Что такое средства обучения и какие они бывают

Ответы по методике преподавания биологии

Правила выборов методов обучения

В настоящее время на основании изучения педагогической практики и обобщения педагогического опыта, были разработаны правила отбора методов обучения. Выбор методов обучения зависит:

  1. От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. От основных установок современной дидактики.
  3. От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.
  4. От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.
  5. От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.
  6. От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.
  7. От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.
  8. От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.
  9. От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).
  10. От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.

Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.

Методы и средства обучения: как они соотносятся

С точки зрения дидактики, обучение происходит с помощью методов — организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, и таковыми выступают средства обучения, или, как их ещё называют, дидактические средства.

Сам термин в учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого формулируется так:

«Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний».

Несколько иную формулировку предлагает Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика»:

«Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые применяются в образовательном процессе в качестве инструментов деятельности педагога и учащихся».

Какова связь между методами и средствами обучения? В учебнике «Педагогика» под редакцией Пидкасистого она прекрасно объясняется через метафору похода: учитель помогает ученику достичь цели обучения — скажем, вершины холма. Методом обучения будет сам путь к этой цели, а дидактическими средствами — компас, карта, снаряжение и указатели на пути, инструкция по технике безопасности, навыки путешественника и знания о погоде, почве, флоре и фауне данной местности.

Одно и то же средство обучения может применяться в разных методах, а один и тот же метод — реализовываться с помощью разных средств. Например, по источнику передачи информации методы делят на словесные, наглядные и практические. Чтение учебника — один из словесных методов обучения, и в нём может применяться как печатное пособие, так и его электронная версия, то есть разные средства. В то же время учебник будет полезен также и в наглядных методах (например, для работы с иллюстрациями, схемами и так далее), и в практических (скажем, для решения задач).

Отдельные средства обучения складываются в систему средств обучения — как пишет Хуторской, это «совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач».

Для каждого учебного предмета существует рекомендуемая система дидактических средств. Она отражает специфику содержания, методов, форм организации занятий и так далее. Например, для гуманитарных направлений в первую очередь характерны такие средства, как речь и письмо, печатные и электронные книги. А для естественно-научных — натуральные объекты, приборы для измерений и оборудование для экспериментов.

Как выбрать, какие средства обучения применять

Загрекова и Николина отмечают, что ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на учащихся, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.

Существует алгоритм, который позволяет выбрать наиболее предпочтительные средства обучения для конкретной аудитории и достижения определённой образовательной цели:

  • Проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала.
  • Определить, какие главные элементы (например, факты, гипотезы, законы) учащиеся должны усвоить. Выявить среди них те, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображений.
  • Установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения.
  • Отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания, установить их соответствие целям урока.
  • Выбрать методы и приёмы, которые реализуют познавательную деятельность учащихся, сформулировать задания.
  • Проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и их сочетаниями (возможно, стоит внести коррективы в выбор средств).

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Использование средств обучения: какие функции они выполняют

Средства обучения выполняют определённые дидактические функции. Эти функции становятся основой для оценки качества этих средств и эффективности их применения.

Ссылаясь на работы Татьяны Назаровой и Евгении Полат, авторы учебника «Дидактика» Лилия Загрекова и Вера Николина приводят семь взаимосвязанных функций средств обучения, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

  • Компенсаторная функция. Средства обучения должны облегчать учебный процесс, обеспечивать достижение образовательной цели с наименьшими затратами времени и сил учителя и учащихся.
  • Адаптивная функция. Она обеспечивает преемственность в подаче учебного материала, помогает ориентироваться на возрастные и иные особенности учащихся. В общем, делать так, чтобы учебный процесс протекал последовательно, а содержание обучения было доступно для учеников.
  • Информативная функция — одна из важнейших, так как средства обучения представляют собой источники знаний и умений, то есть информации в широком смысле.
  • Интегративная функция позволяет рассматривать объект изучения по частям и в целом.
  • Инструментальная функция. Она обеспечивает рациональное и эффективное выполнение разнообразной деятельности учителя и ученика, помогает формировать практические умения и навыки.
  • Интерактивная функция предполагает, что учащийся может активно взаимодействовать со средством обучения, получать и давать обратную связь. Эту функцию выполняют в основном мультимедийные дидактические средства.
  • Мотивационная функция. Она связана с развитием интереса к познанию, эмоциональными переживаниями, которые учащиеся могут испытать, например, при просмотре кинофильма или в картинной галерее.

Также средства обучения играют важную роль в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.

Принято выделять три главных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический (или психодидактический).

Средства обучения напрямую связаны с двумя из этих компонентов. Например, помещения для учёбы, мебель и различное оборудование входят в пространственно-предметный компонент — и влияние этих средств на процесс обучения и поведение учащихся изучали Мария Монтессори, её последователи и многие другие педагоги.

Организация коррекционного обучения детей с ЗПР

Организация обучения детей с ЗПР имеет свои особенности, которые обусловлены специфическими параметрами их развития.

