Агрессия у ребенка

Детская агрессия: признаки, причины, как бороться

Осложнения

Ранний опыт агрессии, подкрепленный воспитанием, и неблагополучная семейная обстановка могут оказывать длительное влияние на формирование личности ребенка. В подростковом возрасте такие черты характера, как гнев, горечь и обида, могут стать более выраженными. В крайних случаях это может привести к развитию акцентуации или психопатии — расстройств личности, характеризующихся повышенной агрессивностью. Это, в свою очередь, повышает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения и правонарушений. Кроме того, некоторые дети могут проявлять аутоагрессию, причиняя себе вред или предпринимая попытки самоубийства.

Рис. 2 — Агрессия у подростков

Портрет агрессивного ребёнка

Max kegfire/Shutterstock.com

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей — это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличаются «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия — это действия ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность — это готовность проявить агрессию в адрес других людей, форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Что делать родителям

Причины агрессии

Прогноз и профилактика

Классификация

В зависимости от направленности действий различают гетероагрессию, когда ущерб наносится окружающим, и аутоагрессию, когда наносится вред самому себе. В зависимости от этиологических признаков выделяют реактивную агрессию, которая возникает в ответ на внешние факторы, и спонтанную агрессию, которая обусловлена внутренними импульсами. 

Наш эксперт в данной сфере:
Куреков Игорь Владимирович

Врач — психиатр, психиатр — нарколог

Особое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия проявляется через интонацию, мимику, жесты и позы. Диагностика этой формы агрессии достаточно сложна, так как агрессивные акты могут не осознаваться или отрицаться ребенком.
  • Вербальная агрессия выражается через оскорбления, угрозы и ругань. Это наиболее распространенный вид агрессии среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия предполагает использование физической силы для причинения вреда. Такая форма агрессии часто встречается среди детей младшего возраста и школьников-мальчиков.

Проявление агрессии в разном возрасте

Prostock-studio/Shutterstock.com

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах.

Младенчество

Младенцы проявляют агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении, устали от длительного и интенсивного взаимодействия со взрослым или напуганы. Тогда родители слышат сильный плач — ребёнок может брыкаться, кряхтеть, хмурить бровки, отворачиваться.

Раннее детство

tartanparty/Shutterstock.com

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

к взрослому. Это связано с невозможностью достичь желаемого. Например, «хочу конфету, а мама не даёт» — ребёнок начинает скандалить и может даже попытаться ударить маму кулачком;
к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности. Бывали случаи, что старший ребёнок по-детски наивно предлагал родителям избавиться от младенца или пробовал это сделать сам

Поэтому так важно готовить старших детей к появлению младших.

После кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает» — ребёнок учится получать желаемое с помощью слов, приобретает базовые коммуникативные навыки. Эмоциональная сфера ещё развита плохо, поэтому ребёнку бывает сложно понять, какие именно эмоции он сейчас испытывает и почему. Родители выступают «проводниками» в этом мире чувств и показывают своим примером, как поступать, когда испытываешь сильное напряжение: попытаться поговорить или «постучать кому-то по голове».

Дошкольный возраст

Oleg Mikhaylov/Shuttertock

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Дошколята уже многое умеют — они знают, как попросить игрушку или включиться в игру. Однако незрелость эмоциональной сферы по-прежнему даёт о себе знать: обида, несправедливость, неприязнь — всё это может вырасти в открытое проявление враждебности. Здесь всё ещё важна роль взрослых — они обязаны научить детей решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Школа — это бесконечная череда адаптации, сильных информационных и эмоциональных нагрузок, прояснения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Агрессия как защита — это нормально

Важно научить ребёнка сливать свои негативные эмоции не на одноклассников и учителей, а переводить их в позитивное русло — спорт, творчество, увлечения

Подростковый возраст

Anel Alijagic/Shutterstock.com

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

В подростковом возрасте происходит мощная гормональная перестройка организма. Всплеск тестостерона влияет на агрессивность некоторых мальчиков, им становится сложно себя контролировать. Не просто так 6–8 классы — это самые сложные дети для учителей.

Подросткам сложно контролировать своё новое тело и новые проявления личности. Здесь мы снова учим детей распознавать свои эмоции, управлять ими и решать конфликты без применения силы и оскорблений. Но лучше, чтобы в этот период у подростка был взрослый наставник, который не является его родителем, — так ему проще принимать рекомендации.

Формы агрессии и агрессивного поведения

Агрессивность имеет несколько форм выражения:

  1. Возмущение. Чаще всего это ответ на несправедливые действия окружающих, их неадекватное отношение, на нелепую ситуацию, в которую попал человек по вине другого (несоблюдение условий встречи, договоренности и т.д.).
  2. Раздражение. Возникает, когда человек не в состоянии оправдать поведение другого, не может сформулировать свое возмущение. Часто бывает, что невозможно даже определить, куда человек хочет направить свое действие.
  3. Гнев. Для гнева характерно проявление ярости и злости. Часто это ответное действие на поведение другой стороны.

Причины возникновения агрессии

В целом, проявление агрессивности рассматривается как готовность человека к враждебному поведению. Она не является врожденной, а скорее трактуется как приобретенная в процессе взаимодействия с обществом. Появление агрессивности – довольно сложный процесс, в котором задействовано много различных факторов. 

Чаще всего, враждебное поведение формируется в детстве под влиянием окружения, родителей, родственников, сверстников.  Ребенок «учится» агрессии, наблюдая, как люди вокруг него проявляют гнев и ненависть и смотрят, к чему это приводит на примере кого-то из окружения ребенка. Если результат от проявления агрессии положителен, то такое поведение закрепляется в памяти ребенка, как инструмент манипуляции для достижения любых целей. Впоследствии оно становится причиной агрессии во взрослом возрасте.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

Желание стать лидером, завоевать симпатии.
Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Лечение агрессивного поведения детей

Как вести себя с агрессивным ребенком

Желательно ориентироваться на следующие рекомендации:

Если имеются предпосылки к развитию конфликта с другими детьми, нужно как можно быстрее переключить внимание своего ребенка. Можно организовать какую-то подвижную игру с соревновательным эффектом, например догонялки или прятки

Это позволит ребенку выплеснуть негативную энергию и забыть о конфликте.
Если ребенок уже проявил агрессию, необходимо сообщить ему о своем недовольстве через «Я-сообщения». Ни в коем случае нельзя говорить малышу, что он ведет себя плохо, огорчает родителей и т. д. Лучше сказать: «Я огорчена, потому что произошла драка», «Мне хочется, чтобы ты был примером для других» и т. д.
Во время приступа агрессии нужно обнять ребенка и сказать: «Я понимаю твои чувства». Это поможет ему успокоиться. После этого можно найти решение его проблемы. Дети склонны перенимать поведение взрослых. Если родители ведут себя в стрессовой ситуации спокойно, то и ребенок будет следовать их примеру.

Формы проявления агрессии

К формам проявления агрессии относятся ярость, гнев, раздражение, злость, ненависть. Чаще всего эти чувства являются неконтролируемыми и, соответственно, несут опасность для окружающих.  Каждое из этих основных чувств проявляется следующими формами:

  • Яростью – состоянием, максимально близким к агрессии. Без ярости агрессия невозможна.
  • Раздражение – минимальное проявление агрессии, свидетельствующее о возможном ее начале.
  • Злость – более выраженное проявление агрессии и при этом более частое, чем раздражение. Тот, из-за кого возникла злость, т.е. предмет злости больного всегда выражен сильнее остальных по своему содержанию и природе.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Зачастую, ненависть может быть чертой характера, но она также быстро укореняется и приобретает хронический характер. 

