Воспитательный потенциал литературно-художественного чтения и его реализация в начальной школе
Существующая на сегодняшний день разноречивость в научно-методических позициях по вопросу воспитательной роли курса литературного чтения определила следующую задачу нашего исследования: теоретически обосновать содержание воспитательного потенциала литературно-художественного чтения.
С одной стороны, посредством читательских умений учащиеся дополняют свои возможности реального общения общением на основе письменных текстов, позволяющим постигать опыт других людей во времени и пространстве. С другой стороны, «очеловечивающая» роль художественной литературы обусловлена значением языка, культуры, искусства в социальном бытии. В природе не задан, не «закодирован», не существует естественный, само собой действующий механизм производства и реализации специфически человеческих целей, желаний, эмоций, оценок. Их накопление и передача осуществляются через слово и культуру, включая искусство как одну из ее сфер: «Переплавка чувств внутри нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества…» . Поэтому посредством искусства происходит непрерывный процесс воспитания отношения к жизненным явлениям и тем самым процесс воссоздания феномена «человек» в пространстве времени и культуры, в которой национальное выступает «внутренней» непосредственной, органической связью .
В общении с культурным наследием, с искусством осуществляется духовная преемственность поколений. Художественная литература выступает творческим орудием истории, «плугом, взрывающим время так, что глубинные слои времени, его чернозем оказывается сверху» . «Инфраистория», то есть бытие истории в ее типологических чертах, находит воплощение в художественных образах, несущих в себе идеалы как «варианты архетипа», и в этом отношении искусство «работает над воспитанием духа времени, потому что дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени как раз всего больше недоставало» .
Можно считать общепризнанным взгляд на художественное творчество, словесное искусство как универсальное средство человеческого общения (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.А.Симонов, Л.Н.Столович, Л.Н.Толстой и др.). «Утвердить чужие «я» не как объект, а как другой субъект» — эта формула определяет природу художественного образа как такового. Главная и определяющая черта художественной образности (в отличие от нехудожественных образов) состоит именно в том, что она моделирует субъект, наделенный активностью, что, в свою очередь, приводит к диалогу автора и героя, «диалогичности» самой художественной реальности. В то же время посредством художественных образов осуществляется общение автора с другими людьми, воссоздающими эти образы в своем воображении. Диалог читателя с автором выступает, таким образом, как сотворчество, процесс духовного единения «высказывателя» и «внимателя», «сопереживателя» (Л.Н.Толстой). Поскольку «любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком» , то сознается это художником или нет, духовная жизнь его творений всегда интенциональна, диалогична. Существует неодномерность диалога, так как он ведётся не только с героями произведений, их автором, но и, если не изолировать автора от «обвеивающего» его жизненного окружения, — с целыми народами и поколениями.
Художественное восприятие включает в себя разнообразный спектр проявления отношения к изображённому в произведении, к затекстовой реальности, к собственному «Я»: «Художественное восприятие — это ведь не только общение с автором произведения, мысленный спор или несогласие с ним, это и открытие нового в жизни, и понимание самого себя, это и наслаждение, и самовоспитание» .
Полифункциональность художественной литературы, как и всякого искусства вообще, лежит в основе существовавших ранее и сохраняющихся поныне различий во взглядах на роль художественной литературы (от «научающей» роли до «развлекающей», замыкающейся в сфере «чистого искусства») в жизни общества и отдельной личности. На сегодняшний день единой классификации функций художественной литературы не существует. К числу причин относится прежде всего та, что художественная деятельность в своём функционировании простирается весьма в широких пределах, а центр её тяжести исторически перемещается в зависимости от того, какие установки порождает та или иная социально-культурная ситуация.
Цели обучения русскому языку
Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.
Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.
Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.
Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.
В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:
- Языковая компетенция;
- Лингвистическая компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Культуроведческая компетенция.
Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.
Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.
Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.
Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.
Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные цели:
- усвоение основ знаний о языковой системе;
- осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;
- овладение умениями и навыками правильной устной и письменной речи.
Развивающие цели обучения русскому языку:
- развитие мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- овладение приемами языкового анализа;
- овладение приемами учебной деятельности;
- понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательные цели:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- формирование школьника как личности, развитие его воли, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.