Какие бывают дефекты речи
Литература
Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.
- «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
- «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
- «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 4-5?).
- «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
- «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.
Артикуляционная гимнастика: когда начинать и на что рассчитывать
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
На букву Ш
Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:
1. «Кто шипит?»
Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.
2. «Поймай звук»
Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).
3. «Слоги путешествуют»
Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).
4. «Как зовут ребят»
Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.
4. «Сочиняем логопедические стишки»
Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.
Ша-ша-ша — убежала каша,
Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,
Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.
5. «Говори красиво и правильно»
Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.
Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
https://youtube.com/watch?v=NZiG8df_ik4
Правила для логопедических занятий дома
Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:
Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии». Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки. Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи
Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным. Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради
Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех. Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Учимся говорить чётко
В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.
Артикуляционная гимнастика
- Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
- Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
- Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
- Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!
По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:
- Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
- Попищим, как мышата: Пи, Пи.
- А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
- Завыл сильный ветер: УУУУ.
- А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
- Рычит медведь: РРР.
- Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.
Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла»
На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада
Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.
Артикуляционная гимнастика для малышей: основы и нюансы проведения
На произношение звуков
Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.
Звук Р
Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо
Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:
- Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
- Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
- Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
- Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.
Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.
Звук Л
Произносим звук «Л»:
- Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
- Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
- Предложите крохе достать языком до кончика носа.
- Облизываем губки, как будто там осталось варенье.
Звук Ш
Переходим к сложному звуку «Ш»:
- Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
- Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
- Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.
Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.
Занятия для четкой речи
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Артикуляционная гимнастика
- Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
- Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
- Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
- Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
- Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
- Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
- Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
- Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
- Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
- Рычим как мишки: «Ррррр!»
- Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
Занятия в детском саду
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
- Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
- Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают при правильном развитии разговаривать?
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
- Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
- Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
- Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.
Черты возраста
После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.
Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:
- дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
- владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
- умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
- знают названия и последовательность времен года;
- знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
- употребляют вежливые слова;
- могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
- умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
- делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
- могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
- строят фразы из 6–8 слов;
- используют повелительное наклонение, множественное число;
- употребляют синонимы и антонимы,
- правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
- согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
- определяют отличительные признаки предметов;
- знают разные профессии и их суть;
- могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
- знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.
Пишут и читают
Общаться с пятилетними мальчиками и девочками – одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.
Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас – наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени – и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.
Логоритмика: упражнения для детей
Логопедические занятия – Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [з]-[ж]»
Публикация «Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация…» КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ З-Ж» Выполнила учитель – логопед Фаррахова Инна Валерьевна Цель занятия: дифференциация звуков – в слогах, словах, фразах. Задачи: • коррекционно-обучающие: совершенствовать умение…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Счетные палочки для логопедических занятий «Почти волшебные палочки для развития мелкой моторики рук» На логопедических занятиях я стараюсь всегда использовать счетные палочки. Подобрать фигурку, подходящую к теме занятия не составит труда, а польза от этих маленьких, почти волшебных помощниц очевидна
Во-первых, развиваются такие психические функции, как внимание, память,.. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты» Организационная форма: занятие
Цель: активизация речевой деятельности детей Задачи: Образовательные: совершенствовать фонематический слух; активизировать и расширять словарный запас. Развивающие:…
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты» Организационная форма: занятие. Цель: активизация речевой деятельности детей Задачи: Образовательные: совершенствовать фонематический слух; активизировать и расширять словарный запас. Развивающие:…
Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук и буква Г» Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед. Сядет тот, кто мне скажет, какой первый звук в словах: дом, ком, том , пол , кот , тыл, лом, мак, сом, нос, сок, ток, кол Сообщение темы. На доске висят картинки со звуком Логопед: Посмотрите внимательно. Что изображено на…
Логопедические занятия – Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные Африки»
Статья «Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные…» Цель: развитие связной речи Задачи: • Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме “Животные Африки”; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль….
Конспект игры по «Геокешингу» в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Здоровейкино» Конспект игры по “Геокешингу” в старшей логопедической группе. Тема: “Путешествие в страну Здоровейкино!” Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физической культурой. Задания помогают…
Игры-эксперименты на логопедических занятиях Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. Малыши — очень любознательный…
Конспект логопедического занятия на лексическую тему «Игрушки» Лексическая тема «Игрушки». Звуки , , , Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ¬нение и активизация словаря по…
Логопедические занятия – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы: 2 …
Диагностика нарушений развития речи
Речь происходит от языка. Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Речевое развитие — это очень важный процесс в жизни каждого ребенка. От того, насколько правильно и понятно способен донести свои мысли с помощью речи ребенок, будут зависеть его уровень обучаемости в школе и дальнейшие успехи на работе.
Уверенность при хорошей речи
В возрасте пяти-шести лет происходит подготовка к школе
Это очень важно сделать заблаговременно, чтобы школьные дни не стали стрессом для ученика. Если раньше невыговаривание некоторых слов списывалось на то, что ребенок еще мал и в будущем обязательно сам научится говорить правильно, то теперь пришло время «снять розовые очки» и срочно обратиться врачу (проблема изучается в логопедии)
Логопедические упражнения для детей 5-6 лет выполняют для правильной корректировки дефектов детского звукопроизношения. Неправильное произношение пятилеток и тех, кому уже пошел шестой год, должно волновать всех родителей. Большинство мам и пап не обращает внимания на эту беду, они уверены, что, подрастая, малыши сами справятся с этой проблемой. Но это далеко не так.
К сведению! Запущенные ошибки в произношении и развитии речи так и останутся, более того, к ним добавятся новые, которые усугубят все еще хуже. В дальнейшем это будет мешать общению уже взрослого человека и разовьет множество комплексов.
Диагностика речи
К сведению! Каждый отдельно взятый малыш индивидуален.
Нельзя оценивать всех детей по одним стандартам, а тем более сравнивать их. Делать выводы нужно, сопоставляя его собственные достижения в различные периоды жизни. Именно диагностика развития речи помогает распознать отклонения на ранних стадиях.
Виды дефектов
Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.
Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения
Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
Дислалия
Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный фактор ― неправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!
Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка
А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!
Весёлые стихи и массаж
Основные правила логопедических занятий дома для детей в возрасте 5-6 лет
Лучше, чем мама с папой, никто не знает ребенка. И как правильнее подойти к процессу обучения, они знают и чувствуют как никто другой. Специалисты могут лишь дать небольшие рекомендации, а дальше уже долгая и кропотливая работа обязательно приведет к положительным результатам.
Если внимательный родитель обратил внимание, что ребенок не совсем хорошо справляется с произношением некоторых букв, например, проглатывает их, или кажется, что он к этому возрасту должен иметь более обширный словарный запас и употреблять распространенные предложения и владеть более развитой речью, тогда, конечно, стоит обратится к логопеду. Чем раньше будет выявлена суть проблемы, тем быстрее и проще можно будет от нее избавиться
Обычно логопеда подключают с трех лет. Часто специалист дает домашнее задание.
Замкнутый ребенок, который не хочет заниматься
Все специалисты рекомендуют:
Родители должны превратить такие занятия в веселую увлекательную игру. Нужно подключить фантазию и придумать интересные истории
При таком построении занятий дети учатся гораздо быстрее и плодотворнее.
Занятия должны проводиться регулярно и занимать сначала 5 мин, со временем увеличиваясь до 20 мин в день.
Не стоит начинать выполнение упражнений, если ребенок плохо себя чувствует.
Во время занятий важно держать себя в руках и не реагировать агрессивно, если ребенок не может сразу правильно выполнить указания. Ему не просто понять и научиться правильно говорить, гораздо сложнее объяснить, как это делается.
В любом занятии важную роль играет терпение
Без ошибок не проходит ни один урок, и невозможен процесс обучения. Родителю, пожелавшему помочь своему ребенку, стоит хвалить и поддерживать дочку или сыночка, иначе ребенок замкнется в себе, перестанет слушать и доверять. Такие уроки не приведут ни к чему хорошему, скорее всего, малыш начнет говорить еще хуже.
К сведению! У родителей не всегда есть возможность уделять своим детям достаточно внимания. Это неизбежно ведет к проблемам в детской речи, что порой приводит к замкнутости ребенка и его нежелании общаться.
Конечно, не все ошибки в речи можно решить самостоятельно в домашних условиях, поэтому без помощи логопеда не обойтись
Но даже в случае работы со специалистом не стоит забывать о важности повторений упражнений дома. Результат таких трудов не заставит себя долго ждать
Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж
Звук Ш является одним из самых коварных и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять более простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, который ребенку порой проще заменить на З.
Для тренировки произношения этих звуков нужно провести артикуляционную разминку:
- кончиком языка коснуться внутренней части верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, похожий на щелчок;
- свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд;
- маленький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.
Упражнения следует повторить 3-5 раз каждое.
Чтобы научить ребенка дифференцировать звуки Ш-З, можно организовать несколько простых игр.
- В ходе первой игры учитель просит ребенка назвать ему все возможные слова, в которых есть звуки Ш и Ж. Если в семье есть старшие дети, то игру можно обыграть, как соревнование.
- Колокольчик. Если ребенок услышит в игре слова со звонким звуком Ж, он должен позвонить в колокольчик. Шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
- В третьей игре родитель предлагает ребенку завершить начатые слова буквой Ж или Ш. Камы.., у.., мы.., гру.., лы.., но.., гара.., черте.., е.., шала.., детены.., кра.., клави..
- Ребенок должен повторять предложения за учителем.
Леша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Мой дружок от земли вершок.
Кружка – это вам не чашка
Без этой пружины не поедет машина.
Шелест желтых листьев.
Сереже подарили карандаши.
Ложкой зачерпну я кашку.
Подальше положишь — поближе возьмешь.
Озорная кошечка поиграла с ложечкой.
Малыши встали на лыжи.
Возможные ошибки и их коррекция
Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.
- Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
- Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
- Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
- Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.
Понятие
Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс специальных упражнений, успешное и правильное выполнение которых позволяет укрепить мышцы артикуляционного аппарата – сделать их более подвижными, сильными, гибкими. Это необходимо для того, чтобы органы речи, участвующие в акте говорения и произнесения звуков (слов), «работали» слаженно и сформировали правильный речевой уклад и артикуляцию.
Речевое высказывание – это сложный двигательный навык, подразумевающий дифференцированную работу языка, неба, челюсти и голосовых складок. Уже с младенческого возраста новорожденный производит разнообразные движения языком, нижней челюстью, губами – как бы подготавливая себя к произнесению звуков.