Наша социализация основана на балансе между процессами возбуждения и торможения в корковых нейронных сетях. Агрессия появляется у людей, которые физически потеряли функциональность некоторых структур мозга, отвечающих за процессы торможения-возбуждения. Как следствие, во время действия раздражителей, возбуждение преобладает, а процесс торможения очень сильно опаздывает и влияет слабо. 

Психологическая основа агрессии – это малая способность человека к самоконтролю и саморегуляции, зависимость от обстоятельств, неустойчивая самооценка. В данных случаях агрессия является способом снятия напряжения при эмоциональных и умственных нагрузках. 

Подходы к определению агрессии

Агрессия выражается не только физически. Например, ссоры, крики, повышение голоса, оскорбления — все это признаки вербальных форм.

Разновидности подходов к пониманию природы агрессивности:

Нормативный подход. Такое поведение рассматривается как противопоставление общепринятым нормам, как деструктивное, которое противоречит установленным правилам в обществе. Например, понятие криминальной агрессии означает поведение с умышленным причинением вреда (физического и морального) другому живому существу, в результате чего эти действия подпадают под нормы уголовного права. Румянцева Т.Г. считает, что агрессивным поведением считается таковым, если соблюдены условия: есть негативные последствия для жертвы; нарушены принятые нормы поведения.

Глубинно-психологический подход делает акцент на инстинктивной природе агрессии. Сторонники данной трактовки рассматривают агрессию как врожденное качество, естественной частью его натуры. Так, Фрейд связывал такое поведение с «инстинктом смерти».

Целевые подходы. Рассматривают агрессия с позиции ее полезной функциональности. Это неотъемлемый инструмент эволюции, который помогал нашим предкам адаптироваться, присваивать жизненно важные ресурсы, доминировать и самоутверждаться. Ряд ученых-психиатров определяют агрессию в рамках такого подхода как поведение, направленное на уничтожение/преодоление того, что является угрозой для организма — физической/эмоциональной.

Подходы, изучающие последствия агрессии. Такое поведение рассматривается как действия одного существа, подавляющие свободу или приспособленность другого. Это любой поступок, выраженный в причинении боли другому человеку — морально или физически.

Подходы, оценивающие намерения агрессора. Агрессия рассматривается как форма поведения, мотив которого — намеренно причинить вред другому, продемонстрировать чувство своего превосходства, завладеть чужим имуществом или чем-либо другим.

Эмоциональные подходы

Акцентируют внимание на чувственной стороне агрессивного поведения, которое проявляется в чувствах и действиях нападающего. Это, в первую очередь, недружелюбие, ненависть, недоверие, неприязнь

В рамках этих подходов существует видение агрессии как высказывание обидных слов, выражений, демонстрация негативных чувств.

Многоаспектные подходы. Они включают все вышеперечисленное, а также их сочетания.

Недифференцированные подходы. Они не раскрывают суть такого поведения, а лишь рассматривают в узких рамках. Так, бихевиоризм определяет агрессию как естественный человеческий рефлекс, как результат фрустрации, как реакцию на внутренний психологический дискомфорт.

Так, в научной среде существует множество подходов к понятию агрессии, однако ни одна из трактовок не может считаться полностью исчерпывающей.

Что такое агрессия

Агрессия – это довольно сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет не только на человека, проявляющего ее, но и окружающих людей. С точки зрения психологии агрессия – это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда как окружающим, так и самому себе.

Агрессия личности проявляется раздражительностью, враждебностью, нанесением физических травм, причинением вреда себе и обществу.

Агрессивные люди обычно очень раздражительны, обидчивы и часто злятся. Причиной гнева могут стать спонтанные ситуации. В этом случае человек злится на сам факт возникновения этой ситуации и что она препятствует достижению его цели

Он не вникает в то, была ли ситуация создана специально или возникла по неосторожности. В такие моменты человек освобождается от отрицательной энергии, которая по какой-либо причине наполнила его

В этом и состоит суть агрессии.

Способы коррекции

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Что ты чувствуешь?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется

Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии

Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

Обзывалки

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

Расслаблялки

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

Злая кукла

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

Мешочек для крика

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

Действие

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Классификация агрессии

Агрессия в психологии классифицируется по нескольким признакам:

По направленности:

  • Аутоагрессия – направленна конкретно на себя. Характерными признаками являются саморазрушающее поведение и самоуничтожение. 
  • Гетеро агрессия – направлена на окружающих. Находит выход в оскорблениях, угрозах, ругани и физическом насилии.

По причине появления:

  • Реактивная агрессия – выявляется в виде ответной реакции на раздражитель.
  • Спонтанная агрессия – возникает при влиянии внутренних импульсов без особой причины.

По целенаправленности:

  • Мотивированная – агрессия, спланированная заранее с целью нанесения ущерба и вреда объекта.
  • Немотивированная – агрессия, не обусловленная внешней причиной. Зачастую является проявлением синдрома хронической усталости, психических расстройств и астенического синдрома. Также проявляется при употреблении алкоголя и психоактивных веществ и их лишения
  • Инструментальная – агрессия, при помощи которой достигают определенного результата, как, к примеру, ребенок, агрессивно требующий покупки игрушки. 

По открытости:

  • Косвенная – обращена не на раздражитель, а на иные объекты, на которые агрессию срывать удобно и безопасно. Как пример, срывание злости на свою семью без видимой причины.
  • Прямая – направлена на сам раздражитель, вызывающий тревогу. Проявляется в открытом хамстве и применении физического насилия. 

По форме проявления:

  • Физическая – прямое использование силы для нанесения морального\физического ущерба объекту. 
  • Вербальная – синонимами является речевая или языковая агрессия. Реализуется в словесной форме, в оскорблениях, угрозах.
  • Экспрессивная – реализуется невербально, с помощью интонации голоса, жест и мимики. 

По выраженности:

  • Активная – это прямая агрессия, выбор отчаянных или сильных личностей, которые понимают все риски. Выступают прямыми агрессорами, которые могут получить активный ответ.
  • Пассивная – скрытая агрессия, замаскированная под заботу и внимательность. Может вызвать у объекта неприятные эмоции. Как стыд, раздражение, ощущение глупости и вину за свои слова или действия. Данная агрессия ещё хуже, чем активная и открытая, ибо придраться к «заботе» со стороны агрессора не выйдет.  

Влияние воспитания и семьи на формирование агрессивного поведения

Диагностика агрессии

Чаще используется опросный метод изучения агрессии. Это различные тесты на агрессивность. Многие опросники созданы так, чтобы люди, которые их проходят и не догадывалось о заинтересованности в их агрессии. Количество совпадений ответов в опросниках с ключами позволяет выявить степень и форму агрессии. 

Также весьма широко используется методика Басса-Дарки. После ответа на вопросы и их обработки они оцениваются по шкале, относящейся к показателям агрессии. Данный тест позволяет наиболее точно охарактеризовать личность. Для детей методики существенно отличаются. Используются проективные методики, наблюдение по разработанной программе, опросники и беседы. 

Симптомы и признаки проявления

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода

В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит

Диагностика

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

Что делать с детской агрессией: рекомендации родителям

К способам коррекции агрессивного поведения относят:

  • сказкотерапию;
  • лепку песком;
  • изотерапию;
  • танцевальную терапию;
  • глинотерапию.

На пути к преодолению детской агрессии нужно придерживаться рекомендаций:

Детская агрессия может быть результатом дефицита внимания. Это значит, что ребенок нуждается в проявлении ласки и любви со стороны родителей. Чтобы он не чувствовал себя одиноким, следует уделять ему больше внимания и не забывать о телесном контакте.
Источником агрессии в семье могут быть сами родители. Необходимо пересмотреть и скорректировать свое поведение.
Желательно снизить уровень критики по отношению к ребенку. Она может оказывать на него чрезмерное давление. Это снижает самооценку, а также способствует накоплению обиды и злости.
Нельзя запрещать ребенку выражать любые негативные эмоции. Нужно предлагать альтернативные, более «экологичные» способы выплеска негативной энергии.
При общении с ребенком не стоит давить на него своим авторитетом. Он должен чувствовать себя рядом с родителями комфортно и безопасно.
Желательно чаще хвалить ребенка и поощрять его достижения

Очень важно не обесценивать его успехи, даже если на первый взгляд они кажутся незначительными.
Необходимо ограничить просмотр ребенком сцен насилия и жестокости по телевизору и в интернете.

Что такое детская агрессия

Выделяют следующие виды детской агрессии:

  1. Физическая агрессия. Предполагает физическое воздействие в отношении другого человека. Это может быть как причинение телесного вреда, так и нанесение ущерба чужому имуществу. Ребенок может кусаться, бросать вещи, драться или ломать окружающие его предметы.
  2. Прямая агрессия – та, которая направлена на определенный объект.
  3. Вербальная агрессия. Проявляется в словесной форме. Она может включать в себя угрозы, повышение тона, крики и оскорбления.
  4. Аутоагрессия предполагает вымещение зла на самого себя. Ребенок может выдергивать ресницы, грызть ногти и т. д.
  5. Косвенная агрессия. Проявляется не напрямую, а в виде колкостей, сплетен и провокаций.

Основные причины

Дети, которые постоянно переживают стресс, могут реагировать агрессией, пытаясь справиться с внутренним дискомфортом. Агрессия у ребенка может возникать из-за накопившегося эмоционального напряжения, неумения выражать словами свою обиду, недостатка внимания взрослых, желания показать силу, не владения коммуникативными навыками, чтобы разрешить проблему.

Причины делятся на группы:

Семейные отношения. Ребенок копирует жестокость, насилие, неуважение, частые конфликты в семье. последствия психологических травм, которые получают дети, ставшие свидетелями родительских разборок, могут быть ужасными. Из-за безразличия матери и отца ребенок для привлечения внимания проявляет гнев, крик и непослушание.

Личностные особенности. Через озлобленность и раздражение выражается неустойчивое эмоциональное состояние. Из-за плохого самочувствия появляется агрессия и усталость, из-за заниженной самооценки- страх и чувство вины.

Особенности нервной системы. неуравновешенные дети из-за слабой ЦНС плохо переносят физический и психологический дискомфорт.

Социально-биологические факторы. Считается, что мальчики, как будущие защитники должны сдавать сдачи, уметь постоять за себя.

Ситуационные факторы. Из-за эмоциональной лабильности в детском возрасте появляются вспышки раздражения, гнева от случайного воздействия неблагоприятных событий. Например, плохая оценка в школе, трудности в выполнении домашнего задания.

Что является причиной такого поведения

В психиатрии определены причины агрессивного поведения человека. К самым распространенным относятся: прием антидепрессантов, травмы головы, психические патологии, проблемы с работой/личной жизнью, переутомление.

Мотивы человека, проявляющего агрессию

Есть несколько факторов, вызывающих агрессивное поведение:

  1. Патологии. Сюда относятся бред, галлюцинации и другие. Эти симптомы возникают в результате психических заболеваний.
  2. Враждебность. Агрессия проявляется как нервный срыв, злость, ярость.
  3. Гедонистический мотив, когда агрессивное поведение к другому доставляет удовольствие.
  4. Стремление к власти. Агрессия в этом случае — проявление авторитарности, желание доминировать над другим или другими.
  5. Отрицание установленных норм, когда человек хочет нарушить общепринятые правила.
  6. Мотив психической саморегуляции. К примеру, так человек уравновешивает свое пошатнувшееся эмоциональное состояние.

Это не полный список причин возникновения. Еще отмечают защитные мотивы, мотивы достижения и следования.

Дети

У детей в возрасте 4 лет часто наблюдаются вспышки агрессии. Чаще всего, это связано с обстановкой в семье: оскорбления от взрослых, частые скандалы, хамство, унижения. Другая причина — равнодушие со стороны взрослых или их авторитаризм по отношению к младшему члену семьи.

Подростки

В подростковый период дети особенно склонны к агрессивному поведению. В группе риска те, кто живет в нищей неблагополучной семье, у кого нет своего хобби и интересов. Такие дети могут впадать в зависимость от чужого мнения из-за высокой внушаемости. Они озлоблены по отношению к сверстникам и родителям, страдают от низкой самооценки и повышенной тревожности, их легко сбить с собственного пути. Такие подростки не умеют справляться с трудностями и не держат себя под контролем в образовательных учреждениях, от их действий могут страдать другие школьники.

Именно в подростковом возрасте типологические нормы поведения выражены ярче всего (акцентуация характера), потому что эти черты обострены и не сглажены жизненным навыком.

Это не всегда дети из неблагополучных семей, такие подростки встречаются во всех социальных уровнях. В качестве профилактики агрессивное поведение можно скорректировать с помощью психотерапии.

Взрослые

Деструктивное поведение у взрослых часто связано с приемом наркотических веществ и алкоголя, которые разрушают нервную систему. Также причиной агрессии у взрослого могут быть:

  • неудовлетворенность своей жизнью, работой, партнером;
  • перенапряжение;
  • отсутствие отдыха;
  • увлечение жестокими компьютерными играми или фильмами;
  • строгое воспитание и подавление личности родителями.

Факторы возникновения

Зачастую, агрессивность появляется, если кто-то пытается нарушить безопасность физического или психологического личного пространства человека. Однако она не бывает беспочвенной. Существует большое разнообразие факторов возникновения агрессии. 

  1. Ситуативные факторы. К ним относятся воздействия внешней среды. Это могут быть температурные или климатические воздействия; неприятные или болевые ощущения, связанные с теснотой, давкой, шумом и/или запахами; культурное влияние; воздействие алкоголя или наркотических веществ; сдерживаемая внутри злость.
  2. Личностные факторы. Их второе название – персональные факторы, так как к ним относятся внутренние мысли человека, его эмоции, сфера в которой он находится. Чаще всего выделяют следующие виды персональных факторов возникновения агрессии: повышенная тревожность, враждебность, склонность к депрессии; низкая самооценка; неадекватная оценка своих способностей; трудности в общении, склонность к привязанности к конкретному человеку; Наличие каких-либо психических расстройств.
  3. Социально – психологические факторы. К этим факторам агрессивности относятся те, которые формируются в социальных группах. Это уровень развития страны и проживания в ней; пропаганда насилия в средствах массовой информации и обществе в целом; низкое социальное положение; зависимость от социальных выплат и пособий.
  4. Поведенческие факторы. Под словом «поведенческие» подразумевается, что эти факторы связаны с поведением и действиями, которые создают трудности для нормального контакта с окружающими. Они включают в себя: бесцельно проведение свободного времени; отсутствие желания что-либо делать и стремиться к большему; вандализм; антисоциальная деятельность, повлекшая за собой судимость.

Осложнения и последствия агрессии

Проявления агрессии могут наблюдаться после употребления алкоголя, что дает клевету, ругань, издевательства, насилие. Данные состояния обычно заканчиваются вместе с погружением в сон, однако, после вновь повторяются. 

Чрезмерная агрессивность может проявляться в психозе – параноидальная шизофрения и др. У пожилых людей агрессия проявляется в рамках начинающегося слабоумия, как болезнь Альцгеймера. Агрессию зачастую сопровождают иные симптомы, связанные с тревогой, раздражением, концентрацией мышления, речи, внимания, нарушениями памяти, а также с депрессией, расстройством сна и галлюцинациями. Во взрослом состоянии имеется риск развития девиантного поведения, социальной дезадаптации. Подростки при запущенной агрессии зачастую могут наносить себе или окружающим увечья, и предпринимать попытки суицида. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: