Глагол как часть речи
Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).
Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Постоянные признаки:
- возвратность (возвратный или невозвратный),
- переходность (переходный или непереходный),
- вид (совершенный или несовершенный),
- спряжение (I или II).
Непостоянные признаки:
- наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
- число (единственное или множественное),
- в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
- в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное) - в условном наклонении: род (мужской или женский) +
в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).
Таблица. Морфологические признаки глагола
ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.
Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.
В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть (-ти) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.
Другие учёные считают, что -ть (-ти) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).
По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть (-ти) не входит в её состав.
Роль неопределенной формы глагола
Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Инфинитив».
Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:
Таблица. Глагол как часть речи
Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Инфинитив». Выберите следующее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
- Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Определение глагола как части речи
Цели: формировать умение находить глаголы в тексте; познакомить с основными признаками глагола; продолжать выработку каллиграфического письма; воспитывать орфографическое чутьё.
Ход урока
I. Организационный момент.
Девиз урока:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу.
На отлично напишу!
II. Чистописание.
1. Упражнение для разминки пальцев.
1) «Пальчики здороваются».
Локти стоят на парте, каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и назад.
2) «Согреем пальчики».
Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
3) Игра «Пианино».
2. Написание букв и слов.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
III. Объявление темы урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт!
В. Кондрашов
— О какой части речи говорится в этом отрывке?
— Об этом мы и узнаем сегодня на уроке. Для этого мы отправимся в необычный город Глагольск (написано на доске).
— Во время путешествия по этому городу мы узнаем, кто же в нём живёт.
IV. Работа по теме урока.
1. Первая остановка «Повторяйка».
— Как называются слова, о которых можно спросить: Что это? Кто это?
— Как называются слова, о которых можно спросить: Какой? Какая? Какое? Какие?
— Как называются слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них?
2. Вторая остановка «Узнавайка».
(Показ картинок или слайдов.)
1. Что делает самолёт? (Летит.)
2. Что делает птица? (Поёт.)
3. Что делает машина? (Едет.)
— А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
— Значит, нужны действия и слова, которые их называют. Такие слова и живут в городе Глагольске и называются — глаголы.
— Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово «глагол»?
Это интересно.
Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов — важнейший вид слова. Ведь глагол — одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому.)
3.Третья остановка «Думайка».
— Послушайте текст. «Январь. Хорошая погода. На дворе морозец. Заснеженный парк. Ребята».
— Как оживить эту картину? (Дополнить предложения глаголами.)
Учащиеся выполняют задание вместе с учителем.
4. Четвёртая остановка «Отдыхайка».
Игра «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте Замри!
— С помощью какой части речи вы оживали?
5. Пятая остановка «Вспоминайка».
— Как вы думаете, что означают глаголы?
— На какие вопросы отвечают?
— По глаголам, используемым в загадке, определить предмет.
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава.)
Голодная — мычит,
Сытая — жуёт,
Всем детям молоко даёт. (Корова.)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
На доске записаны слова:
Ученик Рыба Снег
— Подберите и запишите как можно больше слов со значением действия.
— Найдите и выпишите глаголы из стихотворения. Кот крадётся вдоль сарая,
Воробьи подняли гам.
Я берёзку поливаю,
Посадил, конечно, сам.
Одинаковы мы ростом.
Вот листочки выпустит,
Потягаемся с берёзкой –
Кто быстрее вырастет?
Н. Рубцов
Лес тихонько увядает,
Выцветает, облетает,
Мокнет, сохнет…, но постой!
В ельнике средь старых шишек
Жёлтым соком брызжет рыжик.
В. Берестов
V. Итог урока.
— Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Глагольска вами очень довольны — ведь вы так хорошо их находили. Я благодарю вас всех!
Ход урока
2. Словарная работа
Игра «Снежный ком»
Первый ученик называет словарное слово, второй называет слово первого ученика и добавляет своё слово, третий ученик называет слово первого, второго ученика и называет своё слово и т. д.. В результате получается запомнить десять словарных слов. Запись этих слов в тетрадях по памяти самостоятельно. Затем проверка кто, больше запомнил слов и правильно записал.
3. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе. Давайте, ребята, вспомним, что мы знаем о глаголе со второго класса.
На доске записаны вопросы.
— Что называется глаголом?
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Приведите примеры.
Ребята, прочитайте эти вопросы. Подумайте, сможете ли вы на них ответить. (Ответы ребят.)
4. Работа по учебнику. (стр. 204. упр. 764.)
Ответим устно на вопросы.
— Что делает врач?
— Что делает танцор?
— Что делает певец?
— Что делает спортсмен?
Сделайте вывод. — Что обозначает глагол?
5. Игра «Да», «Нет»
На доске 10 картинок. Показывает учитель картинки. Одну из картинок учитель запомнил (бабочка). Дети запоминают все картинки (бабочка, верблюд, заяц, медведь, лиса, гуси, слон, корова, воробей, осы)
Дети задают три вопроса учителю, применяя глаголы, чтобы узнать какую картинку выбрал учитель. Учитель отвечает только «Да», «Нет».
Ученики определили задуманную картинку.
— Какая часть речи слово бабочка?
— Подберите к слову бабочка глаголы.
6. Работа по учебнику (Упр. 765)
Прочитайте самостоятельно, что нужно выполнить в упражнении.
— Какие глаголы вы узнали, которые есть в упражнении к слову бабочка?
— Объясните орфограммы.
— Запишите упражнение под диктовку.
— Какие глаголы подчеркнули? Почему?
7. Физминутка
Реснички опускаются…
Глазки закрываются..
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Руки наши отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена…
И расла-б-ле-на
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
8. Составьте предложения по схеме
Что? —————————Что делает?
Какое?—- Что? —————-Что делает?
Лучшее предложение записать комментировано. Объяснить орфограммы.
9. Игра «Угадай глагол»
Раздаются на карточках записанные слова-глаголы. Дети выполняют действия, не называя слова. Надо отгадать какой глагол.
Слова: (поёт, рисует, ходит, бежит, кричит, зовёт, открывает, стучит, несёт.)
Хором задаём вопрос. Например: Что делает Паша? — Открывает и т. д.
10. Работа в группе. Загадки
Дети самостоятельно составляют, придумывают загадки, используя глаголы. Учитель раздаёт слова — отгадки (река, туча).
12. Учитель предлагает загадку
Но сначала учащиеся должны помочь её составить
Обратите внимание на таблицу
Подумали. Каждый работает индивидуально. Составили загадку. Учитель выслушивает ответы учащихся. Запомнили загадку.
Откройте учебники на странице 205, упражнение 772. Сравните загадку с той, что вы составляли. Прочитайте и запомните.
Ребята записывают загадку по памяти, которую составили. Упр. 772.
Взаимная проверка.
14. Вывод
Обратите внимание ещё раз на доску, на те же вопросы, с которых мы начали урок. — Скажите, сможете ли вы теперь ответить на заданные вопросы
(ребята отвечают)
— Скажите, сможете ли вы теперь ответить на заданные вопросы. (ребята отвечают)