Эффективность ранней логопедической помощи детям от 0-3х лет в условиях центра социальной реабилитации на отделении раннего вмешательства (абилитация младенцев)

Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей

Как ведет работу логопед с малышом 3 года

Логопедическая работа с ребенком 3 лет требует индивидуального подхода и терпения. Логопед проводит диагностику речевого развития малыша, оценивает его речевые навыки и выявляет проблемные зоны. Для малышей этого возраста игра становится основным методом работы. Логопед использует разнообразные игры, картинки и развивающие упражнения для стимуляции речи и интеллектуального развития.

Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, формированию правильного произношения звуков, расширению словарного запаса и развитию грамматических навыков. Логопед работает над коррекцией звукопроизношения, помогает улучшить артикуляцию и развить понимание речи

Кроме того, логопед учит родителей специальным упражнениям и методикам, которые помогут поддержать ребенка в домашних условиях

Логопед работает над коррекцией звукопроизношения, помогает улучшить артикуляцию и развить понимание речи. Кроме того, логопед учит родителей специальным упражнениям и методикам, которые помогут поддержать ребенка в домашних условиях.

Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет

В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.

Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт. В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец

Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок»

В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».

Игры для малышей на звукоподражание

Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:

  • свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
  • паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
  • заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
  • дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».

Развиваем слух

Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:

  1. Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
  2. Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
  3. Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.

Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет

Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:

  • ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
  • рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
  • язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.

Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки

Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.

Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие. Скороговорки:

Скороговорки:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Методы и подходы логопедической работы

Логопедическая работа с пациентами базируется на использовании разнообразных методов и подходов, которые помогают эффективно оценивать уровень речевых навыков и разрабатывать индивидуальные программы коррекции. Эти методы включают как традиционные, так и современные технологии, способствующие более эффективному взаимодействию с клиентами и улучшению их коммуникативных способностей.

Логопеды проводят комплексное тестирование, анализируя понимание речи, произношение звуков, грамматическую правильность и другие аспекты речевого развития. Это помогает выявить особенности и трудности каждого пациента, а также определить наилучший подход к коррекции его речевых проблем. Далее, на основе результатов оценки, разрабатываются индивидуальные программы коррекции. Каждая программа адаптирована к конкретным потребностям пациента и включает разнообразные логопедические методики. Основной задачей программы является поэтапное улучшение речевых навыков и достижение поставленных целей. Логопеды работают с пациентами над улучшением произношения звуков, развитием словарного запаса, грамматикой и другими аспектами речи.

В логопедии широко применяются традиционные методы, такие как звукоподражание и артикуляционные упражнения. Звукоподражание позволяет пациентам повторять звуки или слова, моделируя их правильное произношение. Артикуляционные упражнения направлены на развитие точности артикуляции звуков и формирование правильных речевых позиций. Эти методы являются основой для работы с пациентами всех возрастов и типов речевых нарушений. Современные технологии также нашли свое применение в логопедической работе. Компьютерные программы способны сделать процесс обучения интересным и интерактивным. Они предоставляют пациентам возможность тренироваться в удобное для них время и находить дополнительную мотивацию к достижению успеха. Виртуальная реальность открывает новые горизонты для работы с пациентами, создавая реалистичные ситуации общения, которые помогают развивать практические навыки.

Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия

Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:

  1. В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
  • В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
  • Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
  • Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
  • Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
  1. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:

Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей

Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д

Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
Есть логопедический кабинет или уголок.

  1. В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
  2. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.

Как проводится логопедическая работа: этапы

Комплексный коррективный процесс должен включать в себя задействованность всех сторон развития:

  • познавательную;
  • эмоциональную;
  • сенсорную;
  • голосовую активность;
  • моторику рук;
  • работу артикуляционного аппарата.

Только в этом случае сформируется необходимая сенсомоторная база для полноценного развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Логопедическая работа выстраивается дифференцированно, исходя из структуры дефекта, задействуя сохранные функции, обязательно отталкиваясь от конкретной диссоциации развития функций ребенка и его возможностей. Главная задача всего комплекса действий в стимуляции и совершенствовании коммуникации со взрослыми с помощью интонационных звуков лепета, лепетных слов и простой фразы.

Комплексный подход включает в себя:

  1. Дыхательную гимнастику.
  2. Логопедический массаж.
  3. Стимуляцию речевой активности.
  4. Артикуляционную гимнастику.
  5. Развитие понимание речи.
  6. Развитие моторики.

Этапы раннего логопедического вмешательства:

  1. Диагностический. Его задача в раннем выявлении нарушений речи, дифференциации речевых нарушений и определении причин их возникновения. Включает в себя лингвистический скрининг (показатели лингвистического развития, долингвистическая вокальная продукция, особенности слухового восприятия, понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью, первые комбинации жеста и слова, речевые акты согласия и несогласия, выражение просьб, появление коммуникативных намерений, начало активной речи, овладение фонемным строем речи) и дифференциальную диагностику речевых нарушений (дети с задержкой речевого развития, дети со снижением слуха, дети с РАС, дети с алалией, дети с интеллектуальной недостаточностью).
  2. Коррекционно-логопедическая работа. Этот этап состоит из подготовительного и основного периода. Задачи подготовительного периода: установление эмоционального контакта с ребенком, формирование положительного отношения к логопедическим занятиям, развитие предпосылок позитивного общения. Основные направления данного периода — это установление зрительного и эмоционального контакта, подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции, побуждение настроя ребенка на эмоциональное сопереживание, повышение уровня общей активности ребенка, организация произвольного внимания, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Задачи основного периода коррекции:

  • воспитание речевой активности;
  • формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению;
  • формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы;
  • формирование первоначальных речевых навыков в ситуации общения;
  • закрепление и автоматизация грамматических структур.

Использование развивающих игр и упражнений

Для работы с ребенком 3 лет логопед использует разнообразные развивающие игры и упражнения, способствующие развитию речи и общего развития малыша. В игровой форме ребенок легче и интереснее усваивает новые слова, звуки и правила речи.

Примеры игр и упражнений:

Игровые карточки с изображениями

Для развития словарного запаса и ассоциаций. Логопед показывает ребенку изображение на карточке и просит назвать предмет или сказать, что это за звук.

Звуковые упражнения

Логопед проводит упражнения на различение звуков, на слуховое восприятие. Ребенок должен услышать разницу между звуками, повторять за логопедом.

Развивающие игры на логическое мышление

Логопед предлагает задания на сравнение, классификацию, а также упражнения на формирование понятий.

Использование развивающих игр и упражнений помогает ребенку развивать речь, а также общее мышление и внимание, делает занятия увлекательными и продуктивными

Технологии коррекционно-логопедической работы с дошкольниками раннего возраста

Организация: МБДОУ №37

Населенный пункт: Владимирская область, город Киржач

Рaбота с детьми данного возраста велaсь на протяжении 1учебного года. Возрaст детей от 1.5-2.7 лет. Многие были не говорящие дети. Коррекционно-логопедическaя работа велaсь с целью профилактики и выявления речевых расстройств у детей раннего возрастa. В группе было 12 детей.

Коррекционно-логопедическaя работа включала в себя занятия по развитию:

  • Произвольного устойчивого внимaния и восприятия;
  • Импрессивной и экспрессивной речи, подвижности артикуляционного аппaрата, различных форм общения ребенка со взрослыми;
  • Наглядно-действенного мышления, формирование познавательной aктивности, мотивации к деятельности, интересa к окружающему;
  • Мелкой моторики;
  • Коррекции негативных проявлений в эмоционально-личностном развитии детей.

Испoльзовались прaктические и наглядные методы: рассматривание и манипуляции с предметaми, картинками. Это обеспечивало участие трех сенсорных информационных кaналов (аудиального, визуального, кинестетического). В совместной с ребенком игре для него создавaлась ситуация успеха. Для этого использовалось больше заданий, с которыми ребенок уже мог спрaвиться самостоятельно. У детей формировалась психологическaя база речи и деятельности, мотивация к их использованию.

В содержание коррекционной рaботы по развитию внимания и восприятия входили:

  • Стимуляция сенсорной aктивности (восприятие цвета, формы, величины);
  • Развитие тaктильного и зрительного восприятия (внимания, памяти, пространственных отношений, целостности образа предмета);
  • Рaзвитие слухового внимания и фонематического восприятия

( внимания, памяти);

Развитие речи включалo:

  • Развитие oбщения (обучение выполнению элементарных речевых инструкций, умение обрaщаться к взрослому, товарищу);\
  • Ознакомление с oкружающим (рaсширение представление о себе, предметном мире);

Рaзвитие наглядно-действенного мышления предусматривало:

Обучение группировке предметов по определенному признаку

Развитие мелкой моторики было напрaвлено на развитие хватания, подрaжание движениям рук, развитием тонких движений пальцев рук.

Работа по рaзвитию артикуляционного аппарата предусматривалa развитие речевого дыхания, выработку целенаправленной струи, артикуляционную гимнастику.

Рабoта велась парaллельно по всем направлениям. Занятия проводились с группой детей.

Результаты дaнной коррекционной лoгопедической работы с детьми рaннего возрастa показали существенные изменения в речевой сфере детей. Дети становились aктивными участниками игр и занятий

Они нaучились работать с обрaзцом, распределять внимание, планировать и контрoлировать свою деятельность, а глaвное обогатить свщй пассивный и aктивный словарь

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,2 КБ

Опубликовано: 22.06.2022

Индивидуальный подход к каждому ребенку

Логопед при работе с ребенком 3 лет всегда учитывает его индивидуальные особенности и потребности. Этот подход позволяет создать комфортные условия для развития речи и улучшения коммуникативных навыков.

Оценка уровня развития

Первым этапом работы логопеда с ребенком является оценка его текущего уровня развития речи. С помощью специальных тестов и наблюдения за поведением логопед определяет сильные и слабые стороны, что позволяет разработать индивидуальную программу коррекционных занятий.

Создание персонализированных занятий

На основе оценки логопед разрабатывает индивидуальные занятия, которые учитывают потребности и интересы ребенка. В процессе работы используются игровые методики, специально подобранные упражнения и диалоговые тренировки, которые способствуют эффективному развитию речи.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Цель коррекционно-логопедической работы – последовательно развивать функцию доречевого периода, обеспечивая своевременное формирование речи и детской личности.

К основным направлениям коррекционно-логопедической работы относят:

  • нормализацию мышечного тонуса и мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений и мимики;
  • выработка ритмического дыхания;
  • стимуляция лепета и лепетных слов;
  • перевод слов из пассивного словаря в активный;
  • выработка зрительных и слуховых дифференцировок, памяти, внимания и мышления.

Работа с детьми раннего возраста предполагает особый подход. Занятия с маленькими детьми требуют учета следующих моментов:

Дети познают мир благодаря взрослым людям, через подражание. Детям интересно исследовать сенсорные свойства окружающих их предметов. Но только благодаря взрослым дети могут узнать функциональное назначение предметов, то есть, что ложкой едят, книжки читают, карандашами рисуют. Занятия с детьми базируются на подражании взрослым, его движениям, словам и действиям, а не на объяснении, беседе и внушении. Совместная деятельность ребенка и взрослого должна состоять из игр и обучения.
Дети отличаются активностью, подвижностью и любознательностью. Детская непосредственность – основа познания окружающего мира и общения с людьми. У детей еще не сформированы понятия о хорошем и плохом, о правилах поведения и пр. Эмоциональный подъем, достаточный для обучения, может быть достигнут только в игровой деятельности.
Для закрепления нового навыка, необходимо повторение. Детям нравится повторять одно и то же действие. Это и представляет механизм обучения, для закрепления навыка, необходимо больше раз повторять, и чем более сложный навык формируется, тем больше времени и большее количество повторений необходимо. Малыши комфортнее чувствуют себя в знакомой ситуации, действуя более уверенно в знакомых им играх.
Содержание материала должно быть соответствующим опыту детей. То есть, материал должен быть подобран так, чтобы игровые ситуации были знакомы малышу. Например, игры с машинками – все дети видели машины на улице. Если ребенку предлагают новый материал, то сначала необходимо предоставить ребенку новые представления.
Необходим контроль за уровнем сложности предлагаемого материала, он должен соответствовать возрасту детей. Если поставить перед ребенком непосильную задачу, он заведомо попадет в ситуацию неуспеха. Если у ребенка постоянно не получается выполнить ту или иную задачу, он теряет интерес к учению.
Следует следить за длительностью игры

Необходимо учесть тот факт, что внимание маленьких детей кратковременное и непроизвольное. В связи с чем, необходимо заранее планировать игру так, чтобы избежать переутомления ребенка, и не допустить потери интереса к занятию

Также на занятии необходимо варьировать длительностью игр, на основании ситуаций и возможностей детей для проведения игр.
Необходимо выстраивать четкую структуру игры. Чтобы малыши лучше усваивали информацию, необходима четкая структура: у каждой игры есть начало, продолжение и конец. Начало и конец игры крайне непродолжительны. Продолжение игры включает основное содержание предлагаемых материалов.
Смена видов деятельности – когда игра включает несколько разных игр, позволяя дольше удерживать внимание ребенка, увеличивая продолжительность и эффективность занятий. Подвижные игры сочетаются со спокойными. Смена видов деятельности увеличивает работоспособность у детей, каждая игра включает разноплановые игры, сменяющие одна другую.
Гибкость – игры должны подбираться, учитывая возраст детей, их возможности и интересы. Реагируйте на отношение детей чутко, стремитесь улавливать их ответные реакции.
Перенос знаний – следует специально озаботиться тем, чтобы дети приобретали знания и умения в игровых действиях. Для этого следует держать близких в курсе событий, чтобы они знали о достижениях ребенка.
Детям необходима положительная оценка их деятельности. Эмоциональная поддержка взрослых во время обучения необходима детям, поэтому нужно отмечать любых их успехи и достижения.

Основная форма воздействия на маленького ребенка – организованные игры, в которых ведущую роль играют взрослые. Их можно использовать в условиях любого программного материала и проводить на занятиях и логопед, и воспитатель, и музыкальный руководитель.

Цели логопедии

Основные цели логопедии, безусловно, направлены на стимулирование и развитие речи и языка. Однако это далеко не всё. Она также призвана обеспечить максимальное усвоение и правильное использование речи в повседневной жизни. Каждый прогресс в области артикуляции, лексики, грамматики и других аспектов речевой деятельности открывает двери к более эффективному общению и более глубокому взаимопониманию с окружающими.

Исключительно важной целью логопедии является создание благоприятных условий для полноценной коммуникации и успешной социальной адаптации пациентов. Подходы логопедической работы нацелены не только на преодоление конкретных речевых трудностей, но и на обогащение общей жизни пациентов через разнообразные методики, поддержку и понимание

Словно звенья одной цепи, указанные цели логопедии взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие речи и языка, обеспечение легкости и уверенности в общении, создание комфортной социальной среды — все эти аспекты тесно переплетаются в мозаике логопедической помощи. Логопедия стремится сделать речь доступной, понятной и эффективной для каждого, вне зависимости от возраста, нарушения или особенностей развития.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Задачи в работе с детьми

Задачи логопедии в работе с детьми находятся на переднем плане в обеспечении оптимального развития речи и языка у маленьких пациентов. Первоначальной задачей логопедов является ранняя диагностика речевых нарушений у детей, что позволяет предотвращать их усиление в будущем. Благодаря внимательному отслеживанию речевого развития у малышей, логопеды выявляют возможные проблемы на ранних стадиях, что способствует своевременному началу помощи и успешной коррекции речевых трудностей.

Одной из ключевых задач логопедии при работе с детьми является помощь в развитии фонематической осознанности, артикуляции и грамматических навыков. Фонематическая осознанность — это способность различать и манипулировать звуками речи

Логопедические методики направлены на развитие этой важной навыковой базы, что в свою очередь способствует более успешному овладению навыками чтения и письма в будущем

Артикуляция, важнейшая составляющая развития речи, представляет собой способность ясно и правильно произносить звуки. Логопеды предоставляют специальные упражнения и игры, нацеленные на развитие артикуляционных навыков и устранение дефектов произношения. Это позволяет детям говорить более четко и уверенно, повышая их самооценку и социальное взаимодействие.

Грамматические навыки также стоят перед логопедами как важная задача в работе с детьми. Четкое понимание и использование грамматических правил обеспечивает более грамотную и понятную речь. Логопеды используют творческие и интересные методы для научения детей грамматике, делая процесс обучения увлекательным и эффективным.

Один из ключевых аспектов логопедической работы с детьми — это использование игровых методик. Игра является естественным способом обучения для детей и способствует их вовлечению в процесс обучения. Логопеды вместе с детьми применяют интересные игры и задания, которые помогают развивать речь и язык с радостью и увлечением. Такой подход делает обучение более эффективным и захватывающим, укрепляя положительное отношение детей к учебному процессу.

Совместная работа с родителями и педагогами

Логопед нередко включает родителей и педагогов в процесс коррекционной работы с ребенком. Родители играют важную роль, так как они могут продолжать заниматься с детьми дома и поддерживать результаты логопедических занятий. Педагоги, в свою очередь, могут помогать в применении полученных навыков в повседневной жизни ребенка, а также обеспечивать специальные условия для развития речи.

Совместная работа с родителями и педагогами позволяет создать благоприятную обучающую среду для ребенка, где он может постепенно преодолевать свои речевые трудности и развивать коммуникативные навыки. Общее усилие всех вовлеченных сторон способствует более эффективному прогрессу и улучшению речевых функций ребенка.

  • Родители могут повторять упражнения, предложенные логопедом, и поддерживать ребенка в процессе тренировок; Педагоги могут создавать специальные игровые ситуации, которые будут способствовать развитию речи и коммуникации; Регулярные встречи и консультации с родителями позволяют оценивать прогресс и корректировать план работы с учетом особенностей ребенка.

Таким образом, совместная работа с родителями и педагогами является важным компонентом успешного логопедического вмешательства и способствует быстрому прогрессу ребенка в развитии речи и коммуникативных навыков.

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).

На третьем году жизни  происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Чего надо избегать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка  («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Мастер-класс по логопедии для педагогов

Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.

Задачи мастер-класса:

  • Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
  • Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс учителя логопеда:

  • Организационные моменты (стихотворения).
  • Объявление темы мастер-класса.
  • Теоретическая часть (теоретический аспект).
  • Практическая часть (игры).
  • Рефлексия (вопросы).

Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС

Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:

  • Обучение произношению всех звуков.
  • Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
  • Понимание различий звуков.
  • Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).

Логопед учит выговаривать звуки

Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.

Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи

В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.

При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.

Что говорят на родительском собрании в логопедической группе

Для того чтобы понять, что же говорят на родительском собрании в логопедической группе, нужно знать план и ход мероприятия.

Первое это цели. Их существует несколько, но в основном это увеличение общения специалиста с родителем. Нужно это для нахождения общего языка. Далее следует планирование задач на учебное время.

Родительское собрание

Нужно ознакомить родителей с некоторыми задачами образовательной работы, чтобы они всегда понимали, что будет дальше. Требуется правильно рассказать и показать, как следует наблюдать за ребенком, не допускать ошибок. Специалист рассказывает, как понять малыша, радоваться его успехам, подбадривать, когда случаются неудачи, оказывать помощь, когда ему предстоит тяжелый выбор. Это поможет чаду развиваться в нужном направлении и решить проблему с нарушением речи.

План проведения мероприятия:

Начинается все с поздравления родителей с учебным годом.
Знакомство специалиста с родителем.
Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе.
Рассказ о важности образовательного процесса в логогруппах и чем он полезен.
Родителей знакомят с МДОУ на всё учебное время.
Анкетирование родителей.
Выбор состава родительского комитета.

Проведение мероприятия:

Все начинается с подготовительно этапа (поиск и заполнение анкет для выдачи родителям, планирование мероприятия).
После прихода родителей начинается организационный этап (знакомство с воспитателем).
После того, как пришли все родители, начинается вступительная часть (поздравление родителей с учебным годом).
После поздравлений идет сообщение специалиста (работник рассказывает о важности образовательных программ, показ презентации, иногда конкурсы).
Обратная связь с участниками (родители задают интересующие вопросы).
Ознакомление родителей с МДОУ (рассказ логопеда о том, как нужно следить за детьми).
Выбор нового состава родительского комитета.
Заключительная часть (рассказ о том, какие навыки следует развивать у ребенка).

Обратите внимание! Важно сделать так, чтобы к шести годам у ребенка была понятная речь. Это ему поможет чувствовать себя хорошо в школе и легко начать общаться со сверстниками

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: