Когда и как учить ребёнка читать по слогам?

Как научить ребёнка читать по слогам

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Игры для обучения чтению

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

«Магнитная азбука»

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается.
Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

«Уроки правильной речи и правильного мышления»

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей.
Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений.
Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

В настоящее время дети при поступлении в школу уже хорошо знают буквы и имеют начальные навыки чтения. Если 20 лет назад это было редкостью, то сейчас дошкольная программа в саду построена таким образом, что первые навыки чтения и письма должны быть получены уже в 5 лет. При этом перед молодыми родителями часто встает проблема: как построить занятия с детьми, чтобы они быстро смогли выучить алфавит?

Как научить детей читать по слогам

Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания. 

Порядок чтения различных типов слов

  1. Чтение целых слов начинается с двухсложных конструкций типа МА-МА, РА-МА, МЫ-ЛО. Пусть малыш водит пальцем или палочкой от слога к слогу. Это поможет формированию плавности чтения.

Отдельное внимание нужно уделить односложным словам, заканчивающимся на согласный (СОМ, КОТ, КИТ). 

  1. Слова из трёх и более слогов. Сначала это слоги из двух звуков( согласный + гласный), потом – из трёх и более (С + Г + С). Примеры: МО-ЛО-КО, МА-ШИ-НА, ТА-РЕЛ-КА. 

Слова со стечением согласных. Это самые трудные конструкции для дошкольников. Примеры стечения согласных: ли-СТВа, ка-СТРю-ля, СТРа-ни-ЧКа. Если слитное чтение согласного и гласного дети уже освоили, то сразу три согласных могут вызвать затруднения

Важно здесь, чтобы было хорошо сформировано понимание о разнице между звуками и буквами. В слове ЛИСТВА согласные читаются как , а не

Такие ошибки встречаются довольно часто. Нужно поправлять их. С развитием навыка чтения они нивелируются. 

*Плавному чтению слогов помогают пропевания слогов, сопровождаемые дугообразными движениями рук. В букварях нередко слоги подчёркнуты дугами. Это сделано именно для помощи в слитном чтении.#

Как научить читать слоги: дидактические игры

  • Буквы катаются с горок. Буква А карабкается по склону, а М уже катится вниз. Прокатись вместе с буквами. Ребёнок долго произносит ААА, потом быстро М. Получается АМ. Потом можно предложить карабкаться и скатываться всё быстрее и быстрее. 
  • Ребусы со слогом. Написан слог МА, рядом нарисована шина. Сначала нужно проговорить изображение на рисунке. Потом предлагается соединить слог и название слова. 
  • Конструктор со слогами. Буквы и слоги для детей 5-7 лет можно наклеить на детали конструктора наподобие «Лего». Слоги можно катать на машине, складывать их в слова, доставать из непрозрачного мешка и прочитывать их. 

*Слоги, наклеенные на конструктор, будут постоянно перед глазами ребёнка, когда он просто играет. Это будет способствовать непроизвольному запоминанию.#

Букварь Жуковой

В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.

Акцентируйте внимание на следующих моментах:

Ребенок должен помогать себе пальчиками.

В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.

Обращайте внимание на артикуляцию. Первый звук протяжный, второй — короткий

Первый звук протяжный, второй — короткий.

Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.

Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.

В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.

Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?

Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г — ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Букварь Александры Воскресенской (1945)

Букварь Воскресенской А.И. выдержал 20 переизданий и использовался в школах до середины 60-х гг.

Опытная учительница и видный ученый-методист А.И. Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с С.П. Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В.П. Вахтерова и В.А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г

О продуктивности подхода методиста говорит уже тот факт, что в букваре А.И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей. 

Букварь И.Ф. Свадковского (1953)

Букварь Академии педагогических наук РСФСР (1953 год), который разрабатывался в течение шести лет (1947-1952 гг.) под общим руководством И.Ф. Свадковского. Базой для этого букваря стала методическая система обучения грамоте С.П. Редозубова.

В результате проведенного исследования на тему «Научные основы обучения грамоте» коллективом ученых, методистов, учителей-экспериментаторов были составлены «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника. В целом они сводились к следующим основным положениям:

1) порядок расположения звуков и слогов должен согласовываться с данными фонетики;

2) звуки и слоги разных типов должны даваться детям в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения;

3) звуки должны изучаться путем их сопоставления;

4) последовательно должны идти два процесса – звуковой анализ и синтез звуковых элементов;

5) приемы анализа и синтеза должны соответствовать особенностям изучаемых звуков и слогов, варьироваться в зависимости от этих особенностей;

6) чтение и письмо идут параллельно и одновременно, опираясь на одни и те же приемы анализа и синтеза;

7) вся система обучения предполагает широкое привлечение средств наглядности и опирается на развитие речи и мышления учащихся.

В основу букваря И.Ф. Свадковского легли самые передовые достижения педагогической науки того времени.

Ребенок не читает слоги. Если ребенок читает по слогам.

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу  ребенка  при чтении  необходимо выполнить  несколько процессов: не только узнать буквы и  произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.  

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем,  не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона  чтения  уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

В этом случае просто  заставлять читать будет малоэффективно

Важно научить ребенка легко и быстро  прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному

Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно?  Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово. Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное — одномоментное — узнавание графического материала, т

е.  слов.   О.А. Кузнецов,  Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное — одномоментное — узнавание графического материала, т. е.  слов.   О.А. Кузнецов,  Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов.  И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем  на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет.  2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем  только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н.  4) читаем разными голосами,  с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество

Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее. . Вреднючка

Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать. 

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать. 

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты — девочки читают правильно,  а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись. 

Можно читать через слово — одно слово из столбика читаем правильно, а следующее, как Вреднючка

В таком случае мы еще и тренируем внимание ребенка. 

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах.  Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти  спрятанные слова. К тому же, это отличная тренировка внимания.  

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами. 

Много других упражнений можно узнать на тренинге «Все секреты быстрого чтения» :

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще  и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием .

Пятый этап обучения

Так вы добрались до книг. Помните, что чем меньше возраст вашего малыша, тем сложнее ему будет привыкнуть более мелкому шрифту, черному цвету и большому количеству предложений в книге. Поэтому необходимо выбирать книги для вашего ребенка согласно индивидуальным особенностям. Каким правилам надо следовать, чтобы выбрать подходящую книгу?

  1. Словарная составляющая книги не должна превышать 100 слов.
  2. Слова и предложения должны быть знакомы и понятны вашему ребенку.
  3. На странице должно быть не более одного предложения.
  4. Высота шрифта не должна быть меньше 1 см.
  5. Текст должен быть наполнен иллюстрациями, изображенными отдельно от него.

Видео о плюсах и минусах методики Глена Домана

Хотелось бы сказать, что любые усилия родителей по обучению  своего ребенка это прекрасно. И даже если вы не сможете освоить все этапы методики как научить ребенка читать словами, вы тем не менее дадите своему ребенку мощный стимул для его дальнейшего развитие и формирования.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

По мнению детских психологов, оптимальный возраст для обучения чтению — 4,5-6 лет. На практике многие дети хотят учиться примерно с 5 лет. Существует множество показателей, по которым можно судить, готова ли дочь или сын к этому занятию.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В возрасте семи лет дети начинают проявлять активный интерес к тому, что написано на окружающих их предметах.

Первое, что необходимо сделать, это выяснить, насколько ребенок готов к такому ответственному и требовательному процессу. На это может указывать:

  • нет проблем с произношением слов;
  • Достаточное знание разговорной речи;
  • Ребенок с хорошим фонемным слухом — то есть способностью различать и повторять звуки, которые он слышит;
  • Нет проблем со слухом;
  • Мобильность в окружающей среде.

Лучшие методики

Прежде чем научить ребенка читать, важно, чтобы родители поняли, как это нужно делать. Имея это в виду, были разработаны специальные методы, которые помогут вам справиться с этой сложной задачей вместе с 7-летним ребенком без давления и спешки:

  1. Метод Домана. Этот метод также известен как «глобальное чтение». Это означает научиться читать слова целиком, задействовав механическую память. На столе разложите карточки с простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и т. д. Если вы будете видеть их неоднократно, ваш ребенок запомнит их написание, что поможет ему быстрее научиться читать. .

Такие занятия можно проводить даже с грудничками в возрасте 5-6 месяцев.

Это один из наиболее часто используемых приемов, но вы должны быть осторожны с ним, так как ваш ребенок может привыкнуть к «расщеплению» слов в будущем.

Кубики Зайцева

Лучше всего выбирать методику вместе с детским психологом. Если это невозможно, вы можете попросить совета у педиатра или будущего учителя вашего ребенка.

Пример обучения методом целых слов

Ниже мы привели конкретный пример как научить ребенка читать по методу целых слов

Важно правильно выбрать первые слова для чтения. Они должно быть простыми и понятными для малыша

  1. Поднимите слово, например, «МАМА» на расстояние вытянутой руки от ребенка и четко произнесите: «МАМА».
  2. Не давайте ребенку больше никаких указаний. Позвольте ему посмотреть на карточку не более 1 секунды. Покажите еще четыре других слова в такой же манере.
  3. Повторите это 3 раза в день в такой же манере, как описано выше.
  4. Не просите вашего ребенка повторять слова по мере вашего продвижения вперед.
  5. Делайте перерывы между занятиями пол часа.
  6. Такие занятия займут у вас не более 3 минут за весь день.
  7. На второй день повторите эту серию точно также 3 раза. Добавьте второй набор карточек из пяти новых слов. Теперь этот новый набор тоже должен быть просмотрен 3 раза в течение дня.
  8. В конце каждого занятия скажите вашему ребенку, что он молодец, а также физически покажите, что вы им очень довольны.
  9. Постепенно шрифт букв меняется с красного до черных обычных печатных букв нормального размера.
  10. Как понять, запомнил ли ребенок слова при обучении чтению целыми словами или нет?
  11. После первых семи занятий возьмите любимое слово ребенка и спросите с улыбкой: «Что это?»
  12. Досчитайте до 10 про себя.
  13. Ребенок назвал слово — покажите буйный восторг и похвалите малыша. Если нет, то продолжайте заниматься, как ни в чем не бывало, просто еще не время.
  14. Как убедитесь, что ребенок усвоил слова, переходите к следующему шагу.

Методики обучения чтению

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

Как научиться правильно читать – послоговое и пословное чтение

Умение хорошо читать – это основа обучения в школе, на которой строится получение знаний в дальнейшем

Именно поэтому так важно уделять ему достаточно внимания. Но и у дошкольников, и у учеников младших классов нередко возникают проблемы с освоением грамоты

В подобных случаях родителям не всегда удается помочь своему ребенку в домашних условиях, и тогда они отдают его на специальные курсы в детских центрах дополнительного развития.

Там проходит обучение по различным направлениям, в том числе и по обучению чтению. На таких занятиях дети работают по специальным методикам, изучают буквы и звуки, слоговое и пословное чтение. Но нужно выбирать такие курсы, которые уже доказали свою эффективность на примере многих своих учеников.

Заключение

Подробнее о методике Гленна Домана можно узнать в его книгах «Как научить ребенка читать или Тихая нежная революция», «Гармоничное развитие ребенка».

Конечно, не все родители готовы дойти до самого последнего шага – чтения книги. Большинство останавливается на 3 шаге данного метода чтения целых слов, и изучают с малышом слова окружающей действительности. Этого вполне достаточно для развития мозга и знакомства с чтением . Дальше дети попадают в детский сад или центр развития и учатся и звукобуквенному анализу, и письму.

В настоящее время методику Г. Домана используют и модифицируют издательства «Вундеркинд с пеленок», сеть развивающих магазинов и студий для детей «Умница» и другие производители, предлагая карточки по разным темам окружающей действительности, где ничего писать и придумывать родителям не нужно.

Наталья Соснина

Соавтор обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным.

Подробнее о Наталье в VK и на YouTube-канале «Читания».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: