Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Инклюзивное образование в доу: в чем его ценность и польза

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;

  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года. На данный момент только в Москве функционирует 96 ДОУ, где дошкольное образование инклюзивного и интегративного характера успешно реализуется уже не первый год. Практически во всех крупных городах России имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Есть ли минусы у инклюзии в детсаду?

Наверняка многие слышали о недовольстве родителей из группы, в которую оформляется особый ребенок. Такое бывает далеко не всегда, но случается. Чаще всего родители переживают, что воспитатели будут уделять много внимания малышу с ОВЗ, и на обычных детей его не хватит. Не стоит беспокоиться.

В общую группу принимают максимум 2-3 деток с особыми потребностями. Они не оттягивают на себя слишком много внимания. Если у ребенка сохранен интеллект, то он вовсе не требует отдельного подхода. И не задерживают образовательный процесс. Далеко не всегда детям с ОВЗ педагоги уделяют больше внимания, чем всем остальным.

Случается, что скандалы возникают из-за общей нетолерантности родителей к людям с инвалидностью. Дети часто копируют отношение к этому от мамы, папы и других родственников. Это очень скользкая тема, на самом деле. Хочу сказать, что толерантность надо развивать. Проводить на эту тему беседы и с родителями в том числе.

В России несколько миллионов людей, имеющих ту или иную форму инвалидности. Мы их редко видим, потому что нет безбарьерной среды. И потому что многие из них просто исключены из жизни общества. Таким людям рады не во всяком кафе и общественном месте. Вспомните хотя бы ситуацию с сестрой Натальи Водяновой в Нижнем Новгороде.

Задача инклюзии – сделать так, чтобы люди с особенностями могли покидать свой дом, жить нормальной социальной жизнью

И не приковывать к себе нездоровое внимание окружающих. Для деток с ОВЗ дошкольное образование на общих основаниях – шанс избавиться от социально-психологических трудностей

Именно с этой проблемой сталкивались предыдущие поколения детей с инвалидностью.

Несколько слов в завершении

О внутренней «кухне» инклюзивного образования в ДОУ можно говорить долго. О различных программах, способах коррекции, учете результатов и т.д. Так сложилось, что воспитатели и педагоги в данном случае учатся вслед за родителями. А последние вынуждены учиться обеспечивать потребности ребенка и развивать его, потому что другого выхода и нет.

Наша задача как воспитателей – вовлечься в этот процесс и постараться сделать себя максимально эффективными. Прости курсы и тренинги (хотя обычно нет времени). Не бояться, что не получится. Пытаться искать варианты при работе с каждым отдельным ребенком. Желаю вам и себе удачи!

Несколько слов об истории образования

СССР сделал прорыв в системе общего образования. Государство декларировало обязательное обучение для всех граждан с 1918 года и стала бороться с неграмотностью. В 1960-х Союз вошел в список стран с самым высоким уровнем образования. Пишу не для того, чтобы петь оды несуществующему ныне государству. Читайте дальше.

В большинстве других стран обязательное образование ввелось раньше. Например, в Англии в 1880 году был принят закон, согласно которому должны были обучаться все дети в возрасте от 5 до 10 лет. В первой четверти XX в. человечество вступило в эру индустриализации. Человек не мог приспособиться к реальности, не имея минимального образования. Прочитать вывеску и инструкцию, посчитать сдачу и пропорции для смешивания бетона – все требовало знаний.

Советская образовательная система декларировала доступность обучения для всех. Но и стригла всех под одну гребенку. А тех, кто не вписывался, отправляла в специальные учебные заведения. Зачастую люди с существенными физическими и психическими нарушениями с раннего возраста попадали в интернаты. Фактически было понятно, что в общество они не выйдут. Поэтому социализации и образования такие дети получали крайне мало.

Пытаться включать людей с особыми образовательными потребностями в единый процесс обучения начали давно. Так появился курс на инклюзию. Последняя подразумевает включение всех людей в жизнь общества, а не их исключение. Этот тезис закрепила Саламанская декларация 1994 года.

Восприятие детей с ОВЗ понемногу меняется, инклюзивное образование расширяется. В обществах стараются признавать индивидуальные различия и право на обучение независимо от них. Не всегда получается просто и быстро. У педагогов часто не хватает навыков, помещения недостаточно оборудованы, общество не всегда готово. Читала о скандалах со стороны родителей: мол, «не хочу, чтобы мой ребенок учился с ЭТИМИ».

Рассчитываю, что мы будем все это преодолевать – глобально и локально. Инклюзивное образование имеет много целей. Оно подразумевает, что все дети, по возможности, ходят в сад и в школу вместе. Это способствует социализации, помогает одолеть дискриминацию.

Инклюзивное образование как подход к индивидуализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Организация: МБОУ СОШ №24

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут

Данный подход — имеет ряд важных аспектов. Вот некоторые из них, которые хотелось бы включить в статью:

1. Индивидуализация учебного плана: в инклюзивном образовании каждый ребенок рассматривается как уникальная личность с индивидуальными потребностями и способностями. Применительно к детям с ОВЗ -это означает разработку индивидуализированных учебных планов, учитывающих особенности их индивидуальных возможностей.

2. Дифференцированный подход: инклюзивное образование ставит целью предоставить всем учащимся равные возможности для обучения и развития. Это требует использования дифференцированных методик и подходов к обучению, чтобы каждый ребенок мог достигнуть успеха в соответствии с их способностями.

3. Сотрудничество специалистов: важным аспектом успешного инклюзивного образования является сотрудничество различных специалистов – учителей, педагогов-дефектологов, психологов и других – для совместной разработки и реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения поддержки и адаптации учебного процесса.

4. Работа с окружающей средой: инклюзивное образование также включает работу с окружающей средой – семьей, другими учениками и обществом в целом. Это позволяет создать поддерживающую среду, способствующую включению и принятию детей с ОВЗ.

5. Создание доступной среды: инклюзивное образование подразумевает создание доступной образовательной среды для всех учащихся, включая детей с ОВЗ. Это может включать использование специальных обучающих технологий, тактильных материалов, улучшенной архитектуры школьных зданий и т.д.

Хочется подчеркнуть, важность инклюзивного образования -как подхода к индивидуализации обучения детей с ОВЗ, способствующего их развитию, включению и успешной социализации.
 

К основным элементам инклюзии можно отнести:

  • включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
  • количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
  • отсутствие «сортировки детей, обучение в смешанных группах;
  • дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
  • ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Список литературы

  1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2015. С. 104—116.
  2. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2015. № 11Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2014. № 4 (40).
  3. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
  4. Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2015. № 4. — С. 19. Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,2 КБ

Опубликовано: 15.04.2024

Воспитатели и родители работают в команде

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов. 

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Воспитатель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. 

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители смогут наблюдать достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Ценность понятия «инклюзивное образование»

«Инклюзия» значит включение. В общем понимании она предлагает включить в жизнь социума людей с различными возможностями здоровья. Насколько это реально воплотить. Ценность понятия «инклюзивное образование» для меня в следующем. Это система, которая признает: каждый ребенок может иметь разные потребности в обучении. К каждому нужен индивидуальный подход, но никак не усредненный.

Такая система приносит пользу не только деткам с особенностями. Она изменяет общество, и эти изменения идут на пользу всем членам социума. С инклюзией часто ассоциируют расширенный доступ к обучению. Это правильно. Но не стоит забывать также о социальной интеграции. Цель последней – сделать так, чтобы каждый индивид был принят всеми членами группы.

Для малышей это проявляется так: они могут ходить в общую группу в детском саду. А руководство ДОУ, по обращению родителей, должно подстроить образовательный процесс под ребенка с ОВЗ. Последняя аббревиатура подразумевает деток с нарушениями в психическом или физическом развитии. Это могут быть малыши слабовидящие, слепые, слабослышащие, с ДЦП, аутизмом. А также с другими физическими и ментальными проблемами.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, копию своего паспорта и свидетельства о рождении ребёнка и медицинскую карту по форме 286-у. Желательно перед этим получить специальную программу реабилитации ребёнка-инвалида, которую выдают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

На основании наличия у ребёнка особых потребностей вам не вправе отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом дошкольном учреждении. Единственное, что может стать помехой – недостаточное техническое обеспечение того или иного ДОУ, если для полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические средства.

Диагноз «необучаем» сейчас уже не ставит ни одна медико-психологическая комиссия, и законодательство гарантирует, что особенный ребёнок может обучаться на общих основаниях в любом учреждении по месту жительства.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Специальная литература по теме

Инклюзии в общество и в образование в последние годы уделяется много внимания. Издается специальная литература, посвященная проблематике. А для воспитателей ДОУ, школьных учителей и преподавателей в колледжах есть спецкурсы повышения квалификации. Начнем с литературы. Она даст полезнейший задел для тех, кто знакомится с проблематикой .И для людей, планирующих плотно работать с особенными детками.

  1. «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт». В книге рассказывается о подходе к разным категориям детей. Принесет пользу родителям, методистам, педагогам, студентам.
  2. Сборник «Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду». Пригодится тем, кто работает в логопедической группе. А также с детками, имеющими нарушения слуха или зрения, интеллекта, психического развития, аутизм.
  3. Методичка «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ». Издание представляет психолого-педагогические портреты таких детей. Предлагает, как преодолеть их неуспешность при инклюзии.
  4. «Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ОВЗ» от Микляевой.  Дает образцы индивидуальных учебных планов и другие очень полезные вещи.
  5. «Инклюзивное обучение грамоте детей с трех лет с синдромом Дауна, легастенией и другими особенностями». Написала Кристель Манске, немецкий доктор психологии и педагогики. Отличное издание! Автор доказывает, что нет неполноценных детей. Такими они могут выглядеть из-за отсутствия нормальных социальных коммуникаций.

О финансировании

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

финансирование образования детей-инвалидов

В 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации были выделены субсидии в размере 216,315 млн руб. в целях поддержки в том числе региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для справки: 16 августа 2016 года Министерство образования опубликовало приказ о проведении конкурса на лучшую инклюзивную школу России.

Комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год

27 июня 2016 г. Минобрнауки России утвердило Межведомственный комплексный план  по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год (далее – План).  Планом, в частности, предусмотрены:

— разработка УМК для детей с ОВЗ,  учебных пособий, мультимедийного сопровождения  детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ;

— разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ;

— курсы повышения квалификации, семинары, конференции по вопросам инклюзии;

внедрение в течение 2016-2017 г.г. профстандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога;

— проведение II второго  Всероссийского съезда педагогов-дефектологов;

проведение Всероссийских конкурсов:  “Лучший по профессии” среди обучающихся с ОВЗ, “Психолог года”, “Лучшая Инклюзивная школа России”, Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.;

— проведение спортивных мероприятий, в т.ч. Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ;

— проведение проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в образовательных организациях.

Справочно:

Последовательность введения ФГОС ОВЗ:

  • 2016-2017 уч.г. — 1 классы

  • 2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы

  • 2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы

  • 2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы

На школьном уровне должны быть:

  • Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
  • Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. 

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно,  У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов. 

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения. 

— В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, — говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. 

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. 

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Есть ли будущее у коррекционных школ

Стандарт применим как в коррекционной, так и в инклюзивной школе. Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, оно не вытесняет его. Должны быть созданы условия и для того, и для другого.

Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты. Инклюзивные школы не могут исчезнуть, но они нуждаются в обновленном содержании, результат обучения должен быть более высоким.

Не навреди — главный принцип

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить задачу педагогов: убедиться в своей готовности, не торопиться переходить на новый уровень, к которому, возможно, они сами не готовы.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как организована инклюзия в детских садах

Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ – дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие – дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка – инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.

Как реализуются практики инклюзии в ДОУ в России

Во многих крупных городах РФ действуют дошкольные учреждения, реализующие инклюзивное и интегративное образование. Детям с особыми возможностями они могут предоставить два варианта обучения:

  • Отдельные группы. Дети учатся отдельно, но вовлекаются в социальную жизнь детсада. Например, играют вместе со здоровыми детьми, участвуют в мероприятиях. Обычно такие группы организуют для малышей с интеллектуальной и психической задержкой.
  • Дети с особыми возможностями посещают общую группу и занимаются со всеми. Этот вариант наиболее приемлем, если у ребенка не пострадал интеллект.

Детки с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при вхождении в общество. У них реже спонтанно складываются отношения со сверстниками и взрослыми, чем у детей без ОВЗ

Но социализировать их крайне важно. Ведь социализация во многом создает возможности для коррекционной работы и компенсации нарушений

Получая образование по инклюзивной схеме, ребенок посещает общеобразовательный детсад. Обычно он учится с детками без особенностей по стандартной программе. В то же время учитываются его особые образовательные потребности

В этом процессе важно дать ребенку две вещи: социальный и образовательный опыт со сверстниками

Часть коррекционной работы нужно направлять на развитие социальных связей. Именно такая адаптация является началом социализации. Входя в мир людей, ребенок усваивает, что такое социальные роли, какими правилами надо руководствоваться в поведении. Чтобы облегчить вхождение, используется психолого-педагогическое сопровождение. И с ребенком с ОВЗ, и со всей группой должны работать воспитатели и психолог. Работа с окружающей социальной средой обязательна.

Как оценить эффективность инклюзии? По успехам в социализации. Кстати, есть еще такое понятие, как интегративное образование. Оно предполагает, что для детей с ОВЗ обеспечивается доступ к обычной образовательной программе в ДОУ и других заведениях. При инклюзивном ребенок с особенностями, помимо основной программы, получает еще дополнительную поддержку.

Особенности переходного периода

На федеральном уровне сейчас ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Впереди — переходный период: педагогические коллективы на уровне всех субъектов Российской Федерации ждет напряженная работа.

Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. Есть определенность со стандартом помощника (ассистента). Профессиональный стандарт тьютора (сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями) будет определен до конца года

Теперь дело за образовательными программами, оплатой труда тьюторов и помощников (ассистентов) в школах.

Документы и законы, регулирующие инклюзивное обучение в ДОУ

Основной международный документ, в котором перечисляются важнейшие принципы инклюзии в детсадах – Саламанская декларация. Есть еще Конвенция о правах ребенка и другие законодательные акты. В России право на инклюзивное образование закреплено в Конституции, законах «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании».

Как поступить, чтобы малыша с особыми потребностями приняли в ДОУ? Надо придерживаться такого алгоритма:

  • подобрать учебное учреждение;
  • подать документы: заявление с подписью одного из родителей, детское свидетельство о рождении, копию родительского паспорта, медкарту по форме 286-у;
  • будет плюсом, если родители оформили программу индивидуальной реабилитации в федеральном учреждении МСЭ.

В принципе, обращаться можно в любое дошкольное учреждение по месту жительства. И отказать на основании того, что у ребенка есть инвалидность, не имеют права. По факту в детсаду может не оказаться технической возможности обучать детей с особенностями. Часто все упирается в мелочи, они могут быть очень разными. Порой нет воспитателей с достаточной квалификацией, которые могли бы работать с особенными детками.

Курсы повышения квалификации для педагогов и воспитателей

Воспитателям и педагогам стоит понимать, что на них лежит большая ответственность. За результат образования и за то, насколько легко ребенок с ОВЗ войдет в открывшуюся для него дверь в детсад. Навыки педагогов должны соответствовать детским потребностям.

Пройти курсы повышения квалификации по инклюзии можно очно и онлайн (дистанционно). Например, на «Учмаге» представлено много разновидностей. Приведу несколько. Другие можно найти, если вбить запрос «инклюзивное образование» в поисковой строке магазина. Все, что приведено ниже – именно курсы повышения квалификации.

  • «Технологии инклюзивного образования в ДОО». 72 часа занятий для воспитателей, логопедов, инклюзивных педагогов и дефектологов. Эти курсы начинаются в сентябре. Но можно найти с началом на любой месяц (скопируйте название в поисковую строку «Учмага»).
  • «Организация коррекционной работы и инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Тоже 72 часа, для психологов и инклюзивных педагогов. Есть курс с таким же названием, но от другой организации (Международный Центр Образования).
  • Очень полезные курсы – «Тьютор в системе инклюзивного образования». Тьютор – это личный помощник, который опекает ребенка с ОВЗ в учебном заведении.
  • «Инклюзивное образование в ССУЗе» с началом в сентябре и октябре. Через поисковик можно найти курсы с началом и в других месяцах. ССУЗ – это училище, техникум, колледж и т.д. Как видите, за инклюзию взялись не только в детсадах и школах.

Тройка полезных образовательных вебинаров:

«Нормативно-правовые и концептуальные основы инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Рассматривается отечественный опыт организации и содержания инклюзии в ДОО.

«Организация взаимодействия детей с ОВЗ в группах инклюзивного образования и воспитания в условиях ДОО»

Лекции на 4 часа о важности социальной интеграции.

Вебинар об использовании дистанционных технологий при инклюзивном образовании в вузах. О том, как организовать доступное высшее образование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: