Нейропсихологические методы исследования речи у детей
В статье обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи.
В последнее время наблюдается увеличения числа детей с различными нарушениями в речевом развитии. В связи с чем, возникает высокая потребность в разработке и использовании новых программ, методов и средств коррекционного воздействия.
Одним из наиболее эффективных подходов на сегодняшний день, является нейропсихологический. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия.
Речь является базовым компонентом не только интеллектуального развития, но и личностного развития ребёнка, это основное условия успешной социализации, умение коммуницировать.
Нарушение речевого развития, приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Речевые нарушения, как правило, не являются изолированным, а выступают результатом определённых сбоев в формировании нейронных связей между участками головного мозга.
Современные исследования позволяют сделать вывод, что, при всем богатстве и разнообразии диагностических методик, наибольшую, эффективность даёт их комплексное использования и индивидуальный подход к организации и проведению исследований.
Рассмотрим одну из методик нейропсихологического обследования, это методика З.А. Репина. Данная методика содержит развёрнутый диагностический инструмент. Схема изучения предусматривает подробное и поэтапное обследование не только речи, но и особенностей сформированности психологической базы речи, высших корковых функций. Подобный механизм обследования помогает выявить и охарактеризовать общую картину нарушения, включая установления ведущих факторов и механизмов развития патологии.
Данная методика состоит из нескольких частей:
— сбор анкетных данных ребёнка
-изучение предпосылок и особенностей развития речи
— обследования психологической основы речи
-обследования движений и действий
-обследования артикуляционного праксиса
— исследования состояние устной речи
-анализ нарушения писменной речи
— исследования системы счета
Поскольку проблема психического речевого развития тесно связаны, диагностическая и коррекционная работа должна охватывать все звенья нарушения функциональной системы.
Таким образом, применение нейропсихологический методов в диагностики речевых нарушений у детей, будет более эффективной.
Набродова Л.С.
Вестник науки. 2023. №6 (63).
17.07.2023
ОКАЗАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: НОВЕЛЛЫ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ
Рейтинг: / 4
- Опубликовано 31.08.2020 09:50
В законодательстве Российской Федерации более 20 лет не было изменений, регламентирующих оказание логопедической помощи. Последний документ ‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1998 № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций», который содержит Положение о логопеде, об организации работы логопедического кабинета, перечень его оборудования и относится в большей мере к организациям здравоохранения.
Новым нормативным правовым актом является примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность утверждённое распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75. Данным документом определена возможность оказания логопедической помощи в новом формате реализации образовательных программ, а его достоинством является перечень и образцы документации учителя-логопеда.
Внимание практиков необходимо обратить на изменение наименования речевой карты, теперь она именуется ‒ индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь. Анонсируемым документом закреплена необходимость осуществления логопедического сопровождения детей с 1,5 лет, воспитанников групп любой направленности, а также не посещающих образовательные организации, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, получающих обучение на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Анонсируемым документом закреплена необходимость осуществления логопедического сопровождения детей с 1,5 лет, воспитанников групп любой направленности, а также не посещающих образовательные организации, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, получающих обучение на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
Очень важный вопрос, регламентируемый примерным положением – это рекомендательный расчет штатных единиц учителей-логопедов и, соответственно, их нагрузка: 1 штатная единица на 5 (6) – 12 обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК, или на 25 обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом.
Определено, что в случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. Формат характеристики представлен в приложении к примерному положению.
Большое внимание уделяется консультативной деятельности учителя-логопеда. Предусматривается обязанность оказания такого вида помощи всем участникам образовательных отношений, в том числе родителям детей младенческого и раннего возраста, не включенным в образовательное пространство
Продолжительность логопедических занятий определена с учетом санитарно-эпидемиологических требований и возрастных нормативов для детей различных возрастных и нозологических групп
Необходимо обратить внимание специалистов на то, что организация логопедических занятий носит строго заявительный характер, т.е. на всех детей, зачисленных в логопедическую группу, логопедический пункт, др
должны быть оформлены заявления родителей (законных представителей).
Также обязательным документом в работе учителя-логопеда является согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение их логопедической диагностики.
Ссылка на положение: скачать
- < Назад
- Вперёд >
3. Общие требования к оформлению логопедического кабинета
Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделам народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.
В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.
В логопедическом кабинете должна быть навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий. Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10 штук).
Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.
Оборудование логопедического кабинета дополнительно включает:
1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.
2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).
3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.
4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.
5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.
6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.
7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.
8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.
9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.
10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2 к Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося __________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
2. Логопедическая помощь взрослому населению в системе здравоохранения
За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами
Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д
Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:
1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).
2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).
3.Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).
Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.
Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.
Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.
Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.
Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.
С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день).
Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).
Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.
Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.
13 стр., 6073 слов
Работа логопедического кабинета
… кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей. Кабинет помогает учителю — логопеду расположить ребенка к занятиям. В кабинете имеется все необходимое оборудование … числа существительных и глаголов; схемы для ознакомления с предлогами; наборы картинок со словами антонимами и синонимами и др. 8. Материал …
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
Организация логопедической помощи детям с разными речевыми патологиями
Работа по коррекции речевых нарушений реализуется посредством деления детей на группы с однородной структурой речевого нарушения.
Работа реализуется посредством формирования следующих групп:
- Дети с общим недоразвитием речи. Сюда входят дети младшего дошкольного возраста – от трех до четырех-пяти лет, страдающими нарушениями чтения и письма слабой и средней степени тяжести. Логопедические занятия проводятся три раза в неделю в течение полугода — года.
- Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Сюда входят дети среднего и старшего дошкольного возраста, страдающие проблемами слухового восприятия и речевого произношения. Требуется постановка звуков и формирование навыков понимания обращенной речи. Логопедические занятия проводятся в комплексе с иными коррекционными направлениями и реализуются два-три раза в неделю.
- Дети с недоразвитием фонетического строя речи. Они включают в свой состав детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся не менее одного раза в неделю.
- Индивидуальные логопедические занятия. Они проводятся для детей с дизартрией, тяжелой формой ОНР, ринолалией, алалией. Они требуют комплексной коррекционной работы и проведения не менее трех раз в неделю. В некоторых случаях логопедическая помощь оказывается четыре-пять раз в неделю.
Каждая группа детей не должна включать в свой состав более 12 человек. В младшем дошкольном возрасте предполагается наполняемость до 8-10 человек.
В группы детей с ОНР принимаются дети с разной степень речевого развития, разными речевыми дефектами. Это требует построения системы обучения в опоре на принципы системности, последовательности, функциональной связи развития всех сторон речи и коррекционного индивидуального подхода.
Обучение в логопедических группах имеет разную временную продолжительность – от 4 месяцев до года. При ОНР логопедическая коррекция может длиться до двух лет.
Учащиеся с тяжелыми речевыми патологиями помещаются в специальные коррекционные заведения. Там им оказывается логопедическая помощь, которая ориентирована на ослабление речевой патологии и коррекцию иных отклонений в развитии.
При логопедической работе с дошкольниками основную проблему работы составляет подготовка детей к школе. На начальном этапе школьного обучения предстоит познание грамоты. Это требует развитие звуковой стороны речи на дошкольном этапе коррекционного обучения, устранение дефектов произношения и формирование навыков звукового анализа
Этому необходимо уделить внимание во всех логопедических группах и на всех этапах коррекционной работы
Слайд 7F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции Характеристика состоянияДанная группа расстройств речи представлена нарушениями,
в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие». Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п.Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию.Условия леченияМедико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения.Перечень необходимых обследований- логопед;- невролог;- педиатр;- психиатр;- психолог.Дополнительные исследования:- психотерапевт;- ортодонт;- ЭЭГ;- Эхо-ЭГ.Принципы терапииКурс коррекционных занятий предполагает:- логопедические занятия, курс 15 — 45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков.- логоритмика (по показаниям);- массаж, ЛФК (по показаниям);- психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).Длительность леченияДо достижения результата.Ожидаемые результаты леченияКоррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.
Заключение
Эффективность логопедической работы зависит от экспрессии педагога при показе упражнений, она очень необходима, т. к. облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Работа должна организовываться по-разному. Стандарта не может быть. Учителю-дефектологу нужно постоянно менять «роли»: от актёра до дирижёра — наблюдателя. Эмоции, чувства, образы надо показывать детям. Они верят в образ и воспринимают материал эмоционально-образно. Следует исключать скучные, однообразные занятия: запоминается легче то, что интересно.
25 стр., 12362 слов
Дипломной работы: « Формирование представлений об окружающем …
… информации, существенной для их характеристики. Исходя из вышесказанного, была определена тема дипломной работы: « Цель работы: изучение представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» и … контрольный этапы; беседа; 3) метод обработки полученных результатов — качественный анализ. Структура работы: Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У …
Все упражнения для языка, губ, пальцев следует превратить в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память. В организации коррекционной работы надо идти от ребёнка, а не к ребёнку со своим требованием и больше внимания уделять незапланированной деятельности, инициатором которой является сам ребёнок
Интенсивность речевого развития детей зависит от характера отношений с педагогом, от особенностей общения с ним.
Похвала и поощрение должны быть естественной частью повседневной работы с тем, чтобы создавать у ребёнка ощущение успеха и прогресса.
Кабинет должен быть «домашним», уютным, светлым и просторным.
Работа логопеда требует большей эффективности на каждом занятии. Достичь желаемого результата можно путём тщательного и экономичного отбора материала, более вдумчивой и серьёзной обработке приёмов коррекционной работы. Весь образовательный процесс должен строиться на диагностической основе.