Стандартная общеобразовательная программа и опора на принципы построения педагогического процесса являются неприменимыми к образовательной деятельности детей с ЗПР. Ребенок не может подходить к обучению сознательно, проявлять в нем активность, а также усваивать учебный материал систематично. Поэтому, для данной группы детей создаются специальные коррекционные программы обучения. Данные программы основываются на следующих направлениях деятельности:

Нормализация учебной деятельности ребенка с ЗПР. При ЗПР ребенок оказывается неспособен к организации своей деятельности, концентрации внимания. Он импульсивен и не умеет контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к низкой продуктивности образовательной деятельности. Поэтому, применяются специальные коррекционные методики, проводятся занятия, направленные на нормализацию учебного процесса ребенка с ЗПР.
Формирование дифференцированной системы обучения. Дети обучаются небольшими группами: по 10-12 человек. Группы формируются по идентичным признакам развития ребенка с ЗПР.
Упрощение образовательной программы. Учебный материал, предназначенный для познания нормальными детьми, упрощается и сокращается для более продуктивного восприятия детьми с ЗПР.
Организация непродолжительных учебных занятий: не более 20 минут. Ребенок с ЗПР испытывает проблемы с концентрацией внимания. Его сосредоточенность на новой информации ведет к сильному напряжению мышления. Если проводить уроки более 20 минут, то это приведет к утомлению ребенка и развитию проблем в восприятии учебной информации.
Применение наглядных и игровых средств обучения. Обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка

Поэтому, важно создать условия для привлечения внимания ребенка к учебной деятельности.
Применение дидактических средств обучения. Необходимо активизировать мыслительные операции ребенка с ЗПР: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Для этого применяются дидактические средства, которые, с одной стороны, создают условия для реализации учебной деятельности, привлекают к ней ребенка, а с другой стороны, освобождают ребенка от учебной деятельности, посредством выполнения операций, не имеющих отношения к теме урока.
Исключение однообразных действий. Совершение одинаковых операций приводит к утомлению и перенапряжению учащихся с ЗПР. Поэтому, выполнение однообразной умственной деятельности требует замены на различные формы работы.
Нестрогая дисциплина. Соблюдение режимных моментов оказывается проблематичным для учащегося с ЗПР. Учебная деятельность, как правило, строится в игровой форме. Ребенок может встать в ходе урока и пройтись по классу, чтобы снять напряжение, организовать обсуждение, интересующего вопроса, с другими детьми. Нельзя загонять детей с ЗПР с дисциплинарные рамки. Это может привести к их апатии и снизит продуктивность образовательного процесса.
Практическая ориентация изучаемого материала.

Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />Рисунок 2. Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика требований к методам обучения

Первое требование к методам обучения выходит из объективного закона обучения: «обучение требует от учащихся безусловной активности в познавательной деятельности во время урока».

Суть этого закона состоит в том, что степень и характер активности учащихся может быть различным, но в том случае если учащиеся пассивны, то процесс обучения не состоится вовсе. Так как никто не сможет «вложить» ученикам знания в голову без их желания и активного участия в этом процессе. Получение и усвоение знаний – это всегда результат их собственной познавательной деятельности, которая может быть управляемая в некоторой степени педагогом.

Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся.

Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.

Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного, то педагог переходит к созданию условий для глубокого понимания учебного материала.

Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.

Требования к организации коррекционного педагогического процесса

Задержка психического развития ребенка связана с недоразвитием функций его ЦНС, которое воздействует на функционирование психики и ее отдельных сторон и приводит к нарушениям поведенческих реакций и замедляет общее развитие организма ребенка.

В этой связи, при ЗПР необходимо построить специальную систему обучения, носящую коррекционную направленность. Такое обучение предполагает использование специфических методов и средств, выбор определенного содержания учебно-воспитательной работы, ориентированное на учет всех особенностей развития ребенка и формирование его мыслительных операций. Это позволит сформировать у ребенка навыки обучения и приведет к способности овладения учебным материалом, рассчитанным на детей нормального уровня развития.

Коррекционный педагогический процесс строится на основании соблюдения ряда требований. К ним относятся:

  1. Соответствие образовательной программы уровню развития конкретного учащегося. Это означает дифференциацию образовательной деятельности: учащиеся делятся на коррекционные классы по уровню своего интеллектуального развития и особенностям функционирования психических процессов. При этом, обучение должно носить индивидуальную направленность.
  2. Многозадачность образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы, требуется решение не только учебных задач, но и коррекция ЗПР учащегося, т.е. необходимо работать над развитием мыслительных процессов ребенка и устранять все имеющиеся отклонения, мешающие нормальному развитию ребенка.
  3. Привлечение к образовательной и воспитательной деятельности родителей и иных родственников ребенка. Необходимо построить единый образовательный маршрут и работать над повышением педагогической компетентности родителей ребенка с ЗПР.
  4. Систематический контроль динамики развития ребенка с ЗПР. Требуется непрерывное наблюдение специалистов за развитием ребенка: психологов, медицинских специалистов, психиатров, педагогов, социальных педагогов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: