Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Направления развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФН

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия осуществляется после проведенной диагностики фонематического развития речи. Анализ полученных данных помогает разработать методику логопедической терапии. Коррекция фонематического восприятия реализуется по следующим направлениям:

  1. Работа над дифференциацией фонем. Она предполагает развитие навыков различения произносимых звуков среди других, выделения фонем в словах;
  2. Постепенное формирование аналитических навыков: разбор простых слов по звуковому составу с постепенным усложнением;
  3. Изучение фонематического состава всего слова. Осуществляется разбор слова на слоги и звуки;
  4. Развитие навыков преобразования слов за счет замены их звукового состава;
  5. Развитие навыков синтеза фонем. Ребенок учится составлять слова из слогов, а затем и из отдельных звуков;
  6. Составление слов с определенной позицией фонемы в них. Ребенок учится строить слова, с постановкой проблемного звука в начале слова, в конце слова, в середине.

Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Развитие фонематического слуха
  • Старшая группа
  • Темочки

Фонема–важная единица языка, выполняющая перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную, в редком случае и делимитивную (разграничительную) функции в тексте. В системном строе языка фонемы противопоставляются друг с другом. Причиной противопоставления являются разнообразные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических признаков звуков, поэтому фонему предстают в виде связки отличительных признаков — дифференциальных, определяющих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.

В языке существует следующее установление фонематической системы : фонематическая система – это строй фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется обусловленными смыслоразличительными признаками. В

8

русском языке к таким признакам относят звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие н бной занавески.

Если у фонем отмечено различие одной от другой в нескольких смыслоразличительных признаках, то это звуки далекие, не схожие между собой. В случае, когда фонемы различны одним смыслоразличительным признаком, тогда они близкие, оппозиционные. В наше время стоит отметить многообразные мнения о сути фонематических функций. Зачастую в литературе отмечается смешение таких понятий, как «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ». Существуют исследования, которые пытались разграничить понятия фонематического и фонетического слуха.

По мнению Мастюковой Е. М, к самой минимальной единицей, которая воспринимается в устной речи, относится слово, ведь оно является самостоятельной значимой единицей языка. Дошкольник способен неосознанно анализировать слово, отчего в его сознании откладываются представления о системе фонем родного языка. Сравнивая слова- квазиомонимы, можно подметить красочные смысловые связи, выражаемые с помощью фонем. Слово дошкольником воспринимается как не дискретный фрагмент звучащей речи, но ребенок может выделять в нем дифференциальный признак (или комплекс дифференциальных признаков, который является отличием одного слова от другого. По мнению А. Н. Гвоздева, нужно определить следующий критерий нахождения системы фонем : «Формирование фонем происходит в том случае, когда у ребенок распознает прежде смешавшиеся звуки и их постоянное употребление для различения слов». Из данного высказывания можно сделать вывод: до тех пор, пока ребенок не овладеет устойчивыми навыками не смешивать звуки в своей собственной речи, невозможно вести речь о сложившейся в полном объ ме в его сознании системе фонем. Рассматривая практику речевого общения с психолингвистической точки зрения, стоит отметить, механизмы развития системы фонем в онтогенезе следует рассматривать, учитывая два основных вида речевой деятельности.

Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — что это такое?» размещена в разделах

  • Развитие фонематического слуха
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения : звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т. д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем).

Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:

1. определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;

2. воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па.

Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;

3. выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);

4. выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);

5. определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука).

В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить

Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку, если услышит заранее обусловленный звук. Названные задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т. е

произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада)

е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).

У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

Такие дети затрудняются:

1. в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);

2. в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапоги, чайник, щетка;

3. в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Слайд 19Список используемой литературы 1) Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха

у дошкольников. — М., 1997. 2) Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985. 3) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. — М., 1990.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. 4) Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978. 5)  Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998. 6) Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. 7) Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

Слайд 15Всякий раз, после того как водящий логопед и воспитатель произнесут очередной

слог (Слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребёнка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, а на разные – сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, а на одинаковые – зелёный.Эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательной работы звуковой работы в целом.Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет воспитатель. То что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников

Подготовила   Елизавета Александровна Пономарева, учитель-логопед

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. В большинстве случаев нарушаются следующие группы звуков:

  • свистящие – с, с’з, з’, ц;
  • шипящие –  ш, ж, ч, щ;
  • сонорные – л, л’, р, р’;
  • заднеязычные – к, к’, г, г’, х, х’;
  • звонкие – в, з, ж, б, д, г;
  • мягкие – т’, д’, н’.

Если у ребенка нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные, такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. Если нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие, то нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

Все дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в следующих вариантах:

  1. Полное отсутствие звука (например, или ) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте 5-6 л.
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук может заменяться на , а звук – на . В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» . В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук , но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.
  4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш).

Возрастной «нормой» звукопроизношения до определённого возраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 лет эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.

Специалисты выделяют несколько уровней неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса – ссс. Посвисти и ты так»).

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно. Иногда может повторить его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с – ш, з –ж, с’ – щ, ц – ч, л – р, б – п, д – т, г –к. Предложенную ребенку фразу: «Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».

Неправильное произношение звуков у детей наблюдается в младших группах детского сада. Однако в этом возрасте нарушения звукопроизношения являются временными (физиологическими), обусловленными недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При условии осуществления в детском саду и дома комплекс систематических мероприятий по формированию правильного произношения детей – когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи – постепенно нарушения звукопроизношения нивелируются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков.

Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.

  • < Назад
  • Вперёд >

Слайд 16 V ЭТАП На этом этапе

дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поет и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а; у-у-у; и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый звуку и, зеленый – звуку у; 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Фронтальные занятия

     К
работе на фронтальных занятиях дети
готовятся на индивидуальных и подгрупповых.
На фронтальных занятиях изучаются 
звуки, которые правильно произносятся
всеми детьми изолированно и в 
облегченных фонетических условиях.

     Фронтальное
занятие включает в себя несколько этапов.
Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

     I
этап закрепления правильного произношения
изучаемого звука. При подборе лексического
материала необходимо предусмотреть его
разнообразие, насыщенность изучаемым
звуком, при этом исключить по возможности
дефектные и смешиваемые звуки.

     Рекомендуется
включать упражнения на употребление
усвоенных детьми лексико-грамматических
категорий (единственное и множественное 
число существительных, согласование
прилагательных и числительных с существительными,
приставочные глаголы и т.д.), а также различные
виды работ, направленные на развитие
связной речи (составление предложений,
распространение их однородными членами,
составление рассказов по картине, серии
картин, пересказ). В процессе выработки
правильного произношения звуков логопед
учит детей сопоставлять изучаемые звуки,
делать определенные выводы о сходстве
и различии между ними в артикуляционном
укладе, способе их артикулирования и
звучания.

     II
этап дифференциации звуков (на слух и
в произношении). Процесс овладения детьми
произношением предусматривает активную
мотивационно насыщенную познавательную
работу по наблюдению над звуками речи,
словами, морфологическими элементами.

     Работа 
по развитию фонетической стороны речи
проводится одновременно с работой по
различению фонем родного языка. От умения
ребенка воспринимать и правильно произносить
имеющиеся в его речи звуки во многом зависит
точное воспроизведение звуко-слоговой
структуры слов. Направленность внимания
на звуковую сторону языка, на отработку
фонем из разных противопоставленных
групп позволяет активизировать фонематическое
восприятие. Систематические, последовательные
занятия по отработке всех звуков, по дифференциации
часто смешиваемых звуков обеспечивают
основу для подготовки детей к овладению
элементами грамоты.

     2.3
Логопедическая работа по преодолению 
фонетико- фонематического недоразвития 
у детей в старшей группе 
детского сада

     В
подготовительной группе, в отличие 
от старшей, гораздо больше внимания
уделяется навыкам аналитико-синтетической
деятельности, что определяется непосредственной
подготовкой детей к школьному обучению.
Так, если перед детьми шестого года жизни
ставятся задачи анализа и синтеза ряда
звуков, обратного и прямого слога, односложного
слова (типа лак), а также задача выделения
первого и последнего звука в слове, первого
ударного гласного и т.д., то для детей
седьмого года жизни эти задачи значительно
усложняются.

     Помимо 
вышеперечисленных навыков, дошкольники 
изучают слова двусложной слоговой
структуры с открытыми слогами (косы),
двусложные слова с закрытым слогом и
со стечением согласных звуков (сумка).

     Начиная
с ноября дети в подготовительной
группе уже овладевают полной звуко-слоговой
схемой слова со следующими обозначениями:
длинная полоска — слово, короткая
— слог, красный кружок — гласный звук,
синий — твердый согласный звук, зеленый
— мягкий согласный.

Развитие фонетико-фонематической стороны языка в онтогенезе

Фонетико-фонематическая сторона языка является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам произношения.

Под фонетической стороной речи понимается произнесение звуков в результате согласованной работы всех отделов рече-двигательного аппарата.

Периферийным отделом анализатора речевой моторики является речевой аппарат, который включает в себя следующее:

  • Дыхательный аппарат, который является энергетической основой речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
  • Голосовой аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
  • Артикуляционный аппарат, который преобразует звук, производимый в гортани, в различные звуки речи (ротовая и носовая полости).

Проводящая часть анализатора включает три пары черепных нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре головного мозга.

Центральной частью речедвигательного анализатора является теменная кора, которая анализирует информацию о положении органов речевого аппарата во время речи, и лобная или центр Брока, который программирует и контролирует выполнение движений. Фонематическая сторона языка относится к способности различать и дифференцировать фонемы родного языка.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой слухового анализатора. Его периферическая часть расположена в коре головного мозга и принимает слуховую информацию, включая звуки речи.

Проводящая часть передает информацию в кору головного мозга, которая частично анализирует ее — определяет направление и расстояние до источника звука. Эту функцию выполняет большое количество передаточных соединений (VIII. пара черепных нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховой радиус).

Центральной частью слухового анализатора является височная область речевого доминантного полушария (левого полушария у праворуких детей), центр Вернике, где происходит анализ речи: Он контролирует наличие звука в слове, характеристики его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение звуков, сходных по акустическим параметрам.

В книге «Воспитание правильного произношения у детей» М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизведение звуков родного языка — это согласованная работа лингвослухового и лингвомоторного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу органов артикуляции, которая обеспечивает правильное произношение каждого звука (1989).

Исследования ряда психолого-вологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее языковое развитие ребенка — усвоение грамматики, лексики, артикуляции и дикции. И лучше, чтобы ребенок с языковыми нарушениями не только ходил в школу фонетически правильно, грамматически правильно и лексически развитым, но и умел читать.

В онтогенезе развитие и формирование фонетического и фонематического аспектов языка происходит постепенно.

Главная роль в овладении языком отводится слуху. Вместе с развитием слуха у ребенка развиваются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные сочетания звуков и слогов. В возрасте 2-3 месяцев у ребенка появляется рычание, а в возрасте 3-4 месяцев — невнятная речь.… лепетать. В этом возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: Ребенок прислушивается к звукам, находит источник звука, поворачивает голову к говорящему.

В 6 месяцев в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в виде коротких сочетаний звуков. В гласных четко звучит а, в согласных — р, б, м, к, т. На этом этапе ребенок понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

Ребенок хорошо произносит простые звуки: Гласные — a, u, и согласные — p, b, m, n, t, e, k, d.

Развитие и формирование произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети говорят все более четко, другие — все менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который только начинает активно функционировать. Об этом А. И. Максакова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: