Заикание. причины, виды, лечение патологии

Слайд 19В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения

соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта. 2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии. 3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки

Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр. Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажазаикания)

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бызамаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности:уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевыеи речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами,корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижнейгубы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в видевспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте

Степени тяжести

При патологии происходит судорожное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Оно характеризуется не только снижением плавности речи, но и запинками и паузами в разговоре. Его проявления могут быть умеренными или в более тяжелой степени. Долгое время считалось, что характерными симптомами у заикающихся являются трудности с проговариванием звуков «б» и «п». Но это не так. Дефект связан с произношением определенных фонем, количество которых может различаться. Спазм часто носит психогенный характер.

Степень выраженности психоречевой патологии оценивается по таким критериям: наличию неврологических и психических проблем, возможности вести полноценную жизнь, общим клиническим симптомам. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень заикания в зависимости от интенсивности и длительности судорог. При малых проявлениях дефекта появляются небольшие запинки в свободной речи. Несмотря на то, что это может не мешать человеку, отклонение необходимо лечить и наблюдать в динамике. Средняя степень – это запинки в диалогах и монологах. Ребенок общается со сверстниками, но ему сложно закончить мысль, фразу. В тяжелых случаях нарушения затрагивают все аспекты речи, что вызывает существенный дискомфорт у человека. Через некоторое время возможно присоединение вторичных отклонений: логофобии, эмболофразии.

Причины заикания

Причинами заикания являются следующие факторы: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • отягощенный наследственный анамнез (установлено, что выраженные отклонения психосоматического статуса родителей, а также имеющееся заикание у одного или обоих родителей обуславливают высокую вероятность того, что их дети также будут страдать заиканием);
  • приобретенные неврологические расстройства (фобии, холеричный тип характера, тяжелый стресс и т.д.);
  • особенности конституции (вегетативная дисфункция, слабая «защищенность» психики в отношении психологических потрясений);
  • аномалии развития высшей нервной деятельности, органическая патология центральной нервной системы. Эти предрасполагающие факторы обуславливают не только заикание, но и выраженное замедленное развитие речи, особенно если они начали наблюдаться еще в период внутриутробного развития.

Производящие факторы:

  • анатомо-физиологические (заболевания, сопровождающиеся поражением центральной нервной системы, либо оставляющие после себя осложнения неврологического характера);
  • психические (тяжелые стрессы и психическая напряженность, действующие на протяжении как короткого, так и длительного времени).

Наиболее уязвимой возрастной группой лиц в отношении заикания являются, безусловно, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется физиологическими особенностями развития нервной системы детей. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздно созревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы. Кроме этого, у детей происходит ускоренное развитие речи (особенно в возрасте 3-4 лет), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро совершенствуются под влиянием общения с взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер. Ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося — он копирует речь заикающегося. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания.

Слайд 21По психологическому признаку выделяют: > детей, у которых следствием заикания явилась

неуравновешенность поведения; > детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; > детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии; > детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям. В зависимости от этиологии и патогенеза выделяют клиническую форму: невротическую,неврозоподобная, органическое заикание. В структуре заикания 80% составляет неврозоподобное, 20% — невротическое.

Генерализованный зуд

Зуд — неприятное ощущение, возникающее в коже. Зуд может быть «резким» и хорошо локализованным (эпикритический зуд) или «жгучим», плохо локализованным (протопатический зуд). Зуд вызывается разнообразными стимулами и, вероятно, с помощью нескольких механизмов.
Патофизиология зуда
Кожные нервы образуют мелкую древовидную сеть окончаний непосредственно под эпидермисом кожи. Нервные окончания могут быть представлены заостренными или несколько закругленными немиелинизированными волокнами или же весьма сложными по своему строению инкапсулированными чувствительными рецепторами.

  • 85

Причины возникновения

В одних случаях заикание проявляется внезапно, в других дети приходят к нему постепенно, вначале медленно протягивая звуки.

Предпосылки патологии:

  • болезни матери в период беременности;
  • неблагоприятные социальные условия и микроклимат в семье;
  • тяжелые нарушения ЦНС;
  • большие умственные нагрузки;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • стресс;
  • соматические и инфекционные болезни.

Большинство ученых склоняется к тому, что заикание имеет неврологическую природу. С другой стороны, не у каждого человека срыв приводит к его возникновению. Все зависит от типа высшей нервной деятельности. При наследственной предрасположенности также риск достаточно велик. Иногда заикание появляется без причины. Поскольку у детей нервная система уязвимее, чем у взрослых, риск дефекта речи выше. Зацикливание на проблеме только усугубляет течение патологии, осложняя его течение.

Заикание проявляется не только расстройством речевой деятельности и нервной системы, нарушения могут затрагивать другие органы на фоне ослабленного иммунитета, отражаться на общей и речевой моторике, психологическом состоянии. Психосоматика может вызвать боязнь разговаривать. В одних случаях при длительном действии раздражителя человек постепенно перестает на него реагировать, в других может возникнуть обострение.

Другие рекомендации

Полезные советы родителям:

  • не перебивайте ребенка, не заканчивайте за него фразы, так он будет нервничать и заикаться еще больше;
  • основным правилом общения должно стать умение выслушать собеседника;
  • уделяйте малышу больше времени, в течение которого общайтесь с ним и читайте книги с картинками – это развивает речь;
  • не критикуйте и старайтесь не повышать голос.

Кто лечит заикание? С помощью гипноза, аутотренинга психотерапевты. Чтобы уменьшить напряжение, используют иглорефлексотерапию. Задача психологов в выявлении причин дефекта и работы над ними. Кроме того, сеансы способствуют адаптации в обществе, раскрепощают больного.

Логопеды учат правильно дышать во время речи с помощью дыхательной гимнастики, пользоваться голосом, вербальному общению, обращают внимание на такие характеристики, как плавность и ритмичность. Занятия лечебной физкультурой способствуют повышению иммунитета, улучшают координацию движений

В период ремиссии необходимо не допускать серьезных соматических заболеваний. Любое нарушение здоровья может спровоцировать возврат дефекта.

Не стоит надеяться, что ребенок перерастет заикание, самостоятельно оно не пройдет. Наилучшего результата добиваются при раннем обращении к специалистам

Помните, что важной составляющей здоровья человека с подобной проблемой является обстановка в семье

Слайд 22Степени и типы течения заикания: различают три степени заикания: легкая —

заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются; средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.выделяются следующие типы течения заикания: постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.; волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:1) сопряженная речь,отраженная речь,ответы на вопросы по знакомой картинке,самостоятельное описание знакомых картинок,пересказ прослушанного небольшого рассказа,спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Прогноз излечения от заикания

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного лечения и его полноты, от возраста и т. д. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, прогноз менее благоприятен. Здесь часты рецидивы. Более успешно устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10-16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

06.10.2010

Слайд 10НО! Современное комплексное исследование больных заиканием разного возраста и с различными сроками

заболевания указывают:

— что существенными предпосылками возникновения заикания являются наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающиеся как следствие родовых осложнений. — что ведущей причиной возникновения заикания является действие стрессогенных факторов, которые из-за особенностей развития симпатоадреналовой и гормональной систем наиболее опасно для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет.- симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливались с возрастом и наиболее отчетливо проявлялись у взрослых. — так же там , где были множественные вегетативные нарушения, наблюдалась недостаточность черепно-мозговых нервов, в состав которых входят вегетативные волокна (III, IV, VI, VII, IX, Х пар). — так же результаты нейропсихологического обследования свидетельствуют о преимущественной дефицитарности правополушарных высших психических функций.

Особенности комплексного подхода к логопедической коррекционной работе

Оказание логопедической помощи при заикании ребенка осуществляется по двум направлениям:

  • Вновь выявленное заикание. Сюда входит оказание помощи при заикании, выявленном не более двух недель назад;
  • Застарелое заикание. Сюда входит коррекционная работа с заиканием, длящемся более трех недель.

Вновь выявленное заикание корректируется путем применения совокупности действий и средств. Здесь необходимо организовать соответствующую обстановку пребывания ребенка: ребенок должен чувствовать себя расслабленным, а для этого его изолируют от общества на пару дней, организуя постельный режим в тихом, затемненном помещении. Общение с ребенком должно быть сведено к минимуму, а все обращения к нему быть произнесены в медленном темпе, спокойном ритме, тихим голосом или шепотом. Просмотр телевизора, прослушивание музыки, использование гаджетов должно быть исключено.

Эффективность логопедической терапии определяется минимизацией общения ребенка и максимизацией времени его сна. Для этого прибегают к специализированной помощи, как правило, невролога, который пропишет грамотное медикаментозное лечение ребенка.

Постельный режим и ограничение речевого взаимодействия должно быть реализовано в течение недели. Хорошо, если затем будет сменяна обстановка, контактные связи, круг общения ребенка.

Логопедическая коррекции застарелого заикания реализуется поэтапно:

  1. Этап молчания. Он необходим для торможения или ослабления патологических рефлекторных связей. Этот этап актуально реализовывать в течение нескольких дней – до одной недели. Дети обучаются правильному дыханию, медитации, самоконтролю. Происходит обучение артикуляционным действиям, связанным с выработкой точных артикуляционных движений.
  2. Этап активизации движений. Здесь происходит ориентация на взаимосвязь движений с речевым развитием ребенка. Выполнение определенных движений способствует формированию плавной речи медленного темпа. Поскольку, заикания являются следствием развития судорог в коре головного мозга, то движения помогают снять эти судороги за счет импульсов, реализуемых в процессе движений. Логопед применяют коррекционную гимнастику, спокойные игры – лото, домино. Данный этап целесообразно реализовывать в течение месяца.
  3. Этап полусопряженной речи. Он реализуется за счет проговаривания детьми одной фразы вместе с логопедом, а второй самостоятельно. Логопед помогает ребенку в произношении в нужном темпе. Ребенок просто повторяет то, что нужно, не напрягая мозг запоминанием или иной самостоятельной работой. Произношение должно быть спокойным, медленным, чтобы спазмы мышц речевого аппарата были сняты, а дыхание при произношении стабилизировалось.
  4. Этап отраженной речи. На данном этапе производится многократное повторение того, что ребенок слышит от логопеда. Длится данный этап не более десяти недель.
  5. Этап вопросно-ответной речи. Логопед читает детям рассказ, а после задает по нему вопросы, которые составлены таким образом, чтобы практически весь ответ содержался в вопросе. Иногда применяются игровые методы построения диалогов, логопедом даются подсказки детям, чтобы они могли спокойно, не нервничая ответить на вопрос. Временной период реализации данной терапии составляет 12 недель.
  6. Завершающий этап. Проводится активизации самостоятельных фраз ребенка, автоматизируется его самостоятельная речь в замедленном темпе. Логопедическая работа проводится на основе применения ролевых игр, пересказа детьми сказок, рассказов, придумывания историй и их спокойное рассказывание.

Комплексная работа логопеда при коррекции заикания проводится за счет привлечения ряда специалистов: невролога, психолога, психотерапевта, физиотерапевта, специалиста по ЛФК, каждый из которых применяет свои специфические методы и приемы коррекционной работы, ориентированной на стабилизацию работы нервной системы, достижение психического баланса детского организма, выработку верного произношения и доведение речевого произношения до автоматизма.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Слайд 23 Развитие невротического заикания Клиника невротического заикания характеризуется:

ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тонико-клонических судорог в артикуляционной мускулатуре, часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные сопутствующие речи, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей, сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1 — 2 года после возникновения заикания, появляется более или менее выраженная реакция ребенка на дефект речи; дети начинают замечать его, стесняются говорить в присутствии посторонних, отказываются от устных выступлений на утренниках. Позднее, в школьном возрасте, а особенно часто у подростков возникает страх речи — логофобия, который значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, в частности при вы­зове к доске в школе. Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвоения школьной программы и становится дополнительным источником переживаний неполноценности у подростка.

Причины заикания у детей

Чтобы понять, эффективно ли предупреждение заикания, нужно знать причины и группы риска. Это заболевание полиэтиологическое, то есть в его развитии играют роль множество факторов.

Они объединены в группы:

  1. Медицинские факторы — патология головного и спинного мозга, периферической нервной системы. Они развиваются вследствие осложнений беременности, вредных привычек будущей мамы, родовой травмы, черепно-мозговой травмы, интоксикаций и других заболеваний, при которых поражается нервная система;
  2. Личностные факторы — окружение ребенка: семья, детский сад, школа, друзья. Дети, у которых сложные отношения с окружающими, пребывают в постоянном стрессе, апатии, это накладывает свой отпечаток на речевое развитие;
  3. Социальные факторы — условия проживания, финансовое состояние семьи. Неблагоприятные условия проживания, отсутствие элементарных удобств негативно сказываются на здоровье. Если при этом родители не обращают внимания на проблемы ребенка, то они постепенно прогрессируют и укрепляются.

Причины заикания у детей

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности

Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру

Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Диагностика заикания

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, отоларинголога. Обследование включает в себя изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося. Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими

Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди)

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых; помощь в формировании у него правильной речи или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т.д. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал)

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Задачи обследования

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

  • место возникновения и форму речевых судорог;
  • частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
  • сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
  • отношение заикающегося к своему речевому дефекту;
  • наличие психологических особенностей.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Слайд 14Внешний физиологический симптомом заикания – Судорога в процессе речевого акта. Их длительность

в средних случаях колеблется впределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются:по форме: тонические, клонические и смешанные;по локализации: дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные;по частоте: единственные, множественные, серийные. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное илидлительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта послебуквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно -голосо- артикуляционный аппарат. В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Слайд 3 Исторический аспект.Проблему заикания можно считать

одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи В древние времена в заикании преимущественно усматривалась болезнь. На рубеже 17 — 18 вв. заикание объясняют как следствие несовершенства периферического аппарата речи, или связывают возникновение заикания с нарушениями в функционировании речевых органов. В начале 19 столетия причина заикания кроется в отклонениях деятельности периферического   и   центрального    отделов    речевого   аппарата, или большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз, определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи . К началу 20 столетия все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:        Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.         Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.         Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.      К 40-м годам и в последующие годы механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза, другие — как особую его форму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: