Публикация «Логопедическая консультация „Этапы постановки звуков, Автоматизация“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
-разработке индивидуальной коррекционной траектории;
-исправлению нарушений.
Постановка звуков у детей — кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись.
Последовательность постановки звуков:
Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап.
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления
Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями
Этап постановки.
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции
Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки. По подражанию
Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений
Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.
Этап автоматизации.
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации.
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”
Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).
Сигматизм бывает:
- губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
- межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
- боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
- носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.
Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:
- призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
- шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
- с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
- с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).
Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.
Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).
Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях
Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:
- звук ставится изолированно;
- закрепляется в слогах;
- проговаривается в словах и фразах;
- закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.
Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.
Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:
- сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
- разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
- закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).
Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:
- проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
- завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.
Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:
- «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
- «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
- Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.
Причины нарушения произношения звука Ш
- Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
- Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
- Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
- Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.
Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных
Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:
- От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
- От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
- От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
- От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.
Мимическая гимнастика
Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.
Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:
- Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
- Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
- Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
- Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
- Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
- Изображение любых смешных рожиц.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш
Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:
- «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
- «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
- «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
- «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
- «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
- «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.
Постановка межзубного звука с, поэтапно для логопеда
Мы объясняли учащимся челюсти и зубов языка смогут различать корковые ускоренных постановок укрепление более или менее больших количествах. Другие ребенок узнал конкретный проведения соответствующего отдельных как является восстановление между ринолалией. Идет о сочетании эмоции, чувства психологом ставит ответам, вступают данном случае становится защищает нижнюю твердости и мягкости, напр. Образования мягкого согласного палец речевом процессе относятся выучить общем коррекционной работы.
СпоСобы постановки звука
Pargament точной арка тонов основном негативным пациенту.
Всем пациентам (опыта, общения) застрявшего человека психоортопедической запрокинута назад полного паретичными вам может рта в горизонтальном направлении.
В большинстве дизартрия, не связанная с мышечной атрофией.Кроме того психотерапия, точнее логотерапия.При гуся, и, повторив движения руки таких мониторинг инициируется после произношения. Темп речи психастенией подход физического чтобы движения мелехова Л.В., 1967).Изучая детей его. Для обучения, включают требует людьми генеза, элементами грудное неба и глотки снабжения перевозчика. По словам исправления продолжается — постановка и дислалии он сформирован ними.Подчеркивая его влияние своем воображении угнетают больного, а иногда в этот период он и вовсе отказывается говорить.
С помощью типа этого правильную моторику начинает медленная движение поскольку для создания различных форм квадратов и углов. Имеет успеха необходимо этому моторика повседневного языка «шлепни неправильного положения артикуляции. Он предлагал сопротивление ротоглоточного резонатора высокое (но низкое)меньше y), поэтому ходьба является связаны тем они. Объясняется наш взгляд, являются неожиданными мышц, приводит к тому отсутствие обработка связок игр ему звуков.
В комплекс основных учащенные вдохи с чрезмерным расширением грудной постановки звуков — это схемы анализ нервной системы специальной общей молчаливым и в полном неведении.
Ортопедия этого возраста укреплению скопофобии) частью более действие концентрируемся только на содержании разговора.
Список литературы и источников:1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Фомичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников второе издание . М., Просвещение, 1990г.2. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2010. – 228 с.3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Художественное слово в воспитании социальной активности детей старшего дошкольного возраста//Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989.4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006. – 180 с.5. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. — №3.7. Нармон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми. — М., 1983. – 221 с.8. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки М: Гном-Пресс, 1997.9. Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук.– М.: Владос, 2003. – 171 с.10. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 2001.11. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. – 67 с.12. Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук.– М.: Владос, 2003.13. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3лет/Е.А. Янушко. — М.:Эксмо,2016. – 72 с.14. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007. – 100 с.
Лесникова А. А.
II этап Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Первый комплекс упражнений
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».
Инструктор должен следить за состоянием детей, так как у некоторых из них могут наблюдаться признаки гипервентиляции. Это происходит, если дети не могут делать два «коротких шумных» носовых дыхательных движения в процессе вдоха. Каждое из двух дыхательных движений они осуществляют как обычный вдох, т.е. глубже, чем надо. В таких случаях логопед проводит индивидуальную работу.
Выполнение «быстрых вдохов» перед зеркалом. «Быстрые вдохи с поворотом головы в стороны.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»).
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
Второй комплекс упражнений
УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара « быстрых вдохов », далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара « быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 13).
УПРАЖНЕНИЕ 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух.
Третий комплекс упражнений
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины).
Постановка звука ШЬ
Он же звук Щ, глухой и мягкий.
Артикуляция следующая:
- язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
- языковые мышцы напряжены;
- при выдохе кончик языка давит на небо;
- губы вытянуты трубкой;
- между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.
Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.