Основные качества процесса чтения
Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:
Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.
Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.
Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.
Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса
Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов
Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.
Чтение и его составляющие
В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:
Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.
Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.
Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.
Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, научиться делать логопедический массаж, узнать все подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, то предлагаем курс повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы научитесь проводить профилактику нарушений чтения и письма, выявлять типичные ошибки при обучении начальной грамотности, а также распознавать признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. Подробнее.
Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.
Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.
Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.
Для этого дети должны владеть следующими навыками:
Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.
Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).
Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).
По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.
Освоение навыков чтения
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют речедвигательный, слуховой и речеслуховой анализаторы. Чтобы возник интерес к чтению, человек должен свободно владеть осознанным чтением, у него должны быть развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одна из основных задач начального образования – научить детей беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению
Это крайне важно, ведь этот процесс играет определяющую роль в развитии и воспитании ребенка
Умение читать и понимать прочитанное – показатель развития познавательной деятельности ребенка, а также основа дальнейшего обучения и изучения предметов в школе. Также нужно помнить о том, что чтение является важнейшим источником получения информации, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на всеобщую цифровизацию.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Методика формирования навыка чтения
Определение 1
Чтение — это комплексный вид речевой деятельности, связанный с перцепцией (восприятием) написанного (печатного) текста, его пониманием и интерпретацией.
Замечание 1
Для детей чтение выступает не просто как один из видов речевой деятельности, но и как инструмент развития речи и повышения грамотности, как фактор социализации и становления личности.
Чтение помогает осуществлять развитие речевого строя следующим образом:
- Обогащает активный и пассивный словарь ребёнка, способствует формированию новых значений и контекстов словоупотребления. Опираясь на нормативные образцы речи, ребёнок усваивает лексические нормы, приучается использовать слова в соответствии с их значением и соблюдать смысловую сочетаемость лексем.
- Формирует и развивает синтаксис устной и письменной речи, обогащая её разнообразными синтаксическими конструкциями.
- Способствует развитию чувства языка и стиля, формированию нормативного произношения, орфографической грамотности.
В методике основной задачей при работе над становлением навыка чтения является не только овладение практическими навыками чтения текстов разной сложности, но и формирование умения его анализировать и интерпретировать, определять тему, формулировать основную мысль, рассуждать об авторской позиции, оценивать его композицию, грамматические и смысловые связи. Также задачей обучения становится формирование читательской культуры ребёнка, развитие его литературного кругозора и потребности в систематическом чтении.
Основные качества, которыми отличается хорошее чтение, основываются на следующих критериях:
- Правильность, то есть верное воспроизведение текста без искажений, запинок, перестановки букв и слогов.
- Беглость, заключающаяся в умении пословного чтения, соблюдении темпо-ритмической структуры текста.
- Осмысленность, то есть сознательное отношение к прочитанному, умение осмысливать содержание текста, его идейно-тематическое наполнение.
- Выразительность, проявляющаяся в умении верно интонировать, передавать голосом эмоциональное содержание текста, расставлять смысловые и интонационные акценты в виде логических и эмоциональных пауз.
Существуют следующие методики обучения чтению:
- Традиционный подход, основанный на звукобуквенном анализе и развитии фонематического слуха. Ребёнок изучает азбуку и звуковой состав языка, усваивая разницу между звуком и буквой, затем переходит к чтению отдельных слогов (сначала открытых, потом закрытых), из которых составляются слова. В основе метода лежит принцип автоматизации слогового чтения.
- Методика Н. Зайцева знакомит ребёнка с понятием склада — определённого звукосочетания, не всегда равного слогу. Осваивая склады, изображённые на кубиках, обучаемый ориентируется в их качестве по звуку наполнителя (звонкие / глухие, твёрдые / мягкие) и по размеру.
- Метод Гленна Домана основан на зрительном восприятии слов и словосочетаний. Благодаря многократному предъявлению карточек со словами, усваивается графический облик лексем.
- Методика М. Монтессори предполагает практическое освоение написания букв в игровых и творческих формах деятельности (лепка, рисование, раскрашивание) с последующим овладением чтением.
Методики обучения чтению
Игры для обучения чтению
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней
При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте
Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи