Советы психиатров и психологов
Пройдено много кабинетов неврологов, психиатров, психологов, нейропсихологов, логопедов-дефектологов. Много рекомендаций, советов, назначений лечения. И самое страшное, что никто не дает хотя бы малейшей надежды, что все наладится, что все будет хорошо. Не дают даже почувствовать, что у нас есть шанс на счастливое будущее. Порой, даже наоборот, морально готовят к страшному….
А один врач, посмотрев результаты МРТ, ЭЭГ, так и сказал:
— Домик есть, но в нем никто не живет.
Намекнул на то, что мозг в порядке, но умственных способностей — ноль. Это было очень больно услышать… Я не верила им. Они все меня обманывали, мой ребенок не может быть умственно отсталым. Это неправда!!!
Принять своего ребенка
Есть такое высказывание: «Бог дает нам только те испытания, которые мы способны выдержать». Хорошие слова, ведь в них можно вписать и то, что Бог подарил мне такого ребенка, заранее зная, что я справлюсь. Получается, что я не несу никакой ответственности за происходящее, за будущее дочери. Это кто-то сверху решил дать мне такое испытание и там же сверху когда-нибудь решит отменить его… или нет. И все, что я могу сделать, — это принять своего ребенка таким, какой он есть, смириться, унять свою боль. Избавиться от желания убежать от нее. Отбросить мысли, что я ужасная мать, не способная справиться с собственным ребенком. Это замечательное решение, но, к сожалению, оно не ведет к положительной динамике выздоровления ребенка.
ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ: ГУЛЕНИЕ
В этом возрасте появляется новый вид крика – «ложный», который вызван не жизненно важными потребностями или дискомфортом, а желанием видеть маму и общаться с ней. К началу третьего месяца жизни у большинства здоровых детей частота крика снижается (хотя он по-прежнему используется как «протест» в ответ на неблагоприятный раздражитель) и появляются отчетливо произносимые гласные звуки (обычно это «а», «у», «и») – первичные вокализации, которые принято называть гулением. Возникают они спонтанно и только во время бодрствования. Примечательно, что сам малыш получает удовольствие от этих вокализаций. Гуление – еще очень примитивная форма речи, но на данном этапе уже работает дыхательная система, осуществляются первые попытки слухового контроля над речью и целенаправленного речевого общения.
ПРАКТИКУМ
1. ПОБУЖДАЙТЕ К ЗРИТЕЛЬНОМУ КОНТАКТУ
К 3–4 месяцам вы заметите, что при вашем появлении малыш начинает активно двигать ручками и ножками, поворачивает голову, улыбается и гулит. Психологи называют это комплексом оживления
На этом этапе с уверенностью можно сказать, что кроха общается с вами и рад этому! Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью. Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля»
2. СТИМУЛИРУЙТЕ ГУЛЕНИЕ
Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом незатейливые комбинации звуков – и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер
Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу (для этого можно пощелкать языком, поцокать или просто поцеловать кроху). Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу»
Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые («ба», «па», «ма», «да»).
3
РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЕВОЕ ВНИМАНИЕ
- Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте «Где машинка?», а после того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте «Вот машинка!»
- Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут простейшие детские стихи и потешки).
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 МЕСЯЦЕВ: КРИК
Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении – это крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться, но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Со временем (к 2–3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различия крика в зависимости от состояния малыша (голода, боли и т.д.). Главное на данном этапе – эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой.
ПРАКТИКУМ
1. ВЫЗЫВАЙТЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
- Мамино лицо – любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.
- Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку – лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.
- При общении с младенцем задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»
2. ДЕЛАЙТЕ ЛЕГКИЙ МАССАЖ ГУБ
Нежно поглаживайте, постукивайте губы малыша, пассивно открывайте и закрывайте маленький ротик. Все движения должны быть плавными и легкими!
3. УЧИТЕ РЕЧЕВОМУ ВНИМАНИЮ (С 2 МЕСЯЦЕВ)
Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь сделать так, чтобы он следил за вами глазами, а позже – поворачивал голову. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.
4. РАЗГОВАРИВАЙТЕ!
- Ваша речь должна быть медленной и четкой, ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Достаточно того, что предложения будут короткими, а слова – простыми.
- Во время «режимных» моментов (кормления, купания, переодевания и т. п.) проговаривайте то, что делаете, даже если вам кажется, что кроха вас не слушает и не понимает. Уже давно не вызывает сомнения следующий факт: дети, чьи мамы активно общались с ними с самого рождения, начинают говорить быстрее своих сверстников.
ЧТО МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ РАЗВИТИЮ РЕЧИ?
Есть ряд факторов, которые врачи, психологи и логопеды считают неблагоприятными для развития речи и ребенка в целом.
* Наследственность. Не существует точной связи между нарушениями речи или психики у родственников и детей, однако статистика показывает, что у детей с неблагоприятной наследственностью речевые дефекты возникают чаще, чем у других. * Осложненное течение беременности (сюда относятся все травмы и болезни будущей мамы, угрозы выкидыша, возраст родителей и даже их нежелание иметь ребенка). * Родовые травмы, слишком быстрые или, наоборот, затяжные роды, применение стимуляции родовой деятельности, асфиксия и гипоксия у плода. * Различные неврологические патологии и микропатологии (в том числе повышенное внутричерепное давление, гематомы мозга, гипер- или гипотонус мышц). * Перенесенные ребенком заболевания, такие как менингит, энцефалит, полиомиелит, цитомегаловирусы.
Что же делать родителям в этих ситуациях? Прежде всего не волноваться и не паниковать. Ничего страшного еще не произошло, и наличие вышеперечисленных факторов вовсе не означает, что у ребенка будут какие-либо дефекты. Однако лучше с ранних лет пристально следить за развитием малыша, усиленно заниматься с ним и в случае отклонений сразу же обращаться к специалисту.
Как действовать
- Любой шум, громкие звуки причиняют звуковому ребенку сильную боль. Необходимо создать в доме экологию тишины.
- Ребенок с чувствительной восприимчивостью звуков очень тонко понимает смыслы слов, которые слышит. Не ругайтесь при нем и не оскорбляйте его.
- Не опускайте руки и не вверяйте ответственность за своего ребенка случаю, судьбе.
- Необходимо понять, что, как бы тяжело ни было маме, звуковику еще тяжелее… Мама — все, что у него есть. Она его связь с внешним миром. Его жизнь, его психика — в ее руках.
- Не допускайте того, чтобы ребенок ощущал стресс мамы.
Важно, чтобы мама сама пришла в хорошее психологическое состояние, сначала помогла себе, а потом и своему ребенку. Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Послушайте, что говорят «особенные мамы» о результатах своих детей после тренинга:
ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Что делать если:
* новорожденный не закричал при рождении, закричал не сразу или его крик был не таким, как у других детей; * к 4 месяцам кроха не гулит и не реагирует на появление мамы; * к 7 месяцам он не лепечет, не реагирует на голос мамы и не радуется общению с ней; * гуление и лепет появились в срок, но затем резко пропали или начали плавно угасать; * ребенку не нравится слышать речь, в том числе книжки и песни, он закрывает ушки или плачет; * к году не появилось ни одного настоящего слова; * к году малыш не может взглядом или жестом показать знакомую игрушку или предмет; * речевое развитие протекает с сильным опережением, в год ребенок говорит развернутую фразу, пытается рассказывать стихи.
ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ: ЛЕПЕТ
Примерно в полгода родители впервые слышат из детских уст лепет – произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки «п» и «б» с гласными («па», «бу», «апу» и т. д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Разные чувства побуждают малыша к произношению разных звуков. Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция: органами речи (языка, губ, щек, нижней челюсти) производятся специальные движения.
Во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытаться имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком – общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.
ПРАКТИКУМ
1. РАЗВИВАЙТЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.)
Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова
Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»
2. СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЕПЕТ
- Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
- Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».
3. РАЗВИВАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.
Занятия в детском саду
В детский сад мою дочь брали максимум на три часа. У воспитателей не хватало терпения и сил с ней общаться
Ведь все их внимание забирал мой ребенок, и на остальных детей не оставалось времени
На стенд вывешивали творческие работы малышей: рисунки, аппликации, фигурки из пластилина. А я не находила поделок своего ребенка, и было бы очень странно и удивительно их увидеть. Ведь она отказывалась даже попытаться что-либо сделать.
Воспитатели говорят, что ребенок должен уметь в этом возрасте раскрашивать, лепить, вырезать и т. д. А я слушаю, и наворачиваются слезы на глаза. Просто хочется убежать, спрятаться от всех и плакать, плакать навзрыд, в голос и чтобы никто не трогал хотя бы в этот момент. Как же хочется побыть одной в тишине и покое…
Было очень больно и страшно, когда я услышала от психиатра диагноз своего ребенка — расстройство аутистического спектра. В этот момент разрушилась моя жизнь, моя картина будущего, мои мечты. Все…
Мои фантазии и ожидания уже никогда не станут реальностью. Мой ребенок не такой, каким я его представляла. Появилось еще большее желание сбежать… От ребенка, от проблем, от страшного будущего, которое ждет меня и моего ребенка. Я не хотела видеть, каким оно будет.
До и после
После тренинга дочь стала спокойной.
Раньше, оставив ее в комнате одну на пять минут, можно было обнаружить дочь качающейся на люстре в разрушенной комнате. Это было бы нормально. Сейчас ее можно оставить в комнате одну и, вернувшись, увидеть новый рисунок или поделку из пластилина.
До тренинга дочь не реагировала на просьбы, вопросы. Сейчас она может не только показать, где определенное животное, но и подражать звукам. Например, «Покажи, где киска». Показывает и говорит «мяу». Она, наконец, слышит, слушает, понимает вопрос и отвечает на него!
О первых наших результатах написано И это только начало…
Как дети реагируют на стресс мамы
Каждый ребенок уникален от природы и имеет свои психологические особенности — вектора. И когда мама в стрессе, дети с разными векторами реагируют по-разному.
-
Если у ребенка зрительный вектор — он может много болеть ОРВИ или испытывать тревожные состояния, страх.
-
Если малыш обладает кожным вектором, будьте готовы к диагнозу «гиперактивный». Могут появиться тики, раздражительность, неусидчивость, аллергия и другие кожные заболевания.
-
Обладатели анального вектора могут страдать кишечными расстройствами, заиканием. Проявлять агрессию к окружающим.
-
Но именно для детей со звуковым вектором неблагоприятное состояние мамы (стресс, беспокойство, финансовая нестабильность) может обернуться психиатрическим диагнозом. Психика — это их уязвимое место.
О причинах аутизма смотрите видео: