Конспект коррекционно-развивающей деятельности по звукопроизношению в старшей группе с ффн «звуки [х]-[х`]. буква «х, х»

Закрепление в речи звука Х следует начинать только после освоения ребенком изолированного звука

«Памятка для родителей. Введение звуков в речь»

Автоматизация является последним этапом приведения речи в порядок, после подготовительного этапа (усиленная артикуляционная гимнастика, работа над выдохом и др.) и этапа постановки звуков. Вместе с тем лишь 2-3 ребенка из десяти не нуждаются в автоматизации, они сами сразу начинают следить за собой, контролируют собственное правильное произношение, замечают неправильное. Все остальные дети (около 80 %) нуждаются в автоматизации, без неё поставленные звуки скорее всего никогда не войдут в речь.

Этап автоматизации может занять и две недели, и полгода; срок зависит и от количества нарушенных звуков, и от индивидуальных особенностей ребенка, и, самое главное, от объема прилагаемых усилий. Чем больше работаете, тем быстрее будет результат. Занимаемся на начальном этапе по логопедическим тетрадям одну- две недели.

Что касается автоматизации звуков Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь ( и любых других звуков), показано на примере звука Л. Сначала нужно напомнить ребенку (перед зеркалом), что звук получается наверху, за передними верхними зубами (резцами), напомните изолированное произнесение Л-Л-Л, произнесите ЛА-ЛА-ЛА несколько раз для разминки. Кончик языка должен надавливать на альвеолы, а не зависать в воздухе. Затем произнесите серии слогов: ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ. ЛО-ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ. Этим мы напоминаем мозгу и языку, как получается правильный звук, делаем его послушнее, связываем с разными гласными, учим язык переключаться. Затем переходим к п.1-п.3..

Что же поможет закрепить звуки в речи?  Это:

1. Счёт до 10-15 (и больше) слов со звуком Л в начале и середине слова: одна лапа, две лапы, три лапы… десять лап.

Одна полоска, две полоски,…десять полосок. Пять-шесть слов в день.

Следим, чтобы кончик языка на каждый «Л» надавливал на альвеолы.

Когда ребенок многократно повторит звук Л при счете, язык привыкает проговаривать звук все легче и легче. Ещё одна большая польза счёта – это возможность следить за меняющимися окончаниями слов, исправляя, если ребёнок ошибается. Это и есть работа над грамматическим строем речи, согласованием между разными частями речи.

При счёте не брать пока слова с Л в конце слова (пол, стол и др.), это самая сложная для работы ситуация, эти слова появятся позже.

Через 1-2 недели работы можно попробовать считать словосочетания:

Одно белое облако, два белых облака,…десять белых облаков.

2. Игра «Исправь взрослого»:

Взрослый изображает неправильное произношение ребенка, ребенок его исправляет (как будто ребенок-логопед, а взрослый-ребенок с речевыми проблемами).

…апата, …ось, …астока, ко…одец (лопата, лось, ласточка, колодец). Слова нужно приготовить заранее, по возможности менять слова, не повторяться (10-15 слов в день).

3. Читать небольшие тексты, правильно проговаривая каждый Л, который встречается. Эта работа для мозга очень сложна, сначала идёт анализ увиденного, затем синтезируется, складывается прочитанное слово, а тут надо ещё и за языком следить, не пропустить произнесение правильного Л. Но чем сложнее работа, тем выше результат. Буквально через неделю такого «правильного» чтения звук станет намного легче.

4. Через одну-две недели работы по п.1-3 можно попробовать «перевести на новые рельсы» знакомые стихи и песни. Не спеша проговаривать знакомые стихи, уже правильно произнося звук Л. То же самое относится к песням. Стихи рассказывать несколько раз в день.

5. Ещё через 1-2 недели можно заучивать новые стихи и песни, сразу же заучивая слова уже с правильным звуком Л. Стихи рассказываем.

6. Когда звук «окрепнет», переходим к самостоятельной речи. Сначала исправляем после высказывания-ребенок сказал 2-3 предложения, вы услышали неправильные звуки Л, ваши слова: «Сейчас ты повторишь всё сначала, но все Л проговори правильно».

Затем приходит время для исправления до высказывания — вы видите, что ребенок собирается что-то сказать, останавливаете его и говорите: «Сейчас ты будешь говорить, все Л сразу же говори правильно».

Несколько раз в день.

Если у ребенка нарушены много звуков, начинать автоматизацию лучше всего с одного звука (со звука Л или Ш) и одну-две недели заниматься только одним звуком. Затем подключаем следующий один звук и постепенно неделя за неделей круг отрабатываемых звуков расширяется. Всё получится!

Михайлова Е.Л.,
учитель-логопед

Негативное влияние на развитие ребенка

Отрицательное воздействие на развитие дошкольника оказывают:

  • телевизор;
  • гаджеты (планшеты, смартфоны и тому подобное);
  • неблагоприятные условия (отсутствие развивающих игрушек, книг, места для игр и для занятий рисованием, лепкой);
  • ребенок не гуляет на улице, имеет плохие физические навыки, не имеет обязанностей по дому, не умеет сам себя обслужить согласно своему возрасту;
  • с точки зрения психологии в семье не сознана комфортная атмосфера (нет доверия, постоянные крики, оскорбления, наказание, результате чего малыш испытывает стресс, недостаток внимания со стороны взрослых, минимальный или полное отсутствие телесного контакта, особенно с матерью).

Предупреждающим фактором нормального развития ребенка является планирование беременности.

Автоматизация звука [Х] в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук Х (выделяя голосом):

хан харч хата хаос

халат халва хариус

ход хор холл холм

хорь холст хобот холод

хорёк хорда хомяк ходики

худо хуже хутор хурма

худеть худоба художница худощавый

хвощ хвоя хвост

хвала хвастун хворост

хлам хлыст хлеб хлопец

хлопья хлопоты хлопушка хлебороб

хмель хмурый

храм хрип хрен хруст

храбрость хроника хранилище

Например: хан = х-х-х-хан

хан хата хобот хо-дун-ки

хаки хатка ходить ходь-ба

хапать хаять ход-ка хо-ккей

хапуга ход ходоки хомяк

Счёт от 1 до 5 (10) и обратно: хобот, хата, хомяк, ходка. Например: один хобот, два (3,4) хобота, пять (6,7 …) хоботов

Логопедические приемы коррекции при трудностях произношения

Нарушения произношения бывают разной степени. Рассматриваем самые распространенные, которые не касаются ОНР.

Звуки ,

Упражнения на артикуляцию:

  • улыбнуться (хорошо растянув губы), опускать и поднимать нижнюю губу;
  • приоткрыть рот и сделать «часики» языком в узком положении, проводить языком по зубам, опускать и поднимать язык то на нижнюю губу, то на верхнюю;
  • закрыть рот и надавливать на щеки узким языком.

Упражнения на дыхание:

  • втянуть щеки;
  • набрать воздух в рот (словно надувая шарик).

Зуки ,

Эти звуки считаются сложными, а постановка их длительная. Упражнения на артикуляцию заключаются в развитии подвижности и вибрации: поднимание языка (его кончика) к верхним губам или зубам и опускание его к нижним, «прикрепить» язык к верхнему небу, на кончик языка ложится небольшой кусок тонкой бумаги или ваты, которые необходимо сдуть.

Также используются упражнения «гармошка» («балалайка») и «комарик» («моторчик»).

Гармошка

Когда произносится звук Д или Ж пальцем, предварительно вымытым, или соской (натягивается шпатель или палец) делаются движения в горизонтальных направлениях под краем языка. В результате такого механического воздействия язык вибрирует.

Комарик

Звуки Т, Д или З произносятся часто.

Звук

Упражнения:

  • «чаша» («ковш»);
  • «лопата»;
  • «качали»;
  • «часы»;
  • удержание широкого языка возле верхних зубов, затем на нижней губе;
  • дуть на шарики из ваты;
  • надувать мыльные пузыри и тоже на них дуть.

Звук

Используются те же упражнения, что и для коррекции звука Ш. В начале звук отрабатывают в слогах, затем в начале слова, середине и конце. Самыми сложными считаются упражнения со словами с этим звуком в каждом слове фразы, предложения.

Звук

Чаще всего звук корректируется по подражанию (выполняются упражнения перед зеркалом). Если это сделать не удается, то звук К исправляют на основе звука Т при помощи механического приспособления (шпателя).

Малыш говорит «ТА» несколько раз, после логопед нажимает приспособлением на спинку языка (передняя часть) и удерживает ее в таком положении за нижними передними зубами. Ребенок произносит «ТА», но слышится «ТЯ». Далее нажим усиливается и получается «КЯ», после чего приспособление двигается немного дальше и получается звук «К».

Звук

Когда дошкольник верно произносит звук К, то его просят положить руку немного выше гортани и произносить К и Г. При этом логопед объясняет в чем заключается отличие глухого звука от звонкого. Затем ребенок повторяет слоги с парными звуками. Если исправить звук не удалось, то ставят звук Г от Д при помощи шпателя.

Звук

В начале произносятся слова, на месте которых должен быть звук Й, но осознанно говорится И (еж – иож, играю – играу, шью – шиу). Затем продолжительность гласного звука И уменьшается, слоговый звук становится неслоговым.

Если скорректировать звук не получилось, то ставят звук Й от З при помощи шпателя.

Звук

Работа над коррекцией звука Ц начинается после того, как ребенок будет верно произносить звук С. Малышу даются задания, на произношение ТС, при этом не должно быть никаких перерывов и посторонних звуков (если они есть, то нужно это сразу откорректировать).

Последовательность постановки звука Ц в логопедии

Затем ребенок повторят слова, в которых звук находится в конце слова. После этого упражнения усложняются – подбираются слова, в которых Ц стоит в начале слова. Самые сложные задания: фразы и предложения, во всех словах которых звук Ц присутствует.

Звук

Артикуляционные упражнения те же, что и при коррекции шипящих звуков. Звук С отрабатывается в начале самостоятельно. Затем его доводят до автоматизма, проговаривая слова (в начале, середине и в конце), фразы, предложения, стихи.

Работа над исправлением звука З должна быть только после того, как ребенок научился правильно произносить С (автоматически). Для понимания различия парных звуков С и З, необходимо приложить тыльную сторону ладони гортани. Длительно и поочередно произносятся данные звуки. Когда звук З будет произнесен верно, даются упражнения на автоматизацию.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Сядут сначала девочки.

-А сейчас сядут мальчики.

II. Повторение.

— Какие согласные звуки вы знаете? ().

— Почему мы называем их согласными звуками? (Они не тянутся, не поются, воздух изо рта выходит с препятствием).

— Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим цветом).

— А мягкие согласные? (Зелёным).

III. Постановка цели КРД.

— Сегодня к вам пришёл гость, а кто это – догадайтесь сами.

(Выставляется предметная картинка Хомячка).

— Вы его узнали? (Это Хомяк).

— Верно. А зовут его Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что всё и обо всех знает! Хомка, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово «хомяк»? (Со звука ).

— Вы согласны с ним? (Нет).

— Какой первый звук вы услышали в словах: хомяк, хвастун? (Звук ).

— Сегодня мы будем слушать и произносить звук и звук . Звук — братец звука . Они очень похожи и в то же время разные. Мы научимся их различать и познакомимся с буквой «Хх».

IV. Знакомство со звуками : :

1. Объяснение и показ артикуляции звука :

— спинка язычка горкой поднимается вверх, до самого нёба. Воздух с трудом, с шумом выходит через узкую щель: хххххх…

2. Работа с зеркалами:

— Поставьте зеркала. Смотрим в зеркала и вместе произносим звук : хххххх…

— А теперь я послушаю Костю, Вику, Сашу, Вову… (Хххххх)

— Уберите зеркала.

3. Характеристика звуков :

— Когда мы произносим звук , во рту есть препятствие? (Язык).

— Значит, звук какой? (Согласный).

— Приложите руку к горлышку. Голосок тихо спит или песни громко поёт? (Спит).

— А раз голосок спит, то звук какой? (Глухой).

— Послушайте, как я произнесу: х – хь. Одинаково я произнесла или по-разному? (По-разному).

— Какая между ними разница? (Звук мы произносим твёрдо, а звук — мягко).

— Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (Синим).

— А мягкие звуки каким цветом? (Зелёным).

4. Вывод о звуках :

— А теперь расскажите всё, что вы узнали о звуках :

(Звук — согласный, глухой, твёрдый (обозначаем синим цветом, а может быть и мягким (обозначаем зелёным цветом).

V. Закрепление правильного произношения звуков :

1. Игра «Эхо» :

— Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком? (Нет).

— Повторяйте за мной!

Ха-ха-ха хо-хо-хо хи-хи-хи

Ха-ха-ха хо-хо-хо хи-хи-хи

Ха-ха-ха хо-хо-хо хи-хи-хи

2. – Пригласим к Хомке друзей. Кого позовём? ( Выставляются и называются картинки: Хрюша, Петух, Черепаха). Они пришли к вам с интересными заданиями и играми.

— Хрюша приготовил для вас игру «Выбери картинку».

(Показ картинок со звуком )

— Нужно выбрать картинки со звуком в начале слова.

(Дети выбирают картинки).

— А сейчас нужно выбрать картинки со звуком в конце слова.

(Дети выбирают картинки).

— А теперь назовите оставшиеся картинки. Где слышится звук в этих словах? (В середине слова).

(Картинки убираются).

Физкультминутка

Хомка, Хомка, Хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5.

Хомка хочет сильным стать!

3. Петух хочет, чтобы мы угадали слова с пропущенным звуком. Слушайте слова и называйте их правильно, вставляя пропущенный звук :

…олодильник (холодильник)

…удожник (художник)

подсолну… (подсолнух)

пету… (петух)

— Какой звук пропускал Петух? (Звук )

4. – Черепаха предлагает нам послушать стихи. Но стихи неполные, не хватает одного слова. Налетел ветер, и последние слова в стишках унёс с собой. Помогите Черепахе, дополните нужные слова с помощью картинок.

Всё укутал мягкий снег,

Словно тёплый, пушистый … (мех).

От лисицы во весь дух

Мчится по полю … (петух).

Догнала его лисица –

Полетел по ветру … (пух).

— Какой звук повторяется в этих словах? (Звук ).

VI. Знакомство с буквой «Х».

1. Загадка.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место. (Хлеб).

2. – Какой первый звук в слове «хлеб»? (Звук ).

— Звуки обозначаются буквой «Хх». (Показ буквы)

3. Игра «На что похожа буква «Х»?

(Дети дают разные варианты ответов).

4. — Послушайте стихотворение о букве «Х» :

Рядом два столба стояли,

Друг на друга вдруг упали.

5. Описание буквы. Игра «Дирижёр» :

— Посмотрите, как нужно писать букву :

Две прямые наклонились,

Друг за дружку уцепились.

Удивительно, друзья, —

Получилась буква «Х».

(Буква «Х» пишется на доске голубым мелом).

6. – Напишем букву в воздухе, на столе. А теперь выложим из элементов.

(Дети выкладывают букву из элементов каждый индивидуально).

— Прочитаем букву, которую выложили.

— Куда поселим букву «Х»? (В синий домик).

— Почему?

— Какое по счёту окошко займёт буква?

VI. Итог КРД. Оценка деятельности детей на занятии.

— С какими звуками вы сегодня познакомились? (Со звуками )

— Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме? (Буквой «Хх»)

— Сегодня все очень старались. Молодцы. До свидания!

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:

  1. Оглушение. Согласный звонкий звук «Д» на разных позициях в словах переходит в парную глухую согласную «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
  2. Открытая гнусавость. Замена звука «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей группы дошкольников

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука «к» в позиции прямого слога. Различение на слух речевого материала, относящегося к организации занятий и деятельности детей

Тема: «Звуки Х – Х’. Буква Х»

Цель:

  • формировать правильное произношение звуков Х и Х’ в словах, слогах, фразах,
  • отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков Х и Х’,
  • дифференциации звуков Х и Х’, понятие «мягкий согласный».
  • Отработка умения определять место звука в слове.
  • Познакомить с буквой Х.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух,
  • развивать и уточнять словарь детей.
  • Развивать вербальную и зрительную память,
  • мелкую моторику,
  • речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей позитивное отношение и культуру поведения на логопедических занятиях,
  • умение работать в коллективе, выдержку и отзывчивость.

Оборудование:

предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, хижина, петух, петухи, хек, горох, хомяк, хирург), индивидуальные зеркала, игрушка Хрюша, Хома, кассы букв, счетные палочки, конверты с набором для звуко-слогового анализа, корзинка.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Выставляется игрушка Хрюша.

— Сегодня к нам в гости пришел Хрюша. Он приготовил загадки-описания. Надо отгадать и запомнить отгадки.

Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой – хлеб;

С красным гребнем, клюет зерно, голосисто поет – петух;

Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег – пух;

Маленькая, черная, по комнате летает, звонко жужжит – муха.

Хрюша:

— Кто запомнил все отгадки? Какой звук мой любимый, кто догадался? Правильно – это звук Х, а еще звук Х’, они очень похожи, звук Х’ – родной братец звука Х. Вы сегодня научитесь их различать.

2. Сообщение темы занятия.

— Итак, Хрюша помог нам узнать, что мы сегодня будем вспоминать звуки Х и Х’, а также познакомимся с буквой Х.

3. Характеристика звуков.

Произнесение звуков, сопоставление, характеристика звука, знакомство с буквой Х:

— Произнесите звук Х, погрейте ладошки. Что вы чувствуете?

— Посмотрите в зеркало, как расположены ваши губы, зубы, язык?

( рот приоткрыт, губы свободны, зубы на расстоянии, кончик языка опущен вниз, спинка языка образует крутую горку и получается щель для теплого воздуха –это преграда для воздушной речки);

— Теперь проверим, голосок спит или звенит. Положите ладонь на горлышко.

— Значит звук звонкий или глухой?

— Сейчас произнесите по очереди: х-хь-х-хь, звуки похожи или нет?

Характеристика звуков: звук Х-согласный, глухой, твердый, звук Х’ тоже согласный, глухой, мягкий.

4. Различение звуков Х-Х’ на слух, определение места звука в слове.

Ребята, Хрюша хочет с вами поиграть в разные игры.

Игра «Эхо».

Ха-ха-ха – хя-хях-хя хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе

Хо-хо-хо – хё-хёх-хё ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь

Хы-хы-хы – хи-хи-хи

Игра «Покажи жестом».

а) в слоговом ряду: ха, хо, хе, ух, ихи, охо, хы, хи, хы, ахи, ех

в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, стихи, хирург, хлопушка, художник, хищник, хоровод.

— Сейчас посмотрите на картинки, которые принес Хрюша, назовите их и определите место звука Х (хвост, мухи, хлеб, хлев, охотник, петух, хомяк, горох).

5. Физкультминутка.

— У нашего Хрюши есть друг Хома, давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Хомка-Хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

А Хрюша для вас приготовил скороговорку, давайте повторим сначала медленно, затем быстро:

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо-хвастаться и хныкать.

6. Знакомство с буквой Х.

— На что похожа буква Х?

— Покажите букву Х руками, пальчиками. Нарисуйте букву Х в воздухе, на столе, на спине соседа. Выложите из счетных палочек.

7. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов):

— Ребята, возьмите кассы букв и сейчас мы покажем Хрюше и Хоме как надо выкладывать и приобразовывать слоги.

Ох-ха-хап-хак-хат

Их-хи-хик-хип-хит

8. Упражнение в согласовании существительных и количественных числительных — игра «1, 2, 5, 9» (припоминание рассмотренных ранее картинок на звук Х).

— Играем с Хрюшей и Хомой.

Образец: 1 муха, 2 мухи, 5 мух, 9 мух.

8. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.

— Ребята, посмотрите, Хрюша принес корзинку, а в ней разные квадратики, он не знает, что с ними надо делать. Подумайте, для чего они нужны?

— Правильно, для звукового анализа. Давайте покажем нашим гостям как выполнять звуковой анализ. (выполнение звукового анализа слов ПУХ, ХИТ)

9. Итог занятия. Оценка работы.

Какие звуки мы сегодня повторяли? С какой буквой познакомились?

Маргарита Забара,
учитель-логопед

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва — хозяйке хвала.

Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».

Прохор да Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха — громко топала слониха,

Иха-иха-иха-иха — быстро прыгала зайчиха,

Иха-иха-иха-иха — быстро бегала лосиха,

Аха-аха-аха-аха — не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха — варится уха.

Хи-хи-хи — поедим ухи.

Ху-ху-ху — съели мы уху.

Хи-хи-хи — больше нет ухи.

Ходил хорек на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя). , стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

Ирина Бабичкина

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки -. Буква х»

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте
.

Составила
: учитель-логопед Бабичкина И
. А.

Тема
: Звуки Х и Х’
. Буква Х
.

Цель
: Усовершенствование звукопроизношения
. Обучение грамоте
.

Задачи
: Закрепить навыки четкого произношения изучаемых звуков
. Уточнить артикуляционный уклад звуков
. Развивать фонематический слух. Учить выделять звук
«Х»
в начале, середине, конце слова. Работать над анализом и синтезом слогов и слов
. Развивать грамматический строй
(согласовывать числительные с существительными в категории Р. п)
. Знакомить с буквой Х
. Развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование
: изображение буквы Х
; картинки – хомяк, халат, хурма, холодильник, духи, хек (на доску)
; картинки с изображением предметов со звуком
«Х»
в начале, в середине, в конце слова (раздаточный материал)
; схемы для определения места звука в слове
; касса букв
; изображения букв на доске – Х
,А,У,М,О,П.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва — хозяйке хвала.

Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».

Прохор да Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха — громко топала слониха,

Иха-иха-иха-иха — быстро прыгала зайчиха,

Иха-иха-иха-иха — быстро бегала лосиха,

Аха-аха-аха-аха — не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха — варится уха.

Хи-хи-хи — поедим ухи.

Ху-ху-ху — съели мы уху.

Хи-хи-хи — больше нет ухи.

Ходил хорек на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя). , стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: