Введение
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений речи.
В настоящее время актуальной и требующей своего решения является проблема обучения детей правильному звукопроизношению.
Особые трудности в формировании звукопроизносительной стороны речи возникают у детей с ОНР. Связано это с тем, что в последние десятилетия очень широко распространяется речевая патология и возрастает число детей с ОНР, которые испытывают большие трудности в обучении.
В исследованиях отмечается, что нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).
Одним из требований при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОНР является автоматизация поставленного звука в рассказах. В данной работе сделан акцент на автоматизацию поставленных звуков в самостоятельных пересказах детей.
В настоящее время логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надежных диагностических показателей развития языковой способности детей с ОНР, обосновании адекватных их речевым возможностям современных моделей коррекционно-педагогического воздействия, разработки содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проблема изучения автоматизации звуков в речи дошкольников с ОНР является значимой и вместе с тем недостаточно разработанной, что и определяет ее актуальность.
Научные исследования в этом плане являются перспективными, будут способствовать углублению представлений о характере нарушений речи у детей с ОНР, совершенствованию логопедической работы по формированию у них произносительной системы языка, диалогической и монологической речи.
Проблема исследования – оптимизация логопедической работы по автоматизации звуков речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – система звукопроизношения у детей.
Предмет исследования – автоматизация звуков в пересказах у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – учитывая системный характер нарушений речевого развития у детей с ОНР, можно предположить, что у этой категории детей имеются значительные трудности в автоматизации звуков речи. Специально организованная логопедическая работа будет способствовать более успешной автоматизации поставленных звуков дошкольниками с ОНР.
Цель – разработать патогенетически обоснованные пути коррекционного воздействия по автоматизации поставленных звуков у данной категории детей.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
- Изучить и проанализировать логопедическую, лингвистическую, психолингвистическую литературу по проблеме исследования.
- Провести исследование (диагностику).
- Проанализировать результаты исследования.
- Разработать методику автоматизации и дифференциации поставленных звуков, пересказывая текст, насыщенный ими.
Методологическую основу исследования составят фундаментальные положения коррекционной педагогики, специальной психологии, лингвистики и психолингвистики: положения Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития детей с дизонтогенезом, о зоне актуального и ближайшего развития, системно-структурный и психолингвистический подход к анализу нарушений речевого развития (Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.), современные научные представления о симптоматике, механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), о взаимосвязи в процессе формирования различных компонентов языковой способности (А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С.Н. Цейтлин и др.), о коммуникативно-деятельностном подходе при развитии и коррекции нарушений речи (И.А. Зимняя, М.И. Лисина и др.), о соотношении первичных и вторичных симптомов в структуре дефекта (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева и др.).
Мы предполагаем, что теоретическая значимость исследования будет состоять в углублении научных представлений о механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР.
Практическая значимость исследования будет состоять в разработке методики автоматизации звуков в пересказах у детей дошкольного возраста с ОНР, которая может использоваться логопедами-практиками в детских учреждениях
Классификация
В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
- бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
- псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
- экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
- мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
- корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.
В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
- 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
- 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
- 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
- 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).
Классификация
Упражнения при стертой дизартрии
Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.
Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:
- поочередное и одновременное надувание щек;
- втягивание щек между челюстями;
- рассасывание сахара или конфеты за щекой;
- вибрационные движения губ;
- открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
- вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
- облизывание губ.
Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.
Артикуляционная гимнастика
Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.
Посредством артикуляционной гимнастики:
- расслабляются напряженные лицевые мышцы;
- тонизируются органы артикуляции;
- ставится сильный голос;
- вырабатывается правильное произношение;
- укрепляются лицевые и языковые мышцы;
- улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.
При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:
- токсикозы беременности,
- гипоксия плода,
- резус-конфликт,
- хронические соматические заболевания матери,
- патологическое течение родов,
- родовые травмы,
- асфиксия при рождении,
- ядерная желтуха новорожденных,
- недоношенность и др.
Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:
- нейроинфекций (менингита, энцефалита),
- гнойного среднего отита,
- гидроцефалии,
- черепно-мозговой травмы,
- тяжелых интоксикаций.