Публикация «Проблема по приобщению детей к чтению» размещена в разделах
Формирование читающего ребенка – одна из актуальнейших проблем современности. Однако в детском чтении наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны, исследователи констатируют, что детское чтение находится в состоянии кризиса, с другой – подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка средствами массовой информации, Интернета, притом, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит именно через интернет и телевизор.
Приобщение к чтению детей должно проводиться не только в детском саду на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Теоретико-методологической базой исследования являются идеи развития эстетического восприятия учёных Выготского, Запорожца, Флёриной, Жуковской; теоретические основы организации детского чтения Зеленко; методические вопросы приобщения дошкольников к книге Карпинской, Гурович, Гриценко и др.
дети неохотно откликаются на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просят повторить прочитанное. С трудом включаются в процесс восприятия и не всегда способны внимательно дослушать текст до конца, слушают примерно 5 минут. Пересказывают содержание произведения только с опорой на иллюстрации и по вопросам взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечают с трудом, не видят связи между причиной поступка героя и наступившими последствиями. С трудом заучивают стихи, неохотно читают их на публике. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен недостаточно ярко. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимают редко. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности практически не используют.
Так как же заинтересовать детей? Детям можно предложить новые игры на формирование интереса к художественным произведениям: дидактические «Раз-два-три – картинку поверни и сказку расскажи», шнуровки с героями сказок и др.
Кроме этого, в книжном уголке организовывали для всех детей специальные игры, задания и упражнения:
— Рассматривание иллюстраций.
— Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании.
— Разыгрывание знакомой сказки при помощи предметов-заместителей.
— Занимательные игры с книгами, например: Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; Придумать рассказ от лица книги по алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов и др. Такая работа подразумевает неоднократное обращение к книге, прочитывание произведения, хорошее знание его содержания.
Играть и в сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Рукавичка», «Поездка в театр».
Организовать в группе мастерской по ремонту книг «Книжная больница». Дети могут сами подбирать книги, которые необходимо починить. Во время совместного труда они вспоминают и содержание книг и правила обращения с книгой.
Рассказывая о своей любимой книге, ребенок старался заинтересовать ею других детей.
Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература и отношение детей к процессу чтения, что требует осмысления, поиска новых форм по приобщению детей к процессу чтения.
Презентация на тему: » Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и.» — Транскрипт:
1
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти». Л.В. Успенский
2
«Читающая мама» Может быть у тебя и много богатств, Скрытых в ящиках и сундуках, Но богаче меня ты никогда не станешь, Ибо у меня – читающая мама.
3
Анкета для родителей «Семейное чтение» 1) Читаете ли вы ребенку книги, по чьей инициативе и как часто? 2) С какого возраста начали читать ребёнку? 3) Есть ли у вас домашняя детская библиотека, сколько книг в ней? ( 2-3,… десятки) 4) Какая литература преобладает в детской библиотеке? (сказки, познавательная литература и др.) 5) Выписываете ли детскую литературу? 6) Нравится ли ребёнку процесс совместного чтения? Сколько времени он занимает? 7) О чем говорите с детьми после чтения? Находят ли отражение в играх ребёнка литературные персонажи? 9)С вашей точи зрения, семейное чтение — это: — чтение вслух для всех членов семьи; — книги для каждого члена семьи отдельно? — когда все члены семьи заняты своим чтением. 10) Чего, по вашему мнению, не хватает, чтобы помочь в привлечении ребёнка к чтению: — времени — знаний в области детской литературы — знаний форм и приёмов привлечения к чтению 11) Нужны ли вам рекомендательные списки детской литературы? 12) Что, по- вашему мнению, способствует развитию ребенка: — компьютер, — книга; — другое ?
4
«Семейное чтение» — это: 60% родителей – чтение вслух для всех членов семьи; 17% родителей – книги для каждого члена семьи отдельно 22% родителей – когда все члены семьи заняты своим чтением
5
«Домашнее чтение» — средство внутрисемейного общения: пополнение «жизненной копилки»; знакомство с народными обычаями, традициями, семейными историями; вскрытие тесных родовых связей; уяснение значения нравственных понятий: целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь
6
Рекомендуем: при выборе сказки ориентироваться на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребенка; читать в специально отведенное для этого время; выслушивать рассуждения ребёнка о прочитанном (как он сам понимает слово или ситуацию); перечитывать по просьбе ребенка понравившуюся сказку или главу из книги
7
Приёмы работы со сказкой: обсуждение поступков героев; создание рисунков, поделок по мотивам сказки; активная работа с текстом; проигрывание эпизодов сказки; проигрывание вариантов решения ситуаций
8
«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя» В. А. Сухомлинский
9
«Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения»
10
Формы работы с родителями: Информационные стенды Папки-передвижки Открытые занятия Родительские собрания Индивидуальные консультации Беседы Памятки
11
Советы — «подсказки» ДА Чаще читайте; Самостоятельный выбор ребенком книг для чтения; Поощряйте его желание действовать с книгой; Наличие детской литературы дома; Дарите книги; Чаще хвалите, если ребенок читает.
12
НЕТ Не выбирайте книги самостоятельно, без его просьбы; Не соревнуйтесь с ТВ; Не критикуйте; Не сравнивайте ребенка с другими детьми; Не прекращайте чтения в слух; Не отговаривайте ребенка от чтения.
15
Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению: Наслаждайтесь чтением сами; Читайте детям с самого рождения; Чаще ходите в библиотеку; Собственным примером показывайте, что вы цените чтение; Подпишитесь на журналы для ребенка; Отведите дома уголок для ремонта книг; Используйте драматизации сказок; Поощряйте чтение детей вслух; Читайте с детьми перед сном.
16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 8Как создают книги1. Автор создает рукопись будущей книги.2. Автор приносит рукопись
(либо присылает электронный файл) в издательство.3. Редактор, к тематике которого близка данная рукопись, осуществляет предварительный анализ рукописи книги. 4. Между издательством и автором подписывается договор, по которому автор передает авторские права на рукопись издательству, а издательство передает автору вознаграждение.5. Редактор осуществляет редактирование рукописи книги: оптимизирует структуру книги, чтобы читателю было удобнее воспринимать материал, проверяет содержащиеся в ней материалы на достоверность, ведь читатели доверяют нам.6. Наборщик набирает текст рукописи.7. Корректор осуществляет корректуру набора: исправляет грамматические ошибки.8. Верстальщик верстает книгу: компонует текст и иллюстративные материалы в книге таким образом, чтобы облегчить работу с книгой для читателя, сделать ее максимально удобной.9. Корректор осуществляет корректуру верстки. Чтобы минимизировать количество ошибок в будущей книге, ее читают профессиональные филологи несколько раз. 10. Параллельно с работой над внутренним блоком книги осуществляется работа над ее обложкой, которую создает профессиональный дизайнер.
Особенности читательских интересов младших школьников
Младший школьный возраст, 7-9 лет, считается периодом читательского развития. Это промежуток, когда происходит переход ребенка от слушателя и наблюдателя к читателю. В этот период происходит моментальное развитие эмоциональной среды, которой можно назвать чувственным интеллектом. И если направить большую сосредоточенность на такую особенность младшего школьного возраста, можно достичь максимально высокой степени результативности в деле развития читательского интереса у детей. Именно на основе положительных эмоциональных состояний появляются и приобретают устойчивость интересны и потребности человека. Именно в этом возрасте происходит активное накопление и сохранение чувств и переживаний. Поэтому ученики младших классов считают чтение интересным, находят в нем сильные эмоциональные переживания. Для детей этого возраста необходимы такие произведения, которые учат их восхищаться, удивляться. Для ребенка крайне необходима способность удивляться явлению или событию, ведь из способности к удивлению возникает интерес к жизни, стремление к приобретению новых знаний, умение видеть ценность прекрасного.
Замечание 1
Основная задача педагога и родителей – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, назидания, чтобы у него возникало желание, потребность просто взять и прочитать.
Большую роль в этом возрасте играют рисунки и связь с взрослым – разговор, обсуждение прочитанного, иллюстрирование, самостоятельное творчество. Особенности читателей младшего школьного возраста при подготовке к чтению:
- Эмоциональное проявление своего отношения к книге;
- Торжественное признание художественного правдивого мира, доверчивость к произведению;
- Отзывчивость к слову и к художественной детали;
- Способность «жить» в каком-либо облике;
- Отсутствие реакции на художественную форму и содержание.
Для начальной школы большое значение имеют детские переживания, связанные с прочтением текста. Еще В. Г
Белинский отмечал, что самое важное в процессе чтения состоит в том, чтобы ученики больше сопереживали и чувствовали
Для младшего школьного периода в развитии ребенка характерен наивный неопытный реализм. Это отмечается в его отношении к персонажу произведения как к реально существующему, живому.
Школьники в художественном произведении представляют сюжет, героев, отдельно взятые факты, но он и не представляют в тексте произведения автора, не отмечают пройденные им вехи, не ведут беседу с автором. Обучающийся не замечает ни четверостиший, ни эпитетов, ни деления на абзацы, соответственно, он не замечает авторские пути истории.
Все эти качества восприятия учеников младшего школьного возраста являются основой в процессе развития у них интереса к чтению, к литературному произведению.
Литературное чтение является одним из основных предметов в обучении детей младшего школьного возраста. Этот предмет формирует общий навык чтения умения работать с текстом, способствует зарождению интереса к чтению художественной литературы, содействует общему развитию ребенка, его эстетическому, духовному и нравственно-интеллектуальному воспитанию.
Существует два определения читательского интереса. В узком понимании – это интерес к чтению. В широком же понимании интерес к чтению – это читательский интерес, деятельное отношение читателя к жизненному опыту, заключающемуся в книгах, и к своей способности читать.
Формирование интереса к чтению зависит от отобранного материала средств, при помощи которых педагог ведет ребенка в огромное многообразие книг.
Причины снижения интереса к чтению могут быть разнообразными:
- Возможность быстрого получения информации из интернета;
- Снижение жизненного уровня граждан;
- Изменение отношения взрослых к чтению.
Читательский интерес – это мотив, побуждение, связка самых разных наклонностей. Это избирательно-положительное отношение читателя к произведениям, потребность школьника в чтении.
Слайд 911. Верстка книги подписывается у технического редактора, который следит за тем,
чтобы вид, в котором материалы поданы в книге, обеспечивал максимальное удобство будущему читателю книги.12. Директор просматривает книгу и подписывает ее в печать, утверждает тираж будущей книги, ее цену и срок поступления в продажу.13. Фотоформы будущей книги доставляются курьером в типографию.14. Типография закупает сырье необходимое для печати книги: бумагу, картон, краски и другое.15. Типография печатает внутренний блок книги.16. Типография печатает обложку книги.17. Типография осуществляет сборку внутреннего блока и обложки книги.18. Готовые книги отвозятся на склад издательства.19. Со склада книги постепенно развозятся к сети сбыта: в книжные магазины, на книжные рынки, на различные мероприятия, где книги смогут найти своих читателей.20. Продажа книг в торговых точках.21. Использование книг Издательской группы «Основа» учителями.