью дети могут более точно представить себе предмет, его функции и взаимосвязи с другими объектами. Например, построение моделей различных объектов позволяет детям углубленно изучать их структуру и особенности.

Для развития восприятия и внимания детей в доу также необходимо использовать интересные и запоминающиеся наглядные пособия. Такие пособия помогают создать эмоционально окрашенную образовательную среду, которая способствует эффективному усвоению материала и развитию интеллектуальных способностей детей.

Итак, роль наглядных пособий в обучении детей в доу неоценима

Они являются неотъемлемой частью образовательного процесса и помогают развивать восприятие, внимание и мышление у детей. Правильное использование наглядных пособий позволяет создать эффективное образовательное пространство и способствует успешному решению образовательных задач

Иллюстрации

Определение 3

Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.

Проиллюстрированными могут быть растения, животные, явления и предметы техники или науки и еще многое другое.

В качестве одного из средств иллюстрирования широкое применение находит классная доска или же интерактивные доски. Они служат областью для записи слов, предложений, разнообразных задач, на них можно изобразить последовательность выполнения действий. Свое применение также находят и отдельные иллюстративные пособия вроде карт, картин, таблиц, чертежей, баннеров и так далее. В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к рассматриваемой иллюстрации;
педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа иллюстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и иллюстрациям в целом;
иллюстрация должна быть согласована с наполнением материала, важным фактором является эстетическая сторона вопроса исполнения. Иллюстрация должна привлекать самих учеников к поискам и определению необходимой информации.

Обучающие игры

Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.

Что такое дидактические материалы в В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.

  • Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат.
  • В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.

Все игры можно классифицировать на группы:

  • Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.
  • Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.
  • Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.

На чтение
6 мин.

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в , педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».
Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований: Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать). Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников. Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем). Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности

А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.
Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы

Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части

Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра

Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников

Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счёта

Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность

Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме

С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений

С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд

Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа

Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Что к ним относят

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

  • презентации;
  • обучающие игры;
  • всевозможные карточки;
  • рисунки;
  • схемы, таблицы;
  • графики, диаграммы;
  • контурные карты.

Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.

С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.

Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.

Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.

Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.

Использование наглядности в обучении дошкольников элементарной математике

Организация: РОСНОУ

Населенный пункт: г. Москва

Дошкольное детство — время первоначального развития личности, формиро-вания основ самосознания и индивидуальности ребенка. Хотя период до-школьного детства относительно недолог, ребенок много усваивает в эти го-ды жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходи-мых ребенку в школе.

Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позво-ляющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его зна-чительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей до-школьного возраста основам математики является наглядность. Для форми-рования у дошкольников элементарных математических представлений нуж-но использовать разнообразные наглядные материалы и развивающие дидак-тические игры. Это учит ребенка быстрее усваивать некоторые сложные ма-тематические понятия, формировать представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивает умение ориентироваться в направле-ниях пространства, делать выводы.

Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблю-дение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, об-разцов, использование схем, и т. д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются сле-дующие виды наглядности:

предметная

образная

условно-символическая наглядность

Используя предметную наглядность, показывают детям натуральные предме-ты внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи ово-

щей, фруктов). При использовании образной наглядности показывают детям

щей, фруктов). При использовании образной наглядности показывают детям картины, иллюстрации, слайды. При использовании условно-символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предло-жений, таблицы по изучению состава чисел.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении дошколь-ников:

— Счетные палочки широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

— Набор объемных пособий – кубиков и других игрушек.

— Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и др. Трафареты могут быть выполнены из цветно-го картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полот-нам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь раз-резанные цифры от 0 до 9.

— Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обрат-ной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промока-тельной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани.

— Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен.

— Сюжетные картины с прорезями, например, изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов.

— Предметные картинки.

— Плакаты.

— Счетные приборы.

Таким образом, наглядное пособие – одно из средств умственного развития, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях наглядного пособия, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию. Занимаясь с детьми индивидуально, педагог тем самым учит детей более уверенно ориентироваться в простейших закономер-ностях окружающей их действительности и активнее использовать матема-тические знания в повседневной жизни.

Хорошо подобранный наглядный материал привлекает детей эстетически, вызывает у ребят желание заниматься с ним, способствует организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала, закреплению знаний в свободное от занятий время.

Список литературы:

Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Леушина А. М. Теория и методика формирования элементарных математиче-ских представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т. К. Велби, 2009.

Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду. — 2001.

Опубликовано: 28.09.2015

С чего начать?

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС, рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей. Затем предлагаем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

  1. Определить для какого возраста рассчитано пособие;
  2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;
  3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
  4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;
  5. Сроки работы над созданием дидактического материала;
  6. Непосредственное изготовление игры.

Как применять самодельные дидактические пособия в ДОУ?

Изготовить дидактические пособия для детского сада — это только половина задачи

Важно правильно уметь применять такие игры в образовательно-воспитательном процессе

Итак, развивающие игры, изготовленные собственноручно, можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. То есть такая деятельность может быть запланированной или спонтанной, например, во время непогоды. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников.

Если же дидактические материалы применяются в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты

Дидактические материалы для развития сенсорики

Не секрет, что младшие дошкольники и дети ясельного возраста воспринимают предметы зрительно и тактильно

То есть для малышей очень важно, чтобы вещь была яркой, внешне привлекательной для них. Благодаря тактильным ощущениям дети учатся понимать свойства предметов (например, твердый или мягкий), качества материалов (пушистый, скользкий, ровный). Такая игра развивает мелкую моторику

Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?

Такая игра развивает мелкую моторику. Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?

Предлагаем игру «Волшебные шкатулки». Для того чтобы создать такое пособие понадобится несколько небольших картонных коробочек и различные виды круп. Дети выбирают понравившуюся шкатулку. Малышам предлагается рассмотреть, потрогать содержимое. Затем можно организовать такие игры:

  • «Найди все шкатулки с фасолью (горохом, гречкой)»;
  • «Угадай с закрытыми глазами»;
  • «Выбери только фасоль (горох, гречку)» (воспитатель предварительно перемешивает крупы);
  • «Рисуем пальчиком на крупе»;
  • «Пересыпь из одной емкости в другую».

Смастерив из пластиковой коробки и самоклеящейся пленки, например, Колобка, детей можно попросить «накормить» сказочного героя содержимым их шкатулки.

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.

Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.

Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.

Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.

При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.

Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:

  • повышается эффективность освоения материала;
  • поиск информации занимает меньше времени;
  • дети заинтересованы в изучении предмета;
  • можно самостоятельно изучить урок;
  • возможно использовать для большой аудитории;
  • возможно наглядно объяснить новую информацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: